Решение №АК/4749/2023 Решение по результатам рассмотрения жалобы от 18 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 014/10/18.1-1441/2023

         г. Якутск                                                                                                 «18» октября 2023 года                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции), в составе:

* – заместитель руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, председателя Комиссии;

*– главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, члена Комиссии;

* – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, члена Комиссии;

при участии:

*- представителя * на основании доверенности от 05.10.2023 № б/н;

*- представителя *на основании доверенности от 09.06.2023 № б/н;

* - представителя АО * на основании доверенности от 09.10.2023 № 39/13-272;

* - представителя АО * на основании доверенности от 09.10.2023 № 39/13-272;

* - представителя ООО «П*» на основании доверенности от 17.10.2023 № 192;

* - представителя АО «*» на основании доверенности от 03.10.2023 № 87/2023-КП,

рассмотрев жалобу АО «С*» на действия * при организации электронного аукциона на право пользования участком недр участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории Алданского района Республики Саха (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых (извещение № 22000049380000000048 на Официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах https://torgi.gov.ru/),

 

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Якутского ФАС России поступила жалоба АО «*» (далее – Заявитель) на действия *) (далее – Организатор торгов) при организации электронного аукциона на право пользования участком недр участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории Алданского района Республики Саха (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых (извещение № 22000049380000000048 на Официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах https://torgi.gov.ru/), в которой содержится следующее.

Доводы жалобы:

«В соответствии с протоколом о результатах аукциона № 22000049380000000048 от 28.09.2023 аукцион на право пользования участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенный на территории МО «Алданский район» Республики Caxa (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых, признан * состоявшимся.

Победителем аукциона на право пользования указанным участком недр признано Общество с ограниченной ответственностью «*», принято решение оформить в отношении последнего лицензию на пользование недрами.

Утверждён окончательный размер разового платежа за пользование недрами в размере 47 140 819, 57 рублей (по итогам выполнения одного шага аукциона со стороны ООО «*»).

Между тем, итоги торгов являются недействительными, поскольку протокол о результатах аукциона № 22000049380000000048 от 28.09.2023 является незаконным, вынесен вопреки решению о приостановлении торгов, принятому уполномоченным органом, регулирующим указанные правоотношения, чем нарушены права AO «*» как признанного участника аукциона, иных участников и государства.

Решение о проведении аукциона принято в соответствии с приказом * от 10.08.2023 № 161.

Извещение о проведении аукциона размещено 10.08.2023 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (№ 22000049380000000048 лот № 1) и на сайте ЭТП ГПБ по адресу в сети «Интернет»: https://etp.gpb.ru (номер процедуры ГП82б118).

Протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе №22000049380000000048 от 21.09.2023 AO «*»› допущено к участию в аукционе.

В соответствии с аукционной доку документацией (приложение № 3 к приказу * от 10.08.2023 №161) датой проведения аукциона является 28.09.2023.

Согласно уведомлению УФАС по Республике Саха (Якутия) от 22.09.2023 № ИЛ/4196/23 о поступлении жалобы, в отношении организатора торгов *установлены обязанности, предусмотренные ч. ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон № 135-ФЗ), согласно которой со дня направления уведомления, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Одновременно в уведомлении указано на необходимость соблюдения положений ч. 19 ст.18.1 Федерального закона № 135-ФЗ, согласно которым в случае принятия жалобы к рассмотрению, организатор торгов, которому в порядке, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключённый с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

На основании изложенного, согласно уведомлению УФАС по Республике Саха (Якутия) торги приостановлены в целом, в том числе ограничено право на заключение договора до принятия антимонопольным органов решения по жалобе. Срок рассмотрения жалобы определен до 02.10.2023.

В соответствии с извещением * о приостановлении аукциона от 22.09.2023 № 01- 03-18/3378, участникам аукциона доведена информация, что в соответствии с ч. 18 ст. 18.1 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон № 135-ФЗ) торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, по существу.

Указанные документы свидетельствуют о принятом решении о приостановлении торгов в целом, размещены на электронной цифровой площадке и доступны для ознакомления всем участникам торгов.

В статье 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ регламентирован порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

В соответствии с правилами данной статьи антимонопольный орган рассматривает, в частности, жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1).

В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (часть 11).

Со дня направления уведомления, предусмотренного приведенной выше нормой, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу (часть 18).

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного этим пунктом, является ничтожным (часть 19).

Из приведенных положений следует, что основанием для обязательного приостановления торгов является принятие жалобы к рассмотрению антимонопольным органом и направление соответствующего уведомления заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей. При этом торги приостанавливаются на период со дня направления уведомления до рассмотрения жалобы по существу.

Из указанных требований Федерального закона № 135-ФЗ не следует, что при рассмотрении антимонопольным органом жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1, приостановление торгов ограничено возможностью приостановления торгов лишь в части заключения договора.

Указанная позиция подтверждена судебной практикой (апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 18.08.2020 N АПЛ20-190).

Исходя из указанных документов, размещённых на электронной площадке для участников аукциона, следует конкретная информация о приостановлении торгов в целом до рассмотрения жалобы.

Кроме того, в приказе* от 22.09.2023 № 174, изданном на основании уведомления УФАС по Республике Саха (Якутия) в соответствии с ч. 18 ст. 18.1 Федерального закона №135-ФЗ, предусматривающей приостановление торгов в целом, указано на необходимость приостановления торгов лишь в части заключения договора (оформление, регистрация и выдача лицензии на право пользования недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых).

Требования указанного приказа противоречат информации, содержащейся в размещённых на электронной цифровой площадке извещении о приостановлении аукциона и уведомлении УФАС России по Республике Саха (Якутия).

В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на ограничение вопреки условиям данного аукциона доступа к участию в нем юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии с п. 50 Правил проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, в электронной форме, установленных постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 № 2499 в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению аукциона в день и (или) время, установленные порядком и условиями проведения аукциона, организатором аукциона или председателем аукционной комиссии принимается решение о переносе даты и (или) времени проведения аукциона.

Решение о переносе даты и (или) времени проведения аукциона принимается председателем аукционной комиссии после окончания срока подачи заявок, при этом срок подачи заявок не изменяется.

К обстоятельствам, препятствующим проведению аукциона в день и (или) время, установленные порядком и условиями проведения аукциона, относится наличие жалобы на действия (бездействие) организатора аукциона, оператора электронной площадки или аукционной комиссии, поданной в соответствии с положениями Федерального закона № 135-ФЗ.

В соответствии с п .1 ст. 17 Федерального закона № 135 при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушению порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца.

В соответствии с п. «д», ч. 1 ст. 23 Федерального закона №135-ФЗ антимонопольный орган осуществляет, в том числе выдачу в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, исходя из требований уведомления УФАС по Республике Саха (Якутия) и извещения участникам аукциона со ссылками на ч. 18 ст. 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ организатор торгов * допустил существенное нарушение прав участников торгов, проведя аукцион и определив победителя в период действия решения и извещения участников о приостановке торгов.

Кроме того, действия * привели к ограничению конкуренции при проведении аукциона, что повлекло невозможность установления конкурентной цены на право пользования участком недр и не поступлению в федеральный бюджет дополнительных доходов.

Согласно п. ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ в соответствии антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, прошу принять меры антимонопольного регулирования, отменить результаты торгов по аукциону № 22000049380000000048 от 28.09.2023, признать протокол о результатах аукциона №22000049380000000048 недействительным и назначить новую дату проведения торгов в целях соблюдения прав участников аукциона. *".

 Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Согласно п. 4 ч. 9 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба возвращается заявителю в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Комиссия установила, что 12.10.2023 г. ФАС России было принято решение № 04/10/18.1-509/2023 относительно обжалуемых действий  Организатора торгов при организации электронного аукциона на право пользования участком недр участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории Алданского района Республики Саха (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых (извещение № 22000049380000000048 на Официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах https://torgi.gov.ru/),  а также вынесено обязательное для исполнения предписание.

Согласно части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба возвращается заявителю в случае, если антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

В связи с изложенным, Комиссия прекращает рассмотрение жалобы Заявителя по данному доводу.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

 

Р Е Ш И Л А:

 

Жалобу АО «*» (далее – Заявитель) на действия * (далее – Организатор торгов) при организации электронного аукциона на право пользования участком недр участком недр р. Селигдар, правый приток р. Алдан (участок Каменистый), расположенном на территории Алданского района Республики Саха (Якутия), с целью разведки и добычи полезных ископаемых (извещение № 22000049380000000048 на Официальном сайте Российской Федерации по размещению информации о торгах https://torgi.gov.ru/)  - оставить без рассмотрения.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны