Решение б/н Решение по жалобе №014/07/18.1-54/2019 от 26 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе N014/07/18.1-54/2019

г. Якутск                                           Резолютивная часть оглашена: «21» марта 2019 г.

                                                           Изготовлено в полном объеме: «26» марта 2019 г.      

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

<................> – заместителя руководителя, начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<..............> – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

<.............> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,

При участии:

От ответчика – ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс»,

представитель <.............> по доверенности б/н от 21.03.2019;

представитель <..............> по доверенности №27 от 21.03.2019;

представитель <.............> по доверенности б/н от 21.03.2019;

генеральный директор учреждения <.............>;

заявитель ООО «ТК УЗСТ», надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы N014/07/18.1-54/2019, явку своих представителей на заседание комиссии не обеспечил;

рассмотрев жалобу ООО «ТК УЗСТ» (далее – Заявитель) на действия ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» (далее – Заказчик) при организации и проведении  открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку специализированной техники (КАМАЗ) для нужд ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» (извещение №31907505350 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) 13 марта 2019 года поступила жалоба ООО «ТК УЗСТ» на действия ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» при организации и проведении  открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку специализированной техники (КАМАЗ) для нужд ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» (извещение №31907505350 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), в которой содержится следующее.

     Компания ООО «ТК УЗСТ» приняла участие в открытом конкурсе в электронной форме  на право заключения договора на поставку специализированной техники (КАМАЗ) для нужд ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс», путем направления 27.02.2019г. в 10:53 (по Московскому времени) своей Заявки на участие в открытом конкурсе Документ №068 от 27.02.2019г. на сайт Единой информационной системы в сфере закупок, по адресу в сети «Интернет»: www.zakupki.gov.ru с единым комплектом документов в полном соответствие с требованиями документации по проведению открытого конкурса в электронной форме на поставку специализированной техники (КАМАЗ) для нужд ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс».

     В соответствии с Протоколом №31907505350-03 подведения итогов, Комиссия приняла решение признать за ООО «ТК УЗСТ» второе место по основаниям, не указанным Заказчиком ни в одном документе, относящемся к проводимому открытому конкурсу.

     Участник считает, что основанием принятого решения стал следующий аспект: победитель конкурса указал срок поставки – 25 (двадцать пять) дней с момента подписания договора с обеих сторон, при указанном в конкурсной документации Заказчика срока – 40 (сорок) дней.

            Решение комиссии неправомерно по следующим основаниям:

  1. ООО «ТК УЗСТ» в предоставленном Технико-коммерческом предложении (Исх. №137 от 27.02.2019г.) и в Предложение о цене договора предоставляемых для участия в открытом конкурсе на право заключения договора на поставку специализированной техники (КАМАЗ) для нужд ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» (Исх. №137 от 27.02.2019г.) предложило цену договора 26 940 000,00 руб. с учетом НДС 20%, при начальной цене контракта 29 111 666, 63 руб.

       В свою очередь победитель конкурса ООО «Техинком Питер» предложило цену договора 27 165 000,00 руб. с учетом НДС 20%, которая является выше предложенной ООО «ТК УЗСТ».

       Однако, как видно из Приложения к протоколу подведения итогов от 05.03.2019г., ООО «Техинком Питер» указал срок поставки - 25 (двадцать пять) дней с момента подписания договора с обеих сторон, при указанном в конкурсной документации Заказчика срока, и соответственно в Технико-коммерческом предложении ООО «ТК УЗСТ»  – 40 (сорок) дней.

       На основании раздела 12 «Критерии оценки и сопоставления заявок» Документации по проведению открытого конкурса в электронной форме на поставку специализированной техники (КАМАЗ) для нужд ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс», а так же на основании Приложения к протоколу подведения итогов Заказчик необъяснимым для Участников способом провел оценку и сделал выбор в пользу ООО «Техинком Питер», однако если опираться на вышеуказанные документы, можно сделать вывод, что оба участника – ООО «ТК УЗСТ» и ООО «Техинком Питер» предположительно набрали одинаковое количество баллов.

       Хотим так же отметить, что в Приложение к протоколу подведения итогов от 05.03.2019г. Заказчиком не раскрыт вопрос применения бальной системы итоговой предпочтительности предложения. Каким образом Заказчик выявил победителя, не ясно. Такого расчета в предложенных протоколах и приложениях не представлено.

       Судебные инстанции отмечают, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок является выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям Заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. Субъекты предпринимательской деятельности не могут быть ограничены в использовании определенного товара либо сроках, наиболее отвечающего их целям.

       Согласно ч. 2 ст. 3 Закона №223-ФЗ выигравшим в конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке.

       Считаем, что в данной ситуации Заказчиком нарушены основные принципы контрактной системы в сфере закупок, указанный в п.1 ст. 3 Федерального Закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011г.

  1. Подпункт д) п. 2.1. раздела 2 «Требование к участникам закупки» Документации по проведению открытого конкурса в электронной форме на поставку специализированной техники (КАМАЗ) для нужд ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» устанавливает обязательные требования к участникам закупки, а именно: «отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации...». В Интернет-ресурсе «Контур-фокус» есть достоверная информация, что у ООО «Техинком Питер» есть исполнительные производства, предметом которых являются налоги и сборы, на крупные денежные суммы. Из чего следует, что Заказчик не применил должной осмотрительности при выборе победителя и «закрыл глаза» на недобросовестность ООО «Техинком Питер», в итоге выбрав данную компанию победителем.

       Считаем, что вышеуказанный аспект создал ООО «Техинком Питер» преимущественные условия участия в торгах, что запрещено п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона №135-ФЗ и как нарушение принципа равноправия, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции (п. 2 ч.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Таким образом, можно сделать вывод, что решение Комиссии о присуждении второго места по итогам участия в открытом конкурсе в электронной форме компании ООО «ТК УЗСТ» является не обоснованным и противоречащим:

-          содержанию, положениям и требованиям, установленным Заказчиком в Документации по проведению открытого конкурса в электронной форме на поставку специализированной техники (КАМАЗ) для нужд ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс»;

-          фактическому предоставлению в Комиссию Участником всех необходимых документов в составе Заявки и их игнорированием со стороны членов Комиссии во главе с председателем Комиссии;

-          требованиям и основным положениям Федерального Закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011г.

            Представители ГАУ РС(Я) на заседании комиссии по рассмотрению жалобы возражали против доводов заявителя.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Заказчик: Государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутлесресурс» (677010, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Автодорожная д. 4/2, к. 1.);

Номер извещения: 31907505350 от 08.02.2019 (www.zakupki.gov.ru);

Порядок проведения закупки: Федеральный закон N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

Способ определения поставщика: Открытый конкурс в электронной форме;

Наименование закупки: Поставка специализированной техники (КАМАЗ) для нужд ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс»;

Начальная (максимальная цена контракта): 29 111 666,63 рублей;

Дата и время окончания подачи заявок: 01.03.2019 в 01:00;

Дата подведения итогов: 07.03.2019.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ  "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках), любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

   В соответствии с правилами ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

            Федеральный закон N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

            Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

  Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

            Согласно ч. 16 ст. 3.2 Закона о закупках, под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

            В соответствии с п. 12.1 документации по проведению открытого конкурса в электронной форме на поставку специализированной техники (КАМАЗ) для нужд ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» (далее – Документация), оценка и сопоставление заявок на участие в закупке осуществляются комис­сией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены документацией.

Согласно п. 12.2 Документации оценка заявок участников закупки осуществляется методом суммирования бальных оценок с учетом значимости критериев.

В силу п. 12.3 Документации метод суммирования бальных оценок с учетом значимости критериев предусматривает оценку заявок участников закупки по 100 бальной шкале по каждому из критериев с учетом коэффициентов значимости соответствующего критерия и суммирования полученных результатов. Победителем закупки признается участник, набравший наибольшую сумму баллов.

Критериями оценки заявок являются:

№ п/п

Критерий

Значимость критерия

Коэффициент значимости критерия

1

Цена договора.

50 %

0,5

2

Сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

25 %

0,25

3

Квалификация участника закупки

25 %

0,25

 

ИТОГО

100 %

1,0

       

         Согласно п. 12.4 Документации оценка заявок по критерию «Цена договора», присуждается по следующей формуле:

ЦБi = Цmin / Цi x 100,

где ЦБi - количество баллов по критерию;

Цmin - минимальное предложение из сделанных участниками закупки;

Цi - предложение участника, которое оценивается.

          12.5 Оценка заявок по критерию «Сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.».

Рейтинг, присуждаемый заявке по данному критерию, определяется по формуле:

СБi = Сmin / Сi x 100,

где СБi - количество баллов по критерию;

Сmin - минимальное предложение из сделанных участниками;

Сi - предложение участника, которое оценивается.

 

            Пунктом 12.5 документации установлен расчет обобщенного критерия:
БОБОБЩj=Бi×Вi

            где:

БОБОБЩ j      –  рассчитанная оценка предпочтительности по j-тому обобщенному критерию оценки в баллах;

Бi         –     полученная оценка предпочтительности по i-тому частному критерию оценки (второго уровня), входящего j-ый обобщенный критерий оценки, в баллах;

Вi         –     значимость i-ого частного критерия оценки (второго уровня), входящего j-ый обобщенный критерий оценки, выраженная в диапазоне от 1% до 100% (или от 0,01 до 1,00) – вес i-ого частного критерия оценки.

            При этом, исходя из письменных пояснений заказчика, а так же не оспаривается представителями заказчика, расчет производился по иной формуле:

            ПБiimax x ЗП,

            где ПБi – количество баллов по показателю;

            Пi – предложение участника, которое оценивается;

            Пmax – предложение, за которое присваивается максимальное количество баллов;

            ЗП – значимость показателя.

    В соответствии с п. 2.4.1 Положения о закупках ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс», в целях определения лучших условий исполнения договора, заказчик оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе по критериям, указанным в документации о закупке.

     Согласно п. 2.4.10 Положения о закупках ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс», порядок оценки заявок устанавливается в конкурсной документации в соответствии с п. 2.4.3 – 2.4.10 настоящего Положения.

     Формула, по которой производился порядок оценки заявок участников, в конкурсной документации не установлена.

   В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

    Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

     При таких условиях, заказчик нарушил ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, п. 2.4.1 и п. 2.4.10 Положения о закупках, неправомерно осуществив оценку заявок по критериям, не указанным в конкурсной документации.

   В этой связи, Комиссия считает обоснованным довод заявителя о том, что оценка заявок Заказчиком противоречит содержанию, положениям и требованиям, установленным Заказчиком в Документации по проведению открытого конкурса в электронной форме на поставку специализированной техники (КАМАЗ) для нужд ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс».

   Кроме того, комиссия антимонопольного органа также соглашается с доводом заявителя о том, что Заказчик не применил должной осмотрительности при рассмотрении ООО «Техинком Питер», т.к. справка №838 представленная победителем «об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов процентов» сформирована по состоянию на 21.01.2018.

  При этом, пп. д) п. 2.1 Документации устанавливает одно из обязательных требований к участникам закупки -  отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

  При таких условиях, учитывая, что извещение о проведении закупки было опубликовано 08.02.2019, участнику закупки необходимо было подтвердить за прошедший календарный год отсутствие недоимки по налогам и сборам справкой по состоянию на 2019 год.

  Учитывая изложенное, заявка ООО «Техинком Питер» изначально должна была быть отклонена как несоответствующая обязательным требованиям заказчика на основании п. 2.3 Документации.

     В силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами в том числе равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, повлекшие допуск ООО «Технинком Питер» по требованию пп. д) п. 2.1 Документации противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

 В соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

    В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1.  Признать жалобу ООО «ТК УЗСТ» на действия ГАУ РС(Я) «Якутлесресурс» при организации и проведении  открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку специализированной техники (КАМАЗ) для нужд ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» (извещение №31907505350 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), обоснованной;
  2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки;
  3. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель Комиссии        ________________           <...............>                                                  

Члены Комиссии                      ________________                      <.............>                               

                                                     ________________                     <.............>

Связанные организации

Связанные организации не указаны