Решение №014/07/3-348/2023 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-348/2023 от 5 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-348/2023

по результатам рассмотрения жалобы

город Якутск 30 марта 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя-начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса видеоконференцсвязи, при участии:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоКомплект-Групп» (ИНН 5042138962) (далее – заявитель, ООО «ЭнергоКомплект-Групп»): <...>

от организатора закупок, заказчика, публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (ИНН 1435028701) (далее – организатор закупок, заказчик, ПАО «Якутскэнерго»): <...>

рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ООО «ЭнергоКомплект-Групп» на действия (бездействие) организатора закупки, заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку товара лот №65601-ТПИР ОТМ-2023-ЯЭ Вводы высоковольтные (извещение №32312070344 на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/),

установила:

24.03.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) поступила жалоба ООО «ЭнергоКомплект-Групп» от 23.03.2023 №1/48 (вход. №2213э от 24.03.2023) на действия (бездействие) организатора закупки, заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку товара лот №65601-ТПИР ОТМ-2023-ЯЭ Вводы высоковольтные (извещение №32312070344 на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/) (далее – жалоба, закупка).

Доводы жалобы:

«Общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоКомплект-Групп» принимает участие в Запросе предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку продукции «Вводы высоковольтные» (ЛОТ № 65601-ТПИР ОТМ-2023-ЯЭ).

Протоколом №65601-Р заседания Закупочной комиссии 1-го уровня по закупке Запрос предложений в электронной форме на право заключения договора поставки на «Вводы высоковольтные» по лоту 65601-ТПИР ОНМ-2023-ЯЭ от «13» марта 2023 г. (дата размещения протокола на официальном сайте 15.03.2023 г, скриншот экрана прилагается) заявка Участника ООО «ЭнергоКомплект-Групп» была отклонена от дальнейшего рассмотрения по следующим основаниям:

«В пункте 2.2 технического предложения участника внутренняя изоляция ввода указано RIP, что не соответствует условиям п.2.2 технических требований, в котором указано, что к поставке требуется ввод с внутренней RIN изоляцией»

Вышеупомянутое отклонение считаем необоснованным по следующим основаниям:

В п.2.2 Технических требований на поставку вводов высоковольтных сети Заказчик предъявляет требования к параметру «Внутренняя изоляция – RIN.»

Общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоКомплект-Групп» через функционал электронной торговой площадки 01.02.2023 года запросило у Заказчика согласование поставки вводов с RIP-изоляцией.

На вышеуказанный запрос Организатор/Заказчик ответил: «Согласно информации, указанной п. 4 Таблицы 3 «Технические требования» указано: «Участник должен принять во внимание, что ссылка на ТУ, марку (тип) продукции, носит описательный, а не обязательный характер. В случае, если Участником предлагаются эквиваленты требуемой Заказчику продукции или ее составных частей, в составе своего предложения, он должен в обязательном порядке предоставить подробное техническое описание предлагаемого к поставке эквивалента, в объеме, не менее установленных в документации о закупке требований. Также для проверки соответствия требованиям заказчика участник должен предоставить габаритные и монтажные чертежи оборудования.

Эквивалентная продукция – это продукция, которая по техническим и функциональным характеристикам не уступает характеристикам, заявленным в документации о закупке, в том числе по гарантийным срокам и срокам эксплуатации.»

Обращаю внимание, что согласно п.4.3.6 разъяснения ДоЗ носят справочный характер и не могут изменять предмет закупки и существенные условия проекта Договора (в противном случае необходимо вносить изменения в Документацию о закупке)».

Оборудование, предлагаемое ООО «ЭнергоКомплект-Групп» является полным аналогом/эквивалентом оборудованию, указанному в техническом задании на закупку.

Высоковольтные вводы с наименованием внутренней изоляции RIP полностью соответствуют ГОСТ Р 55187-2012. Закупаемые и предлагаемые нами линейные/проходные высоковольтные вводы с RIP-изоляцией по своей конструкции полностью герметичные, внутренняя RIP-изоляция защищена с двух сторон ввода от увлажнения внешним полимерным изолятором, что исключает воздействие на RIP-остов атмосферных осадков.

Высоковольтные вводы с изоляцией, которая имеет наименование RIN производит только один изготовитель – Завод «Изолятор», Российская Федерация / Россия (ООО «Масса»). В то время как остальные мировые компании-производители высоковольтных вводов, такие как «Moser-Glaser» (Швейцария), «Hitachi ABB Power Grids» (РФ, Московская область), «HSP Hochspannungsgeräte GmbH» (Германия), «Shandong Chin Sun Electrical Equipment Co.» (Китай/Китайская Народная Республика) – производят высоковольтные вводы с наименованием изоляции – RIS/RIP.

Установление в закупочной документации требования, согласно которому можно предложить изоляцию только с наименованием RIN ведет к ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованно создает некоторым участникам торгов преимущественные условия участия в закупке и противоречит основным принципам о равноправии, справедливости, отсутствию дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, так как Общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоКомплект-Групп», является официальным представителем другого завода-изготовителя и является конкурентом на товарном рынке завода «Изолятор» (ООО «Масса»), соответственно не может приобрести вышеуказанный товар у этого завода «Изолятор», для продажи его Заказчику, но может предложить эквивалентный товар с RIP-изоляцией.

Эквивалент / аналог – объект (техническое решение) того же назначения, близкий по совокупности существенных признаков, нечто равноценное или соответствующее в каком-либо отношении чему-либо, заменяющее его или служащее его выражением.

Просим обязать Заказчика отменить протокол №65601-Р заседания Закупочной комиссии 1-го уровня по закупке Запрос предложений в электронной форме на право заключения договора поставки на «Вводы высоковольтные» по лоту 65601-ТПИР ОНМ-2023-ЯЭ, внести изменения в закупочную документацию, а именно – изменить п.2.2 Технических требований на поставку вводов высоковольтных параметр «Внутренняя изоляция - RIN.» и прописать его в следующем виде: Высоковольтный ввод должен иметь изоляцию типа- RIN/RIP/RIS, и допустить ООО «ЭнергоКомплект-Групп» к участию в процедуре уторговывания.

В силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Считаем, что Заказчик нарушил статью 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135‑ФЗ «О защите конкуренции» совершив действия (бездействия), которые привели к недопущению, ограничению или устранению соперничества хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

В ситуации, когда любой из участников закупки не имеет возможность приобретать продукцию единственного производителя, в целях поставки их для нужд Заказчика, действия Заказчика свидетельствуют о создании необоснованных препятствий для участников закупки, повлекших сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.

Более того, согласно п.2 ч.6.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Хотим отметить, что предлагаемые нами линейные/проходные высоковольтные вводы с RIP-изоляцией внешняя изоляция полимер, находятся в эксплуатации в ПАО «Якутскэнерго» с 2020г. Также хотелось бы отметить, что имеется положительная судебная практика по аналогичным делам (Решение Комиссии Московского областного УФАС по делу №50/07/31185эп/21 от 16.08.2021 г. «О признании жалобы обоснованной», Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу №А40-203770/21-149-1510 от 14.03.22 г., Решение Девятого апелляционного суда г. Москвы по делу №А40-203770/21 от 22.06.2022 г., Постановление Арбитражного суда Московского округа по делу №А40-203770/21 от 08.09.2022 г., Решение Красноярского УФАС России по делу №024/07/3-456/2021 от 12.03.2021 г.)

На основании вышеизложенного просим признать жалобу обоснованной, установить в действиях Заказчика необоснованное ограничение количества участников закупки, установить действия Заказчика, которые привели к недопущению, ограничению или устранению соперничества хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, обязать Заказчика:

1) Внести изменения в закупочную документацию, а именно – изменить п.2.2 Технических требований на поставку вводов высоковольтных параметр «Внутренняя изоляция – RIN» и прописать его в следующем виде: Высоковольтный ввод должен иметь изоляцию типа – RIN/RIP/RIS.

2) Обязать Заказчика отменить протокол 65601-Р заседания Закупочной комиссии 1‑го уровня по закупке Запрос предложений в электронной форме на право заключения договора поставки на «Вводы высоковольтные» по лоту 65601-ТПИР ОНМ-2023-ЯЭ,

3) Допустить ООО «ЭнергоКомплект-Групп» к участию в процедуре уторговывания».

Таким образом из сути поданной жалобы следует, что по мнению Заявителя, подобное описание требуемого высоковольтного ввода с RІN-изоляцией без возможности поставки эквивалентного товара с RIP-изоляцией установлено необоснованно, и сужает круг потенциальных участников, что противоречит статье 17 Закона о защите конкуренции и пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, по мнению Заявителя установленные критерии, по которым отклонили заявку ООО «ЭнергоКомплект-Групп» характеризуют только одного производителя высоковольтных вводов Завод «Изолятор» (ООО «Масса», Россия), что ведет к нарушению Закона о закупках и ограничению конкуренции.

Заявитель просит выдать предписание о внесении изменений в закупочную документацию, а именно: прописать в техническом задании возможность предложения аналогов, указать в описании предмета закупки слова «Высоковольтный ввод должен иметь изоляцию типа – RIN/RIP/RIS», а также допустить его заявку для участия в закупке.

Просит признать жалобу обоснованной.

Из сути выступления представителей ПАО «Якутскэнерго» следует, что организатор закупки, заказчик с жалобой не согласился, представил письменные пояснения.

Просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения сторон, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется «Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро», утвержденным решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 29.09.2022 №349 и принятым в качестве внутреннего документа решением Совета директоров ПАО «Якутскэнерго» от 27.12.2019 № 23 (далее – Положение о закупке).

Из размещенных в ЕИС сведений установлено следующее.

  1. Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, документация о проводимой закупке (далее также – извещение, документация) размещены в ЕИС 30.01.2023
  2. Начальная (максимальная) цена договора: 7 500 000.00 рублей.
  3. Дата окончания подачи заявок: 13.02.2023.
  4. На участие в запросе предложений поступило 6 заявок (протокол вскрытия заявок №32312070344-01 от 13.02.2023), в том числе заявка ООО «ЭнергоКомплект-Групп».

15.03.2023 заказчиком размещен в ЕИС протокол №65601-Р заседания закупочной комиссии 1-го уровня по закупке запрос предложений в электронной форме на право заключения договора поставки на «Вводы высоковольтные» по лоту 65601-ТПИР ОНМ-2023-ЯЭ от 13.03.2023, согласно которому проведена процедура рассмотрения заявок на участие в процедуре №32312070344 по итогам которой принято решение:

Отклонить заявку Участника ООО «ЭнергоКомплект-Групп» от дальнейшего рассмотрения на основании подпункта Г) пункта 4.9.6 Документации о закупке, как несоответствующую следующим требованиям:

№ п/п

Основания для отклонения

1.

В пункте 2.2 технического предложения участника внутренняя изоляция ввода указано RIP, что не соответствует условиям п.2.2 технических требований, в котором указано, что к поставке требуется ввод с внутренней RIN изоляцией.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 6 статьи 3, пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки с учетом требований Закона о закупках, положения о закупке.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Учитывая изложенное, заказчики самостоятельно устанавливают требования к участникам закупок, а также требования к содержанию, оформлению и форме документов в составе заявки с учетом положений Закона о закупках, положения о закупках, при этом такие требования не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом, а именно: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Согласно статье 1 Положения о закупках, под запросом предложений понимается конкурентная закупка, являющаяся торгами, при которой победителем запроса предложений признается Участник, заявка которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки продукции.

В силу пункта 4.8.1 Положения о закупках, запрос предложений в электронной форме может проводиться только на электронной площадке для неограниченного круга Участников.

Согласно пункту 6 Извещения о закупке и пункта 1.2.2 Документации о закупке предметом договора (предметом закупки) является лот №65601-ТПИР ОТМ-2023-ЯЭ «Вводы высоковольтные».

Согласно пункту 4.5.5.3 Документации о закупке, в случае если в разделе 8 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 – ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ) Заказчиком указаны товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара или наименование производителя, сопровождаемые словами «или эквивалент», и Участником предлагается продукция, являющаяся эквивалентной указанной в требованиях Заказчика, Участник при описании продукции обязан подтвердить соответствие предлагаемой продукции показателям эквивалентности, установленным в Технических требованиях Заказчика.

Согласно пункту 8.1.1 Документации о закупке Технические требования к закупаемой продукции приведены в Приложении №1 к настоящей Документации о закупке.

В соответствии с пунктом 3.1 Технические требования (Приложение №1 Документации о закупке) (далее – Технические требования) закупка проводилась в отношении «Ввод высоковольтный» ГНЛПIV-90-126/2000 01 с внутренней RІN-изоляцией, который должен соответствовать чертежу ИВУЕ.686382.234-02 (Приложение №1 Технические требования).

1. По мнению Заявителя, подобное описание требуемого высоковольтного ввода с внутренней RІN-изоляцией без возможности поставки эквивалентного товара с RIP-изоляцией установлено необоснованно, и сужает круг потенциальных участников, что противоречит статье 17 Закона о защите конкуренции и пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно Техническим требованиям, заказчик установил описание предмета закупки «Вводы высоковольтные», типа (марки) ГНЛП IV-90-126/2000 01, где согласно общепринятым условным обозначениям по ГОСТ Р 55187-2012: Г – герметичное исполнение; Н – твердая внутренняя изоляция типа «RIN»; Л – линейный (назначение ввода); П – полимерная внешняя изоляция; IV – очень сильная (категория внешней изоляции в зависимости от степени загрязнения окружающей среды ГОСТ 9920-89, МЭК 60137); 90 – предельный угол установки к вертикали, градусов; 126 – наибольшее рабочее напряжение, кВ; 2000 – номинальный ток, А; 01 – для работы на открытом воздухе.

При этом подпунктом 2.2 пункта 4 Технических требований установлено требование к поставляемой продукции о наличии технической характеристики «Внутренняя изоляция типа RIN».

Из представленных заказчиком в дело материалов, Комиссия установила, что потребность Заказчика в приобретении являющегося предметом закупки товара с технической характеристикой «внутренняя изоляция типа RIN» обусловлена приказом ПАО «РусГидро» от 02.10.2020 №835, которым утверждена методика формирования комплексных программ повышения надежности электросетевого комплекса подконтрольных организаций ПАО «РусГидро» (далее – Методика), в соответствии с требованиями пункта 2.9.7 Методики, организациями входящими в группу лиц «РусГидро» осуществляются мероприятия по замене маслонаполненных вводов и вводов с RBP-изоляцией (бумажная изоляция, склеенная эпоксидным компаундом) на вводы с RIN‑изоляцией.

В этой связи Комиссия отмечает, что соответствии с указанной Методикой разработан раздел инвестиционной программы ПАО «Якутскэнерго» на 2023-2027 годы, утвержденной приказом Минэнерго России от 21.12.2020 №17@, с изменениями, внесенными приказом Минэнерго России от 08.12.2021 №18@ (далее – Инвестиционная программа) – группа инвестиционных проектов в Инвестиционной программе №1.2.2.1 Замена маслонаполненных вводов на высоковольтные вводы на Якутской ГРЭС (замена 15 компл.) в 2023-2024 годах (внутренней идентификатор инвестиционного проекта M_508-792).

Комиссия также отмечает, что требование о применении RІN-изоляции основано на ГОСТ55187-2012 (Национальный стандарт Российской Федерации) «Вводы изолированные на номинальные напряжения свыше 1000В переменного тока. Указанный стандарт распространяется на вводы переменного тока частотой от 15 до 60 Гц, на номинальные напряжения свыше 1000В. Как следует из Технических требований наибольшее рабочее напряжение поставляемого оборудования 50 Гц – 126 кВ.

Вместе с тем, как следует из пункта 4.5.5.3 Документации о закупке, в случае если в разделе 8 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 – ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ) Заказчиком указаны товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара или наименование производителя, сопровождаемые словами «или эквивалент», и Участником предлагается продукция, являющаяся эквивалентной указанной в требованиях Заказчика, Участник при описании продукции обязан подтвердить соответствие предлагаемой продукции показателям эквивалентности, установленным в Технических требованиях Заказчика.

Таким образом, Документацией о закупке гарантированы права участников закупки на предложение эквивалента закупаемой продукции.

В соответствие вышеизложенному и принимая во внимание, что ГОСТ55187-2012 не устанавливает тождественность или эквивалентность между изоляцией типов RIP и RIN, Комиссия приходит к выводу о том, что изоляции типов RIP и RIN по своим техническим характеристикам не являются товарными эквивалентами.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик, установил Технические требования к товару «Вводы высоковольтные» типа (марки) ГНЛП IV-90-126/2000, которые предусматривают исполнение высоковольтных с внутренней изоляцией RIN в соответствии с требованиями ГОСТ55187-2012, при этом при описании предмета закупки соблюдены требования пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В связи с чем данный довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.

2. По мнению Заявителя, установленные критерии, по которым отклонили заявку ООО «ЭнергоКомплект-Групп» характеризуют только одного производителя высоковольтных вводов Завод «Изолятор» (ООО «Масса», Россия), что ведет к нарушению Закона о закупках и ограничению конкуренции.

Между тем, данное утверждение не получило подтверждения так как Комиссия установила, что на официальном сайте компании «СвердловЭлектроЩит» (ООО) «https://energo-zavod96.ru/» в разделе предлагаемой изготовителем к приобретению продукции «Оборудование. Вводы различной модификации» указаны в том числе модификации с изоляцией типа RIN (https://energo-zavod96.ru/oborudovanie/raz-ediniteli/vvody).

В ходе рассмотрения жалобы Заказчиком в материалы дела была направлена Инструкция по эксплуатации «Вводы типа BRIB с твердой RIN-изоляцией для баковых масляных выключателей, класс напряжения 35 кВ. Руководство по эксплуатации ГКСЛ 680205.024 РЭ Выпуск 1, 30.07.2020», согласно которой установлено, что компания ООО «АББ Электрические сети» (МО, г. Хотьково) производит с 2020 года вводы с RIN-изоляцией.

В связи с чем данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.

3. Заявитель просит выдать предписание о внесении изменений в закупочную документацию, а именно: прописать в техническом задании возможность предложения аналогов, указать в описании предмета закупки слова «Высоковольтный ввод должен иметь изоляцию типа – RIN/RIP/RIS», а также допустить его заявку для участия в закупке.

В этой связи Комиссия установила следующее.

1 февраля 2023 года от участника ООО «ЭнергоКомплект-Групп» поступил запрос разъяснений с просьбой внести изменение в техническую документацию предоставив возможностью подачи предложения аналога внутренней изоляцией тип RIР/RIS, поскольку высоковольтные вводы RIР/RIS производятся и проходят приемо-сдаточные испытания по ГОСТ 55187-2012 и МЭК 60137-2017.

3 февраля 2023 года заказчиком предоставлен ответ на запрос разъяснений о том, что «Предлагаемая продукция, а именно тип изоляции должен соответствовать ГОСТ55187-2012, однако в действующем национальном стандарте отсутствует тип изоляции RIS. Информация и характеристики изоляции RIS в открытом доступе отсутствует. Информации о характеристиках, проведенных испытаниях и сведений об эксплуатации высоковольтных вводов с RIS-изоляцией, для проведения сравнений с RIN-изоляцией, недостаточно».

6 февраля 2023 года в закупочную документацию заказчиком внесены изменения, а также предоставлен ответ на запрос разъяснений о том, что: «К поставке требуются вводы ГНЛП IV-90-126/2000 согласно чертежу ИВУЕ.686382.234-02. В закупочную процедуру будут внесены изменения, размещен корректный чертеж».

В жалобе заявитель требует установить в описании предмета закупки слова «Высоковольтный ввод должен иметь изоляцию типа – RIN/RIP/RIS», поскольку считает типы изоляции RIS, RIN, RIP эквивалентными между собой.

Между тем утверждение Заявителя об эквивалентности изоляции типов RIS, RIN, RIP не подтверждено, так как имеются существенные технические отличия при производстве и эксплуатации, хранении и транспортировке таких изделий.

RIS (Resin Impregnated Synthetic) – синтетический нетканый материал, пропитанный специальным эпоксидным компаундом – смолой.

RIN (Resin Impregnated Nonwoven) – пропитанный смолой нетканый синтетический материал.

RIP (Resin Impregnated Paper) – бумажный остов из электроизоляционной бумаги и пропитанный специальным эпоксидным компаундом.

Комиссия, изучив и проанализировав ГОСТ 55187-2012 установила следующее.

Ввод из бумаги с пропиткой из компаунда RIP: Ввод, в котором внутренняя изоляция состоит из сердечника, намотанного из необработанной бумаги с последующей пропиткой компаундом (пункт 3.1.8 ГОСТ 55187-2012);

Ввод из нетканого материала с пропиткой из компаунда RIN: Ввод, в котором внутренняя изоляция состоит из сердечника, намотанного из нетканого материала (например, пленки) с последующей пропиткой компаундом (3.1.9 ГОСТ 55187-2012).

При этом в ГОСТ 55187-2012 сведения об изоляции типа RIS отсутствуют.

Комиссия также установила, что указанные в ГОСТ 55187-2012 материалы, являющиеся основой для изготовления изоляции типов RIP и RIN, отличаются по своим качественным показателям.

Таблица 1.

Показатель

RIP

(крепированная бумага)

RIN

(нетканый материал)

Остаточная влажность, %

6-9

<0.1

Прочность на разрыв, Н

>50

>80

Зольность, %

<1

<1

Относительное удлинение, %

   

- продольное направление

90-100

<39

- поперечное направление

3.0-3.2

<35

Из Таблицы 1 следует, что полимерный нетканый материал имеет преимущество над крепированной бумагой, он является гидрофобным, не содержит воды. Это позволяет не только сократить технологический процесс изготовления и поставки любого типа вводов заказчику. Отказ от проведения такой сложной технологической операции как термовакуумная сушка позволяет существенно повысить надежность нового типа изоляции. Остаточная влага после сушки намотанных изоляций является причиной скрытых дефектов. Вода в порах крепированной бумаги может вызвать очень сильный экзотермический эффект реакции отверждения эпоксидного компаунда, а в процессе эксплуатации при низких температурах закристаллизоваться. Все это увеличивает вероятность образования микротрещин внутри RIP-изоляции и разрушения во время эксплуатации (Источник: Физика диэлектриков. Высоковольтная изоляция энергетической аппаратуры, А.З. Славинский – М.: ООО Издательство «Научтехлитиздат», 2007).

Поскольку указанный стандарт распространяется на закупаемую продукцию, заказчик обязан руководствоваться ГОСТ 55187-2012, при этом необходимо учитывать, что в ГОСТ55187-2012 отсутствуют какие-либо сведения об изоляции типа RIS.

В то же время, Комиссия установила, что потребностям Заказчика соответствует продукция «Ввод высоковольтный» ГНЛПIV-90-126/2000 01 с внутренней RІN-изоляцией.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения дела Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки АО «РАД» о предоставлении документов, представленных в составе заявок участников закупки.

Из представленных оператором сведений и документов Комиссия установила, что участником закупки ООО «ЭнергоКомплект-Групп» в составе поданной заявки представлено коммерческое предложение на поставку товара «Линейный ввод с RIP изоляцией для наружной установки с полимерной внешней изоляцией типа FCRG1-126/2000», где в пункте 2.2 Конструктивные особенности пункта Технического предложения участник указал техническую характеристику «Внутренняя изоляция типа RIP».

Таким образом Комиссия установила, что участником ООО «ЭнергоКомплект-Групп» был предложен товар, который по своим технических характеристикам не является эквивалентом предмета проводимой закупки «Ввод высоковольтный» ГНЛПIV-90-126/2000 01 с внутренней RІN-изоляцией по характеристике «Внутренняя изоляция типа RIN».

В соответствии с пунктом 4.9 Документации о закупке, осуществляется рассмотрение и оценка заявок.

Согласно подпункту г) пункта 4.9.6 Документации о закупке, по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки в том числе по основанию несоответствие предлагаемой продукции требованиям Документации о закупке, в том числе порядка описания такой продукции.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что заявка заявителя была правомерно отклонена закупочной комиссии заказчика, поскольку не соответствовала документации о проводимой закупки, а именно Техническому заданию, так как заявитель предложил в своей заявке товар не удовлетворяющий потребностям заказчика, о чем указано в протоколе №65601-Р заседания закупочной комиссии 1-го уровня по закупке запрос предложений в электронной форме на право заключения договора поставки на «Вводы высоковольтные» по лоту 65601-ТПИР ОНМ-2023-ЯЭ от 13.03.2023.

В связи с чем данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.

На основании вышеизложенного, оценив доводы Заявителя и лиц, участвующих в деле, рассмотрев всесторонне и полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

признать жалобу ООО «ЭнергоКомплект-Групп» (ИНН 5042138962) на действия (бездействие) организатора закупки, заказчика ПАО «Якутскэнерго» (ИНН 1435028701) при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку товара лот №65601-ТПИР ОТМ-2023-ЯЭ Вводы высоковольтные (извещение №32312070344) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...> <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны