Решение №014/07/3-203/2023 Решение №014/07/3-203/2023 по результатам рассмотрения жалоб... от 7 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
 Решение.pdf (3789.50 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику: ПАО Якутскэнерго,

inform@yakutskenergo.ru

 

Организатору торгов: АО «РГС»

rgs@rushydro.ru

 

Заявителю: ООО «Партнер-ТТ»,

partnertt@mail.ru

 

Оператору электронной площадки:

АО «РАД», gz@lot-online.ru

 

РЕШЕНИЕ 014/07/3-203/2023

по результатам рассмотрения жалобы

город Якутск                                                                                                     03 марта 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя-начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – главного государственного инспектора отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса видеоконференцсвязи при участии:

от заказчика, публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», заказчик): <...>(представители по доверенности);

от организатора закупки, акционерного общества «РусГидро Снабжение» (далее – АО «РусГидро Снабжение», организатор закупки): <...>(представитель по доверенности);

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Партнер-ТТ» (далее – ООО «Партнер-ТТ», заявитель): <...> (представитель по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Партнер-ТТ» на действия (бездействие) заказчика – ПАО «Якутскэнерго», организатора закупки АО «РусГидро Снабжение» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку управляемого шунтирующего реактора 110 кВ для нужд ПАО «Якутскэнерго» (Лот № 1 (ГКПЗ № 84801-ТПИР ОТМ-2022-ЯЭ) (извещение №32211699800),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Партнер-ТТ» на действия (бездействие) заказчика – ПАО «Якутскэнерго», организатора закупки АО «РусГидро Снабжение» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку управляемого шунтирующего реактора 110 кВ для нужд ПАО «Якутскэнерго» (Лот № 1 (ГКПЗ № 84801-ТПИР ОТМ-2022-ЯЭ) (извещение №32211699800).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

«Закупочная комиссия при проведении конкурсной процедуры отклонила заявку участника ООО «Партнер-ТТ» (Протокол заседания Закупочной комиссии от 10.01.2023 №6/Р).

Не согласившись с отклонением заявки ООО «Партнер-ТТ» обратилось в Якутское УФАС с жалобой.

Решением Якутского УФАС №014/07/3-68/2023 от 26.01.2023 (изготовлено в полном объеме 31.01.2023) жалоба ООО «Партнер-ТТ» на действия (бездействие) заказчика - ПАО «Якутскэнерго», организатора закупки АО «РусГидро Снабжение» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку управляемого шунтирующего реактора 110 кВ для нужд ПАО «Якутскэнерго» (Лот № 1 (ГКПЗ № 84801-ТПИР ОТМ-2022-ЯЭ) (извещение № 32211699800) признана обоснованной, по результатам рассмотрения предписано отменить протоколы заседания закупочной комиссии, в том числе протокол процедуры переторжки № 7/Р от 13.01.2023, и провести процедуру рассмотрения заявок участников конкурса в электронной форме с учетом замечаний, изложенных в решении по результатам рассмотрения жалобы.

По результатам повторного рассмотрения заявок участников конкурса с учетом замечаний, изложенных в решении УФАС (протокол заседания Закупочной комиссии № 10/РиВП от 13.02.2023), Закупочной комиссией были приняты следующие решения:

- о принятии к дальнейшему рассмотрению заявок всех 4-х участников (в том числе и ООО «Партнер-ТТ» с ценой заявки 325 528 644,45 рублей без НДС);

- об отказе от проведения переторжки;

- о ранжировке заявок;

- о выборе победителя закупки (АО «ХОЛДИНГ ЭРСО» с ценой заявки 324 900 100,00 рублей без НДС).

В соответствии с протоколом заседания Закупочной комиссии от 10.01.2023 №6/Р (в последствии отмененном решением Якутского УФАС) ООО «Партнер-ТТ» не было допущено к переторжке в связи с отклонением его заявки, по этой причине Заявитель был лишен возможности сделать более низкое ценовое предложение на стадии переторжки которая проводилась 13.01.2023.

После обжалования в УФАС итогов первичного рассмотрения заявок, Заявитель был лишен возможности сделать более низкое ценовое предложение, по причине отказа Закупочной комиссии при повторном рассмотрении заявок от проведения переторжки.

Таким образом, отказ Закупочной комиссии от переторжки при повторном рассмотрении заявок 13.02.2023, по сути, стал препятствием к восстановлению нарушенных прав ООО «Партнер-ТТ», для чего Заявителем и производилось обжалование в УФАС.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Принимая во внимание вышесказанное, Заявитель считает, что отказ Закупочной комиссии от переторжки при повторном рассмотрении заявок, не соответствует целям эффективного использование денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке (ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ), и нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (п. 2, 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ»).

Из сути поданной жалобы следует, что отказ заказчика, организатора закупки от проведения процедуры переторжки при повторном рассмотрении заявок участников, повлекло за собой нарушение прав заявителя на снижение изначально предложенной цены договора.

Просит признать жалобу обоснованной.

Из сути выступления представителей заказчика и организатора закупки следует, что заказчик и организатор закупки с жалобой не согласны, представлены письменные пояснения по сути довода жалобы, просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 19 сентября 2022 года опубликованы извещение и документация о проведении закупки № 32211699800 – конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку управляемого шунтирующего реактора 110 кВ для нужд ПАО «Якутскэнерго» (Лот № 1 (ГКПЗ № 84801-ТПИР ОТМ-2022-ЯЭ), начальная (максимальная) цена договора: 325 536 977,78 рублей; дата начала срока подачи заявок: 19.09.2022; дата окончания подачи заявок: 05.10.2022; дата подведения итогов: 13.02.2023; на участие в закупке поданы 4 заявки, отклоненных 0.

Заказчиком рассматриваемой закупки является публичное акционерное общество «Якутскэнерго» (677009, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ф. Попова, д. 14, inform@yakutskenergo.ru, +7(4112) 21-13-50, +7(4112) 21-13-51).

Организатором закупки выступает акционерное общество «РусГидро Снабжение» (117393, г. Москва, ул. Архитектора Власова, д. 51, эт. 1, пом. 1, ком. 30, rgs@rushydro.ru, +7 (800) 333-8000).

Рассматриваемая закупка проводилась на основании положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Как следует из протокола от 13.02.2023 №10/РиВП заседания Закупочной комиссии по конкурсу в электронной форме на право заключения договора на поставку на право заключения договора на поставку управляемого шунтирующего реактора 110 кВ для нужд ПАО «Якутскэнерго» (Лот № 1 (ГКПЗ № 84801-ТПИР ОТМ-2022-ЯЭ) по итогам рассмотрения заявок:

- заявки ООО «Тольяттинский Трансформатор», коллективного участника: ООО «Энергон 16» (лидер), ООО «СВЭЛ-Силовые трансформаторы» (член коллективного участника), АО «ХОЛДИНГ ЭРСО», ООО «Партнер-ТТ» соответствующими условиям Документации о закупке и приняты к дальнейшему рассмотрению;

- принято решение об отказе от проведения переторжки;

- утвержден расчет баллов по результатам оценки заявок, в соответствии с которой заявка заявителя заняла 3 место;

- победителем закупки признан участник, занявший 1 (первое) место в ранжировке по степени предпочтительности для Заказчика: АО «Холдинг Эрсо» с ценой заявки не более 324 900 100,00 руб. без учета НДС.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу требований части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 29.09.2022 №349 и принятым в качестве внутреннего документа решением Совета директоров ПАО «Якутскэнерго» от 27.12.2019 №23 (далее – Положение о закупке).

Подпунктом «в» пункта 7.13.3.1 Положения о закупке определено, что при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты МСП, конкурса и запроса предложений, участниками которых могут быть любые лица, а также открытого запроса предложений и состязательного отбора переторжка является обязательным этапом закупки (за исключением закупок, Организатором которых является Акционерное общество «РусГидро Снабжение»).

Пунктом 7.13.3.2 Положения о закупке определено, что если возможность проведения переторжки предусматривается, в документацию о закупке включается информация о том, что при проведении закупки Участникам будет предоставлена возможность добровольно повысить предпочтительность их предложений, в том числе в отношении цены договора (цены за единицу продукции).

В соответствии с пунктом 7.13.3.3 Положения о закупке предметом переторжки могут являться следующие условия (или их сочетания), позволяющие повысить предпочтительность поданных заявок:

а)           цена предложения (цена за единицу продукции);

б)          сроки поставки продукции;

в)           условия оплаты;

г)           иные условия договора, которые являются критериями оценки заявок.

При этом предметом переторжки не могут быть условия предложения, которые не входят в состав критериев оценки.

Пунктом 7.13.3.5 Положения о закупке установлено, что право Заказчика на проведение процедуры переторжки предусматривается в документации о закупке. Решение о применении права, установленного в документации о закупке, о проведении процедуры переторжки в рамках конкретной закупки, а также ее предмете, сроках и форме ее проведения принимает закупочная комиссия. В случае решения закупочной комиссии о допуске Участника на переторжку с отлагательным условием (например, при условии представления им недостающих ранее или уточняющих документов), в случае неисполнения этого условия Участником в рамках переторжки закупочная комиссия вправе отклонить заявку такого Участника после переторжки.

Пунктом 7.13.3.6 Положения о закупке определено, что в случае, если цены, заявленные Участниками в их заявках, по мнению закупочной комиссии, соответствуют среднерыночным (проведен анализ подтверждения среднерыночной стоимости, согласованный с подразделением, курирующим вопросы ценообразования при проведении закупочных процедур), переторжка (на предмет повышения предпочтительности заявки путем снижения цены договора) может не проводиться.

В соответствии с пунктом 7.13.3.7 Положения о закупке в переторжке может принять участие любой Участник, заявка которого не отклонена. Закупочная комиссия также вправе допускать к переторжке альтернативные предложения Участников, при наличии таковых, которые рассматриваются наравне с основными.

В соответствии с пунктом 7.13.3.8 Положения о закупке Участник, допущенный к переторжке, вправе не принимать в ней участия, при этом его заявка не отклоняется и действует на предложенных в ней условиях. Представители таких Участников на процедуру переторжки не допускаются.

Согласно пункту 4.11.1.1 закупочной документации Организатор оставляет за собой право предоставить Участникам возможность добровольно повысить предпочтительность их заявок, в том числе в отношении цены договора (цены за единицу продукции).

Пунктом 4.11.1.2 закупочной документации определено, что решение о проведении процедуры переторжки, а также ее предмете, сроках и форме ее проведения принимает Закупочная комиссия и фиксируется в протоколе рассмотрения заявок. Переторжка по решению Закупочной комиссии может проводиться один или несколько раз (далее – многократная переторжка). Каждая процедура переторжки проводится на основании отдельного решения Закупочной комиссии, оформляемого соответствующим протоколом.

Таким образом, из анализа вышеприведенных требований Положения о закупке закупочной документации следует, что проведение переторжки не является обязательным для данной закупки, поскольку организатором закупки выступает АО «РусГидроСнабжение», который вправе на свое усмотрение принять решение о проведении процедуры переторжки или отказе от нее.

 Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить Положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Таким образом, в действиях (бездействии) организатора закупки АО «РусГидроСнабжение», заказчика ПАО «Якутскэнерго», выразившихся в отказе от проведения процедуры переторжки в рамках рассматриваемого конкурса в электронной форме, Комиссия Якутского УФАС России не усматривает нарушений Закона о закупках и Положения о закупке.

На основании вышеизложенного, оценив доводы заявителя и лиц, участвующих в деле, рассмотрев всесторонне и полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

признать жалобу ООО «Партнер-ТТ» на действия (бездействие) заказчика – ПАО «Якутскэнерго», организатора закупки АО «РусГидро Снабжение» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку управляемого шунтирующего реактора 110 кВ для нужд ПАО «Якутскэнерго» (Лот № 1 (ГКПЗ № 84801-ТПИР ОТМ-2022-ЯЭ) (извещение № 32211699800) необоснованной.  

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель комиссии                                                                                          <...>

 

 

 

Члены комиссии:                                                                                            <...>

 

 

 

                                                                                                                                       <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны