Решение б/н РЕШЕНИЕ № 014/07/3-2465/2020 по результатам рассмотрения жа... от 2 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ГБУ РС(Я) «Республиканская больница № 2– Центр экстренной медицинской помощи»

677000, г. Якутск, ул. Петра Алексеева, 83А

goszakup_rb2@mail.ru

ООО «ЭКОМИР»

660118, г. Красноярск,

ул. Северное шоссе, д. 17, оф. 2-04

e-mail: infa_ekomir24@mail.ru

Оператору электронной площадки:

АО «Российский аукционный дом»

190000, Санкт-Петербург,

переулок Гривцова, дом 5, лит. В

223s@lot-online.ru

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-2465/2020

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 02 сентября 2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

<...>. – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...>. – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

при участии представителей: заявителя общество с ограниченной ответственностью «ЭКОМИР» (ООО «ЭКОМИР») (ИНН 2462233927) <...> по доверенности б/н от 11.08.2020;

заказчика ГБУ РС(Я) «Республиканская больница № 2– Центр экстренной медицинской помощи» (далее – ГБУ РБ№2-ЦЭМП) <...> по доверенности б/н от 31.08.2020,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКОМИР» (ООО «ЭКОМИР») (ИНН 2462233927) на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) «Республиканская больница № 2– Центр экстренной медицинской помощи» (далее – ГБУ РБ№2-ЦЭМП) при проведении аукцион в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для фильтрования или очистки воды (извещение № 32009347496), нарушающие законодательство о закупках,

у с т а н о в и л а:

25 августа 2019 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «ЭКОМИР» на действия (бездействие) ГБУ РБ№2-ЦЭМП при проведении аукцион в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для фильтрования или очистки воды (извещение № 32009347496).

Представитель ООО «ЭКОМИР» сообщил, что общество имея намерения участвовать в данной закупке 29.07.2020 через сайт Оператора ЭТП «Российский аукционный дом» направило в адрес заказчика – ГБУ РБ№2-ЦЭМП запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе на право заключения договора на поставку оборудования для фильтрования или очистки воды. Дата начала предоставления участникам закупки разъяснений положений документации: «27» июля 2020 года. Дата и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации: «5» августа 2020 года 12.00 час. Заказчиком ответ на запрос ООО «ЭКОМИР» о разъяснении положений документации об электронном аукционе в указанные сроки не направлен, что поступил.

Заявитель считает, что в связи неполучением ответа на запрос о даче разъяснения по вопросам формирования ценового предложения, ООО «ЭКОМИР» было лишено возможности на участие в данной закупке, в связи с чем полагает, что процедура закупки проведена с нарушением законодательство о закупках. Просит признать жалобу обоснованной и отменить закупку.

Представитель заказчика – ГБУ РБ№2-ЦЭМП пояснил, что действительно в связи отпуском специалиста по закупке ГБУ РБ№2-ЦЭМП, заказчиком не был дан ответ на запрос ООО «ЭКОМИР» о даче разъяснений от 29.07.2020, поступивший через Оператора ЭТП «Российский аукционный дом», уточнил, что заявитель не подавал заявку и не является участником закупки.

Представитель заказчика пояснил, что срок дачи разъяснений от 27.07.2020 до 05.08.2020, срок окончания подачи заявок 11.08.2020, заявка от ООО «ЭКОМИР» на участие в закупке не поступала, просит не выдавать предписание.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).

В соответствий с частью 10 статьи 3 Закон о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка лицом, законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

Следовательно, наличие в жалобе указаний на нарушения положений Закона о закупках, иных нормативных правовых актов, принятых в его реализацию, положения о закупках при проведения закупочной процедуры, является самостоятельным основанием для принятия жалобы к рассмотрению.

Жалоба ООО «ЭКОМИР» подана в антимонопольный орган в соответствии с частью 10 статьи 3 Закон о закупках и рассматривается Якутским УФАС России в порядке, установленном статьей 18.1 Закон о защите конкуренции, поскольку жалоба подана на действия (бездействие) выразившиеся в не направлении разъяснения положений аукционной документации, совершенные заказчиком ГБУ РБ№2-ЦЭМП до окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, а именно до 11.08.2020.

Материалами дела установлено, что 24.07.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещена документация №32009347496 на проведение аукциона в электронной форме на поставку оборудования для фильтрования или очистки воды в ГБУ РБ№2-ЦЭМП. Начальная (максимальная) цена договора составляет: 1 584 999 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме: «11» августа 2020 в 12.00 ч. (местное время);

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме: «12» августа 2020 в 14.20 (местное время);

Дата проведения аукциона в электронной форме: «13» августа 2020 15:00 ч. (местное время);

Дата рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов аукциона в электронной форме: «14» августа 2020 в 13.20 (местное время).

Из положений частей 2 и 3 статьи 3 Закона о закупках видно, что закупка товаров работ, услуг может проводиться в форме аукциона или конкурса. Кроме того, указано, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуется, в числе прочего, принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношении к участникам закупки.

Указанные принципы предусматривают, необходимость установления единых требований ко всем участникам одной закупки и недопустимость использования разных требований или критериев оценки заявок участников.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 3.3 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с Законом о закупках, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГБУ РБ№2-ЦЭМП, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) №01-07/1303 от 04.10.2019 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с п. 1.4.6. Положения о закупке в течение трех дней со дня принятия решения о внесении изменений в извещение, документацию о закупке или в течение трех дней с даты поступления запроса о предоставлении разъяснений положений документации такие изменения, разъяснения размещаются Заказчиком в ЕИС и на электронной площадке.

Согласно п.п. 7 п. 1.6.1. заказчик при подготовке и проведении закупки осуществляет следующие действия: готовит разъяснения положений документации о закупке и изменения, вносимые в нее.

Согласно п.п. 1, 2 п. 1.3.10 Положения о закупке при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме оператор электронной площадки обеспечивает: направление участниками такой закупки запросов о предоставлении разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке; размещение в ЕИС таких разъяснений.

В силу п.п. 7 п. 1.4.1. Положения о закупке заказчик размещает в ЕИС: разъяснения документации о закупках.

Таким образом, порядок дачи заказчиком разъяснений регламентирован в Положении о закупке. Кроме того в п. 3.3.1. в Положении о закупки регламентирован порядок принятия аукционная документации, которая должна содержать сведения, предусмотренные в п.п. 11 п. 1.8.2 настоящего Положения, а именно форма, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В силу п. 23 документации на проведение аукциона в электронной форме на поставку оборудования для фильтрования или очистки воды в ГБУ РБ№2-ЦЭМП, заказчиком определен порядок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе: «Дата начала предоставления участникам закупки разъяснений положений документации: «27» июля 2020 года. Дата и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации: «5» августа 2020 года 12.00 час. Любой участник закупки вправе направить заказчику запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе. В течение трех рабочих дней со дня поступления указанного запроса Заказчик обязан направить в форме электронного документа разъяснения положений документации с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос. В рамках разъяснений положений документации об электронном аукционе Заказчик не может изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора. Заказчик вправе не давать разъяснений положений документации об электронном аукционе, если запрос поступил позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе».

По смыслу положений статей 1, 2 и 3 Закона о закупках, при организации закупок заказчики не связаны императивным перечнем требований к участникам закупок и могут самостоятельно определять такие требования с учетом имеющих правовое значение целей и принципов, в том числе информационная открытость закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 данного Закона).

При этом принципиальное значение приобретают как равные условия для всех претендентов, исключающие признаки дискриминации и несправедливой конкурентной борьбы, так и эффективное использование заказчиками денежных средств и сокращение их издержек (с учетом показателей цены, качества и надежности). Баланс интересов заказчиков и участников закупок обусловлен именно этими категориями.

Материалами дела установлено, что запрос разъяснений от ООО «ЭКОМИР» поступил 29.07.2020 с использованием сайта Оператора ЭТП «Российский аукционный дом» содержал следующие вопросы:

1. Требуется ли наличие авторизированного сервисного центра в Якутске для гарантийного обслуживания поставляемого оборудования?

2. Имеется ли требования к системе газации оборудования позиции 1 (2 единицы)?

3. Имеется ли требования к системе защиты от протечек -должна быть расположена в узле врезки к водопроводу или должна быть внутри оборудования?

4. Просим разъяснить установленное требование во второй части заявки в Разделе V «ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ, СОДЕРЖАНИЮ И СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ»:

Копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки требованиям законодательства Российской Федерации и документации об электронном аукционе к лицам, которые осуществляют поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в случае, если такие требования были установлены: Требуется

Настоящим сообщаем, что вид деятельности (поставка пурифайеров) не лицензируется. Просим убрать данный пункт из требований.

Данные обстоятельства не опровергаются заказчиком, также письменно подтверждаются оператором ЭТП «Российский аукционный дом».

Материалами дела установлено, что в нарушение требований части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, п. 1.4.6. Положения о закупке заказчиком ГБУ РБ№2-ЦЭМП в течение трех рабочих дней с даты (29.07.2020) поступления запроса, не дано ООО «ЭКОМИР» разъяснение положений документации о конкурентной закупке по существу и не размещено в ЕИС на электронной площадке.

Таким образом, установленные в ходе рассмотрения жалобы ООО «ЭКОМИР» обстоятельства, указывают на осуществление заказчиком ГБУ РБ№2-ЦЭМП действий по не даче ответа по существу запроса ООО «ЭКОМИР». Что влечет нарушение прав и законных интересов возможного участника закупки и указывает на несоблюдение заказчиком требований к информационной открытости закупки, а также на нарушение законодательно установленного срока дачи разъяснений положения документации о конкурентной закупке и не размещении их в единой информационной системе, что повлекло за собой невозможность принятия заявителем объективного и современного решения для формирования заявки по цене и подачи заявки на рассматриваемую закупку в установленные сроки, т.е. до 11.08.2020.

При таких обстоятельствах действия заказчика ГБУ РБ№2-ЦЭМП нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 3, части 3 статьи 3.2 Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе Положении о закупке и документации ГБУ РБ№2-ЦЭМП.

Часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции гласит, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, «ЭКОМИР» правомерно воспользовалось законным правом, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) Заказчика при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы иных лиц, а именно осуществление Заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе Положении о закупке такого Заказчика.

Учитывая установленные нарушения порядка организации и проведения аукциона в электронной форме в действиях ГБУ РБ№2-ЦЭМП, Комиссией принято решение о выдаче предписания, предусмотренного частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений, комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

По информации, предоставленной заказчиком ГБУ РБ№2-ЦЭМП от 31.08.2020 №2295 в связи отпуском специалиста по закупке заказчиком был пропущен запрос ООО «ЭКОМИР» о даче разъяснений от 29.07.2020, следовательно, не дан ответ по существу запроса, что нарушает порядок разъяснения документации.

Согласно части 5 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка предоставления документации об обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок на участие в торгах, заявок на участие в продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Таким образом, с учетом вышеизложенного действия заказчика ГБУ РБ№2-ЦЭМП не давших ответ на запрос разъяснений положений документации об аукционе ООО «ЭКОМИР» от 29.07.2020 в срок, предусмотренный Законом о закупках, документацией о закупке противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 3, части 3 статьи 3.2 Закона о закупках, согласно которому при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки и образует состав административного правонарушения, предусмотренного части 5 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

На основании вышеизложенного и в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

решила:

  1. Признать жалобу ООО «ЭКОМИР» на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) «Республиканская больница № 2– Центр экстренной медицинской помощи» при проведении аукцион в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для фильтрования или очистки воды в ГБУ РБ№2-ЦЭМП (извещение № 32009347496), обоснованной;
  2. Признать заказчика ГБУ РС(Я) «Республиканская больница № 2– Центр экстренной медицинской помощи» нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 3, части 3 статьи 3.2 Закона о закупках;
  3. Выдать заказчику ГБУ РБ№2-ЦЭМП обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений;
  4. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении;
  5. Оператору электронной площадки – АО «Российский аукционный дом» обеспечить возможность исполнения предписания.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

<...>

Члены комиссии:

 

<...>

   

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны