Решение №014/01/10-1325/2021 Решение от 16 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства»

678175, Республика Саха (Якутия), Мирнинский улус, г. Мирный, ул. Тихонова,

д. 9/1

mpgh@rnail.ru

ООО «ПРОФИ»

678144, Республика Саха (Якутия), г. Ленcк,

ул. Победы, д. 65 а

8 924 562 49 72

profi-lensk@yandex.ru

Решение по

делу №014/01/10-1325/2021

о нарушении антимонопольного законодательства

г. Якутск                                                                                                                решение оглашено 02.09.2021 г.

изготовлено в полном объеме 16.09.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

... - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

Члены Комиссии:

... - главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

... - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).

В присутствии на рассмотрении посредством видеоконференцсвязи:

Заявитель: ООО «ПРОФИ» (ИНН 1414016230) Республика Саха (Якутия), 678144, г. Ленск, ул. Победы, д. 65 а - директор О. согласно Решению №1 единственного участника от 20.12.2018 г.

Ответчик: ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства» (ИНН 1433020305) (далее – ООО МПЖХ») 678175, Республика Саха (Якутия), Мирнинский улус, г. Мирный, ул. Тихонова, д. 9/1 – должным образом были уведомлены, к рассмотрению не подключились.

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутское УФАС России, Управление) по результатам рассмотрения заявления ООО «Профи» на действия ООО «МПЖХ» (вх. №280э от 18.01.2021 г.), содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, было установлено, что в соответствии с соглашением №2 от 28.09.2017 года об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия) заключенным между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики PC (Я) и ООО «МПЖХ», последнее является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) Западной зоны PC (Я), состоящей из следующих районов: Вилюйский. Верхневилюйский, Ленский, Мирнинский, Нюрбинский, Олекминский. Сунтарский сроком на 10 лет.

Частью 3 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 №1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации:

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение с субъектом Российской Федерации).

Таким образом, в соответствии с пунктом 3 Правил цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне действия регионального оператора ООО «МПЖХ» должны формироваться по результатам торгов.

П. 2.3.9 соглашения №2 от 28.09.2017 года предусмотрено, что региональный оператора обязан проводить торги на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов по правилам проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услугу по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденным Правительством РФ.

Якутским УФАС России от ООО «МПЖХ» получены письма от 02.02.2021 №09/04-05-160 за подписью и.о. директора Б., от 18.02.2021 г. и от 19.02.2021 г. за подписью директора Ш. из которых следует, что региональный оператор ООО «МПЖХ» осуществляет транспортирование твердых коммунальных отходов в г. Ленске собственными силами без привлечения операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Также в единой информационной системе в сфере закупок на сайте zakupki.gov.ru отсутствуют сведения о проводимых ООО «МПЖХ» торгов, аукционов на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов в соответствии с Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов регионального оператора, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 №1133, по Западной зоне в Республике Саха (Якутия).

ООО «МПЖХ» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на момент направления заявления и выдачи предупреждения занимает доминирующее положение в Западной зоне Республики Саха (Якутия) согласно статье 5 Закона о защите конкуренции, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Установлено, что на момент рассмотрения заявления и выдачи предупреждения в единой информационной системе в сфере закупок на сайте zakupki.gov.ru отсутствовали сведения о проводимых ООО «МПЖХ» торгах, аукционах на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов в соответствии с Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов регионального оператора, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 №1133, по Западной зоне в Республике Саха (Якутия), что имело признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в связи с наличием в действиях (бездействии) регионального оператора ООО «МПЖХ» (ИНН 1433020305. место нахождения: 678175, PC (Я), г. Мирный, ул. Тихонова, д. 9, корп. признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и запрещающего создание дискриминационных условий хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, выразившегося в непроведении в 2021 году ООО «МПЖХ» торгов для формирования цены на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 №1133 и пунктом 2.3.9 Соглашения №02 от 28.09.2017 г. заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) и ООО «МПЖХ», Якутское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции вынесло предупреждение №02/545 от 20.02.2021 г. ООО «МПЖХ» о необходимости прекращения указанных действий, и совершении действий направленных на проведение торгов (аукциона) на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов в соответствии с Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов регионального оператора, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 №1133, по Западной зоне в Республике Саха (Якутия).

В соответствии с предупреждением №02/545 от 20.02.2021 г. ООО «МПЖХ» следовало совершить действия направленные на проведение торгов (аукциона) на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов по Западной зоне в Республике Саха (Якутия) в двадцатидневныи срок с момента получения.

По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок мог быть продлен антимонопольным органом.

Так по мотивированным ходатайствам ООО «МПЖХ» от 25.03.2021, 16.04.2021, 21.05.2021 о продлении срока выполнения предупреждения №02/545 от 20.02.2021 г., антимонопольным органом продлялся срок выполнения предупреждения. Последний срок выполнения предупреждения в соответствии с частью 5 статьи 39.1. Закона о защите конкуренции был продлён до 31 мая 2021 года включительно.

Также Якутским УФАС России по результатам рассмотрения заявления ООО «Профи» на действия ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства» (вх.245 э от 21.04.2021 г.) при проведении закупок у единственного поставщика на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории п. Айхал, от 16.04.2021 г. (номер договора 51433020305210000190000) и на территории п. Кысыл-Сыр (номер договора 51433020305210000200000) в единой информационной системе сфере закупок https://zakupki.gov.ru/ было установлено, что у ООО «МПЖХ» (согласно пояснениям вх. №4363 п от 17.05.2021 г.) в п. Айхал и п. Кысыл-Сыр в указанных населенных пунктах отсутствовали собственные ресурсы на оказание услуг и было принято решение о заключении прямых договоров на 2 месяца до согласования аукционной документации и закупочных процедур по выбору поставщика услуг по транспортированию ТКО с целью недопущения мусорного коллапса в вышеуказанных населенных пунктах.

Якутским УФАС России исходя из установленных признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 10 и на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции было выдано предупреждение ООО «МПЖХ» №02/1750 от 26.05.2021 г. о совершении действий направленных на расторжение договоров заключенных с единственным поставщиком на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории п. Айхал, от 16.04.2021 г. (номер договора 51433020305210000190000, сведения размещены 09.04.2021 г., цена договора 1861171,20 руб., дата начала исполнения договора 01.04.2021 г., дата окончания исполнения договора 31.05.2021 г.) и на территории п. Кысыл-Сыр (номер договора 51433020305210000200000, сведения размещены 16.04.2021 г., цена договора 336000 руб., дата начала исполнения договора 01.04.2021 г., дата окончания исполнения договора 31.05.2021 г.) (сведения размещены в единой информационной системе в сфере закупок https://zakiipki.gov.ru/), а также направить действия на проведение торгов (аукциона) на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов в п. Айхал и п. Кысыл-Сыр Республики Саха (Якутия) в соответствии с Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов регионального оператора, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 №1133 в тридцатидневный срок с момента получения.

03.06.2021 г. Якутским УФАС России от ООО «МПЖХ» получено письмо об исполнении предупреждения №02/545 от 20.02.2021 г. и опубликовании извещений о проведении торгов по оказанию услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора на ЭТП АСТ-Сбербанк, а также сведений о об указанных торгах в единой информационной системе в сфере закупок на сайте zakupki.gov.ru.

При рассмотрении сведений о проводимых ООО «МПЖХ» торгах на сайте zakupki.gov.ru установлено, что сведения в виде извещений о проведении электронных аукционов размещены 24.05.2021 г., 25.05.2021 г., 28.05.2021 г. под следующими номерами:

№0400600002321000034

Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных территории п. Чернышевский Мирнинского района Республики Саха (Якутия);

№0400600002321000035

Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных территории п. Светлый Мирнинского района Республики Саха (Якутия);

№0400600002321000037

Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Ленек Ленского района Республики Саха (Якутия);

№0400600002321000042

Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия);

№0400600002321000041

Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории п. Пеледуй Ленского района Республики Саха (Якутия);

№0400600002321000044

Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Нюрба и с. Антоновка (Октябрьский наслег) Нюрбинского района Республики Саха (Якутия);

№0400600002321000040

Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории п. Витим Ленского района Республики Саха (Якутия);

№ 0400600002321000039

Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Олекминск Олекминского района Республики Саха (Якутия);

№ 0400600002321000038

Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории п. Кысыл-Сыр Вилюйского района Республики Саха (Якутия);

№ 0400600002321000045

Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Вилюйск Вилюйского района Республики Саха (Якутия);

№ 0400600002321000046

Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории г. Удачный Мирнинского района Республики Саха (Якутия);

№ 0400600002321000036

Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории п. Айхал Мирнинского района Республики Саха (Якутия);

№ 0400600002321000033

Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории с. Сунтар, Сунтарского района Республики Саха (Якутия);

№ 0400600002321000049

Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории п. Светлый Мирнинского района Республики Саха (Якутия);

№ 0400600002321000048

Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории п. Чернышевский Мирнинского района Республики Саха (Якутия).

Однако, исходя из сведений, размещенных на сайте zakupki.gov.ru 07.06.2021 г. определение поставщика по указанным электронным аукционам ООО «МПЖХ» было отменено.

Таким образом, ООО «МПЖХ» было не исполнено предупреждение №02/545 от 20.02.2021 г. и предупреждение №02/1750 от 26.05.2021 г. что в свою очередь имеет признаки нарушения предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции». В соответствии с частью 8 статьи 39.1. Закона о защите конкуренции невыполнение предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом №16 от 30.06.2021 г. ВрИО руководителя Управления К. в отношении ООО «МПЖХ» возбуждено дело №014/01/10-1325/2021 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в качестве заявителя привлечено ООО «Профи», председателем комиссии

Приказом №18 от 13.07.2021 внесены изменения в приказ №16. председателем комиссии определен руководитель Управления И.

Определением от 13.07.2021 г. рассмотрение дела №014/01/10-1325/2021 посредством видеоконференцсвязи назначено на 22.07.2021 г. Стороны должным образом были уведомлены. 22.07.2021 г. дело №014/01/10-1325/2021 рассмотрено с участием представителей заявителя и Ответчика.

Определением от 22.07.2021 г. дело №014/01/10-1325/2021 отложено на 30.07.2021 г. в 15:00 для получения по делу пояснений ООО «МПЖХ», а также получения информации от Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) в части согласования аукционной документации ООО «МПЖХ» и присутствии представителя Министерства на рассмотрении дела.

29.07.2021 г. №02/03-6324-02 Управлением от Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) получен письменный ответ на запрос за подписью и.о. министра Р.

Министерство указывает, что 20.07.2021 от ООО «МПЖХ» поступило письмо о согласовании технического задания к договорам на транспортирование твердых коммунальных отходов для участия в закупках в соответствии с пунктом 62 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 №1133 (далее - Правила), если иное не установлено соглашением с субъектом Российской Федерации, предварительному согласованию подлежат условия проведения торгов, предусмотренные документацией об аукционе, указанные в подпунктах "б", "г", "д" и "ж" пункта 12 настоящих Правил, а также следующие условия проведения торгов: а) требования к участникам аукциона; б) порядок, место, дата и время начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе; в) порядок расчета цены предмета аукциона; г) способ и размер обеспечения исполнения победителем аукциона или единственным участником обязательства по договору, порядок и срок его представления.

Рассмотрев представленные ОО «МПЖХ» документы, Министерство отказало в согласовании ввиду неполноты представления документов и их несоответствия Правилам, а именно: - в представленных документах отсутствовали порядок расчета цены предмета аукциона в соответствии с пунктом 5(1) Правил; - не были указаны порядок, место, дата и время начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе; - не имелось сведений о прогнозном расстоянии транспортирования твердых коммунальных отходов (суммарном расстоянии за весь срок, на который заключается договор) от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов до объектов обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, а также между указанными объектами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной в установленном порядке.

Также Якутским УФАС России от ООО «МПЖХ» получены письменные пояснения от 29.07.2021 г. №09/04-05, в которых ООО «МПЖХ» указывает, что в соответствии с предупреждением №20/545 от 20.02.2021 г. Общество совершало действия направленные на проведение торгов (аукциона) на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по Западной зоне в Республике Саха (Якутия).

Региональный оператор в составе обслуживающей организации ООО «МПЖХ» осуществляет деятельность с 01.01.2019 г.

Для проведения в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.11.2016г. №1133 для проведения торгов (аукциона) на оказание услуг по транспортированию необходимо наличие технического задания по каждому району Западной зоны PC (Я).

Торги (аукцион) в 2021 году в соответствии с требованиями ФЗ-44 от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановления Правительства РФ от 3 ноября 2016 г. №1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора», проводятся впервые и разработанные региональным оператором технические задания подлежит согласованию и утверждению в Министерстве ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия).

Первоначально на электронной торговой площадке размещен аукцион в единой информационной системе в сфере закупок на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов с 09.03.2021 г. по 10.03.2021 г.

По жалобе ООО «Профи» к техническим заданиям, аукцион решением ООО «МПЖХ» от 18.03.2021 г. отменен.

Технические задания после внесения в них изменений, 05.04.2021 г. были направлены для утверждения в Министерство ЖКХ и энергетики PC (Я).

Очередной аукцион размещен в единой информационной системе в сфере закупок на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов с 24.05.2021 г. по 28.05.2021 г., в связи с тем, что суммы в технических заданиях были рассчитаны на 8 месяцев, не включен май, торги переносились на период по 7 дней дважды, и 15.06.2021 г. решением ООО «МПЖХ» отменены.

ООО «МПЖХ» указывает, что причиной служило то обстоятельство, что Министерство ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия) не утверждало технические задания и требовали внести изменения в них расчет с учетом положения пункта 90 постановления Правительства РФ от 30.05.2016 г. №484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», о чем указано в письме Министерства от 26.07.2021 г. № 02/03-6244-02.

ООО «МПЖХ» в пояснениях указывает, что в Министерство ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия) были направлены технические задания 7-8 июля 2021 г. и повторно 19-20 июля 2021 г., 28 июля 2021 года в третий раз.

Между тем, у других региональных операторов PC (Я), например. МУП «Переработчик», технические задания выполнены без требований расчета для проведения торгов и утверждены Министерством ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия).

ООО «МПЖХ» указывает, что до настоящего времени технические задания Министерством не утверждены.

ООО «МПЖХ» в пояснениях указывает, что работая региональным оператором, прежним руководителем Трушковым Василием Николаевичем в 2019-2020 годы, заключались договоры по транспортированию ТКО по всей Западной Зоне, в том числе с ООО «Профи» в г. Ленске Республики Cаха (Якутия), без проведения аукциона, и в тот период требований и жалоб со стороны ООО «Профи» не направлялось в адреса надзорных органов, в том числе в Ваш адрес.

ООО «МПЖХ» указывает, что размещались извещения и аукционная документация в единой информационной системе для проведения торгов (аукциона) на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по Западной зоне в Республике Саха (Якутия): - Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории с. Сунтар. Сунтарского района Республики Саха (Якутия) - Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории п. Чернышевский Мирнинского района Республики Саха (Якутия) - Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории п. Светлый Мирнинского района Республики Саха (Якутия) - Оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории п. Айхал Мирнинского района Республики Саха (Якутия) были опубликованы 03.03.2021г., 24.05.2021.

В адрес ООО «МПЖХ» запрос №1 на разъяснение проступил 25.05.21. Внесение изменений 27.05.2021 г. и 01.06.2021 г.

Запрос №2 в адрес ООО «МПЖХ» на разъяснение проступил 04.06.2021 г. По запросу №2 требовалось внести изменения в объект закупки, что запрещено п.6 ст. 65 ФЗ №-44, поэтому было принято решение об отмене закупочной процедуры.

Также ООО «МПЖХ» указывает в пояснениях, что 26 июля 2021 г. поступило письмо Министерства ЖКХ и энергетики PC (Я) от 23.07.2021г. №22/03-6182-01, которым указывают, что согласно п. 2.4.2. Соглашения, Министерство обязуется провести работу по разделению Западной зоны деятельности Регионального оператора на 7 (семь) отдельных зон. Ориентировочный срок начало деятельности новых региональных операторов не ранее 01 октября 2021 года.

К пояснениям ООО «МПЖХ» приложены: - копия письма ФАС от 30.04.2021г.; - копия письма Министерства ЖКХ и Э PC (Я) от 23.07.2021 г. № 02/03-6182-01; - копия письма Министерства ЖКХ и Э PC (Я) от 26.07.2021 г. № 02/03-6244-02; - документы подтверждающие направления технических заданий в Министерство ЖКХ и Э PC (Я); - аукционная документация; - копии доверенностей Б.., Г.., Х.

Приказом от 30.07.2021 г. №20 Якутского УФАС России внесены изменения в приказ №16 от 13.07.2021 г. - председателем комиссии по рассмотрению дела №014/01/10-1325/2021 назначен заместитель руководителя Управления К.

Рассмотрение дела №014/01/10-1325/2021 назначенное «30» июля 2021 г. в 15:00 комиссией Якутского УФАС России состоялось с участием представителей сторон и специалиста Министерства ЖКХ и энергетики PC (Я) посредством видеоконференцсвязи.

Определением комиссии Якутского УФАС России от 30.07.2021 г. рассмотрение дела посредством видеоконференцсвязи №014/01/10-1325/2021 отложено на 02.09.2021 г. на 15:00 минут для направления сторонам заключения по делу и принятия решения.

Рассмотрение дела №014/01/10-1325/2021 назначенное «30» июля 2021 г. в 15:00 комиссией Якутского УФАС России состоялось с участием представителя заявителя ООО «Профи» посредством видеоконференцсвязи, представитель ООО «МПЖХ» к рассмотрению не подключился, сторонами в соответствии с частью 5 статьи 48.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» как-либо возражений, дополнений к заключению не направлено.

Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела №014/01/10-1325/2021, изучив материалы дела и доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле приходит к следующим выводам.

ООО «МПЖХ» в соответствии с соглашением №2 от 28.09.2017 года об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия) заключенным с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики PC (Я), является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) Западной зоны PC (Я), состоящей из следующих районов: Вилюйский. Верхневилюйский, Ленский, Мирнинский, Нюрбинский, Олекминский. Сунтарский.

Частью 3 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 №1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации:

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение с субъектом Российской Федерации).

Пунктом 2.3.9 соглашения №2 от 28.09.2017 года заключенным ООО «МПЖХ» с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики PC (Я), предусмотрено, что региональный оператора обязан проводить торги на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов по правилам проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услугу по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденным Правительством РФ.

Таким образом, в соответствии с пунктом 3 Правил и соглашением №2 от 28.09.2017 года цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне действия регионального оператора ООО «МПЖХ» должны формироваться по результатам торгов.

ООО «МПЖХ» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами занимает доминирующее положение в Западной зоне Республики Саха (Якутия) согласно статье 5 Закона о защите конкуренции, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Товарным рынком, в данном случает, на который ООО «МПЖХ» имеет возможность оказывать решающее влияние на обращение товара (оказание услуг), является рынок сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов для выполнения функций регионального оператора в западной зоне Республики Саха (Якутия).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об отходах производства и потребления», оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

ООО «МПЖХ» не проводя торги на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов по правилам проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услугу по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденным Правительством РФ, злоупотребило своим доминирующим положением, что привело к ограничению конкуренции, поскольку создало для хозяйствующих субъектов - операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами препятствие для доступа на товарный рынок транспортирования твердых коммунальных отходов в западной зоне Республики Саха (Якутия).

В случае, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, может влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Проведение ООО «МПЖХ» закупок у единственного поставщика на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов без проведения торгов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 №1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» также является ограничением доступа к соответствующему товарному рынку для иных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 №1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» главой IV определены случаи и порядок предварительного согласования условий проведения торгов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 63 Правил Региональный оператор в случаях, в которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в сроки, установленные в соглашении с субъектом Российской Федерации, направляет письмо с приложением условий проведения торгов на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора (далее - условия проведения торгов) на предварительное согласование в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Несвоевременное направление Региональным оператором условий проведения торгов на предварительное согласование в уполномоченный орган исполнительной власти, а также отсутствие в прилагаемых к согласованию приложениях полной информации в соответствии с пунктом 62 Правил, либо их неполное предоставление в уполномоченный орган исполнительной власти влечет отказ в согласовании условий проведения торгов.

Таким образом, обязанность по своевременному направлению письма с приложением условий проведения торгов на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора на предварительное согласование в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации лежит на Региональном операторе ООО «МПЖХ».

Согласно имеющимся материалам дела №014/01/10-1325/2021 ООО «МПЖХ» в рамках выполнения предупреждения №02/545 от 20.02.2021 г. и предупреждения №02/1750 от 26.05.2021 г. совершались действия по проведению торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, однако фактически данные торги проведены не были, а лишь были инициированы и в дальнейшем отменены.

Статьей 10  Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Исходя из установленного, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела №014/01/10-1325/2021 приходит к выводу, что действия ООО «МПЖХ» выразившиеся в непроведении торгов для формирования цены на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 №1133 и пунктом 2.3.9 Соглашения №02 от 28.09.2017 г. заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) и ООО «МПЖХ», и проведении закупок у единственного поставщика на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории п. Айхал, от 16.04.2021 г. (номер договора 51433020305210000190000) и на территории п. Кысыл-Сыр (номер договора 51433020305210000200000) являются нарушением пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции

Руководствуясь пунктом 9 части 1 статьи 10, статьей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

  1. Признать ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства» (ИНН 1433020305) 678175, Республика Саха (Якутия), Мирнинский улус, г. Мирный, ул. Тихонова, д. 9/1 нарушившей пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с созданием препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам - организациям, осуществляющим свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов в Западной зоне Республики Саха (Якутия);
  2. Выдать ООО «Мирнинское предприятие жилищного хозяйства» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны