Решение б/н по результатам рассмотрения жалобы от 7 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-2758/2020

 

г. Якутск                                           резолютивная часть оглашена «05» октября 2020 года

              изготовлено в полном объеме «07» октября 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

********** – временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

********** – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

********** – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя:

************ – представителя ООО «Наш город» по доверенности №б/н от 20.07.2020;

************ – представителя АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО по доверенности №2296-2020 от 28.01.2020;

рассмотрев жалобу ООО «Наш город» (далее – Заявитель) на действия АКО «Алмазэргиэнбанк» АО (далее – Заказчик) при проведении и организации открытого запроса цен в электронной форме на поставку картонных бесконтактных транспортных карт для нужд АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – запрос цен) (извещение №32009511477 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление) в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) 07 августа 2020 года поступила жалоба ООО «Наш город» на действия АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО при проведении и организации открытого запроса цен в электронной форме на поставку картонных бесконтактных транспортных карт для нужд АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение №32009511477 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках Акционерного Коммерческого Банка «Алмазэргиэнбанк» Акционерного общества, утвержденным Наблюдательным советом АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО 14.02.2020 (протокол № 13 (далее – Положение о закупке).

На официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru 22 сентября 2020 года АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО опубликовано извещение №32009511477 о проведении открытого запроса цен в электронной форме на поставку картонных бесконтактных транспортных карт.

Заказчиком выступает Акционерный Коммерческий Банк «Алмазэргиэнбанк» Акционерное общество (677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, д. 1)

Наименование закупки: поставка картонных бесконтактных транспортных карт.

Начальная (максимальная) цена договора: 4 240 800 (четыре миллиона двести сорок тысяч восемьсот) рублей 00 копеек с учетом НДС.

Дата начала срока подачи заявок – 23 сентября 2020 (время местное).

Дата и время окончания подачи заявок – 29 сентября 2020 в 09:00 (время местное).

Дата начала рассмотрения, оценки – 29 сентября 2020 в 09:00 (время местное).

Дата окончания рассмотрения, оценки, подведения итогов запроса цен - 29 сентября 2020 в 17:00 (время местное).

Из жалобы следует, что Заказчик в лице АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО, неправомерно избрал способ проведения процедуры закупки, что впоследствии ограничивает количество участников закупки. Так же действия Заказчика по мнению Заявителя ущемляют интересы потенциальных участников запроса цен в электронной форме, готовых поставить эквивалент товара, и ограничивает возможности их участия в закупочной процедуре.

В своих возражениях Заказчик ссылается на ч. 3.2. ст. 3 Закона о закупках, который предусматривает возможность самостоятельного установления заказчиками в положении о закупках неконкурентных способов закупок, в связи с чем в Положении о закупках, закреплены неконкурентные способы закупок, в том числе и запрос цен. В возражениях по второму доводу Заказчик ссылается на исключения, установленные пп. 1-4 п. 12.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО, а также на п. 3 ч. 6.1. ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По мнению Заказчика, отсутствие указания об эквиваленте при проведении процедуры закупки не противоречит Закону о закупках.

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) установлено, что жалоба заявителя содержит основания, предусмотренные пунктом 1 частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия по рассмотрению жалобы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

1. Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности установлен в подпункте 2 пункте 1.5 Положения о закупке.

В силу части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках.

При этом в силу части 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 данной статьи.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1)          информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а)           путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б)          посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2)          обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3)          описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Согласно п.п. 20.11.1 Положения о закупках Заказчика «под запросом цен понимается неконкурентная закупка, при которой победителем запроса цен признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса цен, и содержит наиболее низкую цену договора».

Так же, в соответствии с п. 8 Извещения о проведении запроса цен на поставку картонных бесконтактных транспортных карт для нужд АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО: «Запрос цен в электронной форме проводится на электронной торговой площадке (далее - ЭТП) – РТС-тендер в сети «Интернет» по адресу: www.rts-tender.ru в порядке, установленном регламентом данной электронной торговой площадки в соответствии с условиями и требованиями извещения по запросу цен. Для участия в запросе цен участникам необходимо быть аккредитованными на указанной электронной торговой площадке в соответствии с правилами данной электронной торговой площадки».

Указанное требование соотносится с установленным в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона о закупках, поскольку принять участие в процедуре имеет возможность неограниченный круг лиц.

Согласно п.п. 20.1.1. Положения о закупках заказчика извещение о проведении запроса цен размещается заказчиком на электронной площадке и в ЕИС не менее чем за 4 дня до срока окончания подачи заявки.

Данное требование соотносится с установленным в подпункте «а» пункта 1 части 3 статьи 3 Закона о закупках.

В силу п.п. 20.1.3. Положения о закупках Документация запроса цен не разрабатывается. Однако, заказчиком па электронной торговой площадке РТС-тендер помимо Извещения о проведении запроса цен на поставку картонных бесконтактных транспортных карт для нужд АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО содержит в себе: Информационную карту запроса цен, Техническое задание, Опись документов, Заявку на участие, Форму декларации, Проект договора.

В связи с изложенным, Комиссия считает что рассматриваемая закупочная процедура полностью отвечает требованиям конкурентной закупки.

Следовательно, сформулированные Заказчиком в Положении о закупках особенности осуществления неконкурентной процедуры способом проведения запроса цен фактически отвечают условиям проведения конкурентной процедуры.

Также Комиссия считает необходимым отметить, что поскольку часть 3.2 статьи 3 Закона о закупках предусматривает возможность самостоятельного установления заказчиками в положении о закупках неконкурентных способов закупок, фактическая маскировка конкурентной процедуры под неконкурентную свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны Заказчика.

Таким образом, предполагается возможным сделать вывод, что Запрос цен представляет собой конкурентную процедуру, поскольку в соответствии с частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Заказчик должен был провести конкурентную процедуру одним из способов, предусмотренных частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках. Заказчиком неправомерно избран способ проведения процедуры, что свидетельствует о нарушении Заказчиком принципов, установленных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что Заказчик должен был провести конкурентную процедуру одним из способов, предусмотренных частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках.

Из вышеизложенного следует, что Заказчиком неправомерно избран способ проведения процедуры, что свидетельствует о нарушении Заказчиком принципов, установленных в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности проведения конкурентной процедуры, в материалы дела не представлено, а Комиссией не установлено.

2. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом в соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом: в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Аналогичный принцип заказчика закреплен в пункте 12.3 Положения о закупке.

Согласно пункту 3 извещения о закупке, предметом закупки является поставка бланка бумажного бесконтактного билета (транспортной карты) для нужд АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО.

В соответствии с техническим заданием Заказчик закупает бланк бумажного бесконтактного билета «Транспортная карта» г. Якутска в количестве 304 000 штук.

При этом, возможность поставки эквивалентной продукции Заказчиком не допускается.

Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии антимонопольного органа не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о невозможности использования продукции иных производителей, не указанных в техническом задании.

Учитывая изложенное, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о невозможности поставки по предмету закупки продукции иных производителей, отличных от указанных в техническом задании, а также подтверждений, что при описании предмету закупки используются исключения, указанные в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным прийти к выводу о правомерности, установленного в документации, описания предмета закупки.

Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего описание товаров по предмету закупки, ограничивает количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 и нарушают пункт 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках в Документации об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения: предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться в том числе следующим правилом: в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Как следует из п. 7 технического задания, бланк билета и его компоненты (микросхема, инлей, бумажный бланк лицевой и оборотной стороны) должен производится на территории Российской Федерации, соответствовать продукцией промышленного производства первого уровня, произведенной в Российской Федерации. Подтверждается предоставлением Заключения Минпромторга о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации на микросхему.

Таким образом, Заказчиком установлено требование о поставке оборудованию исключительно российского происхождения, что ограничивает участников закупки представить иной товар (в том числе иностранный).

При этом Законом о закупках не предусмотрен механизм осуществления импортозамещения путем установления соответствующих ограничений возможности участия в закупках. В рамках проведения закупок в соответствии с требованиями Закона о закупках система осуществления импортозамещения, предусмотренная частью 8 статьи 3 Закона о закупках, основана исключительно на применении приоритета, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".

Таким образом, вышеуказанные действия АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО противоречат пункту 2 части 1 статьи 3, нарушают пункт 2 части 6.1 статьи 3, пункт 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ограничивают количество участников закупки.

В соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В силу части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией антимонопольного органа принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения закупки,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Наш город» на действия АКБ «Алмазэриэнбанк» АО при проведении и организации открытого запроса цен в электронной форме на поставку картонных бесконтактных транспортных карт для нужд АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение №32009511477 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru) – обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 2 части 6.1 статьи 3, часть 3.2. статьи 3 и пункт 3 части 9 статьи 4 и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений;

4. Передать материалы рассмотренной жалобы должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель Комиссии:          

 

 

 

***********

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

 

***********

 

 

 

 

 

**********

Связанные организации

Связанные организации не указаны