Решение №014/07/3-776/2022 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-776/2022 от 20 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-776/2022

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 14 июня 2022 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя-начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – старшего специалиста 1 разряда отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством web-видеоконференцсвязи, при участии:

от организатора закупки, государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» (ОГРН 1181447012086, ИНН 1435335477) (далее – Организатор закупки, ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)»): <...> (представитель по доверенности);

от заказчика, государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха(Якутия)» (ОГРН 1081435584020, ИНН 1435211305) (далее – Заказчик, ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)»):<...> (представитель по доверенности),

в отсутствии заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Содружество» (ОГРН 1167154068916, ИНН 7130030947) (далее – Заявитель, ООО «Содружество»): не явились, направили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя,

рассмотрев жалобу ООО «Содружество» на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку сенсорного стола (извещение №32211375704 на официальном сайте zakupki.gov.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

установила:

26.01.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) поступила жалоба ООО «Содружество» на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку сенсорного стола (извещение №32211375704 на официальном сайте zakupki.gov.ru).

Заявитель в поданной жалобе указал следующее:

«На основании пункта 1 части 7 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»: «"шаг аукциона" составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены договора».

Торги по данному аукциону начались в 4 утра по моск. времени 02.06.2022г. И шаг аукциона составлял 5,00 рублей, что подтверждается распечаткой шагов, взятой с площадки Корпоративные процедуры и закупки субъектов 223-ФЗ (в приложении), когда должен был составлять не менее 1 491,68 руб. Таким образом торги продолжались 4 часа 40 минут. На основании распечатки шагов участников, мы делаем вывод, что изменение произошло в 8-40 утра по моск. времени.

Что подтверждается ответом от Центра Поддержки Пользователей АО «ЕЭТП» №5LROQ, которое ООО «Содружество» запросило 02.06.2022 уже после аукциона.

Текст ответа: «Здравствуйте, Александр Александрович! Обращаем Ваше внимание, что при публикации процедуры изначально заказчиком был указан шаг снижения в валюте цены договора в диапазоне от 0,5 до 5. Затем, в ходе торгов по обращению заказчика Шаг снижения был изменен в процентах от начальной цены договора от 0.5 до 5».

Заказчик нарушил правила проведения торгов своими действиями. <…>

Заказчик неправильно изначально указал шаг снижения в валюте цены договора в диапазоне от 0,5 до 5. Участник был введен в заблуждение действиями заказчика.

Затем в ходе торгов по обращению заказчика шаг снижения был изменен в процентах от начальной цены договора от 0,5 до 5, когда уже приближалось 9 утра и пять часов продолжительности аукциона, когда участник уже не мог более присутствовать на торгах, и поэтому не реализовал далее свое право участия в торгах и не смог победить.

Заказчик с доводами жалобы согласился, представил письменные пояснения, где указал в частности следующее:

«По существу жалобы ООО «Содружество» в части установления «шага аукциона» в размере 5 рублей: специалист по закупкам ГБУ PC (Я) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» <…> в программе «Web-Торги-КС» действительно установила «шаг аукциона» в размере 5 рублей и направила заявку на закупку посредством «Web-Торги-КС» в ГКУ PC(Я) «Центр закупок PC(Я)».

Представитель Заказчика представил скриншот заявки на закупку (далее – Заявка) и пояснил, что при формировании Заявки произошла техническая ошибка и «шаг аукциона» был установлен в валюте договора без установления минимальной и максимальной величины «шага аукциона», когда должен был составлять не менее 1 491,68 рублей, что соответствует 0,5% от НМЦД в сумме 298 336,67 рублей. При этом Заказчик в адрес Организатора закупки ГКУ PC(Я) «Центр закупок PC(Я)» и оператора площадки АО «ЕЭТП» по вопросу изменения «шага аукциона» письменно не обращался.

Организатор закупки с доводами жалобы согласился, представил письменные пояснения и скриншоты из которых следует, что в электронной Заявке, направленной Организатору закупки посредством программы «Web-Торги-КС» во вкладке «Информация по аукциону» специалистом по закупкам со стороны Заказчика шаг аукциона был установлен «в валюте договора» в значениях «от: 0,00 до: 0,00».

Данный факт был обнаружен уже в ходе осуществления электронного аукциона, в связи с чем ГКУ PC(Я) «Центр закупок PC (Я)» направил о письмо от 02.06.2022 №511/02/11-618 оператору АО «ЕЭТП» о необходимости установления шага ценовых предложений в процентах от начальной (максимальной) цены договора в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.26 части 2 аукционной документации, то есть от 0,5% до 5%.

На основании этого письма оператором площадки 02.06.2022 в 14:40 (время местное) в ходе проведения процедуры электронного аукциона параметр шага ценовых предложений был исправлен на значения от 0,5% до 5%.

После чего участниками закупки подавались ценовые предложения путем снижения НМЦД на суммы 14 916,83 рублей (5%) и 1 491,68 рублей (0,5%) до окончания процедуры электронного аукциона, по итогам проведения которой были составлены Протокол от 03.06.2022 №32211375704-02 комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчиков Республики Саха (Якутия) в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Протокол подведения итогов №32211375704-02) и Протокол проведения аукциона в электронной форме №32211375704 на электронной площадке АО «Единая электронная торговая площадка» (далее – Протокол проведения аукциона №32211375704).

Также Организатор закупки представил скриншот из личного кабинета ГКУ PC(Я) «Центр закупок PC(Я)» на площадке «Росэлторг» (АО «ЕЭТП») согласно которому при перенаправлении Заявки от Организатора на торговую площадку неуказанным в поданной Заявке параметрам аукциона, а именно минимальный и максимальный шаги аукциона, функционалом площадки автоматически были присвоены значения 0,5 и 5,0% соответственно.

В целях всестороннего и объективного рассмотрения обстоятельств дела Якутским УФАС России были истребованы информация и пояснения у оператора торговой электронной площадки «Росэлторг» (АО «ЕЭТП»).

На основании представленных оператором сведений и пояснений Комиссия установила следующее.

12.05.2022 ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)» было опубликовано извещение и документация о проведении Закупки на сайте электронной площадке «Росэлторг» в специализированной секции «Коммерческие закупки» и в ЕИС.

Согласно извещению и документации аукцион проводится в порядке Закона о закупках.

Извещением о проведении Закупки было установлено:

Дата и время начала подачи заявок: 12.05.2022 05:00 [GMT +3].

Дата и время окончания подачи заявок: 30.05.2022 04:00 [GMT +3].

Дата и время рассмотрения заявок: 01.06.2022 16:00 [GMT +3].

Дата и время проведения аукциона: 02.06.2022 04:00 [GMT +3].

Дата и время подведения итогов: 06.06.2022 16:00 [GMT +3].

Функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке.

Проведение процедур в электронной форме в секции «Коммерческие закупки» осуществляется в соответствии с Регламентом процесса размещения заказов и предложений с использованием специализированной электронной торговой площадки «Коммерческие закупки» АО «ЕЭТП» (далее – Регламент), который является договором присоединения в соответствии со статьей 428 Гражданского кодекса РФ.

Описание функциональных характеристик и действий изложено в Руководстве пользователя специализированной электронная торговая площадка «Коммерческие закупки» (далее – Руководство пользователя).

Регламент и Руководство пользователя размещены в открытой части сайта электронной площадки в разделе «База знаний/Документы и регламенты» (Регламент размещен по ссылке: https://www.roseltorg.ru/_flysystem/webdav/2022/06/02/reglam_com_02062022.pdf).

Для процедур закупки типов: «Аукцион на повышение», «Аукцион», «Аукцион на понижение (Редукцион)» – в блоке «Свойства процедуры» указывается количество частей заявок, шаг ценовых предложений, время ожидания ценовых предложений, как на приведенном в качестве примера скриншоте (см. Рисунок №1).

 

Рисунок №1.

Согласно реестру событий с электронной площадки, при публикации извещения о проведении Закупки Организатором закупки был установлен шаг ценовых предложений (в валюте договора): от 0,5 до 5, что подтверждается представленным скриншотом (см. Рисунок №2).

 

Рисунок №2

Таким образом, 02.06.2022 в 04:00 [МСК] этап подачи ценовых предложений начался согласно установленному шагу ценовых предложений при значениях «шага аукциона» в рублях – от 0,5 рублей до 5,0 рублей.

Впоследствии, в период проведения этапа подачи ценовых предложений в адрес оператора электронной площадки поступило обращение Организатора закупки от 02.06.2022 №511/02/11-618 для приведения в соответствие шага ценовых предложений с документацией Закупки, в результате чего посредством технической поддержки оператора электронной площадки 02.06.2022 в 08:40 [МСК] был установлен шаг ценовых предложений в процентах, при значениях «шага аукциона» от 0,5% до 5%.

Комиссия, заслушав представителей сторон, изучив доводы и представленные материалы установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)», утвержденного приказом ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)» от 13.01.2022 №22.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее – заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу согласно пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 18 статьи 3.2 Закона о закупках, под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее – «шаг аукциона»). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

Согласно Порядку взаимодействия заказчиков Республики Саха (Якутия) с государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» при осуществлении закупок товаров, работ, услуг (далее – Порядок), утвержденному постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.11.2021 №492 «Об уполномоченном учреждении на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия)», заказчик устанавливает требования к товару, участникам закупки и утверждает извещение об осуществлении закупки.

Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Порядка, ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)» является уполномоченным учреждением на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков РС(Я), к числу которых отнесено ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)» (подпункт 1 пункта 2 Порядка).

Согласного подпункту 4 пункта 2 Порядка, заказчик формирует посредством автоматизированной информационной системы (АИС) «WEB-Торги-КС» заявку на закупку, представляющую собой подписанный квалифицированной электронной подписью заказчика электронный документ, содержащий разработанные документы и сведения заказчика о закупке товаров, работ, услуг на основе и в сроки, установленные планом-графиком, являющийся основанием для начала определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 3.1 Порядка, подача заказчиком заявки на закупку в уполномоченное учреждение осуществляется через АИС «WEB-Торги-КС» – региональную информационную систему в сфере закупок Республики Саха (Якутия), интегрированную с Единой информационной системой в сфере закупок.

В силу пункта 5 Порядка, уполномоченное учреждение проверяет представленную заказчиком заявку на закупку на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), при необходимости запрашивает у заказчика информацию и документы, необходимые для проверки сведений, содержащихся в заявке на закупку, принимает решение о выборе электронной площадки, формирует состав комиссии по осуществлению закупок, размещает в ЕИС извещение о закупке, осуществляет иные действия в рамках установленных Порядком прав и обязанностей.

Из представленного Организатором документа «История обработки документов» (идентификатор документа: 2434757) Комиссия установила, что согласование поданной заявки на закупку (через центр закупок) происходило следующим образом.

29.04.2022 Заказчик направил Организатору на согласование заявку на закупку.

04.05.2022 Организатор возвратил поданную Заявку на доработку.

11.05.2022 Заказчик повторно направил Организатору на согласование доработанную заявку, которая была Организатором согласована в тот же день.

Согласно подпункту 1 пункта 17.37 Положения о закупках, установлено что «шаг аукциона» составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены договора. Аналогичные требования установлены в подпункте 1 пункта 2.26 части 2 аукционной документации, которая была согласована в составе заявки на закупку.

В этой связи Комиссия установила, что согласованная заявка на закупку содержала допущенную специалистом по закупкам Заказчика техническую ошибку в части установления параметра «Шаг ценовых предложений» в значении «В валюте договора», при этом минимальная и максимальная величина установлена заказчиком в значениях «от: 0,00» и «до: 0,00», что подтверждается представленным Заказчиком скриншотом заявки на закупку, размещенной в системе АИС «WEB-Торги-КС» (см. Рисунок №3).

 

Рисунок №3

Таким образом установлено, что допущенная Заказчиком техническая ошибка в ходе согласования поданной заявки Организатором закупки устранена не была.

12.05.2022 Организатор разместил Извещение и Документацию о проведении закупки в форме открытого аукциона в электронной форме на поставку сенсорного стола (извещение №32211375704) на сайте электронной площадке «Росэлторг» и в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС).

При этом при передаче Организатором закупки указанной заявки на торговую площадку не установленные в результате технической ошибки специалистом по закупкам Заказчика параметр «Максимальный шаг аукциона» получил значение «5», параметр «Минимальный шаг аукциона» получил значение «0,5», что подтверждается документом торговой площадки «История изменений» (см. Рисунок №4), направленным в Личный кабинет ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)» в ходе процедуры размещения заявки на закупку посредством функционала электронной площадке «Росэлторг».

 

Рисунок №4

Таким образом Комиссия приходит к выводу, что проведение процедуры аукциона с шагом аукциона от 0,5 до 5,0 рублей с одной стороны обусловлено действиями (бездействием) Заказчика, установившего в заявке на закупку параметр «Шаг ценовых предложений» в значении «В валюте договора» и не установившего значений «Максимальный шаг аукциона» и «Минимальный шаг аукциона» в соответствии с аукционной документацией, и действиями (бездействием) Организатора закупок, не обеспечившим надлежащую проверку поданной заявки на закупку, а также не обеспечившим своевременное устранение указанной ошибки силами технической поддержки электронной площадки до начала проведения процедуры электронного аукциона.

Как отмечалось ранее, подпунктом 1 пункта 17.37 Положения о закупках, установлено что «шаг аукциона» составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены договора. Аналогичные требования установлены в подпункте 1 пункта 2.26 части 2 Документации о закупке.

Следовательно, проведение процедуры электронного аукциона на площадке «Росэлторг» с параметрами «шаг аукциона» от 0,5 до 5,0 рублей противоречит Положению о закупках и требованиям Документации о закупке.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы находят свое подтверждение и являются обоснованными, при этом действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)» и организатора закупки ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)» содержат в себе нарушения части 1 статьи 1, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 18 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

  1. Признать жалобу ООО «Содружество» (ОГРН 1167154068916, ИНН 7130030947) на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)» (ОГРН 1081435584020, ИНН 1435211305) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку сенсорного стола (извещение №32211375704) обоснованной.
  2. Признать заказчика ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)» и организатора закупки ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)» (ОГРН 1181447012086, ИНН 1435335477) нарушившими часть 1 статьи 1, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 18 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать заказчику ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)» и организатору закупки ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...> <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны