Решение №б/н РЕШЕНИЕ № 014/07/3-3364/2020 по результатам рассмотрения жа... от 21 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказчику: ГУП «ЖКХ РС(Я)»,
uordok@jkhsakha.ru, ozikjkh@mail.ru
Заявителю(ям): ИП <...>
РЕШЕНИЕ № 014/07/3-3364/2020
по результатам рассмотрения жалобы
г. Якутск 21 декабря 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее также – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия) в составе:
<...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;
<...> – заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,
проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «TrueConf»,
в отсутствии заявителя ИП <...>;
при участии:
от заказчика, государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» <...> по доверенности №<...> от 11.12.2019 г.,
к участию в деле привлечены заинтересованные лица:
ООО «Скам-групп» представителя <...> по доверенности от 16.12.2020;
ИП <...> представителя <...> от 16.12.2020.
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <...> (далее – ИП <...>) о на действия (бездействие) заказчика, закупочной комиссии заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении открытого конкурса по лоту №16 на оказание услуг по автоперевозке котельного топлива для нужд ГУП "ЖКХ РС(Я)" на период 2021-2023 гг., извещение № 32009656097,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее также – Якутское УФАС России, антимонопольный орган) 11.12.2020 поступила жалоба ИП <...> на действия (бездействие) заказчика, закупочной комиссии заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении открытого конкурса по лоту №16 на оказание услуг по автоперевозке котельного топлива для нужд ГУП "ЖКХ РС(Я)" на период 2021-2023 гг., извещение № 32009656097.
Согласно доводам жалобы заявителя, в ходе рассмотрения заявок, закупочной комиссией не был учтен факт несоответствия ООО «ЯнаАвтоТрнас» требованиям конкурсной документации.
Заявитель полагает, что ООО «ЯнаАвтоТрнас» в составе заявки представлены подложные документы по опыту работы, ООО «ЯнаАвтоТрнас» и ИП <...> В участии в конкурсе в связи с тем, что ИП <...> и ООО «ЯнаАвтоТранс» являются одним и тем же лицом и том, что наличие автотранспортных средств, материально-технической базы дублируется, требует приостановить определение перевозчика в части заключения договора, отменить протокол, обязать единую комиссию провести дополнительную проверку и обязать единую комиссию заказчика отказать ИП <...> и ООО «ЯнаАвтоТранс» участию в конкурсе в связи отсутствием опыт работы и подлог документов.
На рассмотрении жалобы по существу представители заказчика не согласились с жалобой, пояснили следующее.
Представитель заказчика сообщил, что доводы жалобы ИП Аммосов С.В. касательно представления подложных документов ООО «ЯнаАвтоТранс» несостоятельны, уточнили, что заявитель не был участником по лотам, в которых участвовал ООО «ЯнаАвтоТранс» в связи с чем права и интересы заявителя не нарушены.
Сообщили, что заявитель принимал участие по лоту №16, всего было подано 4 заявки, по итогам рассмотрения которых заявка ИП <...> была обоснованно отклонена ввиду непредставления обязательного документа в составе заявки - копии документа, удостоверяющего личность.
Представители заказчика пояснили, что обстоятельства указанные ИП <...> в части отсутствия у ООО «ЯнаАвтоТранс» опыта по перевозке угля не правомерны, обществом подтверждено наличие опыта оказания услуг с 01.01.2019 и фактически осуществлялась перевозка, что подтверждается представленными в составе заявки документами.
Уточнили, что доводы ИП <...> о том, что ИП <...> и ООО «ЯнаАвтоТранс» являются одним и тем же лицом, не может являться ограничивающим их участие обстоятельством, поскольку ни законодательство о закупках, ни документация о закупке не содержит таких ограничений, тем более и ИП <...> и ООО «ЯнаАвтоТранс» являются самостоятельными хозяйствующими субъектами.
Что касается доводов заявителя в части наличия у ИП <...> . и ООО «ЯнаАвтоТранс» одних и тех же автотранспортных средств, дублирования материально-технической базы и представления в составе заявок по разным лотам недостоверных сведений по составу автотранспортных средств, представители заказчика пояснили, что данные предположения не соответствуют действительности, поскольку в составе заявок ИП <...> и ООО «ЯнаАвтоТранс» сведения о наличии автотранспортных средств не дублируются, также уточнили, что указанными лицами поданы заявки на участие по разным лотам. Так, ИП <...> подавал заявки на участие по лоту №16 и №19, ООО «ЯнаАвтоТранс» - по лоту №5 и №18.
Представители заказчика считают, по итогам рассмотрения заявки, закупочная комиссия пришла к правомерному выводу, что представленные ООО «ЯнаАвтоТранс», подтверждающие опыт участника документы, полностью соответствуют требованиям установленным документации.
Комиссия антимонопольного органа, заслушав лиц, участвовавших в деле и изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность ГУП «ЖКХ РС (Я)» в рамках Закона о закупках регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП «ЖКХ РС (Я)», утвержденного приказом от 30.12.2019 г. № 1251-п (далее – Положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.
Согласно подпункту "б" пункту 9 части 5 статьи 3.4 Закона о закупках заявки на участие в конкурсе в электронной форме должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке, подтверждающие соответствие участников конкурса в электронной форме единым квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлено следующее.
- Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, документация о проводимой закупке (далее также – Извещение, Документация) размещены в ЕИС 09.11.2020.
Начальная (максимальная) цена договора – 2 051 804 734,92 рублей без учета НДС.
- Дата начала подачи заявок – 09.11.2020.
- Дата окончания подачи заявок – 02.12.2020.
- Дата работа комиссии – 04.12.2020.
- Дата подведения итогов закупки – 04.12.2020.
- Размещен протокол №32009656097-01 рассмотрения заявок - 03.12.2020
- Размещен проект изменений протокола №32009656097-01 рассмотрения заявок - 04.12.2020.
- Размещен протокол №32009656097-02 оценки и сопоставления заявок – 04.12.2020.
Согласно пунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Подпунктом 2 пункта 1.1.8. Положения о закупке установлено, что при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется следующими принципами, как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, в том числе запрет на переговоры Заказчика (членов комиссии по закупкам) с участником закупки, если в результате создаются преимущественные условия для такого участника и (или) возникают условия для разглашения конфиденциальных сведений.
ИП <...> подана заявка на участие в лоте №16 рассматриваемой закупки. По указанному лоту всего было подано 4 заявки, по итогам рассмотрения, которых заявка ИП <...> была отклонена ввиду непредставления обязательного документа в составе заявки - копии документа, удостоверяющего личность.
Материалами дела установлено, что по лоту №16 на процедуру оценки и сопоставления были допущены 3 участника, по итогам которых участникам согласно протоколу №32009656097-2 от 03.12.2020 были присвоены следующие баллы:
№ заявки |
Наименование участника |
Критерии оценки |
Общая сумма баллов по двум критериям
|
Присвоенное заявке участника место по итогам оценки |
|||||
Стоимостной критерий |
Не стоимостной критерий |
||||||||
полученный участником по цене договора (с учетом коэффициента значимости 50%) |
Квалификация участника закупки (с учетом коэффициента значимости 50%) |
||||||||
Наличие автотранспорта на праве собственности либо аренды (лизинга) (грузоподъемность) |
Наличие опыта участника закупки (объем) |
Наличие опыта участника закупки (район)
|
Наличие автотранспорта на праве собственности либо аренды (лизинга) |
Наличие материально-технической базы |
|||||
1 |
ООО «Вилюй Автотранс» |
48 |
12,5 |
10 |
0 |
0 |
5 |
75,5 |
2 |
2 |
ИП <...> |
48,1 |
0 |
5 |
10 |
0 |
10 |
73,1 |
3 |
4 |
ИП <...> |
50 |
12,5 |
10 |
10 |
0 |
5 |
87,5 |
1 |
Таким образом, победителем закупки был признан ИП <...> Заявке ИП <...> присвоен 3 порядковый номер по степени выгодности его предложения.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В ходе рассмотрения дела из содержания жалобы установлено, что заявитель не оспаривает действия закупочной комиссии в части отклонения его заявки.
Вместе с тем, частью 11 ст. 4 Закона о закупках установлено, что в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что по лотам №5 и №18 рассматриваемой закупки, где принимало участие «ЯнаАвтоТранс», ООО ИП Аммосов С.В. заявку на участие в конкурсе не подавал, следовательно заявитель не является участником закупки по указанным лотам.
В силу ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
В соответствие с частью 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Комиссия считает, что на ИП Аммосова С.В. не распространяются положения части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающие возможность обжалования в случае нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, поскольку ИП Аммосов С.В. не является участником рассматриваемых закупок по лотам №5 и №18.
На основании изложенного, доводы жалобы ИП <...> касательно ООО «ЯнаАвтоТранс» не подлежат к рассмотрению по существу в виду того, что заявитель не был участником по лотам №5 и №18, в которых участвовал ООО «ЯнаАвтоТранс».
В нарушение процессуальных требований ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции заявитель не указал нормы Закона о закупках и (или) положения о закупке, нарушенные действиями заказчика при проведении оспариваемой закупки; не представил доказательств того, что оспариваемые действия заказчика нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на его какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Само по себе несогласие заявителя с действиями заказчика, как указано выше, а также домыслы о подложности договоров других участников закупки в котором заявитель не участвовал, не может являться достаточным основанием для вывода об обоснованности доводов жалобы применительно к ч. 10 ст. 3 Закона о закупках и ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в действующей на момент подачи и рассмотрения жалобы редакции.
Таким образом, Комиссия учитывая факт того, что ИП <...> не участвовал в закупке по лотам №5 и №18, свою заинтересованность участия в ней, включая совершение необходимых приготовлений к подаче заявки, не доказал, считает, что действия закупочной комиссии по рассмотрению заявок участников закупки по указным лотам не нарушают права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем, как указано в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки
Таким образом, Комиссия изучив материалы дела приходит к выводу, что в действиях закупочной комиссии заказчика отсутствуют нарушения Закона о закупках, а также Положения.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
По общему правилу такой контроль осуществляется в процедуре, определенной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, которая не предусматривает возможность проведения антимонопольным органом внеплановых проверок.
В полномочия антимонопольного органа при рассмотрении жалобы на нарушения, указанные в частью 10 статьи 3 Закона о закупках, ограничены доводами, составляющими предмет обжалования (части 13 статьи 3 указанного Закона), при этом, антимонопольный орган в рамках рассмотрения жалобы не может проводить внеплановую проверку соблюдения заказчиком Закона о защиты конкуренции (п. п. 17, 18 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона №223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)), поскольку в силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом деле антимонопольным органом проверялось только наличие нарушений Закона о закупках, а не Закона о защите конкуренции, который, в свою очередь, предусматривает возможность проведения внеплановых проверок с последующим рассмотрением дела в порядке главы 9 данного закона, антимонопольный орган не может в рамках рассмотрения дела по статье 18.1 Закона о защите конкуренции выходить за пределы имеющейся компетенции и проверять действия заказчика на наличие или отсутствие признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, доводы жалобы ИП <...> признаны Комиссией необоснованными.
Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
решила:
- Признать жалобу ИП <...> на действия заказчика ГУП «ЖКХ» РС (Я) при проведении многолотового открытого конкурса на оказание услуг по автоперевозке котельного топлива для нужд ГУП "ЖКХ РС(Я)" на период 2021-2023 гг., извещение № 32009656097 необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.