Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 014/01/16-277/2019 о нарушении антимонопол... от 29 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 014/01/16-277/2019 о нарушении антимонопольного законодательства

г. Якутск                                  резолютивная часть оглашена «29» мая 2019 года                                                                                                   

                                               изготовлено в полном объеме «29» мая 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела № 014/01/16-277/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель руководителя, начальник отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Члены комиссии:

<…> – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

В отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных о месте и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом.

Рассмотрев дело №014/01/16-277/2019 по признакам нарушения МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» и ИП <…> пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило представление старшего следователя по особо важным делам СЧ по РОПД СУ МВД по Республике Саха (Якутия), по принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, в действиях должностных лиц МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)», указывающее на наличие признаков нарушения статьи 16 Федерального закона  от  26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите          конкуренции) в действиях должностных лиц администрации и ИП <…>.

Согласно содержанию указанного представления, при производстве уголовного дела №11801980061000010 были выявлены следующие обстоятельства:

- Распоряжением № 198 от 11.05.2017 г. заместитель главы МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» <…> из бюджета МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» предоставил ИП <…> финансовую поддержку в размере 300 000 рублей, при этом основанием финансовой поддержки указано предстоящее выполнение мелиоративных работ в участке Чалый. Таким образом, заместитель главы МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» <…> из личной заинтересованности оказал финансовую помощь ИП <…>, при этом в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" процедуру запроса котировок для обеспечения муниципальных нужд не провел.

В связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения представления старшего следователя по особо важным делам СЧ по РОПД СУ МВД по Республике Саха Якутским УФАС России 24 апреля 2019 года в соответствии с Приказом №16 возбуждено дело №014/01/16-277/2019 по признакам нарушения МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» и ИП <…> пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.

02 мая 2017 года между МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» и индивидуальным предпринимателем <…> (ОГРИП 316144700094830) заключено соглашение № С 07-19 о предоставлении субсидии из местного бюджета на мелиоративные работы в участке Чалый для сенокосчиков на 2017 год, сумма субсидии составляет 300 000,00 рублей.

На основании указанного соглашения 11 мая 2017 года МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» вынесено распоряжение №198 «О предоставлении субсидии на мелиоративные работы в участке Чалый для сенокосчиков ИП <…>. В соответствии с распоряжением №198 ИП <…> перечислены денежные средства в размере 300 000,00 рублей.

Антимонопольный орган при рассмотрении настоящего дела провел анализ состояния конкуренции на рассматриваемом рынке и установил следующее.

а) В связи с тем, что в настоящем деле исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Согласно соглашению № С 07-19 от 02.05.2017 субсидия была предоставлена в целом на 2017 год.

На основании изложенного, временным интервалом исследования товарного рынка следует определить период – с 01.01.2017 по 31.12.2017.

б) При определении продуктовых границ товарного рынка принимается во внимание предмет соглашения, заключенного между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предметом соглашения № С 07-19 от 02.05.2017 является мелиоративные работы на участке Чалый для сенокосчиков. Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого рынка являются мелиоративные работы.

в) При определении географических границ товарного рынка принимается во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предметом соглашения № С 07-19 от 02.05.2017 является мелиоративные работы на участке Чалый для сенокосчиков.

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении органы местного самоуправления;

Согласно пункту 3 статьи 3 Устава муниципального образования «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» Республики Саха (Якутия) границы территории муниципального образования установлены Законом Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ и о наделении статусом муниципального района муниципальных образований Республики Саха (Якутия)».

Пунктом 34 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.11.2004 172-З N 351-III «Об установлении границ и о наделении статусом муниципального района муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» установлены границы "Эвено-Бытантайский национальный улус (район)" в соответствии с картографическим материалом в масштабе 1:100000 на 33 листах (для служебного пользования) и каталогом координат поворотных точек (для служебного пользования) (приложение 34 - не для печати).

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты - участники рассматриваемого соглашения;

ИП <…> являлся победителем аукциона в электронной форме №0116300008117000002 на содержание дорог общего пользования Эвено-Бытантайского улуса на 2017 год и победителем аукциона в электронной форме № 0116300008118000004 на выполнение работ по устройству дорожного сооружения (зимника) для обеспечения транспортной доступности между населенными пунктами на территории Эвено-Бытантайского улуса на 2018 год.

Таким образом, ИП <…> осуществлял свою деятельность на территории Эвено-Бытантайского улуса.

На основании изложенного, географическими границами рассматриваемого товарного рынка определены границы Эвено-Бытантайского национального улуса (района) Республики Саха (Якутия).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

Пунктом 25 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления) установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству).

Согласно части 2 статьи 18 Закона об организации местного самоуправления финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Мелиоративные работы в участке Чалый для сенокосчиков, на выполнение которых МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» выделило субсидию, является потребностью МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)», необходимой для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления, так как направлены, в том числе на создание необходимых условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, и, следовательно, выполнение данных работ и оказание данных услуг относится к муниципальным нуждам.

Решение вопросов местного значения является расходным обязательством муниципального образования, обусловленным законом, и должно предусматриваться в бюджете муниципального образования в качестве самостоятельного расходного обязательства на очередной финансовый год и не должны компенсироваться посредством предоставления субсидий.

В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона об организации местного самоуправления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно части 2 статьи 54 Закона об организации местного самоуправления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Согласно письму МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» от 11.04.2019 №415 субсидия на мелиоративные работы в участке Чалый для сенокосчиков на 2017 год была представлена ИП <…> в связи с тем, что ИП <…> имел в наличии спецтехнику, переданную на основании определения победителя аукциона по ремонту и содержанию дорог, отбор получателей указанной субсидии не проводился.

МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» 13 мая 2019 года представило отзыв на определение о назначении дела №014/01/16-277/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 26.04.2019, согласно которому, процедура запроса котировок не проводилась в связи с тем, что Администрация предоставила субсидию ИП <…> на мелиоративные работы для сенокосчиков, т.е. физических лиц в соответствии с заключенным соглашением, а не договор об оказании услуг (выполнения работ).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Статьей 8 Закона о контрактной системе установлен принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Следовательно, применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.

Процедуры, установленные Законом о контрактной системе по выбору исполнителя на выполнение мелиоративных работ в участке Чалый для сенокосчиков на 2017 год, администрацией МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» не проводились.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В случае проведения уполномоченным органом власти торгов, напротив, будет обеспечена конкуренция между участниками закупок.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что соглашение это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Заключение и реализация соглашения от 02.05.2017 № С 07-19 о предоставлении субсидии из местного бюджета на мелиоративные работы в участке Чалый для сенокосчиков на 2017 год привело к недопущению возникновения конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в рассматриваемой сфере, и предоставлению преимущественных условий для ИП <…> в сфере выполнения указанных работ.

Исходя из анализа приведенной информации, у МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» отсутствовали правовые основания для перечисления денежных средств ИП <…> без проведения процедур, установленных Законом о контрактной системе по выбору исполнителя на выполнение мелиоративных работ в участке Чалый для сенокосчиков на 2017 год.

Действия МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» и ИП <…> по заключению ограничивающего конкуренцию соглашения о предоставлении субсидии из местного бюджета на мелиоративные работы в участке Чалый для сенокосчиков на 2017 год привели (могли привести) к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующие товарные рынки, нарушению их прав и законных интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности, и являются нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Указанные действия МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» и ИП <…> ограничили права хозяйствующих субъектов, которые могут действовать или действуют в территориальных границах Эвено-Бытантайского национального улуса (района), на участие в закупочных процедурах, а также на обжалование результатов таких процедур, и, следовательно, такие действия привели к ограничению конкуренции на рассматриваемом рынке.

На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела №014/01/16-277/2019 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о том, что рассматриваемые действия МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» и ИП <…>, выразившиеся в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения о предоставлении субсидии из местного бюджета на мелиоративные работы в участке Чалый для сенокосчиков на 2017 год, образуют состав нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от  26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Подпунктом «б» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции устанолвено, что антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство.

Вместе с тем, Комиссией Якутского УФАС России при рассмотрении настоящего дела установлено, что предписание о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство не может быть выдано в связи со следующим.

Соглашение №С07-19 от 02.05.2017 было заключено на 2017 год, с начала 2018 года действие указанного соглашения прекратилось.

Таким образом, в связи с прекращением действия соглашения на момент вынесения настоящего решения, у Якутского УФАС России отсуствуют основания для выдачи предписания.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/16-277/2019, руководствуясь статьей 16, статьей 22, статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 44, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.  Признать МО «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» (678580, РС (Я), Эвено-Бытантайский национальный улус, с. Батагай-Алыта, ОГРН 1031401503132, ИНН 1432111912, КПП 143201001) и ИП <…> ОГРНИП 316144700094830, нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2.  Передать материалы настоящего дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение комиссии территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии:          

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

<…>

 

 

 

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны