Решение б/н ФБУ НТЦ "Энергобезопасность" на АО "Вилюйская ГЭС-3" от 4 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФБУ «НТЦ Энергобезопасность»

107564, г.Москва, ул. Краснобогатырская, д.2, стр.1

info@enerb.ru

АО «Вилюйская ГЭС-3»

678196, РС(Я), Мирнинский район, пос. Светлый, ул. Воропая, 22 «А»

zakupki2@shpp.ru

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

127055, г. Москва,

ул. Новослободская, д. 24, стр. 2

ko@sberbank-ast.ru

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-1441/2020

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 04 июня 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Камаловой С.В. – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

Дмитриевой А.А. – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

Шамаевой О.С. – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

в присутствии посредством сервиса web-видеоконференцсвязи от ПАО «Ростелеком»:

представителей заявителя Федерального бюджетного учреждения «Научно-технический центр «Энергобезопасность» Калиберды Е.А., Маликова А.В. по доверенности №28/2020 от 12.05.2020 г.;

представителя заказчика акционерного общества «Вилюйская ГЭС-3» Разыкова Д.А. по доверенности №2 от 30.12.2019 г.,

рассмотрев жалобу Федерального бюджетного учреждения «Научно-технический центр «Энергобезопасность» (далее – ФБУ «НТЦ «Энергобезопасность», заявитель) на действия (бездействие) заказчика акционерного общества «Вилюйская ГЭС-3» (далее – АО «Вилюйская ГЭС-3», заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на разработку Декларации безопасности гидротехнических сооружений Светлинской ГЭС (извещение № 32009057970),

установила:

28 мая 2020 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее- Якутское УФАС России) поступила жалоба ФБУ «НТЦ «Энергобезопасность» на действия (бездействие) заказчика АО «Вилюйская ГЭС-3» при проведении запроса предложений на право заключения договора на разработку Декларации безопасности гидротехнических сооружений Светлинской ГЭС (извещение № 32009057970), нарушающие законодательство о закупках.

Согласно доводу жалобы заявителя, п. 1.2.25 раздела 1 – «Информационная карта» закупочной документации содержит завышенные требования, согласно которым «Участник обязан подтвердить соответствие установленным дополнительным требованиям – предоставить соответствующие подтверждающие документы в составе заявки, подтверждающие наличие:

  1. исполненных договоров с АО «Вилюйская ГЭС-3» и группой «Алроса» за период 2008-2019 годов с завершенными работами сопоставимого характера и объема;
  2. опыта выполнения работ по разработке Декларации безопасности гидротехнических сооружений I-IIкласса опасности за период 2008-2019 годов, должны иметь договора с завершенными работами сопоставимого характера и объема».

По мнению заявителя, указанные требования документации необоснованно ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобой заявителя согласился, поддержал представленные ранее письменные пояснения, в котором имеется измененный проект документации о закупке в обжалуемой части.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в  настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

АО «Вилюйская ГЭС-3» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках АО «Вилюйская ГЭС – 3», утвержденном Советом директоров АО «Вилюйская ГЭС – 3» 31.10.2018 г., с изменениями от 21.02.2020 г. (далее – Положение).

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Статьей 3.2 Закона о закупках установлен порядок осуществления конкурентной закупки, согласно части 22 которого под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

06.04.2020 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение запроса предложений на право заключения договора на разработку Декларации безопасности гидротехнических сооружений Светлинской ГЭС, документация о закупке, а также проект договора.

19.05.2020 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение запроса предложений на право заключения договора на разработку Декларации безопасности гидротехнических сооружений Светлинской ГЭС, документация о закупке, а также проект договора с внесенными изменениями.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке в числе прочего должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с пунктом 22.1.4 Положения о закупках, к участникам могут быть предъявлены следующие дополнительные требования:

к наличию у участника исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имеющие отношение к исполнению договора;

к наличию опыта выполнения аналогичных проектов (включая количество ранее выполненных договоров, аналогичных по объему поставки товаров, по видам оказываемых услуг), в том числе за определенный промежуток времени;

к наличию производственных (в том числе складских, сервисных центров) помещений и технологического оборудования (в том числе к наличию оборудования, необходимого для выполнения специальных работ);

к наличию трудовых ресурсов (наличие специалистов в соответствующей области в штате или на основе договоров гражданско-правового характера специалистов в соответствующих областях с указанием требуемого опыта работы в данной области и предоставлением копии документов, подтверждающих наличие соответствующей квалификации (удостоверения, аттестации) и т.п.);

к экономическому положению и наличию финансовых ресурсов (определенные показатели финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств и т.п.);

требование о наличии действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества) у участника (привлекаемого субподрядчика, соисполнителя) и/или предприятия-изготовителя товара, поставка которого является предметом закупки. При этом в документации о закупке должен быть указан стандарт, которому должна соответствовать система менеджмента качества и, при наличии, аналога, или должны быть изложены основные требования к такой системе;

любые иные измеряемые требования к участнику.

Материалами дела установлено, что пунктом 1.2.25 Информационной карты документации о закупке установлены дополнительные требования к участнику закупки, а именно:

«Участник обязан подтвердить соответствие установленным дополнительным требованиям – предоставить соответствующие подтверждающие документы в составе заявки, подтверждающие наличие:

1) исполненных договоров с АО «Вилюйская ГЭС-3» и группой «Алроса» за период 2008 – 2019 годов с завершенными работами сопоставимого характера и объема.

2) опыта выполнения работ по разработке Декларации безопасности гидротехнических сооружений I – II класса опасности за период 2008–2019 годов, должны иметь договора с завершенными работами сопоставимого характера и объема.

С целью предоставления данной информации необходимо заполнить «Справку об опыте» по форме согласно Приложения к Документации о закупке».

Согласно пункту 29.11.1 Положения о закупках, в целях выявления победителя при проведении закупки осуществляется оценка и сопоставление допущенных заявок по критериям и в порядке, установленном в документации о закупке.

Пунктом 1.2.29 Информационной карты документации о закупке установлено, что критерии и порядок оценки и сопоставления заявок указаны в Приложении №4 к ДоЗ «Методика оценки и сопоставления заявок».

Приложение №4 к ДоЗ «Методика оценки и сопоставления заявок» выглядит следующим образом:

...

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России установила, что требования, установленные пунктом 1.2.25 Информационной карты документации о закупке о наличии исполненных договоров с АО «Вилюйская ГЭС-3» и группой «Алроса» за период 2008 – 2019 годов с завершенными работами сопоставимого характера и объема, а также опыта выполнения работ по разработке Декларации безопасности гидротехнических сооружений I – II класса опасности за период 2008–2019 годов, являются критериями оценки заявок, следовательно отсутствие соответствующих договоров о требуемом опыте не препятствует допуску к участию в закупке.

В ходе рассмотрения дела представителем заказчика представлен следующий проект изменений в документацию, что говорит о готовности внесения изменений в случае установления Комиссией нарушения Закона о закупках:

№ п/п

Номер столбца плана и

наименование позиции

Старая редакция

Новая редакция

1.2.25

Дополнительные требования к участнику:

Участник обязан подтвердить соответствие установленным дополнительным требованиям – предоставить соответствующие подтверждающие документы в составе заявки, подтверждающие наличие:

1) исполненных договоров с АО «Вилюйская ГЭС-3» и группой «Алроса» за период 2008 – 2019 годов с завершенными работами сопоставимого характера и объема.

С целью предоставления данной информации необходимо заполнить «Справку об опыте» по форме согласно Приложения к Документации о закупке;

Участник обязан подтвердить соответствие установленным дополнительным требованиям – предоставить соответствующие подтверждающие документы в составе заявки, подтверждающие наличие:

  1. исполненных договоров на разработку декларации безопасности гидротехнических сооружений I – II класса опасности за период 2008 – 2019 годов с завершенными работами сопоставимого характера и объема.

(данные требования являются критериями оценки и сопоставления заявок участников (неценовой критерий))

С целью предоставления данной информации необходимо заполнить «Справку об опыте» по форме согласно Приложения к Документации о закупке;

Предметом рассматриваемой закупки является разработка Декларации безопасности гидротехнических сооружений Светлинской ГЭС.

В материалах дела имеется паспорт гидроузла АО «Вилюйская ГЭС-3», спроектированный АО «Ленгидропроект», согласно которому гидротехническим сооружениям гидроузла АО «Вилюйская ГЭС-3» присвоен II класс опасности.

Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», декларация безопасности гидротехнического сооружения – это документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

Согласно статье 10 Декларация вышеуказанного закона, декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Так, приказом Ростехнадзора от 03.11.2011 № 625 утверждены «Дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности» (далее – Приказ Ростехнадзора №625).

Согласно пункту 17 При разработке Декларации объектов промышленности в раздел "Общая информация, включающая данные о ГТС и природных условиях района их расположения, меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом, правилами эксплуатации ГТС и предписаниями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, который может быть причинен в результате аварии ГТС, основные сведения о собственнике и эксплуатирующей организации" включаются, в числе прочего, сведения о классе возможных чрезвычайных ситуаций при аварии на ГТС в соответствии с действующей классификацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с указанием вероятности их возникновения.

Из вышеуказанного следует, что при составлении декларации безопасности гидротехнического сооружения объекта промышленности учитывается класс опасности гидротехнического сооружения для получения сведений о классе возможных чрезвычайных ситуаций. Следовательно, требование заказчика о наличии опыта выполнения работ по разработке Декларации безопасности гидротехнических сооружений именно I – II класса опасности обусловлено законодательно закрепленными требованиями к составлению декларации безопасности в части установления класса возможных чрезвычайных ситуаций при аварии на ГТС в соответствии с действующей классификацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с указанием вероятности их возникновения. Данное требование соответствуют принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика Закона о закупках .

Относительно требования заказчика о наличии исполненных договоров с АО «Вилюйская ГЭС-3» и группой «Алроса» за период 2008 – 2019 годов с завершенными работами сопоставимого характера и объема, предусмотренном пунктом 1.2.25 раздела «Информационная карта» документации о закупке, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что данные действия заказчика в части требования исполненных договоров только с АО «Вилюйская ГЭС-3» и группой «Алроса» необоснованно ограничивают количество участников закупки, тем самым противоречат цели Закона о закупках в части расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, а также принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу Федерального бюджетного учреждения «Научно-технический центр «Энергобезопасность» на действия (бездействие) заказчика акционерного общества «Вилюйская ГЭС-3» при проведении запроса предложений на право заключения договора на разработку Декларации безопасности гидротехнических сооружений Светлинской ГЭС (извещение № 32009057970) обоснованной.
  2. Признать заказчика – АО «Вилюйская ГЭС-3» нарушившим часть 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчику – АО «Вилюйская ГЭС-3» предписание об устранении допущенных нарушений .

4. Заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) доказательства исполнения предписания.

Настоящее решение, предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их вынесения.

Председатель комиссии

 

С.В. Камалова

Члены комиссии:

 

А.А. Дмитриева

   

О.С. Шамаева

Связанные организации

Связанные организации не указаны