Решение №02-38/13А Решение по результатам рассмотрения дела № 02-38/13А о нару... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения дела № 02-38/13А

 о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

г. Якутск                                         резолютивная часть оглашена «31» октября 2013 г.

                                                         изготовлено в полном объеме «12» ноября 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №02-38/13А о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Ярыгина О.А. – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

 Мохначевская М.Н. – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

Местникова О.А. – главный специалист-эксперт  отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

При участии:

 от ответчика - представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Якутское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – ФГБУ «Якутское УГМС», Якутское УГМС, Учреждение, заявитель): <…> (по доверенности № 10/10-141 от 13.08.2013 г.), <…> (по доверенности № 10/10-229 от 28.10.2013 г.), <…> (по доверенности № 10/10-231 от      30.10.2013 г.);

от заявителя – представители открытого акционерного общества «Нижне-Ленское» (далее – ОАО «Нижне-Ленское»): <…> (по доверенности № 1611/13 от 29.08.2013 г.), <…> (по доверенности № 1604/13 от 07.08.2013 г.),

Рассмотрев материалы дела №02-38/13А о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по признакам нарушения ФГБУ «Якутское УГМС» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», путем установления тарифа на услуги авиаметеообеспечения полетов по районам авиаработ (квадратам) в период утвержденных регламентов работы авиаметподразделений при метеорологическом обеспечении полетов воздушного судна (вертолет) Общества, в частности, с местности Молодо (с посадочной площадки).

у с т а н о в и л а:

26.04.2013 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление ОАО «Нижне-Ленское» о нарушении Федеральным государственным бюджетным учреждением «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления тарифа на услуги авиаметеообеспечения полетов по районам авиаработ (квадратам) в период утвержденных регламентов работы авиаметподразделений при метеорологическом обеспечении полетов воздушного судна (вертолет) Общества, в частности, с местности Молодо (с посадочной площадки).

В ходе рассмотрения дела представители ОАО «Нижне-Ленское» доводы, приведенные в заявлении, поддержали и пояснили следующее.

 ФГБУ «Якутское УГМС» неправомерно установило почасовую стоимость за авиаметеорологическое обеспечение полетов воздушных судов в районе авиаработ (при вылетах с посадочных площадок) в размере 3500 рублей за 1 час. Стоимость услуг по авиаметеообеспечению полетов воздушных судов относится к регулируемым тарифам.

В соответствии с положениями Приказа Минтранса РФ «Об аэронавигационных сборах и аэропортовых сборах, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» от 02.10.2000 № 110 (далее – Приказ Минтранса РФ от 02.10.2000 № 110) оплата указанных услуг должна взиматься за один  вылет воздушного судна в зависимости от взлетной массы воздушного судна.

По результатам проведенной по данному заявлению проверки Якутским УФАС 17.07.2013 приказом № 56 руководителя Управления в отношении ФГБУ «Якутское УГМС» возбуждено дело по признакам пункта 10 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено следующее.

14 января 2013 г. между ОАО «Нижне-Ленское» (Общество) и ФГБУ «Якутское УГМС»  заключен договор на специализированное авиаметеорологическое обеспечение. Предметом договора является обеспечение Якутским УГМС специализированной метеорологической информацией экипажей воздушных судов ОАО «Нижне-Ленское» в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 г.

Авиаметеорологическое обеспечение Якутским УГМС согласно пункту 2.2.1. договора осуществляется по заявкам заказчика на авиаметеорологическое обеспечение в виде суточных планов полетов, подписанных уполномоченным лицом, и в виде заявок на вылеты, не включенные в суточный план полетов, направляемые по факсам авиационных метеорологических станций (гражданских) (авиационных метеорологических центров, оперативных групп) (далее АМСГ (АМЦ, ОГ).

Согласно пункту 4.1. договора стоимость авиаметеообеспечения определяется на основании ставок метеосборов, установленных за один самовылет из аэропортов Якутск, Нерюнгри, Батагай, Нюрба, Тикси, Черский, Чокурдах, Мирный Ленск, Полярный, Зырянка, Олекминск, Усть-Нера, Усть-Майя, Верхневилюйск, Вилюйск, Сунтар, Витим, Оленек, Саскылах, Айхал, Алдан, Жиганск, Среднеколымск, Мома, зарегистрированных в Центре расписания и тарифов и действующих на момент выполнения рейса, а также количества произведенных самолетовылетов согласно реестра. Ставка сбора применяется по группам воздушных судов, установленным по максимальной взлетной массе ВС, со следующими коэффициентами:

- до пяти тонн включительно – 0,25 ставки метеосбора аэропорта вылета;

- свыше пяти тонн до 12 тонн включительно – 0,5 ставки метеосбора аэропорта вылета;

-  свыше 12 тонн – 1,0 ставки метеосбора аэропорта вылета.

Дополнительно взимается НДС в размере, установленном законодательством РФ.

28.02.2013 Якутским УГМС в адрес ОАО «Нижне-Ленское» направлены счет № 227 от 28.02.2013, счет-фактура № 200 от 28.02.2013, акт № 200 от 28.02.2013 за метеообеспечение по районам полетов по маршруту Молодо-Якутск, Молодо-квадраты-Жиганск, Молодо-Жиганск, всего в сумме 43365 руб. (в т.ч. НДС 6615 руб.) за время работы 10,5 часов.

13.03.2013 ОАО «Нижне-Ленское», не согласившись с выставленными счетами и ссылаясь на имеющийся заключенный договор от 14.03.2013, возвращает Якутскому УГМС вышеуказанные счет и счет-фактуру.

19.03.2013 Якутское УГМС направило Обществу проект договора № 68 на специализированное авиаметеорологическое обеспечение.

Пунктом 2.1.1. договора определено, что метеообеспечение ФГБУ «Якутское УГМС» осуществляется путем подготовки оперативной специализированной авиаметеорологической информации, соответствующей требованиям нормативных и руководящих документов, изданных совместно Росгидрометом  и Министерством транспорта РФ, с последующими изменениями и дополнениями к ним, для выполнения полетов по районам Якутск, Нерюнгри, Батагай, Нюрба, Тикси, Черский, Чокурдах, Мирный, Ленск, Полярный, Зырянка, Олекминск. Усть-Нера, установленных в соответствии с регламентом работ этих аэропортов.

Согласно пункту 4.1 договора стоимость одного часа работы авиаметподразделений ФГБУ «Якутское УГМС»  по обеспечению полетов по районам полетов (квадратам) определяется согласно «Прейскуранта на предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении ФГБУ «Якутское УГМС» в 2012 году» Выписка из Прейскуранта оформлена Приложением № 2 к договору. Дополнительно взимается НДС в размере, установленном законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 4.2 договора стоимость метеорологического обеспечения определяется исходя из стоимости одного часа работ в АМСГ (АМЦ, ОГ), и количества часов всех аваиметподразделений, привлеченных к метеообеспечению, включая время полготовки специализированной метоинформации прогностической АМСГ (АМЦ), а также АМСГ (ОГ), находящихся на аэродроме посадки и привлеченных в качестве запасных.

Согласно приложению № 2 к проекту  договора в виде выписки из Прейскуранта на предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении ФГБУ «Якутское УГМС», утвержденного начальником ФГБУ «Якутское УГМС» Кузьмич В.И., стоимость авиационного метеорологического обеспечения полетов воздушных судов по районам полетов во время регламентов работы авиаметподразделений ФГБУ «Якутское УГМС» с 01.01.2013 г., без НДС, составляет 3500 руб./час.

ФГБУ «Якутское УГМС» с доводами, изложенными в заявлении ОАО «Нижне-Ленское», а также с вменяемым нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем нарушения порядка ценообразования, установленного Приказом Минтранса РФ от 02.10.2000 № 110,   не согласно по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела представители ФГБУ «Якутское УГМС» пояснили, что услуга по предоставлению метеоинформации (метеообеспечению) является платной согласно Постановлению Правительства РФ от 03.08.1992 г. № 532 «О повышении эффективности использования в народном хозяйстве гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающей природной среды».

Согласно «Порядку регистрации и опубликования аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и цен на материально-технические ресурсы, предоставляемые эксплуатантом Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации», утвержденными первым заместителем Министра транспорта РФ 13.04.2001 г. № НА 1.15, государственному регулированию подлежат сборы и тарифы, перечисленные в п. 3.1.

В силу п.п. 2.3 и 3.2 указанного Порядка сборы, тарифы устанавливаются организациями самостоятельно в соответствующих прейскурантах. В соответствии с требованиями этих пунктов ФГБУ «Якутское УГМС» самостоятельно утвердило стоимость авиационного метеорологического обеспечения по районам полетов.

Также, представители ответчика пояснили, что статья 64 Воздушного кодекса Российской Федерации применяется только к авиационным предприятиям (глава IX ВК РФ). ФГБУ «Якутское УГМС» не является авиационным предприятием в соответствии с п.п. 1.1. и 3.1. Устава Учреждения.

Статья 69 ВК РФ разделяет понятия «аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов» и «обеспечение полетов воздушных судов». В понятие «аэронавигационное обслуживание» входит, среди прочего, предоставление метеорологической информации. Предоставление метеоинформации – это ее передача диспетчером от одного лица (ФГБУ «Якутское УГМС») другому лицу (командиру воздушного судна потребителя), то есть является посреднической услугой.

В пункте 2 статьи 69 ВК РФ указано, что правила и услуги аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденные Приказом Минтранса РФ от 31.07.2009 г. № 128, четко различают обеспечение полетов (глава VIII) и аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (глава IX). Метеорологическое обеспечение полетов (пункты 8.20-8.23 авиационных правил) входит в состав обеспечения полетов наряду с топливно-заправочным обеспечением, медицинским обеспечением, обеспечением безопасности полетов и пр., и не входит в состав аэронавигационного обслуживания.

Действия Приказов Минтранса РФ от 02.10.2000 г. № 110 и от 017.07.2012 г. № 241 распространяются только на организации гражданской авиации (пункт 1.2 Приказов).

По вопросу установления стоимости метеообеспечения за один час работы, а не метеосбора за 1 самолетовылет, представители Учреждения сообщили, что продолжительность полетов вертолетов по выполнению авиаработ может быть разной: от 10-15 минут до 14-16 часов и количество посадок и взлетов с посадочных площадок тоже может быть разным. В зависимости от потребностей заказчика авиаработ, в течение часа может быть до 10-12 вылетов одного воздушного судна с посадочных площадок, например, при транспортировке грузов с одной буровой на другую, расположенную рядом буровую. В этом случае при установлении сбора как за самолетовылет, авиакомпания должна будет заплатить очень большую сумму за метеообеспечение при работе один час. Или может быть один вылет воздушного судна, а затем полет без посадок в течение 5-6 часов, как например, при аэрофотосъемках. В этом случае убытки будут у метеослужбы, так как работы по метеообесепечнию будут выполняться для всей продолжительности полета, а сбор получится только один.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в  материалах дела документы, пришла к следующим выводам.      

В соответствии со статьей 69 Воздушного кодекса РФ аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (в том числе предоставление метеорологической информации, поиск и спасание), предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Порядок оказания услуг по метеорологическому обеспечению регулируется Наставлением по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России (НМО ГА-95).

Цена услуг по аэронавигационному обслуживанию воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов подлежит государственному регулированию на основании статей 64, 69 Воздушного кодекса РФ, Указа Президента РФ от 28.02.1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и статьи 494 Гражданского кодекса РФ.

В силу статьи 64 Воздушного кодекса РФ правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

В период возникновения разногласий между ОАО «Нижне-Ленское» и Якутским УНМС действовал Единый порядок установления и взимания сборов и тарифов за обслуживание воздушных судов, утвержденный Приказом Минтранса РФ «Об аэронавигационных сборах и аэропортовых сборах, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» от 02.10.2000 № 110.

С 1 мая 2013 г. вступили в силу Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241, в соответствии с пунктом 3 которого, утратил силу Приказ Минтранса от 02.10.2000        № 110.                                                                          

В соответствии с Приказом Минтранса от 17.07.2012 № 241 к аэронавигационным услугам относится в том числе и передача экипажам ВС метеорологической информации.

Пунктом 3.5.1 Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241, сбор за метеообеспечение установлен на один вылет воздушного судна и применяется по группам воздушных судов, установленным по максимальной взлетной массе воздушных судов, со следующими коэффициентами:

воздушные суда до пяти тонн включительно - 0,25;

воздушные суда свыше пяти тонн до 12 тонн включительно - 0,5;

самолеты свыше 12 тонн - 1,0;

вертолеты свыше 12 тонн - 0,5.

При определении сбора применяется максимальная взлетная масса гражданского воздушного судна, указанная в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна. При обслуживании полетов воздушных судов государственной и экспериментальной авиации при определении сбора применяется максимальная взлетная масса типа или модификации обслуживаемого воздушного судна.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) № 02/17 от 27.06.2005 г. ФГБУ «Якутское УГМС» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях с долей более 65 % в географических границах территории Республики Саха (Якутия).

Пункт 3.5. «Сбор за метеообеспечение» Приказа Минтранса РФ от 02.10.2000        № 110 и Приказа Минтранса РФ от 17.07.2012 № 241 включен в раздел III «Аэропортовые сборы».

Таким образом, установленный  Приказом Минтранса РФ от 17.07.2012 № 241 порядок определения сбора за метеообеспечение должен быть применен при вылетах воздушных судов с аэропортов.

При этом, как в Приказе Минтранса РФ от 02.10.2000 № 110, так и в Приказе Минтранса РФ от 17.07.2012 № 241 отсутствует прямое указание на применение установленного сбора за метеообеспечение для выполнения полетов с посадочных площадок (в районе авиаработ).

В связи с вышеуказанным, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) направлен запрос (исх. № 02/4004 от 17.09.2013 г.) в Министерство транспорта Российской Федерации, как в орган, уполномоченный на издание нормативно-правовых актов в сфере формирования, применения тарифов, взимания сборов за авиаметеообеспечение.

В силу пункта 5.2.2. Положения о Минтрансе РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395, к полномочиям Минтранса РФ относится принятие нормативно-правовых актов в установленной сфере деятельности, в том числе правил формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации.

На запрос Якутского УФАС России с целью разъяснения вопроса о правомерности действий Якутского УГМС, в частности о том, распространяется ли действие Приказа Минтранса РФ от 02.10.2000 № 110 и Приказа Минтранса РФ от 17.07.2012 № 241 на взимание сборов за авиаметеообеспечение полетов, выполняемых с посадочных площадок, Минтранс России представил ответ (№ 01-02-04/4416 от 17.10.2013 г.) следующего содержания:

«Статьей 40 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что посадочной площадкой является участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

   Статус посадочной площадки и аэропорта значительно отличается, а также к указанным объектам предъявляются различные требования.

   В этой связи положения Приказа Минтранса России от 02.10.2000 № 110 в части сбора за метеообеспечение на посадочные площадки не распространяются».

   Таким образом, сборы за метеообеспечение полетов воздушных судов, выполняемых с посадочных площадок,  уполномоченным на принятие соответствующих нормативно-правовых актов органом (Минтрансом России) к регулируемым тарифам не отнесены.

Исходя из вышеуказанного, ФГБУ «Якутское УГМС» вправе было установить собственные тарифы на рассматриваемые услуги.

   Комиссия по рассмотрению дела, изучив материалы дела и выслушав доводы сторон, пришла к выводу, что установление ФГБУ «Якутское УГМС» тарифа на услуги метеообеспечения полетов по районам авиаработ (квадратам), выполняемых с посадочных площадок, не содержит признаков нарушения установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23, 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

                 Прекратить рассмотрение дела в отношении в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

                

                 Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке, течении трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председательствующий:                                                                              О.А. Ярыгина

 

 

члены Комиссии:                                                                                        М.Н. Мохначевская

 

                                                                                             

                                                                                                                       О.А. Местникова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны