Решение б/н ООО "Байкал Трейд" на ПАО "Якутскэнерго" от 31 января 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 014/07/3-126/2020
по результатам рассмотрения жалобы
г. Якутск 31 января 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
<...>– заместителя руководителя – начальника отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;
<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,
в отсутствии:
заявителя общества с ограниченной ответственностью «Байкал Трэйд» (далее – ООО «Байкал Трэйд», заявитель), (место нахождения: 677000, г. Якутск, ул. Чиряева, дом 4, кв. 22, ИНН 1435306772, КПП 143501001, ОГРН 1161447054845);
представителей заказчика публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (место нахождения: 677009, г. Якутск, ул. Федора Попова, дом 14, ИНН 1435028701, КПП 143501001, ОГРН 1021401047260), Кузакова А.И. по доверенности №И00007287 от 14.01.2020, Пилипюк А.Н. по доверенности №И00005732 от 06.12.2018 г.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Байкал Трэйд» (далее – ООО «Байкал Трэйд», заявитель) на действия (бездействие) заказчика публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запорной арматуры общепромышленной для нужд ПАО "Якутскэнерго" (извещение № 31908731215),
установила:
21 января 2020 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Байкал Трэйд» на действия (бездействие) заказчика публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запорной арматуры общепромышленной для нужд ПАО "Якутскэнерго" (извещение № 31908731215), нарушающие законодательство о закупках.
Из содержания жалобы заявителя следует, что при проведении конкурса в электронной форме заказчик ограничивает конкуренцию, поскольку заказчиком представлены ответы на запросы разъяснений, не раскрывающие предмет запросов разъяснений и имеющие следующее содержание: «Уважаемые участники! Вопрос требует дополнительного времени на рассмотрение, ожидайте размещение ответа на сайте ЭТП АО «Единая электронная торговая площадка» http://rushydro.roseltorg.ru/ и на сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru/. Заявитель считает, что данные действия заказчика ограничивают конкуренцию, так как данные разъяснения влияют на конечную стоимость поставки товаров.
На рассмотрении жалобы по существу представители заказчика не согласились с жалобой и пояснили, что в поступивших запросах о разъяснении документации о закупке участниками поставлены вопросы об уточнении характеристик закупаемой продукции, ответить на которые без изменения сути документации о закупке не представляется возможным, а также достаточно большой объем закупаемой продукции (237 наименований), в целях обеспечения равных условий участия в закупке всем хозяйствующим субъектам, расширения конкуренции при проведении закупки и привлечения к закупке максимально возможного количества лиц, обеспечения потребности заказчика с учетом приведенных обстоятельств проводится уточнение технических характеристик необходимой ему продукции для последующего внесения изменений в документацию о закупке.
Между тем, представители заказчика пояснили, что заявитель ООО «Байкал Трэйд» с запросами о разъяснении документации о закупке к организатору закупки не обращалось, что свидетельствует о формальности поданной жалобы, об отсутствии нарушения каких-либо прав и интересов общества действиями (бездействием) заказчика, организатора закупки при проведении конкурса.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
ПАО «Якутскэнерго» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным Протоколом заседания Совета директоров ПАО «РусГидро» от 04.10.2018 № 277 (далее – Единое положение).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.
Как следует из материалов рассмотрения жалоб, 27.12.2019 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, документация о закупке «Конкурс в электронной форме на право заключения договора на поставку запорной арматуры общепромышленной для нужд ПАО "Якутскэнерго".
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 3.2 Закона о контрактной системе любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.
Аналогичное положение содержится в подпункте «в» пункта 3.3.6 Единого положения.
Пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.
Раздел 4.3. документации о закупке содержит положения относительно разъяснений Документации о закупке:
-
-
- Участники вправе обратиться к Организатору за разъяснениями настоящей Документации о закупке.
- Запросы на разъяснение настоящей Документации о закупке должны подаваться следующим образом:
-
- в случае проведения закупки способом «открытый конкурс» или «закрытый конкурс» (в бумажной форме) – запросы подаются в форме электронного сканированного документа за подписью руководителя организации или иного ответственного лица Участника, направленного в адрес Организатора по адресу электронной почты[1] контактного лица, указанного в пункте 1.2.9.;
- в случае проведения закупки способом «конкурс в электронной форме» или «закрытый конкурс» с использованием ЭТП – запросы подаются в соответствии с Регламентами и инструкциями оператора ЭТП, опубликованными на сайте соответствующей ЭТП.
-
- Организатор обязуется ответить на любой вопрос, поступивший не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок. В случае поступления вопросов с нарушением установленного срока, Организатор вправе не предоставлять разъяснения.
- Организатор вправе без получения запросов от Участников по собственной инициативе выпустить и официально разместить разъяснения настоящей Документации о закупке.
- Ответы на поступившие вопросы официально размещаются (с указанием предмета запроса, но без указания Участника, от которого поступил вопрос) в сроки, установленные пунктом 1.2.9, но в любом случае не позднее чем в течение 3 (трех) рабочих дней с даты поступления такого запроса. При проведении закупки с использованием ЭТП копия ответа размещается Организатором на ЭТП.
- Разъяснения Документации о закупке носят справочный характер и не могут изменять предмет закупки и существенные условия проекта Договора (в противном случае необходимо вносить изменения в Документацию о закупке). При этом Участники обязаны учитывать разъяснения Организатора при подготовке своих заявок. Все риски и последствия за подачу заявки без учета официально размещенных разъяснений несет Участник.
- В случае получения Участником любой иной информации в отношении условий проводимой закупки в порядке, не предусмотренном настоящим подразделом, такая информация не считается официальной, и Участник не вправе на нее ссылаться.
-
Согласно пункту 15 извещения о закупке, пункту 1.2.20 документации о закупке, срок окончания подачи заявок на участие в закупке установлен до 10:00 (по московскому времени) 31.01.2020.
На момент рассмотрения жалобы в соответствии с вышеуказанными положениями участниками закупок были поданы запросы разъяснений под соответствующими номерами №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11 ответы на которые были размещены в единой информационной системе в период с 16.01.2020 по 23.01.2020.
Однако заявитель в своей жалобе от 21.01.2020 г. указывает на 4 разъяснения.
Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Следовательно, предметом рассмотрения данной жалобы являются запросы разъяснений №1 от 13.01.2020, №2 от 13.01.2020, №3 14.01.2020, №4 от 20.10.2020.
Комиссией Якутского УФАС России установлено следующее:
- 13.01.2020 поступил запрос №1 об уточнении характеристик оборудования следующего содержания : «Прошу уточнить оборудованию Затвор АН7.514.1433-ЯК Ду150 Ру10 дисковой с электроприводом МЭОФ-250/63-0,25У 1. Рабочая среда (химический состав, концентрацию, возможность наличия механических включений и нефтепродуктов; 2.температуру рабочей среды (max значение) 3.Электропривод общепром, на 220 или 380В требуется. Возможно у Вас есть опросный лист?». Разъяснение №1 на данный запрос размещено в единой информационной системе 16.01.2020;
- 13.01.2020 поступил запрос №2 об уточнении характеристик оборудования следующего содержания : Клапан запорно-регулирующий 25ч945п DN100 PN16 Kv? ST0.1 498.0-0WНАB/08 Kv? не указан . Разъяснение №2 на данный запрос размещено в единой информационной системе 16.01.2020;
- 14.01.2020 поступил запрос №3 об уточнении характеристик оборудования следующего содержания : Клапан Ду 50 Ру 10 У26161-050 В вашем техническом задании нахватает технических данных. Укажите две цифры, недостающие в номере чертежа, либо опишите присоединение, управление, марку стали, температуру рабочей среды и уплотнение. Разъяснение №3 на данный запрос размещено в единой информационной системе 17.01.2020;
- 15.01.2020 поступил запрос №4 об уточнении характеристик оборудования следующего содержания : позиция:114 " указано давление ДУ50 ру50 так как данное давление не существует " позиция: 228 "Количество отверстий 8 шт" указано в технических требованиях по госту 12 отверстий позиция: 229 "Количество отверстий 8 шт" указано в технических требованиях по госту 12 отверстий позиция :203,206,209,214,220,224,253 "Рабочее давление: 40 бар., Температура: от - 253 °С до + 600 °С, материалы исполнения: сталь 09Г2С, ГОСТ 33259-2015" данные характеристики не соответствуют материалу исполнения Позиция: 213,219 "Рабочее давление: 25 бар., Температура: от - 30 °С до + 300 °С, материалы исполнения: сталь 09Г2С, ГОСТ 33259-2015" данная температура не соответствует данной марки стали позиции : 226,227,228,229,230 -Меж осевое расстояние некорректно указано позиция : 229 название 1-300-16 маркировка – это обозначение фланца с 16 давление в описании указано 25 атм. Разъяснение №4 на данный запрос размещено в единой информационной системе 20.01.2020;
Разъяснения №1, №2, №3, №4 имеют одинаковую формулировку следующего содержания: « Уважаемые участники! Вопрос требует дополнительного времени на рассмотрение, ожидайте размещение ответа на сайте ЭТП АО «Единая электронная торговая площадка» https://rushydro.roseltorg.ru/ и на сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru/ отдельной публикацией».
Исходя из смысла части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 4.3.5 документации о закупке следует, что разъяснение положений документации, опубликуемое заказчиком в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, должно раскрывать предмет запроса разъяснения.
Данные разъяснения положений закупочной документации №1, №2, №3, №4 опубликованные заказчиком 16.01.2020, 17.01.2020, 20.01.2020, не раскрывают суть запросов, не уточняют характеристики позиций (товаров), не понимание которых вызвало затруднение у поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и стало причиной направления вышеуказанных запросов. Следовательно, они не могут считаться надлежащими разъяснениями, поскольку они не содержат предмета запроса, а значит, конкретного исчерпывающего ответа.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что разъяснения положений документации на запросы №1, №2, №3, №4 заказчиком не осуществлены. Данные действия заказчика нарушают часть 3 статьи 3.2 Закона о закупках.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Байкал-Трэйд» (далее – ООО «Байкал-Трэйд», заявитель) на действия заказчика публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запорной арматуры общепромышленной для нужд ПАО "Якутскэнерго" (извещение № 31908731215) обоснованной.
2. Признать заказчика – ПАО Якутскэнерго нарушившим часть 3 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать заказчику - ПАО «Якутскэнерго» предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) доказательства исполнения предписания.
Настоящее решение, предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их вынесения.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии: |
|
|
↑