Решение б/н По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольног... от 26 апреля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №014/01/17-177/2021 о нарушении антимонопольного законодательства

г. Якутск                         резолютивная часть оглашена «14» апреля 2021 года                                                                                                   

                                           изготовлено в полном объеме «26» апреля 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/17-177/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

***– заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

Члены Комиссии:

*** – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

*** – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей лиц, участвующих в деле:

*** – представитель ООО «Главукс» по доверенности №15 от 14.04.2020;

*** - представитель Администрации муниципального образования «поселок Усть-Нера» Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) по доверенности б/н от 01.02.2021.

Иные представители лиц, участвующих в деле, не приняли участие в рассмотрении дела в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции и не явились на рассмотрение дела очно;

Рассмотрев дело №014/01/17-177/2021 по признакам нарушения Государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите кокнуренции),

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в рамках осуществления контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства осуществлен контроль за процедурой проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта по благоустройству придомовой территории по ул. Мацкепладзе, д. 5 и д. 7 п. Усть-Нера Оймяконского улуса РС (Я) (извещение № 0816500000620012377 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru) на предмет соблюдения требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения действий Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» по допуску к участию и признанию победителем Муниципального бюджетного учреждения «Управление по развитию инфраструктуры муниципального образования «посёлок Усть-Нера» в электронном аукционе № 0816500000620012377, учредителем которого является Заказчик аукциона, установлено наличие признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №2 от 09.02.2021 и определения о назначении дела №014/01/17-177/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 10.02.2021 в отношении Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» (677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, проспект Ленина, д. 22, ОГРН 1181447012086 ИНН 1435335477) возбуждено дело №014/01/17-177/2021 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены:

- Муниципальное автономное учреждение «Комтехсервис» (678730, Республика Саха (Якутия), Оймяконский улус, пгт. Усть-Нера, ул. Ленина д. 14, ОГРН 1191447009863 ИНН 1420001665);

- Администрация муниципального образования «посёлок Усть-Нера» Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (678730, Республика Саха (Якутия), п. Усть-Нера, ул. Коммунистическая, д. 13, ОГРН 1061420000058 ИНН 1420041192);

- Общество с ограниченной ответственностью «Главукс» (677009, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Халтурина, д. 91, ОГРН 1131447005909 ИНН 1435265928).

Согласно определению о назначении дела №014/01/17-177/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 10.02.2021 рассмотрение дела №014/01/17-177/2021 было назначено на «10» марта 2021 года в 15 часов 00 минут.

На рассмотрении дела от 10.03.2021 представитель ГКУ РС (Я) «Центр закупок РС (Я)» поддержал доводы, изложенные в пояснениях от 24.02.2021 №511/01/08-167, указал на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в своих действиях.

На рассмотрении дела от 10.03.2021 представитель Администрации муниципального образования «посёлок Усть-Нера» Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия), поддержал доводы, изложенные в пояснениях от 24.02.2021 №219, указал на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства со стороны ГКУ РС (Я) «Центр закупок РС (Я)».

Согласно определению об отложению рассмотрения дела №014/01/17-177/2021 от 10 марта 2021 года рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства было отложено в связи с необходимостью принятия заключения об обстоятельства дела и было назначено на «14» апреля 2021 в 15 часов 00 минут.

Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия) направило в адрес Якутского УФАС России пояснения от 25.03.2021 №511/02/08-268 поддержав доводы, указанные в пояснениях от 24.02.2021 №511/01/08-167, дополнительно сообщил, что ограничений, связанных с участием в закупке организаций, учредителем которой является заказчик, в системе Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –Закон о контрактной системе) не предусмотрены, а также указало, что Закон о контрактной системе, имеет приоритет перед Законом о защите конкуренции в части регулировании закупок для государственных нужд, не содержит запретов на участие в закупках юридических лиц, учредителями которых является заказчик.

Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru 18 ноября 2020 года размещено извещение №0816500000620012377 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта по благоустройству придомовой территории по ул. Мацкепладзе, д. 5 и д. 7 п. Усть-Нера Оймяконского улуса РС (Я).

Заказчиком аукциона выступает Администрация муниципального образования «посёлок Усть-Нера» Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (678730, РС(Я), п. Усть-Нера, ул. Коммунистическая, д. 13);

Уполномоченное учреждение на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей): Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» (677000, РС (Я), г. Якутск, проспект Ленина, д. 22);

Предмет муниципального контракта: Благоустройство придомовой территории по ул. Мацкепладзе, д. 5 и д. 7 п. Усть-Нера Оймяконского улуса Республики Саха (Якутия);

Дата опубликования извещения о проведении закупки: 18.11.2020 г.;

Номер извещения: 0816500000620012377;

Начальная (максимальная) цена договора: 3 263 631,00 рублей;

Дата начала срока подачи заявок - 18.11.2020 14:31;

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика): - 26.11.2020 в 09:30;

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 27.11.2020;

Дата и время проведения аукциона в электронной форме: 30.11.2020 09:18;

В соответствии с Протоколом №0816500000620012377-1 Единой комиссии по осуществлению закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд заказчиков Республики Саха (Якутия) №4 от 27.11.2020 поступило 2 (две) заявки:

- Заявка МБУ «Управление по развитию инфраструктуры муниципального образования «посёлок Усть-Нера»;

- Заявка ООО «Главукс».

Согласно Протоколу №0816500000620012377-2, Единой комиссии по осуществлению закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд заказчиков Республики Саха (Якутия) №4 от 02.12.2020 комиссия признала обе заявки соответствующими требованиям

Победителем признано МБУ «Управление по развитию инфраструктуры муниципального образования «посёлок Усть-Нера» как предложивший наименьшую цену (сумма предложения - 2 627 222,76 рублей).

Антимонопольный орган при рассмотрении настоящего дела провел анализ состояния конкуренции на рассматриваемом рынке и установил следующее.

а) Определение временного интервала исследования.

Временной интервал исследования определен периодом с 18.11.2020 (дата размещения извещения №0816500000620012377 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта по благоустройству придомовой территории по ул. Мацкепладзе, д. 5 и д. 7 п. Усть-Нера Оймяконского улуса РС (Я)) по 30.09.2021 включительно (конечная дата срока исполнения заключенного контракта).

б) Определение продуктовых границ товарного рынка.

Предметом электронного аукциона №0816500000620012377 являлось благоустройство придомовой территории по ул. Мацкепладзе, д. 5 и д. 7 п. Усть-Нера Оймяконского улуса РС (Я).

Указанный предмет электронного аукциона относится:

• к следующему коду «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст) (ред. от 02.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2021): - 42.99.19.190 – Сооружения гражданские прочие, не включенные в другие группировки.

•      к следующему коду «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст) (ред. от 23.09.2020): - 42.99. - Строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки, эта группировка включает в том числе размежевание и благоустройство территории (например, строительство дополнительных дорог, коммунальной инфраструктуры и т.д.).

в) Определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.

В состав участвовавших хозяйствующих субъектов по аукциону в электронной форме №0816500000620012377 помимо МБУ «Управление по развитию инфраструктуры Муниципального образования «поселок Усть-Нера», входило Общество с ограниченной ответственностью «Главукс» (677009, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Халтурина, д. 91, ОГРН 1131447005909 ИНН 1435265928), который в период проведения закупки являлся конкурентом на право заключения контракта с заказчиком.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Статья 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требования об отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 30.12.2020 г. Администрация муниципального образования «Поселок Усть-Нера» Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (ИНН 1420041192) является учредителем в отношении Муниципального бюджетного учреждения «Управление по развитию инфраструктуры муниципального образования «Посёлок Усть-Нера» (ИНН 1420001665).

В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, аффилированными лицами юридического лица являются в том числе лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.

Таким образом, Администрация муниципального образования «Поселок Усть-Нера» Оймяконского улуса (района) Республики Саха (Якутия) и Муниципальное бюджетное учреждение «Управление по развитию инфраструктуры муниципального образования «Посёлок Усть-Нера» являются аффилированными лицами и входят в одну группу лиц согласно части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки это любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, действующим законодательством не установлен запрет на участие бюджетных учреждений в закупках проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно части 1 статьи 27 Закона о некоммерческих организациях определено, что для целей данного Федерального закона лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок с другими организациями или гражданами (далее - заинтересованные лица), признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.

Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.

В соответствии с пунктом 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2016г.) установлено, что частью 1 статьи 17 Закона №135-ФЗ установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки. По смыслу указанных норм не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Аналогичный запрет установлен частью 1 статьи 1, частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системы.

Из системного толкования указанных положений Закона №44-ФЗ и Закона №135-ФЗ следует, что представление одним лицом как заказчика, так и участника закупки препятствует достижению указанных целей и может привести к нарушению равенства участников закупки, баланса интересов участников закупки и заказчика, к предоставлению необоснованных преференций одному из участников.

В случае, когда руководитель заказчика является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это обстоятельство свидетельствует о возникновении конфликта интересов и приводит к ограничению конкуренции при проведении закупки, поскольку интересы заказчика и участника закупки фактически представляет одно лицо.

Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что согласно подпункту 6.1 пункта 6 Устава Муниципального бюджетного учреждения «Управление по развитию инфраструктуры Муниципального образования «Поселок Усть-Нера» управление бюджетным Учреждением осуществляется руководителем (директором) в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. По всем вопросам деятельности руководитель (директор) бюджетного Учреждения подчиняется учредителю.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к нарушению порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, заявка участника закупки МБУ «Управление по развитию инфраструктуры МО «Поселок Усть-Нера» на основании несоответствия участника закупки требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, подлежала отклонению, в связи с наличием конфликта интересов.

Согласно пояснениям ГКУ РС (Я) «Центр закупок РС (Я)» от 24.02.2021 №511/01/08-167 соответствие требованиям участников закупки требованиям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системы подтверждается посредством предоставления декларации с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. При проверки данной декларации и установления конфликта интересов ввиду родственных связей между участником закупки – МБУ «Управление по развитию инфраструктуры муниципального образования «посёлок Усть-Нера» и заказчиком Администрацией муниципального образования «посёлок Усть-Нера», установлено, что единственным учредителем МБУ «Управление по развитию инфраструктуры муниципального образования «посёлок Усть-Нера» является Администрация муниципального образования «посёлок Усть-Нера», иных учредителей, являющихся физическими лицами или индивидуальными предпринимателями, которые могут быть родственниками руководства Администрации муниципального образования «посёлок Усть-Нера» или МБУ «Управление по развитию инфраструктуры муниципального образования «посёлок Усть-Нера» согласно выписке из ЕГРЮЛ не установлено. Из этого следует, что конфликта интересов между МБУ «Управление по развитию инфраструктуры муниципального образования «посёлок Усть-Нера» и Администрацией муниципального образования «посёлок Усть-Нера» очевидно не имеется.

В своих пояснениях (№511/02/08-268 от 25.03.2021) на заключение об обстоятельствах дела №014/01/17-177/2021 о нарушении антимонопольного законодательства ГКУ РС (Я) «Центр закупок РС (Я)» указал, что ограничения, связанные с участием в закупке организации, учредителем которой является заказчик, Законом о контрактной системе не предусмотрены, иные законы, регулирующие правоотношения в части обеспечения государственных нужд, не должны противоречить Закону о контрактной системе. Принимая по внимание то, что Закон о контрактной системе не содержит в себе исчерпывающее понятие о конфликте интересов, аукционная комиссия уполномоченного учреждения должна руководствоваться пунктом 9 части 1 стать 31 Закона о контрактной системе при проверке заявок участников закупок на предмет наличия конфликта интересов. Таким образом, Закон о контрактной системе, имеющий приоритет перед законом о защите конкуренции в части регулирования закупок для государственных нужд, не содержит запрета на участие в закупках юридических лиц, учредителями которых является заказчик.

Пояснения, представленные ГКУ РС (Я) «Центр закупок РС (Я)» (№511/02/08-268 от 25.03.2021 и №511/01/08-167 от 24.02.2021 не принимаются Комиссией Якутского УФАС России и признаются несостоятельными в связи со следующим.

Пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (либо какие-либо иные нормы Закона о защите конкуренции) не содержат в себе положений, каким-либо образом противоречащих пункту 9 части 1 стать 31 Закона о контрактной системе.

Пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции содержит в себе запрет на осуществление заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Порядок определения победителя или победителей при проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен Законом о контрактной системе, в том числе пунктом 9 части 1 стать 31 Закона о контрактной системе, согласно которому между участником закупки и заказчиком должен отсутствовать конфликт интересов.

Указанную норму необходимо применять с учетом закрепленных в статье 6 Закона о контрактной системе принципов контрактной системы в сфере закупок, обеспечивающих гласность и прозрачность осуществления государственных и муниципальных закупок и направленных на предотвращение коррупции и недопущение ограничения конкуренции, что корреспондирует требованиям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

По смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования (далее - обязательные процедуры), например конкурентных процедур определения поставщика в соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе.

Данная позиция закреплена в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства».

Таким образом, уполномоченным органом/заказчиком при организации и проведении конкурентных процедур закупок помимо соблюдения требований Закона о контрактной системе также должны соблюдаться положения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В рассматриваемом деле несмотря на то, что представление одним лицом как заказчика, так и участника закупки, не включено в перечень, содержащийся в пункте 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, конфликт интересов установлен ввиду того, что руководитель заказчика является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки) и, следовательно, интересы заказчика и участника закупки фактически представляет одно лицо.

При названных обстоятельствах допуск к участию в электронном аукционе заявки бюджетного учреждения приведет или может привести к ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, в силу части 9 статьи 31 и пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, комиссия по осуществлению закупки в данном случае была обязана отстранить бюджетное учреждение от участия в определении поставщика.

Анализ положений статьи 17 Закона о защите конкуренции свидетельствует о том, что запреты, предусмотренные пунктом 1 части 1 (в части запрета на координацию деятельности участников), пунктами 2 - 4 части 1, а также частями 2 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции являются безусловными запретами.

Таким образом, вышеизложенные факты, установленные Комиссией Якутского УФАС России в ходе рассмотрения дела №014/01/17-177/2021, свидетельствуют о том, что Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта по благоустройству придомовой территории по ул. Мацкепладзе, д. 5 и д. 7 п. Усть-Нера Оймяконского улуса РС (Я) (извещение № 0816500000620012377 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru), допустив и признав победителем заявку МБУ «Управление по развитию инфраструктуры муниципального образования «посёлок Усть-Нера», учредителем которой является Заказчик аукциона, нарушила порядок определения победителя электронного аукциона, так как заявка такого участника подлежала отклонению.

С учетом всех изложенных обстоятельств, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела №014/01/17-177/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, приходит к выводу о том, что Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» при проведении электронного аукциона №0816500000620012377 на право заключения муниципального контракта по благоустройству придомовой территории по ул. Мацкепладзе, д. 5 и д. 7 п. Усть-Нера Оймяконского улуса РС (Я) нарушила требования пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Подпунктом «б» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство.

Вместе с тем, Комиссией Якутского УФАС России при рассмотрении настоящего дела установлено, что предписание по факту заключения запрещенного соглашения ответчикам не может быть выдано в связи с завершением его реализации.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/17-177/2021, руководствуясь статьей 16, статьей 22, статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 44, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.  Признать Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435335477 ОГРН 1181447012086, юридический адрес: 677000, РС (Я), г. Якутск, ул. Пр. Ленина, д. 22) нарушившими пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2.  Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

3.  Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с окончанием процедуры проведения электронного аукциона и заключения по его итогам муниципального контракта.

 

 

 

Председатель Комиссии:          

 

***

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

***

 

 

 

 

 

***

 

 

 

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны