Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №014/01/17.1-2802/2020 о нарушении антимоноп... от 23 апреля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу №014/01/17.1-2802/2020 о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Якутск                             резолютивная часть оглашена «15» апреля 2021 года                                                                                                   

                                           изготовлено в полном объеме «23» апреля 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/17.1-2802/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…> – заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Члены комиссии:

<…> – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Представитель ответчика ГУП РС (Я) «Арктическая транспортная компания» к рассмотрению дела не подключился, о дате, времени и способе рассмотрения дела ответчик надлежащим образом уведомлен;

Рассмотрев дело №014/01/17.1-2802/2020 по признакам нарушения ГУП РС (Я) «Арктическая транспортная компания» пункта 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в рамках осуществления контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, в рамках рассмотрения обращения Общественного совета Якутского УФАС России, осуществлен контроль в отношении ПАО «ЛОРП» и ГУП РС (Я) «АТК» при осуществлении ими действий при проведении ремонтно-восстановительных работ объекта причал Гудрона, местоположение: г. Якутск, р. Лена, устье р. Мархинка, на предмет соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции).

Антимонопольным органом, при рассмотрении указанных действий, установлено следующее.

В обращении Общественного совета Якутского УФАС России изложены события о применении ПАО «ЛОРП» и ГУП РС(Я) «АТК» действий по воспрепятствованию нормальной работе на причале Гудрон ООО «Импульс» под видом проведения подрядных работ на причале ОАО «ЛОРП».

Согласно публикации «На паромной переправе «Якутск - Нижний Бестях» идут работы по благоустройству» на информационно-аналитическом агентстве «ПортНьюс» (https://portnews.ru/news/297775/) на паромной переправе «Якутск- Нижний Бестях» проводятся работы по благоустройству территории причалов в рамках исполнения поручений председателя правительства Республики Саха (Якутия), сообщила пресс-служба министерства транспорта и дорожного хозяйства республики. Для проведения этих работ между ГУП РС (Я) «АТК» и ПАО «Ленское объединенное речное пароходство» (ПАО «ЛОРП») был заключен договор аренды земельного участка. Согласно этому договору ПАО «ЛОРП» должно благоустроить территорию паромной переправы.

Согласно публикации «В Минтрансе Якутии обсудили ситуацию с причалом «Гудрон» на сайте сетевого издания "Якутия.Инфо" (https://yakutia.info/article/195465) ранее территория причала «Гудрон» по договору аренды принадлежала ООО «Импульс», но из-за неисполнения обязательств по благоустройству причала договор был расторгнут. До октября 2020 года с ПАО «ЛОРП» заключен договор на выполнение ремонтно-восстановительных работ. Так как данный участок причала не соответствует гидротехническим требованиям ЛОРП проводит траление местности. Участники совещания отметили, что у ООО «Импульс» на сегодня отсутствуют правовые основания для пользования причалом.

Согласно публикации «Переправу Якутск – Нижний Бестях начали благоустраивать» на сайте АО «Аргументы и Факты» (https://yakutia.aif.ru/health/situation/olga_balabkina_vazhno_soblyudat_masochnyy_rezhim) ранее территория причала по договору аренды принадлежала ООО „Импульс“. Вместе с тем координаты земельного участка, находящегося под причалом, ввиду технической ошибки были на другом участке. В 2019 году проведена работа по уточнению координат данного земельного участка. В обязанности договора аренды входили пункты по содержанию и поддержанию переправы в полной исправности. Договор с ООО „Импульс“ был расторгнут именно по причине невыполнения этих обязательств.

21 мая 2020 года между государственным унитарным предприятием Республики Саха (Якутия) «Арктическая транспортная компания» (ИНН 1429006530) (Заказчик) и публичным акционерным обществом «Ленское объединенное речное пароходство» (ИНН 1435029085) (Подрядчик) заключен договор подряда №600/ПД/ЛОРП на выполнение ремонтно-восстановительных работ.

Согласно указанному договору, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство в установленный Договором срок выполнить ремонтно-восстановительные работы на объекте Заказчика – причал Гудрона, местонахождение: г. Якутск, р. Лена, устье р. Мархинка.

04 сентября 2019 года между ГУП РС (Я) «Арктическая транспортная компания» (ИНН 1429006530) (Арендодатель) и ООО «Импульс» (ИНН 1435281133) (Арендатор) заключен договор №03 аренды государственного имущества Республики Саха (Якутия).

Согласно указанному договору, ООО «Импульс» принимает во временное владение и пользование государственное имущество Республики Саха (Якутия) (причал гудрона, площадь 11 230 кв.м., кадастровый номер 14:36:101003:20:98), находящийся в хозяйственном ведении ГУП РС (Я) «Арктическая транспортная компания».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером 14:36:101003:20 площадью 11 230 кв. м. принадлежит на праве собственности Республике Саха (Якутия).

Таким образом установлено, что рассматриваемый земельный участок является государственным имуществом.

Особенности заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества определены в ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

Указанные требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям, может быть реализовано только по результатам проведения конкурсов или аукционов.

Случаи, когда государственное или муниципальное имущество может быть реализовано без проведения конкурса или аукциона указаны в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Сведений о проведении конкурсов или аукционов в отношении расстраиваемого государственного имущества (земельный участок с кадастровым номером 14:36:101003:20 площадью 11 230 кв. м.) в адрес Якутского УФАС России не поступало.

Таким образом, предоставление в пользование государственного имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения государственному унитарному предприятию без проведения конкурсов или аукционов на право заключения такого договора является нарушением п. 1 ч. 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) №41 от 30.09.2020 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 014/01/17.1-2802/2020, в соответствии с определением о назначении дела №014/01/17.1-2802/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 15 октября 2020 года, в связи с выявлением признаков нарушения пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в отношении ГУП РС (Я) «Арктическая транспортная компания» (677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Дзержинского, д. 2, каб. 101, ОГРН 1151448000087, дата присвоения ОГРН 27.01.2015, ИНН 1429006530, КПП 143501001) возбуждено настоящее дело.

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Якутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) подготовило в адрес ГУП РС (Я) «Арктическая транспортная компания» запрос информации от 04.09.2020 №02/3533.

В запросе информации содержалось требование о предоставлении сведений и документов, необходимых для рассмотрения обращения, в частности предоставления следующей информации:

  • Копию договора подряда на проведение ремонтно-восстановительных работ объекта причал Гудрона, местоположение: г. Якутск, р. Лена, устье р. Мархинка;
  • Правовое основание заключение указанного договора подряда (торги, прямой договор и иное);
  • Копии договоров аренды причала, заключенные с ООО «Импульс»;
  • Копию письма Северо-Восточного управления государственного морского и речного надзора № 02-18-384/1062 от 17.10.2019;
  • Копии правоустанавливающих документов на земельный участок – причал Гудрон.

Указанный запрос информации вручен ГУП РС (Я) «Арктическая транспортная компания» 04 сентября 2020 года.

Согласно содержанию запроса, ответ на него должен был быть направлен в Якутское УФАС России в срок не позднее трех рабочих дней с момента его получения.

В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела №014/01/17.1-2802/2020 от 19 ноября 2020 года у ГУП РС (Я) «Арктическая транспортная компания» повторно запрошена указанная информация и документы:

•   Копию договора аренды объекта причал Гудрона, местоположение: г. Якутск, р. Лена, устье р. Мархинка, заключенного с ООО «Импульс»;

•   Правовое основание заключение указанного договора аренды (торги, прямой договор и иное);

•   Копию договора подряда на проведение ремонтно-восстановительных работ объекта причал Гудрона, местоположение: г. Якутск, р. Лена, устье р. Мархинка;

•   Правовое основание заключение указанного договора подряда (торги, прямой договор и иное);

•   Копию письма Северо-Восточного управления государственного морского и речного надзора № 02-18-384/1062 от 17.10.2019;

•   Копии правоустанавливающих документов на земельный участок – причал Гудрон.

Вместе с тем, по состоянию на 15 апреля 2021 года ГУП РС (Я) «Арктическая транспортная компания» не представило информации по запросам Якутского УФАС России.

В соответствии с постановлением о назначении наказания по делу № 014/04/19.8-2599/2020 об административном правонарушении от 23 сентября 2020 года и постановлением о назначении наказания по делу № 014/04/19.8-2863/2020 об административном правонарушении от 21 января 2021 года ГУП РС (Я) «Арктическая транспортная компания» дважды привлечено к административно ответственности за непредставление информации в антимонопольный орган.

Согласно письму ПАО «ЛОРП» №24.1-3127 от 06.07.2020 договор подряда на проведение ремонтно-восстановительных работ объекта причал Гудрона №600/ПД/ЛОРП от 21.05.2020 заключен в связи с необходимостью исполнения предписания СВУ Госморречналзора и требованиями Якутской транспортной прокуратуры, поскольку дальнейшая эксплуатация объекта в сегодняшнем состоянии не допустима.

Письмом Северо-Восточного УГМРН Ространснадзора №05-17-001 от 12.01.2021 в адрес Якутского УФАС России представлены письма о несоответствии причала Гудрона требованиям законодательства Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений и рекомендацией о принятии решения о полной ликвидации данного причала и освобождением береговой полосы от бетонных блоков во избежание аварийности.

Так, согласно письму Северо-Восточного УГМРН Ространснадзора №02-18-384/1262 от 17.10.2019, направленному в адрес ГУП РС (Я) «Арктическая транспортная компания», причал Гудрона (объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: РС (Я), г. Якутск, устье р. Мархинка, инвентарный номер 98 224 805:40000039150) не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, утратил внешние признаки причала и представляет собой заброшенное, полуразрушенное строение их хаотично сложенных бетонных блоков. В целях обеспечения безопасности судоходства, недопущения причинения вреда жизни и здоровью людей, Северо-Восточного УГМРН Ространснадзора указало ГУП РС (Я) «Арктическая транспортная компания» на необходимость приведения указанного причала в соответствие законодательства Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений.

Таким образом, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что договор подряда на проведение ремонтно-восстановительных работ объекта причал Гудрона №600/ПД/ЛОРП от 21.05.2020 действительно заключен в связи с необходимостью исполнения предписания Северо-Восточного УГМРН Ространснадзора, поскольку дальнейшая эксплуатация объекта в сегодняшнем состоянии не допустима.

Комиссия Якутского УФАС России также отмечает, что указанный договор подряда не подразумевает переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

ГУП РС (Я) «Арктическая  транспортная  компания» обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением от 15.06.2020 №24-2643 к ООО «Импульс»  (ИНН  1435281133,  ОГРН  1141447006040) об обязании возвратить объект незавершенного строительства площадью 11 230 кв.м., расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, р. Лена, (устье р. Мархинка), с кадастровым номером 14:36:000000:18775, номер кадастрового квартала 14:36:000000, инвентарный номер 98 224 805:4000039150.

Заявление было принято и рассмотрено судом в деле №А58-4037/2020.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу № А58-4037/2020 от 23 ноября 2020 года установлено следующее.

В соответствии с содержанием выписки из ЕГРН объект незавершенного строительства площадью 11  230  кв.м.,  расположенный  по  адресу:  Республика  Саха (Якутия,  город  Якутск,  р. Лена,  (устье  р.  Мархинка),  с  кадастровым  номером 14:36:000000:18775,  номер  кадастрового  квартала  14:36:000000,  инвентарный  номер  98 224 805:4000039150 является государственной собственностью.

Указанный  объект  незавершенного  строительства  по  результатам  проведенных торгов, был предоставлен в аренду ответчику на основании договора аренды от 03.09.2014 сроком на 5 лет.

Указанный договор прошел государственную регистрацию.

27.01.2015 было создано Государственное унитарное предприятие Республики Саха (Якутия)  "Арктическая  транспортная  компания",  которому  указанное  имущество  было передано на праве оперативного управления с 30.12.2016 года.

До истечения договора аренды от 03.09.2014 (03.04.2019) третье лицо, обладающее правом распоряжения государственным имуществом издало Распоряжение от 23.08.2019 №Р-1495 в соответствии с которым на основании пункта 2 статьи 295 ГК РФ и части 9 статьи 17.1 закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» было предоставлено право истцу на передачу незавершенного объекта недвижимости в аренду ответчику сроком на 10 лет.

Также указанным Распоряжением третьего лица предписывалось истцу заключить с ответчиком  договор  аренды указанного  имущества  и  представить  его  копию  в Министерство.

Во исполнение данного Распоряжения 04.09.2019 между истцом и ответчиком был заключен договор аренды государственного имущества №03.

Из  содержания  данного  договора  аренды  следует,  что  стороны  определили  срок аренды на 10 лет с даты его подписания (п.2.2. договора).

Пунктом 2.3 договора  стороны предусмотрели возможность прекращения договора путем  одностороннего  его  расторжения  с  о  стороны  истца  в  случае  потребности  в имуществе являющегося предметом аренды для государственных нужд с обязательным уведомлением о таком расторжении  ответчика за 1 месяц.

Пунктом 6.3 договора стороны также предусмотрели дополнительные основания для расторжения договора в одностороннем порядке по инициативе истца:-нарушение срока внесения арендной платы более чем на 30 дней или более двух раз подряд в течение года;-нецелевое использование имущества;-несоблюдение  ответчиком  правил пожарной  и  экологической  безопасности или содержание  имущества  в  ненадлежащем  техническом  состоянии  или  нарушении санитарных норм;-отказ ответчиком в доступе при проверке истцом использования имущества;

При  этом  из  содержания  пункта  6.4  договора  следует,  что уведомление  о расторжении договора в одностороннем порядке по указанным основаниям должно быть направлено ответчику не позднее чем за десять дней.

На  основании  акта  приема-передачи  от  04.09.2019  арендуемое  имущество  было передано от истца ответчику.17.10.2019  в  адрес  истца  было  направлено  требование  Федеральной  службы  по надзору в сфере транспорта No 02-18-384/1262 в соответствии с которым, было предписано в срок до 15.05.202 привести в соответствие  имущество являющегося предметом аренды в соответствии  с  требованиями  законодательства  Российской  Федерации в  области безопасности гидротехнических сооружений.04.03.2020  истец,  руководствуясь статьями  6.2  и  6.4  договора направил  в  адрес ответчика уведомление о досрочном расторжении договора аренды №3 от 04.09.2019 и требованием произвести возврат переданного в аренду имущества.

В качестве оснований для расторжения истец указал отсутствие регистрации договора, нарушения со стороны ответчика положений пунктов 3.2.6 и 3.2.7 договора, а также требования Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №02-18-384/1262 от 17.10.2019.

Судом рассмотрены правовые основания заключения договора №03 аренды государственного имущества Республики Саха (Якутия) от 04 сентября 2019 года между ГУП РС (Я) «Арктическая транспортная компания» (ИНН 1429006530) (Арендодатель) и ООО «Импульс» (ИНН 1435281133) (Арендатор) и с учетом того, что требования закона на момент подписания договора были  соблюдены передача  объекта  незавершенного  строительства  (Причал)  являлась правомерной.

В своем решении Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) удовлетворил требование ГУП РС (Я) "Арктическая транспортная компания" о возврате объекта незавершенного строительства площадью (причал гудрона).

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу № А58-4037/2020 от 23 ноября 2020 года было обжаловано ООО «Импульс» в апелляционной инстанции и в соответствии с Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу №А58-4037/2020 от 31 марта 2021 года было оставлено без изменения.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу №А58-4037/2020 от 31 марта 2021 года не было обжаловано в кассацию и вступило в силу 31 марта 2021 года.

На основании вышеизложенного, с учетом того, что судом рассмотрена правомерность заключения договора №03 аренды государственного имущества Республики Саха (Якутия) от 04 сентября 2019 года и того, что договор подряда на проведение ремонтно-восстановительных работ объекта причал Гудрона №600/ПД/ЛОРП от 21.05.2020 не подразумевает переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии состава нарушения, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в действиях ГУП РС (Я) "Арктическая транспортная компания" при заключении договоров в отношении земельного участка (причал гудрона, площадь 11 230 кв.м., кадастровый номер 14:36:101003:20:98).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и в связи с этим рассмотрение дела №014/01/17.1-2802/2020 подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/17.1-2802/2020, руководствуясь статьей 23, частями 1 – 3.4 статьи 41, статьей 45, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела №014/01/17.1-2802/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ГУП РС (Я) «Арктическая транспортная компания» (677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Дзержинского, д. 2, каб. 101, ОГРН 1151448000087, дата присвоения ОГРН 27.01.2015, ИНН 1429006530, КПП 143501001) на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием в действиях нарушения пункта 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны