Решение (комиссия) №АК/3302/23 РЕШЕНИЕ по делу 014/01/17-961/2023 о прекращении производств... от 8 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу 014/01/17-961/2023 о прекращении производства по делу о нарушении
антимонопольного законодательства


г. Якутск резолютивная часть оглашена «26» июля 2023 года
изготовлено в полном объеме «08» августа 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха
(Якутия) по рассмотрению дела №014/01/17-961/2023 о нарушении антимонопольного
законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
*** – заместителя руководителя Управления Федеральной
антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Члены Комиссии:
*** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного
контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха
(Якутия);
*** – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного
контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха
(Якутия).
При участии в дистанционном режиме с использованием систем
видеоконференцсвязи:
*** – представителя АК «Алроса» (ПАО) по доверенности № 135 от
29.03.2021 г.;
в отсутствие представителя ООО «НСК-Трейд», извещенного о времени и месте
рассмотрения дела № 014/01/17-961/2023 надлежащим образом,
рассмотрев дело №014/01/17-961/2023 по признакам нарушения АК «Алроса» (ПАО)
пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
было рассмотрено заявление ООО «НСК-Трейд» (далее – заявитель) от 10.04.2023 г. исх. №
19 о наличии в действиях АК «Алроса» (ПАО) (далее – ответчик) признаков нарушения
Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», переданное
письмом Прокуратуры города Мирного от 18.04.2023 г. №209-80017-р-2141-20980017 (вх.
№3505/23 от 28.04.2023).
На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по
Республике Саха (Якутия) № 46/23 от 26.06.2023 г. о возбуждении дела и создании
Комиссии по рассмотрению дела № 014/01/17-961/2023 о нарушении антимонопольного
законодательства и в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от
26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и определения о назначении дела №
014/01/17-961/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от
29.06.2023 г. в отношении Акционерной компании «Алроса» (Публичное акционерное
общество) (далее – АК «Алроса» (ПАО), ответчик) (678174, РС (Я), у. Мирнинский, г.
Мирный, ул. Ленина, д. 6, ИНН: 1433000147, ОГРН: 1021400967092). возбуждено дело №
014/01/17-961/2023 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального
закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
К участию в деле в качестве заявителя привлечен:
- ООО «НСК-Трейд» (630084, г. Новосибирск, ул. Трикотажная, д. 55, оф. 407, ИНН:
5401989140, КПП: 540101001, ОГРН: 1185476097707).
К участию в деле в качестве ответчика привлечен:
- АК «Алроса» (ПАО) (678174, РС (Я), у. Мирнинский, г. Мирный, ул. Ленина, д. 6,
ИНН: 1433000147, ОГРН: 1021400967092).
Согласно определению о назначении дела № 014/01/17-961/2023 о нарушении
антимонопольного законодательства к рассмотрению от 29.06.2023 г. рассмотрение дела №
014/01/17-961/2023 было назначено на «17» июля 2023 года в 15 часов 00 минут.
Во исполнение определения о назначении дела № 014/01/17-961/2023 о нарушении
антимонопольного законодательства к рассмотрению от 29.06.2023 г. от АК «Алроса»
(ПАО) поступил письменный отзыв по обстоятельствам дела (вх. № 6411-ЭП/23 от
10.07.2023 г.), в которых АК «Алроса» (ПАО) указывает на несогласие с доводами,
указанными в определении, просит производство по делу прекратить.
На рассмотрении дела 17 июля 2023 года представитель АК «Алроса» (ПАО) в
полном объеме поддержал доводы, изложенные в письме от 07.07.2023 г., в которых
указано, что фактически ответчиком были применены значимость критериев при оценки
заявок участников 0,8 (ценовой) и 0,2 (неценовой), как и было предусмотрено
документацией о закупке, а указанный вес критерия оценки 0,9 и 0,1 – является
технической ошибкой, опечаткой. Относительно неправомерного допуска к участию в
закупке представитель Ответчика пояснил, что все три заявки не соответствовали
требованиям, установленным документацией о закупке, однако, ввиду того, что отклонения
от заданных Заказчиком параметров были незначительные, комиссией Заказчика было
принято решение о допуске всех трех заявок. Также Ответчиком отмечено, что при данных
обстоятельствах все участники были поставлены в равное положение и создана реальная
конкуренция между ними.
Определением об отложении рассмотрения дела № 014/01/17-961/2023 о нарушении
антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. № АК/2898/23 от 18.07.2023 г.)
рассмотрение дела было назначено на 26 июля 2023 года в 15 часов 00 минут в связи с
необходимостью получения дополнительных документов.
На рассмотрении дела 26 июля 2023 года ответчик доводы, изложенные ранее,
поддержал в полном объеме.
По результатам рассмотрения действий АК «Алроса» (ПАО) в части допуска к
участию, а также при оценке заявок участников непубликуемого специального тендера в
электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего
предпринимательства, на поставку угля, установлено наличие признаков нарушения пункта
3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие
принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ,
услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг
заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом
Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в
соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о
закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках АК
«АЛРОСА» (ПАО), утвержденного Наблюдательным советом АК «АЛРОСА» (ПАО) 22
июля 2022 года (протокол от «25» июля 2022 № 01/364-ПР-НС), с учетом изменений,
утвержденных Наблюдательным советом АК «Алроса» (ПАО) 31 октября 2022 (протокол
от «01» ноября 2022 №01/367-ПР-НС) (далее – Положение о закупках).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях
неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров,
работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми
заключены договоры» установлено, что основаниями неразмещения в единой
информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд сведений о закупке товаров, работ, услуг,
информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор по
результатам закупки, являются введение политических или экономических санкций
иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении
Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц,
и (или) введение иностранными государствами, государственными объединениями и (или)
союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных
государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного
характера в отношении заказчика, осуществляющего закупку.
Согласно Письму Минфина России от 14.03.2022 № 24-03-08/18813 «О направлении
информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в
связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г.
№ 301» пунктом 1 Постановления № 301 с учетом положений части 15 статьи 4
Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) предусмотрено
обязательное неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС)
сведений о закупках, осуществляемых заказчиками, в отношении которых иностранными
государствами введены санкции и меры ограничительного характера, а также о
поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми такими заказчиками заключены
договоры.
На электронной торговой площадке АО «ЕЭТП» «Росэлторг» Заказчиком в лице АК
«АЛРОСА» (ПАО) размещена Документация о закупке по непубликуемому специальному
тендеру в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и
среднего предпринимательства на поставку угля (далее – Документация о закупке).
Заказчик: Акционерная компания «АЛРОСА» (публичное акционерное общество)
(678174, РС (Я), г. Мирный, ул. Ленина, 6);
Номер извещения: СОМ20022300079;
Предмет договора: поставка угля;
Начальная (максимальная) цена договора: 17 865 054,00 рубля с НДС 20%;
Место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке: с
момента размещения на ЭТП по 06.03.2023 10:00:00 Россия, Москва (МСК);
Рассмотрение поступивших заявок 20.03.2023 09:15:00 Россия, Москва (МСК) по
адресу РС (Я), г. Мирный, Московская, д. 9 А;
Подведение итогов закупки - 03.04.2023 09:15:00 Россия, Москва (МСК) по адресу
РС (Я), г. Мирный, Московская, д. 9 А.
Уведомлением об изменении срока рассмотрения заявок и/или изменения срока
подведения итогов: дата рассмотрения заявок изменена с 20.03.2023 г. на 27.03.2023; дата
подведения итогов закупки с 03.04.2023 г. на 10.04.2023 г.
Протоколом заседания закупочного органа АК «Алроса» (ПАО) от 24 марта 2023 г.
№1530-1000098186-2 р (далее – Протокол) изменены дата рассмотрения заявок с
27.03.2023 г. на 24.03.2023 г. и дата подведения итогов закупки с 10.04.2023 г. на 24.03.2023
г.
Согласно Протоколу на участие в закупке поступило 3 (три) заявки:
- заявка ООО ТД «СТРОЙТРАНС»;
- заявка ООО «НСК ТРЕЙД»;
- заявка ООО «ЕВРОТРЕЙД».
В соответствии с Протоколом все поступившие заявки допущены к дальнейшему
участию.
По результатам рассмотрения, оценки и сопоставления заявок предложение
участника ООО «ЕВРОТРЕЙД» признано наилучшим с учетом проведенного
ранжирования заявок.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №
135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые
приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,
в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией
понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными
действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них
в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на
соответствующем товарном рынке.
При этом согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками
ограничения конкуренции являются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих
субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены
товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения
товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу
лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий
обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами
или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в
результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц,
своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для
хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем
порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также
установление органами государственной власти, органами местного самоуправления,
организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных
услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к
хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской
Федерации.
В Приложении 4 Документации о закупке представлена Методика оценки заявок
участников закупочной процедуры.
В данной закупочной процедуре устанавливается следующие долевые соотношение
критериев оценки:
Вид критерия
оценки
Значимость (вес) критерия оценки
(В)
Ценовой 80% (В=0,8)
Неценовой 20% (В=0,2)
Всего 100% (В=1)
Расчет оценки предпочтительности по ценовому критерию «Цена продукции» (по
методу ««Математическая формула», Тип 2):
Ценовой критерий:
Ц_(ДОГОВОР,i)=〖ЦЕНА〗_min/〖ЦЕНА〗_i ×5,
где:
Ц_(ДОГОВОР,i) – рассчитанная оценка предпочтительности i-й заявки по критерию
«Цена договора» в баллах;
ЦЕНАi – цена договора, указанная в i-ой заявке;
ЦЕНАmin – минимальная цена (из всех допущенных до стадии оценки заявок
участников);
5 – максимально возможный балл.
Неценовой критерий:
Оценка предпочтительности заявок осуществляется в едином базисе сопоставления
ценовых (стоимостных) предложений, установленном в документации о закупке без учета
НДС.
Б1,i – оценка предпочтительности i-заявки по критерию «Место добычи угля» в
баллах:
5 баллов – предлагаемый уголь добыт на одном из разрезов: АО УК «Разрез
Степной», ООО «Разрез ТалТэк», ООО «Разрез Черемховуголь», разрез «Заречный»
производства АО «СУЭК-Кузбасс», разрез «Восточно-Бейский разрез» производства АО
«СУЭК-Хакасия».
0 баллов – иной разрез.
Между тем, как Якутским УФАС России было установлено, что при проведении
оценки применены следующие долевые соотношение критериев оценки:
Вид критерия
оценки
Значимость (вес) критерия оценки
(В)
Ценовой 90% (В=0,9)
Неценовой 10% (В=0,1)
Всего 100% (В=1)
Данные соотношения критериев оценки (значимость показателя) противоречат
Приложению 4 Документации о закупке, где представлена Методика оценки заявок
участников закупочной процедуры.
Представитель Ответчика с данным доводом не согласился, пояснил, что
математический расчет оценок заявки был осуществлен верно, применены значимости
критериев по ценовому критерию – 0,8, по неценовому критерию – 0,2, представлен расчет.
Комиссией Якутского УФАС установлено, что оценка заявок участников была
произведена Ответчиком верно, математический расчет был произведен в соответствии с
методикой, указанной в документации о закупке, по результатам оценки наибольшее
количество баллов присвоено ООО «Евротрейд», нарушений в части определения
победителя по результатам оценки заявок не имеется.
Вместе с тем, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что поданные заявки
на участие в рассматриваемом специальном тендере не соответствовали требованиям,
установленным документацией о закупке:
Параметры
Спецификаци
и
Значения
параметров
Спецификаци
и
ООО ТД
«Стройтранс»
(предложен
уголь с разреза
Восточно-
Беский разрез)
ООО «НСК-
Трейд»
(предложен
уголь с
Кузбасской
топливной
компании)
ООО
«Евротрейд»
(предложен
уголь с разреза
Степной)
Победитель
закупки
Фракционный
состав
0-200(300) 0-300 0-200(300) 25-50
Массовая доля
общей влаги
Не более 13% 12,5 % 14,9 %
Нессоответстви
е документации
14,3 %
Нессоответстви
е документации
Зольность Не более 20 % 15,3 % 8,9 % 7,2 %
Низшая
теплота
сгорания
Не менее
5 230 ккал/кг.
5 200 ккал/кг
Нессоответстви
е документации
5 480 ккал/кг 5 751 ккал/кг
Представитель Ответчика пояснил, что Заказчик, исходя из некритичности
указанных в заявках участников несоответствий параметрам Спецификации, принял
решение о допуске всех трех заявок, чем поставил их в равное положение и создал условия
для конкуренции.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет
требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с
положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым
товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и
осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в
порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к
участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям
исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в
закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам
закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной
закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу
заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с
настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на
участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о
проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Таким образом, Заказчик при проведении закупки, в том числе при рассмотрении,
оценки и сопоставлении заявок участников такой закупки, должен руководствоваться
установленными соответствующими положениями документации о закупке, а также
положения о закупке. Решение Заказчика о допуске поступивших на участие в закупке
заявок должно исходить из соответствия таких заявок требованиям, установленным
Заказчиком в документации о закупке.
Заявка, не соответствующая требованиям, установленным в документации о закупке,
подлежит отклонению.
Таким образом, Ответчиком при проведении рассматриваемого специального
тендера было принято неправомерное решение о допуске к участию заявок ООО ТД
«Стройтранс», ООО «НСК-Трейд», ООО «Евротрейд», так как данные заявки не
соответствовали требованиям, установленным в документации о закупке Заказчиком.
С учетом изложенного, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела №
014/01/17-961/2023 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к
заключению о том, что АК «Алроса» (ПАО) при рассмотрении заявок участников
непубликуемого специального тендера (№ процедуры СОМ20022300079) неправомерно
допустило ООО ТД «Стройтранс», ООО «НСК-Трейд», ООО «Евротрейд», так как данные
заявки не соответствовали требованиям, установленным в документации о закупке
Заказчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении
торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия,
которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению
конкуренции, в том числе координация организаторами или заказчиками процедур
определения поставщика деятельности их участников, создание участнику (участникам)
преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя, участие
организаторов и (или) заказчиков, их работников в процедурах определения поставщика.
Установление заказчиком в документации о закупке требований к техническим
характеристикам закупаемого товара, а также указание как дополнительного условия
конкретные угольные разрезы, которое предусматривает начисление баллов, а не отказ в
допуске заявки, неправомерный допуск закупочной комиссией заказчика к участию в
закупке ООО ТД «Стройтранс», ООО «НСК-Трейд», ООО «Евротрейд» не повлекли
негативные последствия для конкурентных отношений предусмотренных в пункте 17
статьи 4 Закона о защите конкуренции, поскольку заказчиком принято решение о допуске
всех участников, которые оценивались по критериям указанным в Методике оценки заявок
участников закупочной процедуры.
Комиссия Якутского УФАС России изучив материалы дела, заслушав доводы лиц,
участвующих в деле, не находит при проведении АК «Алроса» (ПАО) рассматриваемой
закупки таких действий, которые привели или могли привести к недопущению,
ограничению или устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к
выводу, об отсутствии нарушения части пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите
конкуренции в действиях АК «Алроса» (ПАО).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия
прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае
отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией
действиях (бездействии).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной
антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела
№014/01/10-1810/2022, руководствуясь частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи
48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите
конкуренции»,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела № 014/01/17-961/2023, возбужденное в отношении
акционерной компании «Алроса» (публичное акционерное общество) по признакам
нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О
защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного
законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Связанные организации

Связанные организации не указаны