Решение №АК/2682/24 решение от 22 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «***

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии

в Республике Саха (Якутия)»

677005, г.***

ЭТП ООО «РТС-тендер»

121151, г. Мо***r.ru

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 014/07/3-704/2024

г. Якутск «21» мая 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

***. – заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

*** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

*** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции:

*** – представитель Заявителя ООО «Центр Кровли» по доверенности № 1 от 20.05.2024;

При личном присутствии:

*** – представитель ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)» по доверенности № 67/24 от 17.05.2024;

*** - представитель ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)» по доверенности № 66/24 от 17.05.2024;

рассмотрев жалобу № 014/07/3-704/2024 ООО «***» на действия (бездействие) заказчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение ремонтных работ помещений ОПД и административного здания Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РС(Я) в Алданском районе» (извещение № 32413519540, на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://zakupki.gov.ru/).

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 13.05.2024 г. (вх. № 5655/24) поступила жалоба ООО «***» (далее - Заявитель) на действия (бездействие) заказчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение ремонтных работ помещений ОПД и административного здания Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РС(Я) в Алданском районе» (извещение № 32413519540, на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://zakupki.gov.ru/).

Доводы жалобы:

«25.04.2024 11:42:36 (по московскому времени) Заявителем была подана заявка для участия в электронном аукционе № 32413519540.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок №3062460 от 26.04.2024 г. заявка заявителя признана соответствующей требованиям извещения.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона подведение итогов назначено на 07.04.2024 г. Однако в указанную дату итоги не были подведены и не размещен итоговый протокол.

02.05.2024 в 04:24 (МСК) было размещено извещение об отказе от проведения электронного аукциона.

Согласно части 5 и части 6 статьи 3.2. ФЗ №223-ФЗ Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. Решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения.

Таким образом, комиссия Заказчика неправомерно осуществила отмену процедуры проведения торгов по закупке № 32413519540.

На основании вышеизложенного, просим комиссию Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) провести внеплановую проверку, признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об отмене извещения об отмене электронного аукциона, признании заявки Заявителя соответствующей требованиям извещения».

В ответ на уведомление о поступлении жалобы (исх. № АК/2513/24 от 14.05.2024г) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)» (далее – Заказчик) предоставило возражение на жалобу (вх. № 5955-ЭП/24 от 17.05.2024), где выразило несогласие с доводами Заявителя.

Жалоба на положения документации закупки поступила в Якутское УФАС России после окончания срока подачи заявок на участие в аукциона в электронной форме, и на основании частей 10, 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) подлежит рассмотрению антимонопольным органом в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «Закон о закупках», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены при осуществлении мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства либо при предъявлении требования осуществить мероприятия по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, не предусмотренные ст. 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения мероприятий по реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

Закупка проводилась в соответствии с требованиями Федерального закона №223-Ф3 от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Положения о закупках ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)», а также в соответствии с документацией о закупке при проведении аукциона в электронной форме на выполнение ремонтных работ помещений ОПД и административного здания Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РС(Я) в Алданском районе».

18.04.2024г. извещение о проведении аукциона в электронной форме, и документация по закупке размещены на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://zakupki.gov.ru/).

Согласно извещению:

Предмет договора: Выполнение ремонтных работ помещений ОПД и административного здания Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РС(Я) в Алданском районе».

Сведения о начальной (максимальной) цене договора 5 218 820,00.

Заявки на участие в закупке принимались с «18» апреля 2024 года и до окончания срока подачи заявок - «26» апреля 2024 года, (10.00 местное время).

Комиссия Якутского УФАС России, изучив материалы жалобы, пришла к следующим выводам.

Суть жалобы, по мнению Заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно закупочная процедура неправомерно была отменена Заказчиком после установленного срока окончания подачи заявок.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)», утвержденное Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.09.2022 г.

Согласно части 5 статьи 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Исходя из части 7 статьи 3.2 Закона о закупках по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

При этом, требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Таким образом, если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать:

а) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы;

б) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;

в) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;

г) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.

Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что в рассматриваем случае установленные причины отмены закупочной процедуры не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы. Доказательств обратного представителями Заказчика не представлено.

Комиссией Якутского УФАС России установлено, что согласно п. 14.1.4 Положением о закупке, Заказчик вправе отменить конкурс по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Решение об отмене конкурса размещается Заказчиком, Специализированной организацией в единой информационной системе в день принятия этого решения.

Пунктом 14.1.5 Положением о закупке, по истечении срока отмены конкурса в соответствии с п. 14.1.4 Положения и до заключения договора Заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств неопредолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Вместе с тем, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что на дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила 1 (одна) заявка с идентификационным номером 1.

Согласно протоколу рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в аукционе № 3062460 от 26.04.2024 г., заявка Заявителя признана соответствующей требованиям.

Так же, Комиссия Якутского УФАС России указывает, что Заказчиком был отменен аукцион 27.04.2024 г. что подтверждается Приказом № 55/223-з от 27.04.2024г в связи с единственной заявкой на участие в электронном аукционе.

На основании вышеизложенного, в указанной ситуации у Заказчика не имелись правовые основания для отмены закупочной процедуры за пределами установленного срока окончания подачи заявок.

Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о нарушении в действиях Заказчика, Организатора, отменивших проведение аукциона после окончания срока подачи заявок, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают положения части 5 статьи 3.2 Закона о закупках.

Таким образом, заказчик в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение ремонтных работ помещений ОПД и административного здания Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РС(Я) в Алданском районе» (извещение № 32413519540) нарушил требования части 5 статьи 3.2 Закона о закупках.

Довод Комиссией Якутского УФАС России признан обоснованным.

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Учитывая, что рассматриваемая закупка была отменена, возможности для выдачи предписания об устранении нарушений не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «***» (***1) на действия (бездействие) заказчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)» (6***) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение ремонтных работ помещений ОПД и административного здания Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РС (Я) в Алданском районе» (извещение № 32413519540, на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://zakupki.gov.ru/) – обоснованной.

2. Признать заказчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)» нарушившим требования части 5 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3 Не выдавать Заказчику ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)» обязательное для исполнения предписание для устранения выявленных нарушений.

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

.

Связанные организации

Связанные организации не указаны