Решение б/н РЕШЕНИЕ № 014/07/3-55/2024 от 7 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-55/2024

по результатам рассмотрения жалобы

город Якутск 07 февраля 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> председателя Комиссии;

<...> члена Комиссии,

<...> члена Комиссии,

в присутствии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Тулон» (ИНН 143533979, ОГРН 1191447003296) (далее – ООО «Тулон») представитель по доверенности <...>

от заказчика, акционерного общества «Аэропорт Якутск» (ИНН 1435133520, ОГРН 1031402044145) (далее – АО «Аэропорт Якутск») представители по доверенности <...> <...> <...>

рассмотрев жалобу ООО «Тулон» на действия (бездействие) заказчика АО «Аэропорт Якутск» при проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение автомобильных автомасел, смазок и технических жидкостей для нужд АО «Аэропорт Якутск» (извещение 32313126345), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

установила:

22.01.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Тулон» на действия (бездействие) заказчика при проведении запрос предложений в электронной форме.

Заявитель в поданной жалобе указывает, что заказчик АО «Аэропорт Якутск» необоснованно отклонил его заявку из-за несоответствия требованиям технической документации закупки, а именно из-за отсутствия официально действующей лицензии API, считает, что данное требование ограничивает конкуренцию из-за санкций против Российской Федерации, так как участники закупки могут предложить только импортный товар. Также просит проверить заявку ООО «Алтех» на наличие лицензий API.

Жалоба заявителя: «…25 декабря 2023 года на сайте www.zakupki.gov.ru Заказчик опубликовал извещение о проведении закупкиЗапрос предложений в электронной форме, на приобретение автомобильных автомасел, смазок и технических жидкостей для нужд АО «Аэропорт Якутск».

16 января 2024 года Заказчик разместил Протокол №ЗП-32313126345-1 заседания закупочной комиссии Акционерного общества «Аэропорт Якутск» (рассмотрения заявок на участие в запросе предложений) от 12 января 2024 года.

Исходя из данного протокола следует, что заявка Заявителя – ООО «Тулон» была отклонена, на основании пп. 2 п. 2.10.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг заявка участника не соответствует требованиям документации о закупке. На том же основании была отклонена заявка еще одного участника – ООО ТД «Караги».

Основанием для отклонении заявок двух участников указано что предоставленные к закупке автомобильные масла, смазок и технических жидкостей не соответствуют требованию по уровню качества API, а самое главное, что отсутствует лицензия API.

В техническом задании закупочной документации Заказчик указал, что необходимо предоставлять действующую официальную лицензии API к предоставляемым к закупке автомобильным маслам и т.д.

Система лицензирования и сертификации моторных масел API (EOLCS) (расшифровывается как American Petroleum Institute – Американский институт нефти)— это добровольная программа лицензирования и сертификации, которая позволяет предприятиям сбыта, отвечающим установленным требованиям, использовать знаки качества моторного масла API. Программа API EOLCS была запущена в 1993 году совместными усилиями представителей нефтяной и присадочной отраслей, производителей автомобилей и двигателей Ford, General Motors и Fiat Chrysler, а также компаний-членов Ассоциации производителей автомобилей Японии и Ассоциации производителей грузовых автомобилей и двигателей.Эксплуатационные требования и методы испытаний устанавливаются производителями автомобилей и двигателей, а также такими техническими обществами и торговыми ассоциациями, как ASTM, SAE и Американский химический совет (ACC).

Даная лицензия API - это классификация американского института нефти выдаваемая мировым производителям смазочных материалов. Таким образом данная лицензия выдается только американскими сертифицирующими организациями. Всю информацию можно узнать на их официальном сайте - https://www.api.org/.

В настоящее время против Российской Федерации введены санкции, в связи с чем Российским производителям смазочных материалов данные лицензии не выдаются. Также введены санкции с марта 2022 года на ввоз импортных автомобильных автомасел, смазок и технических жидкостей.

Таким образом, предоставить Заказчику данные лицензии API на автомоторные масла означает что к закупке участником должно был предложено автомоторное масло импортного производства, что фактически невозможно, при нахождении в санкциях фактически уже 2 года.

Считаем, что данное требование о предоставлении действующей лицензии API ограничивает конкуренцию, не дает возможность предоставлять к закупке автомоторные масла российских производителей.

Кроме того, вызывает большее сомнение в том, что с кем планируется заключить Заказчик договор на поставку – ООО «Алтех», предоставил действующие лицензии на моторные масла и готов поставить импортные автомоторные масла по ценам, указанным в заявке (зная реальную стоимость импортных автомасел, ввозимых в качестве параллельного импорта в РФ). Просим при рассмотрении настоящей жалобы проверить заявку ООО «Алтех» на наличие действующих лицензий API в отношении заявленных ООО «Алтех» к закупке масел, на их соответствие предоставленной лицензии.

Считаем, что при проведении настоящей закупки Заказчиком нарушены принципы информационной открытости закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренные п. 1 и п. 2 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно п. 8.1.8. Положения о закупках Заказчика протокол, составленный по итогам осуществления закупки у СМСП, должен соответствовать требованиям, указанным в части 14 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Подпунктом "б" пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать в том числе следующие сведения: результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе: оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение…».

Заказчик с жалобой не согласился, представил письменные возражения, просит отказать в удовлетворении требований по жалобе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, запрос предложений комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Комиссией установлено, что жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

25.12.2023 в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 32313126345 и документация о закупке (далее – Извещение, закупочная документация) о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства запроса.

Предмет закупки: Приобретение автомобильных автомасел, смазок и технических жидкостей для нужд АО «Аэропорт Якутск»

Начальная (максимальная) цена договора: 4 261 396,00 (четыре миллиона двести шесьдесят одна тысяча триста девяносто шесть) рублей (без НДС).

Дата начала подачи заявок: 25.12.2023

Дата и время окончания срока подачи заявок: 12.01.2024 года 10 часов 00 минут (местное время)

Дата рассмотрения заявок: 12.01.2024

Дата подведения итогов: 15.01.2024

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: ООО «РТС-тендер».

Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в запросе предложений № 32313126345-1 от 12.01.2023 (далее – Протокол рассмотрения) на участие в рассматривамой закупке поступило 3 заявки. 2 участникам закупки отказано в допуске к участию из-за несоответствия требованиям закупочной документации, в том числе заявке ООО «Тулон», к участию в закупке допущена заявка ООО «Алтех», как соответствующая требованиям закупочной документации. Заказчиком принято решение признать запрос предложений в электронной форме несостоявшимся и заключить договор с единственным участником ООО «Алтех» на сумму 4 183 560 рублей 00 копеек.

Несогласие с признанием заявки участника ООО «Тулон» соответствующей требованиям документации о закупке, послужило основанием для обращения заявителя в антимонопольный орган.

Комиссия, заслушав доводы представителя заявителя и представителей заказчика, организатора закупки, рассмотрев представленные документы и пояснения, установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно пунктам 1, 2, 3, 9, 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2), требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3), требования к участникам такой закупки (пункт 9), описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (пункт 15).

Пункт 2.1. Информационной карты закупочной документации содержит следующие требования:

2.1.

Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы

В соответствии с требованиями Технического задания (Раздел 4 настоящей документации)

Пункт. 2.2 Информационной карты закупочной документации предусматривает следующее:

2.2.

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке

Заявка должна содержать:

1. Заявку на участие по прилагаемой форме (Форма 1).

2. Описание предлагаемых товаров, работ, услуг являющихся предметом закупки (Форма 1.1).

3. Коммерческое предложение (Форма 1.2).

4. Анкета участника (Форма 2.1).

5. Заявление о соответствии Участника требованиям, установленным в закупочной документации (Форма 2.2).

6. Согласие на обработку персональных данных (Форма 2.3).

7. Квалификация участника закупки (Форма 2.4), а также справки и документы, указанные в п. 2.11. настоящего извещения.

8. Справка о наличии материально-технической базы (Форма 2.5).

9. Проект договора (Форма 2.7).

10. Документы, установленные требованиями Технического задания (Раздел 4 настоящей документации).

Примечание: Комиссия вправе отклонить без рассмотрения по существу заявку участника в случае отсутствия в составе такой заявки документов, перечисленных выше (за исключением документов относящихся к сведениям о деловой репутации и опыте работы), а так же в случае предоставления в такой заявке недостоверных (неполных) документов или сведений.

Из содержания пункта 2.3 информационной карты закупочной документации следует:

2.3.

Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик

Участнику закупки при заполнении формы «Описание предлагаемой продукции» (Форма 1.1) в обязательном порядке следует указывать наименование и характеристики поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги.

Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Пункт 2.7. Информационной карты закупочной документации устанавливает требования к участникам закупки.

Пунктом 2.12. Информационной карты закупочной документации установлено описание предмета закупки, где указано, что услуги должны полностью соответствовать условиям технического задания (раздел 4).

Согласно пункту 6 Протокола рассмотрения закупочная комиссия решила:

«6.1. Допустить заявку ООО «Алтех» соответствующую требованиям закупочной документации.

6.2.Отклонить заявки ООО ТД «КАРАГИ» (п. 1 и 2 не соответствуют требованию по уровню качества API, отсутствует лицензия API, п. 3 и 5 отсутствует лицензия API, п. 10 отсутствует спецификация TOYOTA ATF WS (JWS 3324)) и ООО «Тулон» (п. 1 не соответствует требованию по уровню качества API, отсутствует лицензия API, п. 2, 3 и 5 отсутствует лицензия API, п. 6 не соответствует запрашиваемому уровню качества по API, п. 14 и 15 произведены на минеральной основе) на основании пп. 2 п. 2.10.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг заявка участника не соответствует требованиям документации о закупке.

6.3. В связи с тем, что к участию в запросе предложений был допущен только один участник, на основании п. 6.6.8 Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд АО «Аэропорт Якутск» запрос предложений в электронной форме признать несостоявшимся, и заключить договор с единственным участником ООО «Алтех» на сумму 4 183 560 (четыре миллиона сто восемьдесят

три тысячи пятьсот шестьдесят) рублей 00 копеек.».

Из этого следует, что заявка ООО «Тулон» отклонена по несоответствию требованиям закупочной документации по 7 пунктам из 20 закупочной документации.

Требование заказчика к поставляемым товарам указаны в разделе 4 «Техническое задание» закупочной документации.

№ п/п

Наименование товара

Ед. измерения/фасовка

Годовая потребность в литрах.

Моторное масло для бензиновых двигателей

1

Синтетическое моторное масло SAE 10W40. Спецификация: Официальная действующая лицензия API SN PLUS.

литр/4

350

2

Синтетическое моторное масло SAE 5W-30 Спецификация: Официальная действующая лицензия API SP-RC, ILSAC GF-6A

литр/4; 5; 1

230

3

Полусинтетическое моторное масло 10W-40 Спецификация: Официальная действующая лицензия API SL

литр/4; 5; 1

200

Моторное масло для дизельных двигателей

1

Всесезонное моторное масло для дизельных двигателей грузовых автомобилей с турбонаддувом (и без), а также для бензиновых двигателей. Полусинтетическое, SAE 10W-40. Спецификация API CI – 4/SL

Литр/50; 216,5

2500

2

Моторное масло для дизельных двигателей с турбонаддувом и возможностью применения в высокофорсированных дизельных двигателях. Полусинтетическое, SAE 10W-40. Спецификация: Официальная действующая лицензия API CI-4/SL, ACEA E7, MB 228.3, MAN M3275-1, Volvo VDS-3, Renault RLD-2, MACK EO-N, Cummins CES 20076/20077/20078, Caterpillar ECF-1a/ECF-2, Detroit Diesel DDC 93K215, Deutz DQC-III-10

Литр/18; 216,5

2100

3

Всесезонное синтетическое моторное масло для современных дизельных двигателей, ведущих производителей ДВС Европы и Америки. Синтетическое SAE 5W-30. Спецификация API CI-4; ACEA /E7; MB 228.5; Deutz DQC IV; Cummins 20078; Renault RLD2; Sania LDF-3, MAN 3277/3377, Volvo VDS 3

Литр/20

100

Гидравлическое масло

1

Гидравлическое масла премиум-класса, с высоким индексом вязкости и улучшенными низкотемпературными характеристиками. Специально разработано для применения в гидравлических системах, работающих в самых сложных климатических условиях, например, в районах крайнего Севера. Разработано на основе самого современного безцинкового пакета присадок и нафтеновых базовых масел V группы. Спецификации и соответствия DIN 51524 Part 3, HVLP; Parker HF-0, HF-1 and HF-2; Eaton E-FDGN-TB002-EFives P68, P69, P70; ASTM D6158; SAE MS 1004; GM LS-2; AIST 127; Conestoga pump test ISO 20763; Индекс вязкости по методу ASTM 2270: не менее 287.

Литр/ 216,5

600

Трансмиссионные масла и ATF

1

Универсальное всесезонное Синтетическое трансмиссионное масло для тяжело нагруженных МКПП и трансмиссий, SAE 75W-90. Спецификация API GL-4/5, MAN 3343 SL MIL-PRF-2105E; ZF TE ML 05B/12B/16F/17B/19C/21B; Scania STO 1:0

литр/ 216,5

1500

2

Всесезонная синтетическая универсальная жидкость для автоматических трансмиссий (ATF) и ГУР европейского и американского производств. Спецификация GM Dexron IIIH, IIIG, IID; Ford Mercon V; Ford Mercon; Allison C-4 TES-295, TES-389; JASO 1-A;Volvo 97340.

Литр/ 216,5

600

3

Универсальное синтетическое масло для автоматических трансмиссий ATF Multi ATF D-II, D-III,

Спецификация TOYOTA T-III, T-IV (JWS 3309), ATF WS (JWS 3324)

литр/4; 5; 1

50

Охлаждающая жидкость

1

Антифриз долговременного действия на основе этиленгликоля для современных алюминиевых двигателей высокой мощности. Категория: карбоксилатный G12+ (цвет красный), защита от замерзания от -65 до +109 °C. Спецификация: ASTM D6210, Caterpillar DEAC; Cummins CES 14603/14439, DEUTZ DQCCB-14, KOMATSU AF-NAC / 07.892 - 2009

литр

2500

Тормозная жидкость

1

Тормозная жидкость DOT4, предназначенная для использования в гидроприводах тормозов и сцеплений всех автомобилей, оснащенных дисковыми и барабанными системами торможения. Совместимость с любыми тормозными жидкостями класса DOT. Рабочая температура. От -70С до +50С градусов.

литр/1-0,5

120

Смазочные материалы

1

Смазка многоцелевая Литол-24. Класс NLGI 3.

кг/1-5; 15-40

100

2

Полусинтетическая Литиево-кальциевая с MoS2 смазка для высоких нагрузок, с повышенными противозадирными свойствами для механизмов, работающих в тяжелых условиях (ударные нагрузки, контакт с водой, запылённость, вибрация). С добавлением ЕР присадок и молибдена. Цвет серый.

кг/1-5; 15-40

100

3

Универсальная полусинтетическая литиево-кальциевая пластичная смазка c EP присадками и повышенной водостойкостью

кг/1-5; 15-40

100

4

Смазка графитовая универсальная NLGI 2 цвет синий.

кг/1-5; 15-40

100

5

Универсальный, технический спрей многоцелевого применения (характеристики: растворитель White Spirit – 50% от общей массы, двуокись углерода, работающая как вытеснитель – 25%, минеральные масла – 15%, летучие органические вещества – 10%).

Упаковка 150 мл.

150

Стеклоомывающие жидкости

1

Жидкость для очистки, предотвращения загрязнения и обледенения стекол. Зимняя -20 -25°С

литр/4;5

50

Другие технические жидкости

1

Антифриз для тормозной системы с пневматическим приводом.

литр/1-0,5

20

2

Спирт технический (изопропиловый)

литр/4;5

40

По обведенным жирным шрифтом позициям заявка ООО «Тулон» отклонена заказчиком от участия в закупке.

В своих возражениях на жалобу ООО «Тулон» АО «Аэропорт Якутск» показал следующее:

«Заявка ООО «Тулон» содержала описание поставляемого товара / выполняемой работы / оказываемой услуги, состоящее из 20 пунктов.

Основанием отклонения заявки ООО «Тулон» явилось следующее:

  • п. 1 не соответствует требованию по уровню качества API, отсутствует лицензия

API;

  • п. 2, 3 и 5 отсутствует лицензия API;
  • п. 6 не соответствует запрашиваемому уровню качества по API;
  • п. 14 и 15 произведены на минеральной основе.

На основании пп. 2 п. 2.10.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг заявка участника не соответствует требованиям документации о закупке.

Предложенное ООО «Тулон» описание поставляемого товара / выполняемой работы / оказываемой услуги не соответствует по 7 пунктам из 20 (пп. 1,2, 3, 5, 6, 14, 15).

Таким образом, предложение участника закупки не соответствует описанию объекта закупки.

Указание в техническом задании требования о наличии действующей лицензия API обусловлено тем, что в руководствах по эксплуатации транспортных средств производители (Cummins, Toyota, Mitsubishi, Lexus) рекомендуется использовать оригинальные моторные масла или эквивалент удовлетворяющий требованиям к качеству по классификации API.

Закупка товаров с требованиями, указанными в техническом задании (раздел 4 закупочной документации), является объективной потребностью заказчика, закупка товаров с иными требованиями привела бы к неудовлетворению потребностей заказчика в товаре с необходимыми показателями качества.

Доводы ООО «Тулон» о невозможности поставки товара с лицензией API опровергаются тем, что победитель закупки в заявке ООО «Алтех» предоставлены соответствующие лицензии.

Кроме того, предлагаемые ООО «Тулон» в заявке (пп. 14 и 15) смазочные материалы произведены на минеральной основе, что также не соответствует требованиям, указанным в техническом задании.

Жалоба ООО «Тулон» не содержит доводов в данной части, то есть заявителем жалобы не оспаривается.

Возможность поставить требуемый товар имеется не только у данного поставщика (ООО «Алтех»). Потенциальному участнику закупки необходимо было поставить, а не изготовить требуемый товар. В данный момент на рынке России есть многочисленное количество масел, соответствующих требованиям технического задания (Shell, Castrol, Mobil, Zik) и имеющих лицензии API.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ) одной из целей регулирования Федерального закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчиков, в товарах, работах, услугах, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ заказчики руководствуются, в том числе принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацией мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ.

Пунктом 1 части 6.1 Федерального закона № 223-ФЗ установлено, что в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупкки.».

Из возражений АО «Аэропорт Якутск» следует, что заявка ООО «Тулон» содержала описание поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) состоящее из 20 пунктов. На основании пп. 2 п. 2.10.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг заявка участника не соответствует требованиям документации о закупке. Заявка не соответствует по 7 пунктам из 20. Заявка участника закупки не соответствует описанию объекта закупки.

В подпункте 2.12 Описание предмета закупки (закупочной документации) установлено, что услуги должны полностью соответствовать условиям технического задания. (раздел 4 закупочной документации).

Разделом 4 «Техническое задание» закупочной документации установлено следующее:

1

Предмет закупки

Приобретение автомобильных автомасел, смазок и технических жидкостей для нужд АО «Аэропорт Якутск»

2

Код ОКПД2

19.20.29.110

3

Требования к товару и поставке

Стоимость договора поставки определяется в ходе исполнения контракта, может быть уменьшена согласно Заявкам заказчика.

Товар должен быть новым и не должен быть бывшим в употреблении.

При поставке (приема-передачи) товара поставщик должен предоставить сертификаты соответствия.

Товар должен поставляться в «фирменной» таре завода-изготовителя товара, соответствующей стандартам, ТУ, обязательным правилам и требованиям для тары (упаковки) и маркировки. Тара должна поставляться с цельной (не нарушенной, исправной, герметичной) пломбой (запорным устройством) завода-изготовителя, исключающей доступ к товару на период транспортировки до момента приемки на складе Покупателя. Тара должна обеспечивать полную сохранность товара на весь срок его транспортировки с учетом перегрузок и длительного хранения. Дата изготовления товара не ранее 2023 года.

4

Качество товара

Качество и характеристики товара должны подтверждаться соответствующими сертификатами. Соответствие товара необходимой классификацией API должно подтверждаться действующей лицензией с перечнем товаров и с соответствующей ссылкой на источник. Поставщик гарантирует поставку оригинального товара, по требованию Покупателя документально подтверждает происхождение поставляемого товара.

Не выполнение, требований по качеству предусматривает возврат некачественного товара за счет Поставщика. За качество и количество поставляемого Товара несет ответственность Поставщик.

5

Срок и условия поставки

Поставка товара осуществляется по предварительной заявке заказчика в течение двух рабочих дней.

 

Пункт 4 «Качество товара» (Раздел 4 «Технического задание» закупочной документации) устанавливает, что качество и характеристики товара должны подтверждаться соответствующими сертификатами. Соответствие товара необходимой классификацией API должно подтверждаться действующей лицензией с перечнем товаров и с соответствующей ссылкой на источник. Поставщик гарантирует поставку оригинального товара, по требованию Покупателя документально подтверждает происхождение товара.

Анализ заявок ООО «Тулон» и победителя ООО «Алтех» показал следующее: ООО «Тулон» и ООО «Алтех» в своих заявках на участие в запросе предложений в описании поставляемого товара показали готовые к поставке товары, однако товары с официальной лицензией API были только у ООО «Алтех», который в подтверждение указал ссылку из официального сайта американского института нефти, содержащей сведения о действующих держателях лицензий API, также предоставил сертификаты официального дилера. Следует обратить внимание на то, что ООО «Тулон» в описании поставляемого товара в своей заявке на участие в запросе предложений указало, что их товар имеет официально действующую лицензию API, но никак это не подтвердило, однако общество в своей жалобе написало, что у производителя их товара действующих лицензий API не имеется, так как российским производителям лицензии API уже не выдают из-за санкций против Российской Федерации.

Как следует из заявки ООО «Тулон» на участие в закупке заявитель в «Описании поставляемого товара / выполняемой работы / оказываемой услуги» предложил к поставке в том числе следующие позиции товаров:

п/п

Наименование товара, работы, услуги в соответствии с Закупочной документацией

Требования Заказчика

к поставляемому товару / выполняемой работе / оказываемой услуге

Наименование и конкретные характеристики поставляемого товара / выполняемой работы / оказываемой услуги, предлагаемые Участником закупки

(для товаров обязательно указывается страна происхождения товара и модель, марка, товарный знак, а также производитель, за исключением случая, когда Участник закупки является производителем товара)

Кол-во (объем) поставляемого товара / выполняемо й работы / оказываемо й услуги

Единица измерения / фасовка

1.

Моторное масло для бензиновых двигателей

Синтетическое моторное масло SAE 10W40. Спецификация: Официальная действующая лицензия API SN PLUS.

G-Energy Synthetic Long Life 10W-40

Синтетическое моторное масло SAE 10W40. Спецификация: Официальная действующая лицензия API SN PLUS. Производитель:Газпромнефть-СМ (Россия)

350

Литр/4

2.

Моторное масло для бензиновых двигателей

Синтетическое моторное масло SAE 5W-30 Спецификация: Официальная действующая лицензия API SP-RC, ILSAC GF-6A

G-Energy Synthetic Far East 5W-30

Синтетическое моторное масло SAE 5W-30 Спецификация: Официальная действующая лицензия API SP-RC, ILSAC GF-6A Производитель:Газпромнефть-СМ (Россия)

230

Литр/4

3.

Моторное масло для бензиновых двигателей

Полусинтетическое моторное масло 10W-40 Спецификация: Официальная действующая лицензия API SL

Gazpromneft Premium L 10W-40

Полусинтетическое моторное масло 10W-40 Спецификация: Официальная действующая лицензия API SL Производитель:Газпромнефть-СМ (Россия)

200

Литр/5

5.

Моторное масло для дизельных двигателей

Моторное масло для дизельных двигателей с турбонаддувом и возможностью применения в высокофорсированных дизельных двигателях. Полусинтетическое, SAE 10W-40. Спецификация: Официальная действующая лицензия API CI-4/SL, ACEA E7, MB 228.3, MAN M3275-1, Volvo VDS-3, Renault RLD-2, MACK EO-N, Cummins CES 20076/20077/20078, Caterpillar ECF-1a/ECF-2, Detroit Diesel DDC 93K215, Deutz DQC-III-10

Gazpromneft Diesel Premium 10W-40

Моторное масло для дизельных двигателей с турбонаддувом и возможностью применения в высокофорсированных дизельных двигателях. Полусинтетическое, SAE 10W-40. Спецификация: Официальная действующая лицензия API CI- 4/SL, ACEA E7, MB 228.3, MAN M3275-1, Volvo VDS-3, Renault RLD-2, MACK EO-N, Cummins CES 20076/20077/20078, Caterpillar ECF-1a/ECF-2, Detroit Diesel DDC 93K215, Deutz DQC-III-10 Производитель: Газпромнефть-СМ (Россия)

2100

Литр/216,5

6.

Моторное масло для дизельных двигателей

Всесезонное синтетическое моторное масло для современных дизельных двигателей, ведущих производителей ДВС Европы и Америки. Синтетическое SAE 5W-30. Спецификация API CI-4; ACEA /E7; MB 228.5; Deutz DQC IV; Cummins 20078; Renault RLD2; Sania LDF-3, MAN 3277/3377, Volvo VDS 3

G-Profi MSK 5W-30

Всесезонное синтетическое моторное масло для современных дизельных двигателей, ведущих производителей ДВС Европы и Америки. Синтетическое SAE 5W-30. Спецификация API CI-4; ACEA /E7; MB 228.5; Deutz DQC IV; Cummins 20078; Renault RLD2; Sania LDF-3, MAN 3277/3377, Volvo VDS 3 Производитель: Газпромнефть-СМ (Россия)

100

Литр/20

14.

Смазочные материалы

Полусинтетическая Литиево-кальциевая с MoS2 смазка для высоких нагрузок, с повышенными противозадирными свойствами для механизмов, работающих в тяжелых условиях (ударные нагрузки, контакт с водой, запылённость, вибрация). С добавлением ЕР присадок и молибдена. Цвет серый.

Gazpromneft Grease L Moly EP 2

Полусинтетическая Литиево-кальциевая с MoS2 смазка для высоких нагрузок, с повышенными противозадирными свойствами для механизмов, работающих в тяжелых условиях (ударные нагрузки, контакт с водой, запылённость, вибрация). С добавлением ЕР присадок и молибдена. Цвет серый. Производитель: Газпромнефть-СМ (Россия)

100

Кг/18

15.

Смазочные материалы

Универсальная полусинтетическая литиевокальциевая пластичная смазка c EP присадками и повышенной водостойкостью

Gazpromneft Steelgrease CS 2

Универсальная полусинтетическая литиево-кальциевая пластичная смазка c EP присадками и повышенной водостойкостью

Производитель: Газпромнефть-СМ (Россия)

100

Кг/18

АО «Аэропорт Якутск» в своем возражении на жалобу заявителя отправила таблицу по отклоненным пунктам заявки ООО «Тулон» с основаниями отклонения следующего содержания: «Указание в техническом задании требования о наличии действующей лицензия API обусловлено тем, что в руководствах по эксплуатации транспортных средств производители рекомендуют использовать оригинальные моторные масла или эквивалент удовлетворяющий требованиям к качеству по классификации API. Основное предназначение системы классификации моторных масел API – разделение моторных масел по их эксплуатационным свойствам. Допуски автопроизводителей, указанные в классификации API, объясняются тем, что конструкции двигателей разных автомобилей отличаются. Использование рекомендованного производителем моторного масла приводит к увеличению срока службы деталей двигателя и сохранение их ресурса».

Требование заказчика

Предлагаемый товар

Не соответствие ТЗ предлагаемого товара:

1

Синтетическое моторное масло SAE 10W40. Спецификация: Официальная действующая лицензия API SN PLUS.

G-Energy Synthetic Long Life 10W-40

Синтетическое моторное масло SAE 10W40.

Спецификация:

Официальная действующая лицензия API SN PLUS.

Производитель: Газпромнефть-СМ (Россия)

1. Не соответствует требованию по уровню качества API SN PLUS, Характеристика SN/CF ниже по уровню качества. Уровень качества указан на сайте производителя.

2. Отсутствует действующая лицензия API

https://g-energy.org/ru/products/use/cars/g-energy-synthetic-long-life-10w-40

2

Синтетическое моторное масло SAE 5W-30

Спецификация: Официальная действующая лицензия API SP-RC, ILSAC GF-6A

G-Energy Synthetic Far East 5W-30

Синтетическое моторное масло SAE 5W-30

Спецификация:

Официальная действующая лицензия API SP-RC, ILSAC GF-

6A

Производитель: Газпромнефть-СМ (Россия)

1. Отсутствует действующая лицензия API

https://g-energy.org/ru/products/use/cars/g-energy-synthetic-far-east-5w-30

3

Полусинтетическое моторное масло 10W-40 Спецификация: Официальная действующая лицензия API SL

Gazpromneft Premium L 10W-40

Полусинтетическое моторное масло 10W-40.

Спецификация:

Официальная действующая лицензия API SL

Производитель: Газпромнефть-СМ (Россия)

1. Отсутствует действующая лицензия API

https://gazpromneft-oil.ru/ru/products/all/gazpromneft-premium-l-10w-40

5

Моторное масло для дизельных двигателей с турбонаддувом и возможностью применения в высокофорсированных дизельных двигателях. Полусинтетическое, SAE 10W-40. Спецификация: Официальная действующая лицензия API CI-4/SL, ACEA E7, MB 228.3, MAN M3275-1, Volvo VDS-3, Renault RLD-2, MACK EO-N, Cummins CES 20076/20077/20078, Caterpillar ECF-1a/ECF-2, Detroit Diesel DDC 93K215, Deutz DQC-III-10

Gazpromneft Diesel Premium 10W-40

Моторное масло для дизельных двигателей с турбонаддувом и возможностью применения в высокофорсированных дизельных двигателях. Полусинтетическое, SAE 10W-40. Официальная действующая лицензия API CI-4/SL, ACEA E7, MB 228.3, MAN M3275-1, Volvo VDS-3, Renault RLD-2, MACK EO-N, Cummins CES 20076/20077/20078, Caterpillar ECF-1a/ECF-2, Detroit Diesel DDC 93K215, Deutz DQC-III-10

1. Отсутствует действующая лицензия API

https://gazpromneft-oil.ru/ru/products/commercial#/product/1344

6

G-Profi MSK 5W-30

Всесезонное синтетическое моторное масло для современных дизельных двигателей, ведущих производителей ДВС Европы и Америки. Синтетическое SAE 5W-30.

Спецификация API CI-4; ACEA /E7; MB 228.5; Deutz DQC IV; Cummins 20078; Renault RLD2; Sania LDF-3, MAN 3277/3377, Volvo VDS 3

Производитель: Газпромнефть-СМ (Россия)

Всесезонное синтетическое моторное масло для современных дизельных двигателей, ведущих производителей ДВС Европы и Америки.

Синтетическое SAE 5W-30. Спецификация API CI-4; ACEA /E7; MB 228.5; Deutz DQC IV; Cummins 20078; Renault RLD2; Sania LDF-3, MAN 3277/3377, Volvo VDS 3

1. Предложение не соответствует запрашиваемому уровню качества по API, ACEA, спецификациям.

Характеристика СК-4.

Уровень качества указан на сайте производителя.

https://g-energy.org/ru/products/use/commercial/g-profi-msk-5w-30

14

Полусинтетическая Литиево-кальциевая с MoS2 смазка для высоких нагрузок, с повышенными противозадирными свойствами для механизмов, работающих в тяжелых условиях (ударные нагрузки, контакт с водой, запылённость, вибрация). С добавлением ЕР присадок и молибдена. Цвет серый.

Gazpromneft Grease L Moly EP 2

Полусинтетическая Литиево-кальциевая с MoS2 смазка для высоких нагрузок, с повышенными противозадирными свойствами для механизмов, работающих в тяжелых условиях (ударные нагрузки, контакт с водой, запылённость, вибрация). С добавлением ЕР присадок и молибдена. Цвет серый.

Производитель: Газпромнефть-СМ (Россия)

1. Предлагаемая смазка не соответствует ТЗ, предлагаемая смазка произведена на минеральной основе-источник официальный сайт производителя: https://gazpromneft-oil.ru/ru/products/plastic#/product/1390/tab/tech-description

15

Универсальная полусинтетическая литиево-кальциевая пластичная смазка c EP присадками и повышенной водостойкостью

Gazpromneft Steelgrease CS 2

Универсальная полусинтетическая литиево-кальциевая

пластичная смазка c EP присадками и повышенной

водостойкостью

Производитель: Газпромнефть-СМ (Россия)

1. Предлагаемая смазка не соответствует ТЗ, предлагаемая смазка произведена на минеральной основе-источник официальный сайт производителя: https://gazpromneft-oil.ru/ru/products/plastic#/product/1504/tab/tech-description

Материалами дела установлено, что включение АО «Аэропорт Якутск» требования на поставку товара с официально действующей лицензией API обусловлено тем, что у общества на балансе состоит техника иностранного производства, при этом учитываются рекомендации производителя техники использовать моторные масла отвечающее требованиям API. Из предоставленной АО «Аэропорт Якутск» справки следует, что по состоянию на 01.02.2024 в АО «Аэропорт Якутск» числятся транспортные средства, для которых необходимо использовать моторное масло с лицензией API в количестве 84 единиц с их наименованием и руководством по эксплуатации.

Включение требования о поставке товара с официально действующей лицензией API не ограничивает конкуренцию, так как на российском рынке имеется много поставщиков иностранного моторного масла, участниками закупки являются поставщики, а не изготовители. ООО «Алтех» готово поставить моторное масло корейского производителя «Kixx», у которого имеется официально действующая лицензия API. На официальном сайте американского института нефти в открытом доступе имеется список держателей лицензии API. ООО «Тулон» имеет возможность поставить только моторные масла российского производителя, которые, по словам общества, отвечают требованиям по API, однако у их поставляемого товара не имеется только действующей официальной лицензии API из-за санкций против Российской Федерации. Использование моторных масел с лицензией API подтверждает, что производитель действительно тем самым подтверждает качество моторного масла отвечающим требованиям API, и что проводятся проверки на качество соответствия. Наличие действующей лицензии API подтверждает факт соответствия стандарту качества. Использование моторного масла без лицензии API может нести риски возмещения убытков из-за понижения сроков эксплуатации транспортных средств. Отсутствие лицензии API не позволяет оценить закупаемый товар и не может гарантировать соответствие товара потребностям заказчика.

Таким образом, включение требования о предоставлении в составе заявки в закупочной документации действующей лицензии API обусловлено наличием большого количества иностранных транспортных средств на балансе у АО «Аэропорт Якутск», руководств и инструкций по эксплуатации транспортных средств, рекомендующих использовать моторные масла, отвечающие требованиям по API. Использование некачественного моторного масла может привести к сокращению срока службы транспортных средств и их поломкам, что впоследствии может привести к большим расходам.

Стоит также отметить, что заявитель конклюдентно согласился (пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ) на все условия закупочной документации в момент подачи им заявки на участие в закупке.

В действиях аукционной комиссии заказчика признавшей предложение участника ООО «Тулон» не соответствующей требованиям нарушений Закона о закупках не выявлено. Предложение («Описание поставляемого товара / выполняемой работы / оказываемой услуги») участника закупки ООО «Тулон» не соответствует разделу 4 «Техническое задание» закупочной документации. Кроме того, по позициям 14 «Полусинтетическая Литиево-кальциевая с MoS2 смазка для высоких нагрузок, с повышенными противозадирными свойствами для механизмов, работающих в тяжелых условиях (ударные нагрузки, контакт с водой, запылённость, вибрация). С добавлением ЕР присадок и молибдена. Цвет серый.» и 15 «Универсальная полусинтетическая литиево-кальциевая пластичная смазка c EP присадками и повышенной водостойкостью» заявка ООО «Тулон» была отклонена, так как предложенные товары были изготовлены на минеральной основе, а заказчик требовал поставку товара, изготовленного на полусинтетической основе. ООО «Тулон» данные позиции не обжаловал, возражений не имел.

На основании вышеизложенного, оценив доводы заявителя и возражения представителей заказчика, рассмотрев всесторонне и полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

признать жалобу ООО «Тулон» на действия (бездействие) заказчика АО «Аэропорт Якутск» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на приобретение автомобильных автомасел, смазок и технических жидкостей для нужд АО «Аэропорт Якутск» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

<...> <...> <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны