Решение б/н - от 24 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 014/07/4-210/2019

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск                                                                                 «24» апреля 2019 г.           

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе:

<...>,

в отсутствие надлежаще уведомленного заявителя общества с ограниченной ответственностью «АктивПроект» (далее – ООО «АктивПроект», заявитель),

при участии от заказчика публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», заказчик) представителей К. по доверенности №И00005727 от 05.12.2018 года, Б. по доверенности №И00004910 от 26.04.2018 года, М. по доверенности №И00004923 от 03.05.2018 года, А. по доверенности №И00005844 от 19.12.2018 года,

рассмотрев жалобу ООО «АктивПроект» на действия ПАО «Якутскэнерго» при проведении аукциона в электронной форме Лот № 692.1 «Комплексное обследование производственных зданий и сооружений ЦЭС» (извещение № 31907690997), нарушающие законодательство о закупках, а именно установление в документации о закупке чрезмерных требований к участникам закупки,

у с т а н о в и л а:

15.04.2019 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «АктивПроект» на действия ПАО «Якутскэнерго» при проведении аукциона в электронной форме Лот № 692.1 «Комплексное обследование производственных зданий и сооружений ЦЭС» (извещение № 31907690997).

Из содержания жалобы следует, что установленное заказчиком требование о наличии у участников закупочной процедуры аккредитованной испытательной лаборатории, являющееся основанием для отклонения заявки, необоснованным. Так в жалобе указано, что аккредитация испытательной лаборатории проводится с целью подтверждения соответствия лаборатории требованиям, установленным стандартом СДА-15 2008 «Требования к испытательным лабораториям».

Указанный стандарт устанавливает требования к испытательным лабораториям, которые проходят аккредитацию в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и разработан с учетом требований Федерального закона от 21.07.97 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее- Закон о промышленной безопасности) и Положения о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.04.2007 №196. В соответствии с п.2 положения Единая система оценки соответствия Ростехнадзора является одним из инструментов обеспечения промышленной безопасности.

Таким образом, аккредитация лаборатории в соответствии со стандартом СДА-15 2008 в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору необходима именно для обеспечения промышленной безопасности. Из содержания документации заявителю не удалось сделать однозначный вывод о том, что подлежащие обследованию объекты являются опасными производственными объектами.

Процесс проведения оценки соответствия объекта требованиям и нормам промышленной безопасности является экспертизой промышленной безопасности, в свою очередь такая деятельность в соответствии со ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит обязательному лицензированию.

10.04.2019 года ООО «АктивПроект» посредством ЭТП направило запрос о даче разъяснений п.4.1.6 Технического задания, на что 12.04.2019 года посредством ЭТП поступили следующие разъяснения: «Уважаемые участники! Вопрос требует дополнительного времени на рассмотрение, ожидайте размещение ответа на сайте ЭТП АО «Единая электронная торговая площадка» https://rushydro.roseltorg.ru/ и на сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru/ отдельной публикацией с последующим внесением изменений в Техническое задание с продлением даты окончания приёма заявок участников». Соответственно, в своих разъяснениях заказчик не ответил ни на один из поставленных вопросов, изменения в положения документации внесены не были, сроки окончания подачи заявок не продлены.

Кроме того, в жалобе заявитель указывает на необоснованность установленного заказчиком требования в п.4.2 Технического задания, а именно о необходимости участнику иметь обученного и аттестованного персонала соответствующей квалификации с опытом проведения данного вида работ (приложить копии удостоверений о повышении квалификации по разработке конструктивных решений, обследованию строительных конструкций зданий и сооружений). Для подтверждения соответствия данному требованию предоставить в составе заявки справку о кадровых ресурсах, подготовленную по форме, установленной в документации о закупке с приложением копий квалификационных документов (дипломы, аттестаты, удостоверения).

В соответствии с ч.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна содержать сведения о праве участника принимать участие в конкурентных способах заключения договоров.

Для вступления в саморегулируемые организации и получения допуска к нужным видам работ требуется определенное число специалистов, аттестованных по программам повышения квалификации. Минимальные требования заявлены в Градостроительном кодексе РФ, на них и опираются саморегулируемые организации, при создании собственных требований.

Следовательно, требование заказчика о предоставлении в составе заявки копий удостоверений о повышении квалификации незаконно ввиду того, что достаточным будет предоставление соответствующей выписки СРО.

Кроме того, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 06.04.2017 №688/пр утвержден перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства. Данный документ содержит исчерпывающий перечень специальностей, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом данной закупочной процедуры. Данный перечень не содержит положений о том, что для выполнения работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительному проектированию специалистам необходимо иметь квалификацию именно «разработка конструктивных решений». Более того, вышеуказанный документ прямо указывает, что работы, являющиеся предметом данной закупочной процедуры, выполняются специалистами, имеющими строительное образование.

П.4 ч.6 ст.55.5-1 Градостроительного кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 11.05.2017 №559 к специалистам юридического лица и индивидуального предпринимателя установлено требование о повышении квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет.

Приказом от 09.03.2004 №93 Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «Об утверждении требований к программам повышения квалификации работников строительного комплекса» утверждены требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации работников юридического лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по проектированию, строительству и инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений.

В соответствии с вышеуказанным документом утверждены следующие программы повышения квалификации: «Проектирование зданий и сооружений», «Строительство зданий и сооружений», «Инженерные изыскания для строительства». Таким образом, курсы повышения квалификации по разработке конструктивных решений, обследованию строительных конструкций зданий и сооружений законодательно не предусмотрены. На основании изложенного, заявитель считает, что в положениях документации должно быть установлено требование о предоставлении в составе заявки копии удостоверений о повышении квалификации по программе «Проектирование зданий и сооружений». В связи с этим, требование, установленное п.4.2 технического задания, в условиях данной закупки является необоснованным и ограничивающим конкуренцию.

10.04.2019 года ООО «АктивПроект» посредством ЭТП направило запрос о даче разъяснений п.4.2 Технического задания, на что 12.04.2019 года посредством ЭТП поступили следующие разъяснения: «Уважаемые участники! Вопрос требует дополнительного времени на рассмотрение, ожидайте размещение ответа на сайте ЭТП АО «Единая электронная торговая площадка» https://rushydro.roseltorg.ru/ и на сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru/ отдельной публикацией с последующим внесением изменений в Техническое задание с продлением даты окончания приёма заявок участников». Соответственно, в своих разъяснениях заказчик не ответил ни на один из поставленных вопросов, изменения в положения документации внесены не были, сроки окончания подачи заявок не продлены.

При рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, что основанием для выполнения комплексного обследования, кроме установленной периодичности, послужили выявленные деформационные процессы строительных конструкций. Необходимые к выполнению работы предусматривают в своем составе лабораторные испытания и исследования. Соответственно, выполнение требуемых работ без наличия соответствующей лаборатории не представляется возможным.

Аккредитация испытательной лаборатории является официальным признанием технической компетентности и независимости в проведении испытаний в соответствии с областью аккредитации. Требования к аккредитации испытательных лабораторий установлены в ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». В соответствии с п.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 настоящий стандарт устанавливает общие требования к компетентности лабораторий в проведении испытаний и/или калибровки, включая отбор образцов, испытания и калибровку, проводимые по стандартным методикам, нестандартным методикам и методикам, разработанным лабораторией. Настоящий стандарт применим для всех организаций, осуществляющих испытания и/или калибровку. В их число входят, например, лаборатории, являющиеся первой, второй или третьей стороной, а также лаборатории, где проводятся испытания и/или калибровка, составляющие часть контроля и сертификации продукции. Настоящий стандарт распространяется на все лаборатории независимо от численности персонала или видов их деятельности в области испытаний и калибровки. В том случае, если лаборатория не осуществляет один или более видов деятельности, установленных настоящим стандартом, таких как отбор образцов и проектирование/разработка новых методик, требования соответствующих разделов на них не распространяются.

ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 включен в перечень п.2.1 СП 70.13330.2012 «Свод правил. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции», который в свою очередь включен в постановление Правительства РФ от 26.12.2014 №1521, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент о безопасности).

Требованиями технического задания и ГОСТ 31937-2011 в составе работ по обследованию предусмотрено определение прочностных характеристик несущих конструкций (бетона). Испытания и оценку прочности бетона производит лаборатория, отвечающая требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. В связи с этим, требование по наличию лаборатории, является обоснованным.

Техническим заданием предусматривается разработка проектно-сметной документации на устранение дефектов и повреждений с целью исключения потери устойчивости и несущей способности конструкций, а также приведения в соответствие требованиям нормативных документов (п.3.1, 3.2, 5.1 Технического задания).

Утверждение участником о достаточности в составе требований заказчика по объему предоставления соответствующей выписки СРО, в данном случае представители заказчика считают необоснованным, поскольку требования, заявляемые в Градостроительном кодексе РФ, на которые соответственно опираются саморегулируемые организации, при создании собственных требований являются минимальными.

Кроме того, ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ не предусмотрено право индивидуального предпринимателя или юридического лица осуществления мероприятий технического обследования с разработкой конструктивных (архитектурно-строительных) решений, в том числе по восстановлению устойчивости и несущей способности конструкций, устранению дефектов и повреждений, а так же причин их появления.

В соответствии с ч.1 ст. 41 Технического регламента о безопасности обследование зданий и сооружений относится к добровольной оценке соответствия зданий и сооружений. При этом, добровольная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Приказом от 09.03.2004 №93 Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «Об утверждении требований к программам повышения квалификации работников строительного комплекса» утверждены требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации работников юридического лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по проектированию, строительству и инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений – «Проектирование зданий и сооружений». Согласно п.3.1 данного приказа «Проектирование зданий и сооружений» предусмотрен курс II «Генеральный план и транспорт, архитектурно-строительные решения (оно же конструктивные), функции генерального проектировщика, обследование технического состояния зданий и сооружений».

В связи с этим, требования по наличию удостоверений о повышении квалификации по разработке конструктивных решений (архитектурно-строительных), обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, являются обоснованными. Соответственно, предоставление удостоверения повышения квалификации по «Проектирование зданий и сооружений» с указанием курсов, включенных в данную программу (согласно требованиям Приказа №93) является допустимым.

Представители заказчика дополнительно сообщили, что на момент приостановления обжалуемой закупки представлено 5 заявок участников.

Обследуемые объекты являются особо значимыми социальными объектами. К данным объектам предъявляются повышенные требования со стороны контролирующих и иных органов, в результате чего для участников закупки было установлено требование о наличии аккредитованной лаборатории в соответствии с ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, которая будет выполнение работ с качеством, соответствующим международным стандартам. Закупая товары, работы, услуги, к которым предъявляются повышенные и обоснованные требования по качеству, безопасности, заказчики вправе устанавливать дополнительное требование к участникам. Таким образом, доводы заявителя о том, что документация о закупке не соответствует требованиям законодательства о закупках не обоснованы.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

ПАО «Якутскэнерго» в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Частью 1 статьи 2  Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

ПАО «Якутскэнерго» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 04.10.2018 г. (далее – Положение).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в ЕИС при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

27.03.2019 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, на электронной торговой площадке http://roseltorg.ru/ размещено извещение № 31907690997, документация о закупке.

Наименование закупки – Лот № 692.1 «Комплексное обследование производственных зданий и сооружений ЦЭС»

Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка».

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки; формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.

Так, в техническом задании на оказание услуг к документации о закупке указано, что на всех объектах наблюдаются пучения и (или) просадки основания фундаментов, в следствии чего происходят деформации фундаментов оборудования и зданий подстанций.

Целями и задачами комплексного обследования на стадии проведения обследования являются в том числе выявление дефектов и повреждений строительных конструкций с составлением ведомостей дефектов и повреждений и карт-схем расположения дефектов и повреждений; инструментальное определение параметров дефектов и повреждений строительных конструкций; установление фактических физико-механических свойств материалов конструкций; выявление фактического армирования несущих железобетонных конструкций путем магнитного сканирования (надземная часть фундаментов, фундаментные балки и плиты цокольного перекрытия); выявление прочности бетона конструкций прямым методом (отрыв со скалыванием) и/или косвенными методами (упругий отскок, пластические деформации, ударный импульс) (надземная часть фундаментов, фундаментные балки и плиты цокольного перекрытия); выявление прочностных характеристик стали косвенными методами (по химическому составу путем спектрального анализа и по твердости на каждый вид конструкции: стропильные фермы) (п.3.1 Технического задания).

Для достижения поставленных целей и задач в техническом задании п.4.4 установлено требование о наличии у участника в собственности или на ином законном основании сертифицированных приборных комплексов в количестве не менее одного комплекса для каждого вида обследований, аккредитованную испытательную лабораторию с областями аккредитации бетоны, конструкции и изделия бетонные и железобетонные; образцы бетона, отобранные из конструкций.

Для подтверждения соответствия данному требованию предоставить в составе заявки справку о материально-технических ресурсах по форме, приведенной в документации о закупке с приложением копий паспортов на оборудование с указанием технических характеристик аппаратуры. В случае, если необходимое оборудование используется участником на правах аренды предоставить в составе заявки копии соответствующих документов (договоры аренды).

Согласно п. 4.3 СТО 17230282.27.010.001-2007 «Здания и сооружения объектов энергетики. Методика оценки технического состояния» комплексные обследования зданий и сооружений (многофакторные исследования гидротехнических сооружений) организуются собственником объекта (эксплуатирующей организацией) с привлечением специализированной организации (генподрядчика). В составе комплексных обследований выполняются работы по уточнению реальных физико-механических свойств грунтов оснований и материалов сооружений, экспериментальные и расчетные исследования по определению режима подземных вод и характеристик фильтрации, показателей прочности и устойчивости сооружений и оснований. Дополнительно в сейсмических районах уточняются характеристики сейсмических воздействий, выполняются расчеты сейсмостойкости сооружений; в районах с суровым климатом выполняется анализ температурного режима сооружений и оснований. На основании проведенных исследований выполняется детальный комплексный анализ технического состояния зданий и сооружений.

При этом, контроль качества сварных соединений стальных конструкций и сварных соединений при монтаже железобетонных конструкций осуществляется соответствующими службами генподрядчика (субподрядчика) или специалистами привлеченной испытательной лаборатории (центра), аккредитованными в установленном порядке.

Таким образом, довод заявителя об избыточности требования о материально-технических ресурсов, используемых при выполнении работ и принадлежащих участнику на праве собственности или ином законном основании о наличии у участника в собственности или на ином законном основании сертифицированных приборных комплексов в количестве не менее одного комплекса для каждого вида обследований, аккредитованной испытательной лаборатории с областями аккредитации бетоны, конструкции и изделия бетонные и железобетонные; образцы бетона, отобранные из конструкций, не обоснован.

Согласно п.4.2 Технического задания к численности и квалификации кадровых ресурсов установлено требование о наличии обученного и аттестованного персонала соответствующей квалификации с опытом проведения данного вида работ (приложить копии удостоверений о повышении квалификации по разработке конструктивных решений, обследованию строительных конструкций зданий и сооружений).

При этом, приказ от 09.03.2004 №93 Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «Об утверждении требований к программам повышения квалификации работников строительного комплекса» утвержден в целях обеспечения требований постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 года №174 «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства», т.е. направлен на достижение повышения квалификации индивидуальных предпринимателей и работников юридического лица, осуществляющих проектирование, строительство и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, в сфере деятельности, которая подлежит лицензированию. В то время, как предметом рассматриваемой закупки являются работы, которые не подлежат лицензированию.

Кроме того, согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам такой закупки. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно п.4.9.6 документации о закупке по результатам рассмотрения заявок закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по основаниям несоответствия заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям документации о закупке, несоответствия участников требованиям документации о закупке. На рассмотрении представители заказчика подтвердили, что в случае, если в составе заявки отсутствуют копии удостоверений о повышении квалификации по разработке конструктивных решений, обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, то такая заявка участника подлежит отклонению.

Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанного в документации о закупке квалифицированного персонала не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такой квалифицированный персонал может быть привлечен участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагают дополнительные непредусмотренные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в закупке.

Учитывая изложенное, действия заказчика об установлении в документации о закупке основания отклонения заявки участников в случае отсутствия в составе заявки копии удостоверений о повышении квалификации по разработке конструктивных решений, обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и нарушают требования пункта 9 части 10 статьи 4, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, наличие копий удостоверений о повышении квалификации по разработке конструктивных решений, обследованию строительных конструкций зданий и сооружений в составе заявки может являться основанием для повышения предпочтительности заявки участника, но не может являться основанием для отклонения заявки, поскольку любой участник, являющийся членом саморегулируемой организации в соответствующей сфере имеет право выполнить работы являющиеся предметом закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке (часть 3 статьи 3.2 Закона о закупках).

Согласно п. 2.7.1.7 Положения при проведении открытых конкурентных закупок, а также конкурентных закупок в электронной форме разъяснения извещения и (или) документации о закупке в ЕИС размещаются не позднее чем в течение 3 (трех) рабочих дней с даты поступления запроса со стороны участника.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

10.04.2019 года ООО «АктивПроект» посредством ЭТП направило запрос о даче разъяснений п.4.1.6, 4.2 Технического задания, на что 12.04.2019 года посредством ЭТП поступили следующие разъяснения: «Уважаемые участники! Вопрос требует дополнительного времени на рассмотрение, ожидайте размещение ответа на сайте ЭТП АО «Единая электронная торговая площадка» https://rushydro.roseltorg.ru/ и на сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru/ отдельной публикацией с последующим внесением изменений в Техническое задание с продлением даты окончания приёма заявок участников». Соответственно, в своих разъяснениях заказчик не ответил ни на один из поставленных вопросов, изменения в положения документации внесены не были, сроки окончания подачи заявок не продлены.

На момент рассмотрения жалобы разъяснения не осуществлены, размещенный текст о требовании дополнительного времени на рассмотрение не может расцениваться как осуществленное разъяснение.

Таким образом, заказчиком нарушены часть 3 статьи 3.2, часть 5 статьи 4 Закона о закупках, п.2.7.1.7 Положения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

признать жалобу ООО «АктивПроект» на действия ПАО «Якутскэнерго» при проведении аукциона в электронной форме Лот № 692.1 «Комплексное обследование производственных зданий и сооружений ЦЭС» (извещение № 31907690997) обоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны