Решение №014/01/10-660/2020 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 014/01/10-660/2020 от 22 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 014/01/10-660/2020

о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства

город Якутск резолютивная часть решения оглашена 8 июля 2022 года

в полном объеме решение изготовлено 22 июля 2022 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя-начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи,

при участии:

от заявителя, государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Верхоянская центральная районная больница» (ИНН 1435335477) (далее – ГБУ РС(Я) «Верхоянская ЦРБ»): <...> (представителя по доверенности);

от ответчика, государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (ИНН 1435133520) (далее – ГУП «ЖКХ РС(Я)»): <...> <...> (представителей по доверенностям),

рассмотрев дело №014/01/10-660/2020, возбужденное в отношении ГУП «ЖКХ РС(Я)» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции),

установила:

06.02.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) поступило перенаправленное Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия)» (далее – ГКЦ РС(Я)) обращение от 29.01.2020 №28-п главного врача Государственного бюджетного учреждения «Верхоянская центральная районная больница» (далее – ГБУ РС(Я) «Верхоянская ЦРБ»).

В своем обращении ГБУ РС(Я) «Верхоянская ЦРБ» просит проверить правильность расчета неподлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию котельной «Туббольница» в пос. Эсе-Хая Верхоянского района при заключении договора теплоснабжения с государственным унитарным предприятием «Жилищно-коммунального хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее – ГУП «ЖКХ РС(Я)») на отопительный период с 01.07.2019 до 03.06.2020.

29 октября 2020 года Комиссия, руководствуясь частями 3, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции определением приостановила рассмотрение дела №014/01/10-660/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ГУП «ЖКХ РС(Я)» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу №А58-638/2020, поскольку выводы окончательного судебного акта по данному делу будут иметь существенное значение для принятия Комиссией решения по делу № 014/01/10-660/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

24.03.2022 ГБУ РС(Я) «Верхоянская центральная районная больница» обратилось в Якутское УФАС России с заявлением о возобновлении производства по делу №014/01/10 660/2020 (вход. №1999э от 24.03.2022) в связи с приостановлением Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) дела №А58-638/2020 до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу №А58-7883/2021.

В соответствии с частью 4 статьи 47 Закона о защите конкуренции, течение срока рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства прерывается при приостановлении рассмотрения дела и продолжается с момента возобновления рассмотрения дела. Рассмотрение дела продолжается с момента, с которого оно было приостановлено.

16 мая 2022 года Комиссия, руководствуясь с частями 3, 4, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции, определением возобновила производство по делу №014/01/10-660/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

Письмом ГУП «ЖКХ РС(Я)» от 27.05.2022 №218 (вход. №3876э 27.05.2022) были направлены дополнительные письменные пояснения, представлен анализ достаточности цены (тарифа) тарифа на тепловую энергию котельной «Туббольница» в п.Эсе‑Хая Верхоянского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в табличной форме.

30 мая 2022 года, Комиссия, рассмотрев направленные ГУП «ЖКХ РС(Я)» указанным письмом материалы, определением по делу №014/01/10-660/2020 от 30.05.2022 истребовала у сторон дополнительные сведения и документы в целях объективного и всестороннего установления обстоятельств по делу.

2 июня 2022 года ГУП «ЖКХ РС(Я)» письмом от 02.06.2022 №228 (вход. №4044э от 02.06.2022) направил дополнительные сведения и документы бухгалтерской отчетности за 2019-2020годы. Представитель ГБУ РС(Я) «Верхоянская ЦРБ» письмами б/н от 02.06.2022 (вход. №4042э от 02.06.2022, вход. №4101 от 06.06.2022) направил Акты об отключении объекта «ПНО» от 24.08.2019 и объекта «Пищеблок» от 01.01.2020, письмо ГБУ РС(Я) «Верхоянская ЦРБ» от 27.02.2020 №49-п в адрес ГУП «ЖКХ РС(Я)» об отоплении объекта «здание Туберкулезной больницы» котельной «Туббольница» в п.Эсе-Хая Верхоянского района и другие документы.

7 июня 2022 года, Комиссия, определением по делу №014/01/10-660/2020 от 07.06.2022, отложила рассмотрение дела на 24.06.2022, в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

14 июня 2022 года заключение об обстоятельствах дела №014/01/10-660/2020 было направлено сторонам участвующим в деле заключение об обстоятельствах дела №014/01/10-660/2020 от 07.06.2022.

ГУП «ЖКХ РС(Я)» письмом от 23.06.2022 №275 направило возражения на заключение об обстоятельствах дела. Приложениями к данному письму были направлены в том числе следующие документы:

1.Копия оборотно-сальдовой ведомости по счету 20.01 за отопительный период 2019-2020 годов по котельной «Туббольница» в п.Эсе-Хая.

2.Копия оборотно-сальдовой ведомости по счету 20.1 за 2 полугодие 2019 года.

3.Копия оборотно-сальдовой ведомости по счету 20.1 за 1 полугодие 2020 года.

4.Сведения о фактической реализации тепловой энергии в отопительном периоде 2019-2020 годов по котельной «Туббольница» в п.Эсе-Хая.

5.Копии актов поставленных ресурсов по котельной «Туббольница» в п.Эсе-Хая за отопительный период 2019-2020 годы (16 экземпляров).

Письмом ГУП «ЖКХ РС(Я)» от 28.06.2022 №288-ЮУ направлены дополнительные сведения и документы, истребованные Определением по делу 014/01/10-660/2020 от 24.06.2022, в том числе:

1.Документы, подтверждающие получение финансового результата убыток по котельной «Туббольница» в п.Эсе Хая Верхоянского улуса (района) Республики Саха (Якутия) за отчетный период второе полугодие 2019 года и отчетный период первое полугодие 2020 года по основному виду деятельности.

2.Сведения о фактическом отпуске тепловой энергии за последний отчетный год и сведения динамике полезного отпуска тепловой энергии за последние три года, на основании которых была рассчитана предельная цена на тепловую энергию, утвержденная приказом ГУП «ЖКХ РС(Я)» от 27.12.20218 №987-п.

3.Данные бухгалтерского учета ГУП «ЖКХ РС(Я)» за 2017-2018 годы о фактических расходах и полученном финансовом результате (прибыль/убыток) по котельной «Туббольница» в п.Эсе Хая Верхоянского улуса (района) Республики Саха (Якутия), сопоставимые по своему экономическому содержанию направленных в составе приложений к письму представителя ГУП «ЖКХ РС(Я)» от 23.06.2022 №275.

По результатам рассмотрения сведений и документов, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) установлено, в том числе следующее.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон №190-ФЗ) установлено, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Пунктом 3 части 2.1 статьи 8 Федерального закона №190-ФЗ определено, что соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, определяются цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Из содержания указанной нормы следует, что ее действие распространяется как на случаи поставки тепловой энергии (теплоносителя) единственному потребителю, так и на случаи присоединения к источнику тепловой энергии теплопотребляющих установок нескольких потребителей непосредственно или через тепловую сеть, от которой тепловую энергию получает только каждый из этих потребителей в отдельности, при условии, что такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Таким образом, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2.1 статьи 8 Федерального закона №190-ФЗ, дерегулирование цен на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель осуществляется при условии соответствия критериям, установленным указанным пунктом.

Согласно пункту 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 (далее – Основы ценообразования), с 01.01.2019 производство тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/ч, и (или) осуществление поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50000 Гкал данные цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

Таким образом, для указанных организаций дата отмены тарифного регулирования определена Правительством Российской Федерации с 01.01.2019 (постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 №126).

Учитывая вышеизложенное, для организаций, заключивших договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон таких договоров на 2019 год цены (тарифы) на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель не подлежат государственному регулированию.

Согласно постановлению ГКЦ РС(Я) от 01.12.2017 № 512, установленный в том числе для котельной «Туббольница» п. Эсе-Хая регулируемый тариф на тепловую энергию в 2018 году составлял:

с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 14 604,96 руб/Гкал;

с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 15 803,8 руб/Гкал.

Согласно постановлению ГКЦ РС(Я) от 17.12.2018 № 177/1, установленный в том числе для котельной «Туббольница» п. Эсе-Хая регулируемый тариф на тепловую энергию в 2019 году составлял:

с 01.01.2019 по 30.06.2019 – 15 803,8 руб/Гкал;

с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 15 472,87 руб/Гкал.

В связи с прекращением с 01.01.2019 года государственного регулирования тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую котельной «Туббольница» в п. Эсе-Хая Верхоянского района, ГКЦ РС(Я) исключил указанную монокотельную из сферы государственного ценового регулирования. При этом плата за предоставленные услуги по теплоснабжению в первом полугодии 2019 года взимались по регулируемому тарифу (постановление ГКЦ РС(Я) от 17.12.2018 №177/1) в размере 15 803,8 руб/Гкал, а во втором полугодии 2019 года, на основании приказа ГУП «ЖКХ РС(Я)» от 27.12.2018 №987-п (далее – Приказ №987‑п), согласно установленной данным приказом предельной цене на тепловую энергию в размере 23 349,45 руб/Гкал:

с 01.01.2019 по 30.06.2019 – регулируемый тариф 15 803,8 руб/Гкал;

с 01.07.2019 по 31.12.2019 – нерегулируемая цена 23 349,45 руб/Гкал (рост 47,8%).

В 2020 году ГУП «ЖКХ РС(Я)» для котельной «Туббольница» в п. Эсе-Хая установил нерегулируемые предельные цены следующим образом:

с 01.01.2020 по 30.06.2020 –23 349,45 руб/Гкал, Приказ № 1190-п от 27.12.2019;

с 01.07.2020 по 31.12.2020 – 25 053,45 руб/Гкал, Приказ № 43-п от 09.01.2020 (рост 7,3%).

Таким образом, за период со второго полугодия 2019 года в результате дерегулирования цена на тепловую энергию возросла с 15 803,8 руб/Гкал до 25 053,45 руб/Гкал во втором полугодии 2020 года, то есть на 58,5%.

Перечисленные факты и представленные ГУП «ЖКХ РС(Я)» в ходе рассмотрения дела документов, в том числе анализа достаточности тарифов за рассматриваемый период и подтверждающих документов бухгалтерской отчетности за 2018-2020 годы, Заключения об обстоятельствах дела № 014/01/10-660/2020 от 07.06.2022, среди выводов которого указано в том числе следующее.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В силу положений абзаца 12 пункта 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.201 №220 (далее – Порядок), анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях; в) определение географических границ товарного рынка.

Согласно пункту 4.7 Порядка, в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев, в том числе: технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

В соответствии с пунктом 12.5 Порядка на товарном рынке без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с пунктом 12.1 Порядка доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется на основании статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно абзацу 2 статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги по передаче тепловой с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры энергии.

В силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении, теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

ГУП «ЖКХ РС(Я)» является единой теплоснабжающей организацией в муниципальном образовании Верхоянский район Республики Саха (Якутия) и в силу требований статей 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, а также согласно схеме теплоснабжения МО «Поселок Эсе‑Хайя» и согласованной Главой МО «Поселок Эсе-Хайя» схеме тепловых сетей котельной «Туббольница», положение ГУП «ЖКХ РС(Я)» на локальном товарном рынке п.Эсе-Хайя в границах тепловых сетей котельной «Туббольница» является доминирующим.

На основании вышеизложенного, антимонопольным органом установлено наличие обстоятельств, создававших возможность для ГУП «ЖКХ РС(Я)» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуг теплоснабжения в период с 01.01.2019 по 30.06.2020 в границах тепловых сетей котельной «Туббольница» в части установления нерегулируемых предельных цен (тарифов) на услугу теплоснабжения и взимания оплаты за фактические предоставленные услуги.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно с частью 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Частью 2 статьи 544 ГК РФ установлено, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 33 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление №808) потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении», за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в порядке, установленном Постановлением №808, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения.

В соответствии с Письмом ФАС России от 10.07.2018 №АГ/52788/18 принятые тарифные решения (долгосрочные тарифы), установленные для организации, которая с 01.01.2019 переходит на нерегулируемые договорные отношения, не подлежат пересмотру, отмене, но могут не применяться ресурсоснабжающими организациями, так как в соответствии с пунктом 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении определяются соглашением сторон и не подлежат регулированию.

Согласно части 1 статьи 9, статье 10 Закона о теплоснабжении, пункту 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 (далее – Основы ценообразования), и пунктом 11 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 №760-э (далее – Методические указания), тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования; необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.

Исходя из пунктов 32, 33 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктами 32, 33 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется с учетом, в том числе, расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг), в состав которых входят расходы на ремонт основных средств.

Пунктом 41 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, в соответствии с Методическими указаниями.

В пунктах 106, 117 Методических указаний установлено, что: в необходимую валовую выручку регулируемой организации, учитываемую при расчете и установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), включаются, в том числе, расходы на содержание установленной тепловой мощности источника тепловой энергии, принадлежащего регулируемой организации; в необходимую валовую выручку регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, в числе прочего включаются расходы на содержание, ремонт, эксплуатацию тепловых сетей.

Из приведенных норм права в их совокупности и взаимной связи усматривается, что при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг), влияющих на величину необходимой валовой выручки, помимо прочего, включаются расходы на ремонт и содержание основных средств, а именно производственных объектов, принадлежащих регулируемой организации на праве собственности или на ином законном основании, в том числе, на содержание установленной тепловой мощности источника тепловой энергии, содержание, ремонт, эксплуатацию тепловых сетей.

При этом Комиссия, в ходе проверки на достоверность представленных ГУП «ЖКХ РС(Я)» табличных форм анализа достаточности тарифов за отопительный период 2019-2020 годы, а также анализа достаточности календарных тарифов за 2019 и 2020 годы и документов бухгалтерского учета по аналитическим счетам 20.1 и 91.02 за отчетные периоды 2017, 2018, 2019 и 2020 годы установила, что расчет предельной цены (тарифа) на оказание услуг по теплоснабжению ГБУ РС(Я) «Верхоянская ЦРБ» на отопительный период 2019-2020 годов, был произведен методом экономически обоснованных затрат, предусмотренных подпунктом «а» пункта 16 Основ ценообразования, путем расчета необходимой валовой выручки и расчетного объема полезного отпуска по данным бухгалтерского учета о фактических расходах (затратах) на производство и реализацию тепловой энергии, вырабатываемой котельной «Туббольница» в п.Эсе-Хайя Верхоянского улуса (района) Республики Саха (Якутия), с учетом пунктов 31 - 38, 40 - 44, 46 и подпункта «б» пункта 47 Основ ценообразования.

Как следует из представленных документов, финансовый результат по котельной «Туббольница» в п.Эсе-Хая Верхоянского района по данным бухгалтерского учета о фактических расходах за оспариваемый заявителем отопительный период со 2 полугодия 2019 года по 1 полугодие 2020 года включительно сформировался с убытком на сумму 2 816 159,92 рублей.

Финансовый результат по котельной «Туббольница» за отопительный период 2019-2020 гг.

№ п/п

Показатели

Отопит. период 2019‑2020 годов

2 полугодие 2019 года

1 полугодие 2020 года

1.

Выставлено, тепловая энергия, руб с НДС

21 064 602,63

8 485 264,89

12 579 337,74

2.

Выставлено, тепловая энергия, руб без НДС

17 553 835,53

7 071 054,08

10 482 781,45

3.

счет 20.01

19 470 477,45

10 311 952,73

9 158 524,72

4.

счет 91.02

899 517,99

294 576,45

604 941,55

5.

Итого затраты, руб.

20 369 995,44

10 606 529,18

9 763 466,27

6.

Финансовый результат, руб.

-2 816 159,92

-3 535 475,10

719 315,19

Анализом также установлено, что согласно показаниям приборов учета, за 2020 год полезный отпуск тепловой энергии котельной «Туббольница» в п.Эсе-Хая составил 723,83 Гкал. При этом необходимая валовая выручка составила 21 187,76 тыс. рублей, фактические расходы 21 183,68 тыс. рублей. Таким образом, по итогам хозяйственной деятельности по котельной «Туббольница» п.Эсе-Хая ГУП «ЖКХ РС(Я)» получен убыток за 2020 год на сумму 4,08 рубля, за предшествующий 2019 год убыток составил 3 398 126,71 рубля.

Необходимо отметить, что за аналогичные периоды 2017-2018 годов, предшествующие установлению оспариваемого заявителем тарифа, когда реализация тепловой энергии котельной «Туббольница» осуществлялась по регулируемым тарифам, оказание услуги по теплоснабжению объектов ГБУ РС(Я) «Верхоянская ЦРБ» также было убыточным.

Финансовый результат по котельной «Туббольница» за 2018 год

 

Показатели

2018 год

1 полугодие 2018 года

2 полугодие 2018 года

1.

Выставлено, тепловая энергия, руб с НДС

16 035 413,48

8 872 866,43

7 162 547,05

2.

Выставлено, тепловая энергия, руб без НДС

13 362 844,57

7 394 055,36

5 968 789,208

3.

счет 20.01

15 783 146,10

8 210 523,91

7 572 622,19

4.

счет 91.02

2 033,28

1 016,64

1 016,64

5.

Итого затраты, руб.

15 785 179,38

8 211 540,55

7 573 638,83

6.

Финансовый результат, руб.

-2 422 334,81

-817 485,19

-1 604 849,622

Финансовый результат по котельной «Туббольница» за 2017 год

 

Показатели

2017 год

1 полугодие 2017 года

2 полугодие 2017 года

1.

Выставлено, тепловая энергия, руб с НДС

14 157 686,2

7 833 534,2

6 324 152,03

2.

Выставлено, тепловая энергия, руб без НДС

11 798 071,9

6 527 945,16

5 270 126,69

3.

счет 20.01

16 058 180,2

8 181 606,01

7 876 574,18

4.

счет 91.02

2 712,8

1 356,38

1 356,38

5.

Итого затраты, руб.

16 060 892,9

8 182 962,39

7 877 930,56

6.

Финансовый результат, руб.

-4 262 821,1

- 1 655 017,23

-2 607 803,86

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

В соответствии с требованиями действующего законодательства монопольно высокой ценой товара является цена, которая превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Согласно статье 15 Закона о теплоснабжении, потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» на основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

Таким образом Комиссия приходит к выводу, что установленная приказами ГУП «ЖКХ РС(Я)» от 27.12.2018 №987-п и от 27.12.2019 №1190-п для котельной «Туббольница» в п.Эсе‑Хая Верхоянского улуса (района) предельная цена (тариф) на тепловую энергию в размере 23 349,45 руб./Гкал рассчитана в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075, при этом не превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Следовательно, повышение предельной цены (тарифа) на тепловую энергию во втором полугодии 2019 года, не может быть признано необоснованным увеличением цены и не отвечает признакам установления монопольно высокой цены на данную услугу.

На основании вышеизложенного Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела №014/01/10-660/2020 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу что действия ГУП «ЖКХ РС(Я)», выразившиеся в установлении нерегулируемой предельной цены (тарифа) на тепловую энергию для объектов Заявителя в отопительном периоде 2019-2020 годов в размере 23 349,45 руб./Гкал без НДС не содержат нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

рассмотрение дела № 014/01/10-660/2020 в связи с отсутствием нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях ГУП «ЖКХ РС(Я)» прекратить.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции датой принятия решения является дата изготовления решения в полном объеме.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...> <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны