Решение №б/н РЕШЕНИЕ № 014/07/3-3364/2020 по результатам рассмотрения жа... от 21 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику: ГУП «ЖКХ РС(Я)»,

uordok@jkhsakha.ru, ozikjkh@mail.ru

 

Заявителю(ям): ИП <...>

                                                                                           

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-3364/2020

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск                                                                                          21 декабря 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее также – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...>  – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «TrueConf»,

в отсутствии  заявителя  ИП <...>;

при участии:

от заказчика, государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)»   <...> по доверенности №<...> от 11.12.2019 г., 

к участию в деле привлечены заинтересованные лица:

ООО «Скам-групп» представителя <...> по доверенности от 16.12.2020;

ИП <...>  представителя <...> от 16.12.2020.

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <...> (далее – ИП <...>)  о на действия (бездействие) заказчика, закупочной комиссии заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении  открытого конкурса по лоту №16 на оказание услуг по автоперевозке котельного топлива для нужд ГУП "ЖКХ РС(Я)" на период 2021-2023 гг.,   извещение № 32009656097,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее также – Якутское УФАС России, антимонопольный орган) 11.12.2020 поступила жалоба ИП <...> на действия (бездействие) заказчика, закупочной комиссии заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении открытого конкурса по лоту №16 на оказание услуг по автоперевозке котельного топлива для нужд ГУП "ЖКХ РС(Я)" на период 2021-2023 гг.,   извещение № 32009656097.

Согласно доводам жалобы заявителя,  в ходе рассмотрения заявок, закупочной комиссией не был учтен факт несоответствия  ООО «ЯнаАвтоТрнас» требованиям конкурсной документации.

Заявитель полагает, что  ООО «ЯнаАвтоТрнас» в составе заявки представлены подложные документы по опыту работы, ООО «ЯнаАвтоТрнас» и ИП <...> В участии в конкурсе в связи с тем, что ИП <...> и ООО «ЯнаАвтоТранс» являются одним и тем же лицом и том, что наличие автотранспортных средств, материально-технической базы дублируется, требует приостановить определение перевозчика в части заключения договора, отменить протокол, обязать единую комиссию провести дополнительную проверку и обязать единую комиссию заказчика отказать ИП <...> и ООО «ЯнаАвтоТранс» участию в конкурсе в связи отсутствием опыт работы и подлог документов.

На рассмотрении жалобы по существу представители заказчика не согласились с жалобой, пояснили следующее.

Представитель заказчика сообщил, что доводы жалобы ИП Аммосов С.В. касательно представления подложных документов ООО «ЯнаАвтоТранс» несостоятельны, уточнили, что заявитель не был участником по лотам, в которых участвовал ООО «ЯнаАвтоТранс» в связи с чем права и интересы заявителя не нарушены. 

Сообщили, что заявитель принимал участие по лоту №16, всего было подано 4 заявки, по итогам рассмотрения которых заявка ИП <...> была обоснованно отклонена ввиду непредставления обязательного документа в составе заявки - копии документа, удостоверяющего личность. 

Представители заказчика пояснили, что обстоятельства указанные ИП <...>  в части отсутствия  у ООО «ЯнаАвтоТранс» опыта по перевозке  угля не правомерны, обществом  подтверждено наличие опыта оказания услуг с 01.01.2019 и фактически осуществлялась перевозка, что подтверждается представленными в составе заявки документами.

Уточнили, что доводы ИП <...> о том, что  ИП <...>  и ООО «ЯнаАвтоТранс» являются одним и тем же лицом,  не может являться ограничивающим их участие  обстоятельством, поскольку ни законодательство о закупках, ни документация о закупке не содержит таких ограничений, тем более и ИП <...>  и ООО «ЯнаАвтоТранс» являются самостоятельными хозяйствующими субъектами.

Что касается доводов заявителя в части наличия у  ИП <...> . и ООО «ЯнаАвтоТранс» одних и тех же автотранспортных средств, дублирования  материально-технической базы и представления в составе заявок по разным лотам недостоверных сведений по составу автотранспортных средств,  представители заказчика пояснили, что данные предположения не соответствуют действительности,  поскольку в составе заявок ИП <...>  и ООО «ЯнаАвтоТранс»  сведения о наличии автотранспортных средств не  дублируются, также уточнили,  что  указанными лицами поданы заявки на участие по разным лотам. Так, ИП <...> подавал заявки на участие по лоту №16 и №19, ООО «ЯнаАвтоТранс» - по лоту №5 и №18.

 Представители заказчика считают, по итогам рассмотрения заявки,  закупочная комиссия пришла к правомерному выводу, что представленные ООО «ЯнаАвтоТранс», подтверждающие опыт участника документы, полностью соответствуют требованиям установленным документации.

                                                         

Комиссия антимонопольного органа, заслушав лиц, участвовавших в деле и изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

Согласно части 1 статьи 1  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в  настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность ГУП «ЖКХ РС (Я)» в рамках Закона о закупках регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП «ЖКХ РС (Я)», утвержденного приказом от 30.12.2019 г. № 1251-п (далее – Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами, в том числе: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений). 

В силу части 10  статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

Согласно подпункту "б" пункту 9 части 5 статьи 3.4 Закона о закупках заявки на участие в конкурсе в электронной форме должны содержать информацию и документы, предусмотренные документацией о конкурентной закупке, подтверждающие соответствие участников конкурса в электронной форме единым квалификационным требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлено следующее.

  1. Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, документация о проводимой закупке (далее также – Извещение, Документация) размещены в ЕИС 09.11.2020.

Начальная (максимальная) цена договора – 2 051 804 734,92  рублей без учета НДС.

  1. Дата начала подачи заявок – 09.11.2020. 
  2. Дата окончания подачи заявок – 02.12.2020.
  3. Дата работа комиссии – 04.12.2020.
  4. Дата подведения итогов закупки – 04.12.2020.
  5. Размещен протокол №32009656097-01 рассмотрения заявок  - 03.12.2020
  6. Размещен проект изменений протокола №32009656097-01 рассмотрения заявок - 04.12.2020.
  7. Размещен протокол №32009656097-02 оценки и сопоставления заявок – 04.12.2020.

Согласно пунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Подпунктом 2 пункта 1.1.8. Положения о закупке  установлено, что при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется следующими принципами, как  равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, в том числе запрет на переговоры Заказчика (членов комиссии по закупкам) с участником закупки, если в результате создаются преимущественные условия для такого участника и (или) возникают условия для разглашения конфиденциальных сведений.

ИП <...>  подана заявка на участие в лоте №16 рассматриваемой закупки. По указанному лоту всего было подано 4 заявки, по итогам рассмотрения, которых заявка ИП <...>   была  отклонена ввиду непредставления обязательного документа в составе заявки - копии документа, удостоверяющего личность.

Материалами дела установлено, что по лоту №16 на процедуру оценки и сопоставления были допущены 3 участника, по итогам которых участникам согласно протоколу №32009656097-2 от 03.12.2020 были присвоены следующие баллы:

 

 

№ заявки

Наименование участника

Критерии оценки

Общая сумма баллов по двум критериям

 

Присвоенное заявке участника место по итогам оценки

Стоимостной критерий

Не стоимостной критерий

полученный участником по цене договора (с учетом коэффициента значимости 50%)

Квалификация участника закупки (с учетом коэффициента значимости 50%)

Наличие автотранспорта на праве собственности  либо аренды (лизинга) (грузоподъемность)

Наличие опыта участника закупки (объем)

Наличие опыта участника закупки (район)

 

 

Наличие автотранспорта на праве собственности  либо аренды (лизинга)

Наличие материально-технической базы

1

ООО «Вилюй Автотранс»

48

12,5

10

0

0

5

75,5

2

2

ИП <...> 

48,1

0

5

10

0

10

73,1

3

4

ИП <...> 

50

12,5

10

10

0

5

87,5

1

 

Таким образом, победителем закупки был признан ИП <...>  Заявке ИП <...>  присвоен 3 порядковый номер по степени выгодности его предложения.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В ходе рассмотрения дела из содержания жалобы установлено, что заявитель не оспаривает действия закупочной комиссии в части отклонения его заявки.

Вместе с тем, частью 11 ст. 4 Закона о закупках установлено, что в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что по лотам  №5 и №18 рассматриваемой закупки, где принимало участие «ЯнаАвтоТранс», ООО   ИП Аммосов С.В. заявку на участие в конкурсе  не подавал, следовательно заявитель  не является участником закупки по указанным  лотам.

В силу ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствие с частью 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Комиссия считает, что на ИП Аммосова С.В. не распространяются положения части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающие возможность обжалования в случае нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, поскольку ИП Аммосов С.В. не является участником рассматриваемых закупок по лотам  №5 и №18.

На основании изложенного, доводы жалобы ИП <...>  касательно ООО «ЯнаАвтоТранс» не подлежат к рассмотрению по существу в виду того, что заявитель не был участником по лотам  №5 и №18, в которых участвовал ООО «ЯнаАвтоТранс».

В нарушение процессуальных требований ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции заявитель не указал нормы Закона о закупках и (или) положения о закупке, нарушенные действиями заказчика при проведении оспариваемой закупки; не представил доказательств того, что оспариваемые действия заказчика нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на его какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Само по себе несогласие заявителя с действиями заказчика, как указано выше, а также домыслы о подложности договоров других участников закупки в котором заявитель не участвовал, не может являться достаточным основанием для вывода об обоснованности доводов жалобы применительно к ч. 10 ст. 3 Закона о закупках и ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в действующей на момент подачи и рассмотрения жалобы редакции.

Таким образом, Комиссия учитывая факт того, что ИП <...>  не участвовал в закупке по лотам  №5 и №18, свою заинтересованность участия в ней, включая совершение необходимых приготовлений к подаче заявки, не доказал, считает, что действия закупочной комиссии по рассмотрению заявок участников закупки по указным лотам не нарушают права и законные интересы заявителя.

Вместе с тем, как указано в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки

Таким образом, Комиссия  изучив материалы дела приходит к выводу, что в действиях закупочной комиссии заказчика  отсутствуют нарушения Закона о закупках, а также Положения.  

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

По общему правилу такой контроль осуществляется в процедуре, определенной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, которая не предусматривает возможность проведения антимонопольным органом внеплановых проверок.

В полномочия антимонопольного органа при рассмотрении жалобы на нарушения, указанные в частью 10 статьи 3 Закона о закупках, ограничены доводами, составляющими предмет обжалования (части 13 статьи 3 указанного Закона), при этом,  антимонопольный орган в рамках рассмотрения жалобы не может проводить внеплановую проверку соблюдения заказчиком Закона о защиты конкуренции (п. п. 17, 18 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона №223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)), поскольку  в силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, поскольку в рассматриваемом деле антимонопольным органом проверялось только наличие нарушений Закона о закупках, а не Закона о защите конкуренции, который, в свою очередь, предусматривает возможность проведения внеплановых проверок с последующим рассмотрением дела в порядке главы 9 данного закона, антимонопольный орган не может в рамках рассмотрения дела по статье 18.1 Закона о защите конкуренции выходить за  пределы имеющейся компетенции и проверять действия заказчика на наличие или отсутствие признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом,  доводы жалобы ИП <...>  признаны Комиссией необоснованными.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

 Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

  1. Признать жалобу ИП <...>   на действия заказчика ГУП «ЖКХ» РС (Я) при проведении многолотового открытого конкурса на оказание услуг по автоперевозке котельного топлива для нужд ГУП "ЖКХ РС(Я)" на период 2021-2023 гг.,   извещение № 32009656097  необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны