Постановление №№ 014/04/7.32.5-823/2021 см. приложение от 23 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 014/04/7.32.5-823/2021

 

город Якутск                                                                                                             11 мая 2021 года

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) – начальник отдела антимонопольного контроля, рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 05 апреля 2021 года, вынесенное прокурором Оленекского района Республики Саха (Якутия) советником юстиции в отношении должностного лица – главы МР «Оленекский эвенкийский национальный район», по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также иные материалы дела,

у с т а н о в и л:

Прокуратурой Оленекского района Республики Саха (Якутия) на основании информации Министерства финансов Республики Саха (Якутия) проведена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части исполнения обязательств по оплате исполненных контрактов, по результатам которой в отношении должностного лица – главы МР «Оленекский эвенкийский национальный район» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 23.66 Кодекса РФ об административных правонарушениях контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе   нач настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 7.12 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции в том числе по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, имеет право в установленном законом порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные штрафы.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела № 014/04/7.32.5-823/2021 об административном правонарушении от 27.04.2021, рассмотрение настоящего дела назначено на 11 мая 2021 года в 15 часов 00 минут удаленно посредством сервиса web-видеоконференцсвязи TrueConf по адресу https://fas1.tconf.rt.ru/c/4462409053.

11 мая 2021 года при рассмотрении настоящего дела, присутствовала лично, поддержала представленные письменные пояснения (исх.№б/н от 11.05.2021, вх.№4161э от 11.05.2021), просила прекратить производство по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Изучив постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и имеющиеся в материалах дела документы, пришел к следующим выводам.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ).

Целью правового регулирования и основными принципами процесса закупок являются эффективное использование бюджетных средств, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, в том числе в части, касающейся особенностей исполнения контракта (статьи 1 и 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон)).

Согласно пункту 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях заключения контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя определенный комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Из материалов настоящего административного дела следует, что на основании Решения Президиума Районного Совета депутатов МР «Оленекский эвенкийский национальный район РС(Я)» № 15-1 от 09.10.2020, в соответствии пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе 26 октября 2020 между заказчиком администрацией «Оленекский эвенкийский национальный район» и поставщиком ООО «Марка 8» заключен муниципальный контракта № 11/2020 на приобретение в муниципальную собственность комплекса нежилых сооружений (автодрома), общей площадью 4 229,2 кв.м., расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), с. Оленек, кадастровые номера 14:24:030001:2323, 14:24:030001:2324, 14:24:030001:2325 (далее – контракт).

Согласно условиям контракта поставщик обязуется поставить заказчику в муниципальную собственность комплекс нежилых сооружений в селе Оленек (далее – товар), а заказчик обязуется принять и оплатить за поставленный товар. Цена контракта составляет 15 000 000,00 рублей (пункты 1.1, 1.3 контракта).

Разделом 3 контракта определен порядок оплаты, в том числе согласно пунктам 3.1.2, 3.1.3 контракта денежные средства в размере 5 000 000,00 рублей перечисляются в срок не более 30 дней со дня подписания акта приема передачи товара. Денежные средства в размере 10 000 000,00 рублей перечисляются в срок не более 30 дней со дня оформления права собственности на товар. Моментом оплаты считается списание денежных средств с расчетного счета заказчика.

27 октября 2020 года между сторонами подписан акт приема передачи в муниципальную собственность комплекса нежилых строений в соответствии с условиями контракта. Оплата в размере 5 000 000,00 рублей произведена на основании распоряжения от 27.10.2020 №823-р, что подтверждается платежным поручением №2443 от 27.10.2020.

Согласно распоряжению № 14 от 27.01.2021 «О принятии на баланс сооружения дорожного транспорта – автодром» главы МР «Оленекский эвенкийский национальный район» товар принят на баланс. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объектах недвижимости право собственности зарегистрировано 20 января 2021 года.

Таким образом, в соответствии с пунктом 3.1.3 контракта денежные средства в размере 10 000 000,00 рублей должны быть перечислены в срок не более 30 дней, т.е. до 19 февраля 2021 года.

Однако, согласно платежному поручению № 707 от 29.03.2021 оплата 10 000 000,00 рублей в нарушение части 13.1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе заказчиком произведена 29 марта 2021 года.

При этом, из справки МКУ ФУ Р «Оленекский эвенкийский национальный район» следует, что на счету у заказчика имелось достаточно денежных средств для исполнения обязательства по оплате за поставленный товар в соответствии с пунктом 3.1.3 контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона

В силу положений части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к данной статье лица, под должностным лицом в настоящем кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Решением Избирательной комиссии МР «Оленекский эвенкийский национальный район» №73 от 25.11.2020 зарегистрирована избранным главой МР «Оленекский эвенкийский национальный район».

Согласно распоряжению МР «Оленекский эвенкийский национальный район» №17-к от 26.11.2021 приступила к исполнению обязанностей главы МР «Оленекский эвенкийский национальный район» с 26 ноября 2020 года.

Таким образом, в обязанности должностного лица заказчика входит организация закупочной деятельности, включая исполнение принятых обязательств, в том числе с целью недопущения возможности применения гражданско-правовой ответственности за их нарушение.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из имеющихся в материалах дела объяснениям от 02.04.2021 следует, что нарушение срока оплаты по контракту за поставленный товар обусловлено отсутствием денежных средств на счету МР «Оленекский эвенкийский национальный район», имеющиеся денежные средства были предназначены для выплат по другим обязательствам, вину в несвоевременной оплате по контракту признает.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении указала, что в соответствии с письмом ФАС России от 28.08.2019 №ИА/74989/19 «О порядке возбуждения дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях» при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств отсутствует объект административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем должностное лицо заказчика не подлежит привлечению к административное ответственности за данное правонарушение. Так, по имеющимся заключенным муниципальным контрактам и выполненным работам и услугам в бюджете района не имелось фактически свободных остатков для полного расчета с подрядчиками, по состоянию на 19.02.201 в бюджете района не имелось доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Как указано выше частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают отношения, связанные с осуществлением закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Объективную сторону данного состава административного правонарушения образуют действия, нарушающие законодательно установленные сроки и порядок оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из материалов настоящего дела следует, что в силу примечания к статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях глава МР «Оленекский эвенкийский национальный район» является должностным лицом, ответственным за соблюдение срока и порядка оплаты при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в том числе по вышеуказанному контракту.

Материалами дела установлено, что должностным лицом – главой МР «Оленекский эвенкийский национальный район» в нарушение требований части 13.1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, пункта 1.3.2 контракта оплата за поставленный товар в установленные сроки не произведена.

Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, материалами дела подтверждается.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является формальным, в рассматриваемой ситуации существенной угрозой охраняемым общественным интересам является несоблюдение заказчиком своих правовых обязанностей, которые возникли у него при заключении контракта. Должностное лицо заказчика обязано было не допустить нарушение сроков и порядка оплаты товаров, работ, услуг при осуществлении закупки для обеспечения государственных нужд. Выявленные нарушения законодательства посягают на установленный порядок осуществления закупок, нарушают основополагающие принципы Закона о контрактной системе, основывающиеся на профессионализме заказчиков, единстве контрактной системы; ведут к нарушению прав хозяйствующих субъектов оправдано рассчитывающих на своевременное получение вознаграждения за выполненные в рамках государственных контрактов работы.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи, то есть закупочная деятельность основана на планировании закупок.

Частью 6 статьи 16 Закона о контрактной системе установлено, что план-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, закупка не может быть осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика.

Муниципальный контракт № 11/2020 на приобретение в муниципальную собственность комплекса нежилых сооружений (автодрома), общей площадью 4 229,2 кв.м., расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), с. Оленек, кадастровые номера 14:24:030001:2323, 14:24:030001:2324, 14:24:030001:2325 от 26.10.2020 заключен на основании Решения Президиума Районного Совета депутатов МР «Оленекский эвенкийский национальный район РС(Я)» № 15-1 от 09.10.2020, в соответствии пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг на 2020 год.

Кроме того, согласно Решению Президиума Районного Совета депутатов МР «Оленекский эвенкийский национальный район РС(Я)» № 15-1 от 09.10.2020 «О вложении бюджетных инвестиций на приобретение комплекса нежилых сооружений (автодрома)» сумма по контракту 15 000 000,00 рублей в бюджете МР «Оленекский эвенкийский национальный район РС(Я)» на 2020 года и плановый период 2021-2022 гг. предусмотрена из доходов в виде прибыли, приходящей на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акции, принадлежащим муниципальным районам.

Так, согласно пояснениям в части дивидендов, поступающих от АК (ПАО) «Алроса» в бюджете муниципального района на 2020 год утверждены доходы в сумме                   259 972,6 т.р., фактическое поступление составило 193 680,1 т.р., итого бюджет района не получил доходов в сумме 66 292,5 т.р., в связи с ухудшением экономической ситуации в стране и снижением выплат АК (ПАО) «Алроса» в бюджет республики.

Между тем из материалов настоящего административного дела не следует, что глава МР «Оленекский эвенкийский национальный район», в период и после возникшей задолженности предпринимало какие-либо действия в целях исполнения обязательств по оплате за поставленный товар в сроки установленные Законом о контрактной системе, обращалось в соответствующие органы с просьбой о выделении дополнительных финансовых средств.

Таким образом, бездействие лица, привлекаемого к административной ответственности, не может быть расценено как надлежащее исполнение обязанностей по обеспечению своевременной оплаты за поставленный товар по муниципальному контракту № 11/2020 на приобретение в муниципальную собственность комплекса нежилых сооружений (автодрома) от 26.10.2020.

Пунктом 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» определено, что в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении статьи 401 ГК РФ необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.

Материалами дела обстоятельств, объективно препятствующих главе МР «Оленекский эвенкийский национальный район» в рамках своих служебных полномочий соблюсти требования части 13.1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе по оплате за поставленный товар не установлено, доказательства лицом, привлекаемым к административной ответственности не представлены.

Факты принятия всех зависящих от него мер, направленных на недопущение нарушения законодательства о контрактной системе, в частности, принятия всех возможных и необходимых мер для соблюдения установленного контрактом порядка и срока оплаты материалы дела не содержат.

Таким образом, бездействие лица, привлекаемого к административной ответственности, не может быть расценено как надлежащее исполнение обязанностей по обеспечению своевременной оплаты за поставленный товар по контракту.

Вина должностного лица состоит в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей по обеспечению соблюдения требований порядка и сроков оплаты по контракту и состоит в том, что она нарушила сроки и порядок оплаты по муниципальному контракту.

На основании вышеизложенного следует, что должностное лицо - глава МР «Оленекский эвенкийский национальный район»

не обеспечив своевременную оплату за поставленный товара в соответствии с пунктом 3.1.3 контракта, совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 05 апреля 2021 года, а также другими материалами дела об административном правонарушении.

Местом совершения административного правонарушения является место осуществления деятельности заказчика: 678480, Республика Саха (Якутия), Оленекский эвенкийский национальный район, с. Оленек, ул. Октябрьская, 24.

Время совершения административного правонарушения: день, следующий за днем, установленный контрактом для оплаты за поставленный товар: 20 февраля 2021 года.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно санкции части 1 статьи 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф на должностных лиц назначается в пределах от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не установлено.

Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности, административного правонарушения, не выявлены.

Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не установлено.

В соответствии со статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 1.5, 2.1, 2.4, 7.32.5, 23.66, 24.5, 29.9, 29.10, 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

   Признать должностное лицо – главу МР «Оленекский эвенкийский национальный район» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей 00 копеек.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны