Предупреждение №02/5169 Предупреждение о прекращении действий от 28 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФБУ «Государственный региональный

центр стандартизации,

метрологии и испытаний в

Республике Саха (Якутия)»

*

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий, которые содержат признаки

нарушения антимонопольного законодательства

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Стандарты и сертификация» (далее – Заявитель) на действия сотрудника органа по сертификации ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Саха (Якутия)», адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Кирова, 26, ***, указывающие на признаки нарушения статьи 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» №135-Ф3 (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно доводам жалобы ООО «Стандарты и сертификация» субъект малого предпринимательства, специализирующийся на рынке сертификации, основным видом деятельности согласно ОКВЭД является деятельность в области технического регулирования и стандартизации (код 71.12.61), занимается оформлением документов в области технического регулирования (декларации о соответствии) с 2003 г.

К жалобе приложено письмо от 10.11.2020 № 308 Генофондного казенного предприятия Республики Саха (Якутия) «Якутский скот» (далее – ГКУ «Якутский скот») о том, что 09 ноября 2020 г в 09.20 часов сотруднику ГКУ «Якутский скот» гр. А поступило письменное сообщение на телефон * c телефона * сотрудника ФБУ «Якутский ЦСМ» ***. Сообщение неличного характера, так как напрямую касается документов ГКУ «Якутский скот» и сотрудник ГКУ «Якутский скот» гр. А не знакома с сотрудником ФБУ «Якутский ЦСМ» *** В данном сообщении сотрудника ФБУ «Якутский ЦСМ» содержится следующая информация (дословно приводим текст) «Это *** с органа по сертификации, по поводу деклараций хочу поговорить. Я работаю в ФБУ «Якутский ЦСМ» единственный государственный орган который могут декларировать продукцию, так как мы имеем официальный аттестат аккредитации. Гр. В бывший работник, и зная все нюансы реестра до сих пор регистрирует и выдает декларации, но они не действительны. Если придет проверка то на предприятие могут наложить штраф от пол -миллиона рублей. Вот осенью должно было пройти совещание с Министерством по поводу таких незаконных действий, но отложили из -за пандемии. И если вдруг начнется проверять их орган, то могут всплыть декларации».

В письме от 10.11.2020 № 308 Генофондное казенное предприятие Республики Саха (Якутия) «Якутский скот» указывает, что *** предложила оформлять декларации на пищевую продукцию только в ФБУ «Якутский ЦСМ», тк это учреждение является единственным органом по сертификации, который может декларировать продукцию.

ООО «Стандарты и сертификация» сотрудничает с ГКУ «Якутский скот» в части оформления технической документации на пищевую продукцию, а также выступает их уполномоченным лицом при регистрации деклараций о соответствии продукции. Взаимоотношения ООО «Стандарты и сертификация» с ГКП «Якутский скот» подтверждаются заявлением (договором), при этом Заявитель выступает уполномоченным лицом при подаче заявления в Федеральную службу по аккредитации для регистрации декларации о соответствии.

Заявитель указал, что указанные действия сотрудника ФБУ «Якутский ЦСМ» являются незаконными, нарушающими статью 14.1 Закона о защите конкуренции, согласно которой не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

В ходе рассмотрения жалобы, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) установлено следующее.

В соответствии с письмом Саха (Якутия)стат от 04.12.2020 №04-02-028/2130 в перечень хозяйствующих субъектов, состоящих на учете в Статистическом регистре Росстата по состоянию на 01.12.2020 по видам деятельности, заявленным при регистрации с кодом «71.12.61 – Деятельность в области технического регулирования и стандартизации» в числе прочих входит ООО «Стандарты и сертификация», в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И ИСПЫТАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)» (ОГРН 1021401051484) заявляет в том числе вид деятельности с кодом «71.12.61 – Деятельность в области технического регулирования и стандартизации».

Как следует из письма Росаккредитации от 14.12.2020 № ДФО/161-ОГ, аккредитованным в национальной системе аккредитации лицом, расположенным на территории Республики Саха (Якутия), в том числе является Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Саха (Якутия)» (ИНН 1435018936), уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц RA.RU. 11АД90.

Таким образом, ФБУ «Якутский ЦСМ» и ООО «Стандарты и сертификация» являются конкурентами на рынке подачи информации в реестр сведений, который ведет уполномоченный орган (орган по сертификации) Росаккредитация.

В соответствии с письмом ПАО «Мегафон» от 08.12.2020 №5/1-03-LASB-Исх-00264/20 абонентский номер *** выделен в пользование *** по договору оказания услуг связи №2291577 от 27.05.2013.

Как следует из письма ФБУ «Якутский ЦСМ» от 08.12.2020 №2015 была использована частная переписка *** с технологом ГКУ «Якутский скот». *** просто хотела предупредить своего однокурсника, работающего в ГКУ «Якутский скот», о том, что в декларациях имеются ошибки и недостоверные сведения, которые могут повлечь применение санкций со стороны контрольных органов (Роспотребнадзор, Россельхознадзор). По просьбе однокурсника, Крылова М.Г. направила сообщение технологу ***. Данное сообщение не может являться «публичным высказыванием» и содержит достоверные сведения.

В письме ФБУ «Якутский ЦСМ» от 08.12.2020 №2015 так же указано, что в соответствии с п.п. 3,4 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 41 от 20 марта 2018 года «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза», ООО «Стандарты и сертификация» не должно осуществлять регистрацию декларации о соответствии, т.к. не является уполномоченным лицом (органом по сертификации).

Доводы ФБУ «Якутский ЦСМ», изложенные в письме от 08.12.2020 №2015 относительно допущенных ООО «Стандарты и сертификация» нарушениях в процедуре регистрации деклараций о соответствии Якутским УФАС России не рассматривались как не входящие в компетенцию антимонопольного органа.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» к полномочиям национального органа по аккредитации в том числе относятся:

1) осуществление аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждение компетентности аккредитованных лиц;

2) осуществление федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц;

3) проведение аттестации экспертов по аккредитации;

4) формирование и ведение реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций, предоставление сведений из указанных реестров;

5) организация формирования и ведения реестров сертификатов соответствия, выдаваемых аккредитованными лицами, реестров деклараций о соответствии, в том числе национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, и предоставления сведений из указанных реестров, а также формирование и ведение указанных реестров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с учетом права Евразийского экономического союза, и предоставление сведений из них.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 845 Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

Федеральная служба по аккредитации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.

Как следует из письма Росаккредитации от 08.12.2020 № 2015 порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 №41 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка регистрация декларации о соответствии осуществляется уполномоченными на регистрацию деклараций о соответствии органами (организациями) государств-членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), в том числе аккредитованными органами по сертификации государств-членов, которые включены в единый реестр органов по оценке соответствия Союза и область аккредитации которых распространяется на декларируемую продукцию, если это предусмотрено законодательством государств-членов.

Порядок предусматривает описание процедуры подачи заявителем декларации о соответствии в уполномоченный орган (орган по сертификации), если иная процедура не предусмотрена законодательством государства-члена.

В Российской Федерации названные вопросы урегулированы приказом Минэкономразвития России от 21.02.2012 №76 «Об утверждении Порядка регистрации декларации о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений» (далее - Порядок регистрации), определяющим правила регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов в едином реестре деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов.

В соответствии с пунктом 4 Правил декларация о соответствии, оформленная по установленной форме, направляется на регистрацию по выбору заявителя либо в орган по сертификации (за исключением регистрации деклараций о соответствии лифта требованиям ТР ТС 011/2011) (непосредственно или направляет ее заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении), либо в Федеральную службу по аккредитации (в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством специализированного сервиса автоматизированной электронной регистрации деклараций о соответствии).

Заявитель может самостоятельно зарегистрировать декларацию о соответствии в автоматизированном режиме посредством сервиса Электронная регистрация деклараций, размещенного в открытом доступе на сайте Росаккредитации. Сервис регистрации декларации предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся заявителями, которые хотят зарегистрировать декларацию. При этом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» при регистрации декларации в электронном виде предусмотрена идентификация и авторизация заявителя в Единой системе идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

Из изложенного следует, что ООО «Стандарты и сертификация» являясь уполномоченным лицом ГКУ «Якутский скот» на основании договора осуществляет действия по регистрации деклараций о соответствии продукции в Федеральной службе по аккредитации на законном основании.

Вместе с тем, в письме ФБУ «Якутский ЦСМ» от 08.12.2020 №2015 указано, что переписка *** с технологом ГКУ «Якутский скот» содержит достоверные сведения, т.е. утверждение ???. о том, что ФБУ «Якутский ЦСМ» единственный государственный орган который может декларировать продукцию, что декларации, оформляемые сотрудником ООО «Стандарты и сертификация» не действительны, а действия по регистрации деклараций не законны.

В письме ФБУ «Якутский ЦСМ» от 08.12.2020 №2015 так же указано, что в соответствии с п.п. 3,4 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 41 от 20 марта 2018 года «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза», ООО «Стандарты и сертификация» не должно осуществлять регистрацию декларации о соответствии, т.к. не является уполномоченным лицом (органом по сертификации).

Однако, в соответствии с пунктом 4 Правил декларация о соответствии, оформленная по установленной форме, направляется на регистрацию по выбору заявителя либо в орган по сертификации (за исключением регистрации деклараций о соответствии лифта требованиям ТР ТС 011/2011) (непосредственно или направляет ее заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении), либо в Федеральную службу по аккредитации (в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством специализированного сервиса автоматизированной электронной регистрации деклараций о соответствии).

Заявитель может самостоятельно зарегистрировать декларацию о соответствии в автоматизированном режиме посредством сервиса Электронная регистрация деклараций, размещенного в открытом доступе на сайте Росаккредитации. Сервис регистрации декларации предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся заявителями, которые хотят зарегистрировать декларацию, не являясь аккредитованным лицом в реестре аккредитованных лиц Росаккредитации.

Согласно статье 14.1 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.

Дискредитация имеет своей целью подрыв доверия клиентуры (потребителей или иных контрагентов) к конкуренту или его продукции и привлечение потребителей к собственной продукции путем распространения негативной информации о конкуренте, в число которой входит и неполная информация о конкуренте, его товарах и услугах.

Результатом данного проявления недобросовестной конкуренции является негативное изменение конкурентного положения потерпевшего хозяйствующего субъекта, выражающееся в отказе потребителей от товаров (услуг) "опороченного" конкурента и переходе к другим хозяйствующим субъектам (не обязательно исключительно к лицу, распространившему негативную информацию). Однако преимущества лица, распространившего негативную информацию, могут выражаться в притоке новых потребителей.

Все вышеуказанные действия будут являться недобросовестной конкуренцией, если распространение такой информации осуществляется хозяйствующим субъектом по отношению к другому хозяйствующему субъекту - конкуренту.

Под распространением информации понимаются любые действия, в результате которых информация стала известна третьим лицам (хотя бы одному).

Форма распространения информации в данном случае не имеет значения - это может быть публичное выступление, публикация в средствах массовой информации статьи, интервью, направление писем от имени организации, включая электронную переписку.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 3 (с учетом позиций, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016) указывает, что порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Ложность означает полное несоответствие информации действительному положению дел.

Искаженность - интерпретация хозяйствующим субъектом информации о существующем или состоявшемся факте, действии, событии применительно к хозяйствующему субъекту - конкуренту в такой форме, которая приведет к ее неверному, негативному восприятию третьими лицами, включая потребителей.

Неточность - распространение хозяйствующим субъектом информации о хозяйствующем субъекте - конкуренте не в полном (намеренно ограниченном) объеме, что не позволяет всесторонне ее воспринять, получить исчерпывающе верное представление об излагаемых факте, действии или событии применительно к данному хозяйствующему субъекту.

При выявлении факта дискредитации лицу, в действиях которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, выдается предупреждение.

Предупреждение является инструментом антимонопольного воздействия, направленным на устранение последствий правонарушения, а также причин и условий, способствовавших возникновению правонарушения, без возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

При выявлении факта дискредитации совершенные действия, как правило, образуют негативные последствия для потерпевшего: опубликованная в СМИ или на интернет-ресурсе статья может быть прочитана неопределенным кругом лиц, листовки либо письма получены и переданы не только адресатам, но и впоследствии третьим лицам, в связи с чем масштаб возможных убытков увеличивается.

Из имеющихся материалов усматривается, что ФБУ «Якутский ЦСМ» согласно с тем, что переписка сотрудника ФБУ «Якутский ЦСМ»***с технологом ГКУ «Якутский скот» содержит достоверные сведения, т.е. утверждение *** о том, что ФБУ «Якутский ЦСМ» единственный государственный орган который может декларировать продукцию, что декларации, оформляемые сотрудником ООО «Стандарты и сертификация» не действительны, а действия по регистрации деклараций не законны, а также, что ООО «Стандарты и сертификация» не должно осуществлять регистрацию декларации о соответствии.

Таким образом, в действиях ФБУ «Якутский ЦСМ» по утверждению того факта, что ООО «Стандарты и сертификация» не должно осуществлять регистрацию декларации о соответствии содержатся признаки нарушения части 1 статьи 14.1 Закона о защите конкуренции, т.к. в письме ГКП «Якутский скот» от 10.11.2020 № 308, которое явилось следствием получения информации от сотрудника ФБУ «Якутский ЦСМ», выражается сомнение в законности действий ООО «Стандарты и сертификация» при подаче заявления в Федеральную службу по аккредитации для регистрации декларации о соответствии, что может послужить причиной расторжения договора и привести к возникновению убытков у ООО «Стандарты и сертификация».

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 14.1 Закона о защите конкуренции выдается предупреждение в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

В связи с наличием в действиях ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Саха (Якутия)» (677027, г. Якутск, ул. Кирова, д. 26, ОГРН 1021401051484, ИНН 1435018936) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем:

в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего предупреждения произвести опровержение распространенной информации путем, отзыва направленного письма, а также направить в адрес ГКП «Якутский скот» (67700, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 20) с опровержением ранее направленной сотрудником ФБУ «Якутский ЦСМ» *** информации о незаконных действиях ООО «Стандарты и сертификация» при подаче заявления в Федеральную службу по аккредитации для регистрации декларации о соответствии.

ФБУ «Якутский ЦСМ» надлежит сообщить о выполнении предупреждения в Якутское УФАС России ( в течение  трех  дней  со  дня  его выполнения.

Согласно части 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции – антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частями 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции – при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Административная ответственность за нарушение статьи 14.1 установлена статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны