Определение б/н о назначении дела к рассмотрению от 12 мая 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

  •  

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №014/01/16-1130/2020

  • НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
    К РАССМОТРЕНИЮ

  12

         мая

 

  2020

года

        город Якутск

 

 

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства Кузьмин Алексей Дмитриевич на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №20 от 27.04.2020 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела №014/01/16-1130/2020 о нарушении антимонопольного законодательства и в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                 УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление) поступили материалы Прокуратуры города Удачного по итогам проведения проверки законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и других сферах.

Согласно материалам проверки, Муниципальное образование «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23 имени Георгия Александровича Кадзова» (далее – МБОУ СОШ №23) и ООО «Специализированное предприятие «Прогресс» (далее – ООО «Прогресс», Общество) за период с 2018 года по истекший период 2019 года заключили 13 контрактов для обеспечения государственных нужд с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем в отсутствии конкурентных способов определения участника закупки.

Управление, рассмотрев поступившие материалы, запросив и изучив необходимую информацию установило следующее.

МБОУ «СОШ № 23» и ООО «Прогресс» были заключены следующие контракты: №10 от 01.01.2018 обслуживание системы видеонаблюдения, №11 от 01.01.2018 обслуживание охранной пожарной сигнализации, №3 от 20.04.2018 поставка товаров, №16 от 11.05.2018 установка противопожарного водопровода, №15 от 11.05.2018 на покрытие огнезащитным составом сцены актового зала, №22 от 27.06.2018 монтаж школьного радио, №25 от 31.07.2018 покрытие огнезащитным составом стеллажей библиотеки, №10 от 28.01.2019 обслуживание систем видеонаблюдения, №11 от 30.01.2019 обслуживание средств пожарной сигнализации, №11 от 15.03.2019 по монтажу пожарных извещателей, №12 от 18.03.2019 покрытие огнезащитным составом сцены актового зала, №14 от 05.04.2019 монтаж речевого оповещения, №17 от 15.04.2019 на выполнение работ по установке камер видеонаблюдения в спортивном зале.

Вышеуказанные контракты заключены на сумму более 1,5 млн рублей.

Из анализа указанных контрактов, следует, что цена контрактов не превышает 300 тысяч рублей.

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях, предусмотренных статьей 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о закупках закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трех ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей (в редакции действовавшей на момент заключения и исполнения контрактов).

Данная норма не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 300 000 рублей, в том числе по данному и тому же виду услуг, у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (месяц, день).

Вместе с тем, по своему содержанию указанная правовая норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок "малого объема" в случаях, когда проведение конкурентных процедур нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки самой стоимости закупки.

«Искусственное дробление» единой закупки на множество закупок до 300 000 рублей в целях избежания публичных процедур не соответствует целям ведения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.

Таким образом, указанные контракты, заключенные с единственным поставщиком, образуют единую сделку, «искусственно раздробленную» и оформленную самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В результате заключения рассматриваемых контрактов ООО «Прогресс» получило доступ к выполнению работ и оказанию услуг, без участия в какой-либо конкурентной борьбе.

Из материалов проверки прокуратуры следует, что согласно данным выписки из ЕГРЮЛ генеральным директором ООО «Прогресс» является --- Директором МБОУ СОШ №23 является на текущее время *** Данные лица состоят в зарегистрированном браке с 23.06.1990.

Из объяснений --- и *** следует, что они проживают в одном жилом помещении, расположенном по адресу: п. Айхал, ул. Энтузиастов, д. 2, кв. 15 и состоят в зарегистрированном браке.

Таким образом, --- и *** являются аффилированными лицами, то есть лицами способными оказывать влияние друг на друга.

Деятельность каждого из аффилированных лиц известна и открыта для другого, в связи с чем аффилированность способствует и упрощает заключение различных соглашений и договоренностей между этими лицами.  

Юридическое лицо, по своей природе, создано для получения прибыли, а участие аффилированных лиц в одних торгах преследуют общую цель, превращая торги в формальную процедуру.

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм ФЗ "О контрактной системе", противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц. Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

В то же время в основе контрактной системы в сфере закупок лежат принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 ФЗ "О контрактной системе").

Независимо от способа закупки, эти принципы должны соблюдаться в полной мере.

При этом наиболее предпочтительным способом определения победителя является проведение конкурса, аукциона в связи с тем, что за счет достаточных сроков подачи заявок и заключения договора указанные процедуры обеспечивают расширение числа участников закупок, а также минимизируют риски совершения согласованных действий заказчика и участника закупки.

Учитывая вышеизложенное, для обеспечения гласности и открытости закупочной деятельности, снижения коррупционных проявлений, необходимо осуществлять закупку товаров, работ, услуг преимущественно путем проведения аукциона, конкурса.

При проведении торгов имеет место состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор, и стремящихся выдвинуть организатору торгов наиболее выгодные условия договора по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Именно торги позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов.

Следовательно, заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой муниципальных контрактов, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм ФЗ "О контрактной системе", противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Таким образом, заключение указанных муниципальных контрактов в нарушение норм ФЗ "О контрактной системе" противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить договор на оказание работ, предусмотренных в вышеназванных договорах.

Муниципальные контракты направлены на достижение единой хозяйственной цели, приобретателем по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, предметом - идентичные товары, в связи с чем, они фактически образуют единую сделку, оформленную рядом самостоятельных контрактов без проведения публичных процедур, что является существенным нарушением ФЗ "О контрактной системе", так как препятствует развитию добросовестной конкуренции и эффективному использованию бюджетных денежных средств.

Отсутствие публичных процедур в данном случае не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, предполагающему, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 Бюджетного кодекса РФ).

Заключение указанных контрактов с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственному поставщику и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение указанных контрактов.

В результате, не был обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что привело (могло привести) к ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на заключение соглашений между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Обязанность проверять соответствие положений контракта и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции и Закону о контрактной системе, возложена на обе стороны договора.

 

Заключение контракта, являющегося согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

При таких условиях, действия МБОУ «СОШ № 23» в части заключения контрактов с единственным поставщиком с ООО «Специализированные предприятие «Прогресс» содержат признаки состава нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

На основании изложенного, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу о наличии в действиях МБОУ СОШ № 23» и ООО «Специализированное предприятие «Прогресс» признаков состава нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приходит к выводу о наличии признаков состава нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях МБОУ «СОШ №23» и ООО «Специализированное предприятие «Прогресс» при заключении контрактов в отсутствии конкурентных способов определения участника закупки.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

                                                  ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело №014/01/16-1130/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на «10» июня 2020 года в 15 часов 00 минут, в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 22, каб. 213-2;

2. Привлечь к участию в деле в качестве ответчиков:

Муниципальное образование «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 23 имени Георгия Александровича Кадзова» (678188, Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, п. Айхал, ул. Бойко, д. 1 А; ИНН/КПП 1433016524/143301001, ОГРН 1021400971338);

Общество с ограниченной ответственностью Специализированное предприятие «Прогресс» (678190, Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, п. Айхал, ул. Промышленная д. 11; ИНН/КПП 1433022341/143301001, ОГРН 1071433000462);

3. МБОУ СОШ №23 представить в антимонопольный орган:

  • Письменный мотивированный нормами права отзыв с указанием возражений относительно обстоятельств, изложенных в определении;
  • Доказательства в обоснование возражений;
  •    Утвержденные план закупок и план-график на 2018 год и на 2019 год со всеми внесенными изменениями.

4. ООО «Прогресс» представить в антимонопольный орган:

- Письменный мотивированный нормами права отзыв относительно обстоятельств, изложенных в определении;

  • Доказательства в обоснование возражений;
  • Перечень лиц, входящих в одну группу лиц в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Перечень представляется в соответствии с формой представления, утвержденной приказом ФАС России от 20 ноября 2006 года №293.

  На основании части 1 статьи 25, части 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрашиваемая информация предоставляется в антимонопольный орган в виде копий, надлежащим образом заверенными печатью юридического лица в срок до 03.06.2020.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Наложение административного наказания не освобождает от обязанности предоставления в антимонопольный орган запрашиваемых документов (информации).

Представителям лиц, участвующих в деле, явиться на рассмотрение дела с надлежащим образом оформленной доверенностью на право представлять участников дела.

 При невозможности обеспечения явки представителей лиц, участвующих в деле, направить в антимонопольный орган письменное ходатайство о рассмотрении дела без вашего участия.

 При направлении информации необходимо ссылаться на номер дела.

 

Председатель Комиссии                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны