Решение №014/07/3-924/2021 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-924/2021 от 04.06.2021 от 4 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику, организатору закупки:

ПАО «Якутскэнерго»,

inform@yakutskenergo.ru

Заявителю:

ГБУ PC(Я) «Служба спасения РС(Я)»,

spas112@mail.ru

Оператору электронной площадки:

АО «ЕЭТП», info@roseltorg.ru

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-924/2021

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 04 июня 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

при участии:

от заявителя, государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)» (далее – ГБУ PC (Я) «Служба спасения РС (Я)», Заявитель): <...> <...> <...>(представители по доверенности);

от заказчика, организатора закупки – публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», Заказчик, Организатор закупки): <...><...><...> (представители по доверенности),

от заинтересованного лица, общества с ограниченной ответственностью Газоспасательная Служба «Газспассервис» (далее – ООО «Газспассервис», Заинтересованное лицо): <...> генеральный директор, <...> (представитель по доверенности);

слушатель: <...>

рассмотрев жалобу ГБУ РС (Я) «Служба спасения РС(Я)» на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме на «Лот №36901-ЭКСП БЕЗ-2021-ЯЭ Обслуживание опасных объектов на которых осуществляется транспортировка, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой» (извещение № 32110248011),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ГБУ РС(Я) «Служба спасения РС(Я)» на действие (бездействие) заказчика, организатора закупки ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме на «Лот №36901-ЭКСП БЕЗ-2021-ЯЭ Обслуживание опасных объектов на которых осуществляется транспортировка, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой» (извещение № 32110248011), (далее – Жалоба, Закупка).

Из сути поданной Заявителем жалобы следует, что Заявитель считает, что пунктами 5.2, 5.4, 5.5 и 5.6 Приложения №1 Документации о закупке (далее – Приложение №1) Заказчиком, организатором закупки неправомерно установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:

  1. о наличии свидетельства Министерства энергетики Российской Федерации на право ведения: газоспасательных работ; поисково-спасательных работ» аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров; работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (пункт 5.2 Приложения №1);
  2. о наличии лицензии на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, отходов I-IV классов опасности (пункт 5.4 Приложения №1);
  3. о наличии договора (соглашение или план взаимодействия) на аварийно-диспетчерское обеспечение с газопоставляющей организацией (пункт 5.5 Приложения №1);
  4. о наличии квалифицированного персонала в количестве не менее 30 аттестованных в Министерстве энергетики Российской Федерации спасателей (пункт 5.6 Приложения №1).

Просит признать жалобу обоснованной.

Из сути представленных Заказчиком письменных пояснений следует, что Заказчик с жалобой не согласился.

Просит признать жалобу необоснованной.

Из сути письменных пояснений и выступлений представителей Заинтересованного лица и следует, что Заинтересованное лицо с жалобой не согласилось.

Просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, заслушав участвовавших в деле лиц и изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 04.12.2019 № 300 и принятым в качестве внутреннего документа решением Совета директоров ПАО «Якутскэнерго» от 27.12.2019 № 23 (далее – Положение).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе в сфере закупок предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Из размещенных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «https://zakupki.gov.ru» и сайте электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» www.roseltorg.ru сведений установлено следующее.

  1. Извещение о проведении конкурса в электронной форме, документация о проводимой закупке (далее – Извещение, Документация) размещены в ЕИС 29.04.2021.
  2. Дата начала срока подачи заявок: 29.04.2021.
  3. Дата окончания подачи заявок: 25.05.2021.
  4. Дата окончания рассмотрения заявок: 09.06.2021.
  5. Дата подведения итогов закупки: 16.06.2021.
  6. На участие в конкурсе в электронной форме подана заявка ООО «Газспассервис», признанная соответствующей требованиям Документации о закупке.

Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 1, 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе:

требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1);

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2);

9) требования к участникам такой закупки (пункт 9).

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика (часть 10 статьи 3.2 Закона о закупках).

Как следует из материалов дела требования к участникам закупки установлены разделом 6.3 Положения о закупке.

В соответствии с пунктом 6.3.3 Положения Участник должен подготовить заявку по форме, установленной в документации о закупке.

Из текста заявки должно следовать, что ее подача является принятием (акцептом – в случае проведения торгов) всех условий Заказчика (Организатора закупки), в том числе согласием исполнять обязанности Участника.

Согласно пункту 6.3.4 Положения Заказчик определяет требования к Участникам в извещении и (или) документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к Участникам требования, которые не указаны в извещении и (или) документации о закупке. Требования, предъявляемые к Участникам, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем Участникам.

Пунктом 6.3.7 Положения установлено, что иные требования устанавливаются извещением и (или) документацией о закупке. Требования к Участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишние (необоснованные) ограничения, в том числе ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к Участникам.

Радел 3 Документации устанавливает требования к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 3.1 Документации установлены в том числе следующие требования к Участникам закупки:

«3.1.3 Полный перечень обязательных требований к Участникам указан в Приложении №3 к настоящей Документации о закупке (подраздел 10.1).

3.1.4 Помимо обязательных требований к Участникам, в Приложении №3 к настоящей Документации о закупке могут быть установлены специальные требования (подраздел 10.2), исходя из предмета закупки, которым также должны соответствовать Участники.

3.1.5 Помимо обязательных и специальных требований к Участникам, в Приложении №3 к настоящей Документации о закупке могут быть установлены квалификационные требования (подраздел 10.3), которым должны соответствовать Участники».

Согласно подразделу 10.2 «Специальные требования к Участникам» специальные требования к Участникам (наличие специальных допусков, лицензий и прочих разрешительных документов, в том числе подтверждающих членство в саморегулируемых организациях, и т.д., установленных в соответствии с законодательством РФ и касающихся исполнения обязательств по предмету договора; иные дополнительные требования к Участнику и/или изготовителю товара, являющегося предметом закупки) установлены исходя из предмета закупки в Технических требованиях Заказчика (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке), раздел «Требования к Участникам».

Соответствие Участника специальным требованиям определяется на основании прилагаемого к заявке Перечня документов, подтверждающих соответствие Участника установленным специальным требованиям [в случае их установления], который указан в Технических требованиях Заказчика (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке).

Согласно подразделу 10.3. Квалификационные требования», требования к наличию опыта / МТР / кадровых ресурсов установлены исходя из предмета закупки в Технических требованиях Заказчика (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке), раздел «Требования к Участникам» соответствие участника установленным квалификационным требованиям подтверждается следующими документами:

  • Справка о выполнении аналогичных по характеру и объему поставки продукции договоров, по установленной в Документации о закупке форме – Справка об опыте Участника (форма 8) (подраздел 7.8), включая обязательные приложения к ней.
  • Справка о материально-технических ресурсах, которые будут использованы в рамках выполнения Договора, по установленной в Документации о закупке форме – Справка о материально-технических ресурсах (форма 9) (подраздел 7.9), включая обязательные приложения к ней.
  • Справка о кадровых ресурсах, которые будут привлечены в ходе выполнения Договора, по установленной в Документации о закупке форме – Справка о кадровых ресурсах (форма 10) (подраздел 7.10), включая обязательные приложения к ней.

Перечень дополнительных документов, подтверждающих соответствие Участника установленным квалификационным требованиям [в случае их установления] помимо вышеупомянутых справок, указан в Технических требованиях Заказчика (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке).

В случае отсутствия в Технических требованиях Заказчика (Приложение №1 к настоящей Документации о закупке) соответствующих квалификационных требований, указанные выше справки не заполняются и не предоставляются Участниками в составе заявки.

Приложением №1 «Технические требования по обслуживанию опасных объектов ПАО «Якутскэнерго», на которых осуществляется транспортировка, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой» Документации о закупке (далее – Приложение № 1) предусмотрены дополнительные требования к участникам.

Пунктом 5 Приложения №1 установлены оспоренные Заявителем дополнительные к установленным в Документации о закупке требования к участникам следующего содержания:

«Для выполнения работ по обслуживанию опасных объектов Заказчика на основании нормативных правовых актов Исполнитель должен соответствовать следующим основным критериям: <…>

5.2. Иметь Свидетельство Министерства энергетики Российской Федерации на право ведения:

- газоспасательных работ;

- поисково-спасательных работ;

- аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров;

- работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, (с 1 сентября 2021г., в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.12.2020 №2124 «Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов»). Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления Исполнителем в составе своей заявки Гарантийного письма о получении соответствующего Свидетельства. <…>

5.4. Лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления Исполнителем в составе своей заявки копии соответствующей Лицензии.

5.5. Договор (Соглашение или План взаимодействия) на аварийно-диспетчерское обеспечение с газопоставляющей организацией. Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления Исполнителем в составе своей заявки копии Договора (Соглашения или Плана взаимодействия).

5.6. Исполнитель должен иметь собственный или привлекаемый (оформленный в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации или привлекаемый по трудовым либо гражданско-правовым договорам,) квалифицированный персонал в количестве не менее 30 аттестованных в Министерстве энергетики Российской Федерации спасателей. Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления Исполнителем в составе своей заявки сведений о кадровых ресурсах по форме «Справки о кадровых ресурсах», приведённой в Документации о закупке», с приложением копий подтверждающих документов <…>».

Приложение № 2 «Перечень опасных объектов Заказчика, подлежащих обслуживанию профессиональными аварийно-спасательными формированиями по критерию хранения и использования нефтепродуктов», на которых осуществляется транспортировка, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой» Документации о закупке (далее – Приложение №2) содержит перечень опасных производственных объектов ПАО «Якутскэнерго».

Комиссия считает жалобу обоснованной по следующим основаниям.

Довод заявителя о неправомерном установлении дополнительного требования о наличии свидетельства Министерства энергетики Российской Федерации на право ведения: газоспасательных работ; поисково-спасательных работ» аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров; работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (пункт 5.2 Приложения № 1) не находит своего подтверждения и признается необоснованным в силу следующего.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Предметом рассматриваемого конкурса в электронной форме является обслуживание опасных объектов на которых осуществляется транспортировка, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой.

Пунктами 7.1 – 7.7 раздела 7 Технических требований документации о закупке установлен перечень отвечающих потребностям заказчика, организатора закупки следующих услуг:

– поддержание в постоянной готовности сил и средств ПАСФ;

– разработка и планирование профилактических мероприятий по обслуживанию, предусматривающих осуществление осмотров технологического оборудования, систем оповещения и связи, проверка наличия СИЗ, средств пожаротушения;

– выполнение профилактических мероприятий по предотвращению аварий, разливов нефти, на опасном объекте в том числе информирование об инновационных технологиях, позволяющих снизить риск аварий разливов нефтепродуктов, утечек газа;

– выполнение работ по согласованию Планов ЛАРН и Планов мероприятий последствий аварий на опасных объектах;

– представление акта выполненных работ с подписью ответственного лица;

– проведение занятий и практических тренировок (учений) с персоналом объектов.

– выполнение мероприятии по локализации и ликвидации последствий аварии, разливов нефтепродуктов и утечек газа на опасном объекте.

Документация о закупке содержит Приложение 1 к техническому требованию, которым определен «Перечень объектов Заказчика подлежащих обслуживанию профессиональными аварийно-спасательными формированиями по критерию использования природного газа»: Якутская ГРЭС, Якутская ТЭЦ, Якутская ГРЭС 2, Вилюйская ДЭС.

Приложение № 2 к техническому требованию «Перечень опасных объектов Заказчика, подлежащих обслуживанию профессиональными аварийно-спасательными формированиями по критерию хранения и использования нефтепродуктов», на которых осуществляется транспортировка, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой» Технических требований Документации о закупке (далее – Приложение №2) содержит перечень 18 опасных производственных объектов ПАО «Якутскэнерго», в которых имеются резервуары с дизтопливом.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» устанавливает в качестве обязательного условия для осуществления аварийно-спасательными службами (формированиями) основного вида деятельности (проведения аварийно-спасательных работ) их аттестацию. Обязательной аттестации подлежат все без исключения аварийно-спасательные службы независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности и их возможности ограничиваются видами работ, на которые они аттестованы.

Аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб, являются постоянно действующие аттестационные комиссии. Полномочия названных комиссий установлены Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным Приказом МЧС России от 20.02.2013 №102, в соответствии с подпунктом «в» пункта 6.1 части 6 которого аттестация аварийно-спасательной службы, обслуживающей объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, как в рассматриваемом споре, должна осуществляться аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти.

Согласно свидетельству о регистрации от 29.12.2020 № А73-00217, выданным Ленским управлением Федеральной службы по экологическому и технологическому и атомному надзору, перечисленные в Приложении № 2 технического требования документации о закупке опасные производственные объекты (далее – ОПО), имеют регистрационный номер и установленный класс опасности.

Указанные в Приложении № 2 ОПО внесены в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно организацией Минэнерго России, утвержденный приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 592.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.1997 № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты ПАО Якутскэнерго» относятся к опасным производственным объектам и находятся в ведении Минэнерго России.

Таким образом, услуги, являющиеся предметом закупки, подлежат оказанию на опасных промышленных объектах, входящих в сферу деятельности федерального органа государственной власти – Минэнерго России, и Документация о закупке содержит аттестационные требования к участнику такой закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком требование о наличии у участника закупки Свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, выданное отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) на право ведения аварийно-спасательных работ, является правомерным и законным.

Между тем, Заявитель, ГБУ PC(Я) «Служба спасения РС(Я)», в соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091, прошло первичную аттестацию в территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия) (свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ от 10.10.2020 серия 02852 № 0-910‑00569).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 14.07.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» ГБУ PC(Я) «Служба спасения РС(Я)» аттестовано на следующие виды работ: поисково-спасательные, газоспасательные, работы по ликвидации (локализация) на внутренних водах (за исключением внутренних морских вод разливов нефти и нефтепродуктов, ликвидации (локализации) на суше разливов нефти и нефтепродуктов (до 5000 тонн), проводить химическую и радиационную разведку и контроль в зонах заражения (загрязнения).

Следовательно, услуги, являющиеся предметом закупки, подлежат оказанию на опасных промышленных объектах, входящих в сферу деятельности федерального органа государственной власти - Минэнерго России, и закупочн6ая документация содержит аттестационные требования к участнику закупки, которым не соответствовала имеющаяся у заявителя аттестация.

Таким образом довод заявителя о неправомерном установлении дополнительного требования о наличии Свидетельства Министерства энергетики Российской Федерации на право ведения: газоспасательных работ; поисково-спасательных работ» аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров; работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (пункт 5.2 Приложения №1) не находит своего подтверждения и признается необоснованным.

Довод заявителя о неправомерном установлении заказчиком дополнительного требования о наличии лицензии на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, отходов I-IV классов опасности (пункт 5.4 Приложения № 1), признается необоснованным в силу следующего.

Как указано ранее предметом закупки является обслуживание опасных объектов на которых осуществляется транспортировка, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой

Пунктом 7.7 Технических требований закупочной документации в составе выполняемых работ при возникновении аварии, утечки газа или разлива нефтепродуктов предусматривается выполнение мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, разливов нефтепродуктов и утечек газа на опасном объекте.

Согласно перечню ОПО, указанных в Приложении №2, Заказчик обладает 18 опасными производственными объектами, где размещены резервуары с нефтепродуктами (дизельное топливо и ГСМ) с величиной суммарного максимального объема резервуаров на одном таком объекте от 60-68 до 20 000-30 000 м3.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон №116-ФЗ), организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Абзац 2 части 1 статьи 10 Закона №116-ФЗ устанавливает, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Согласно части 2 статьи 10 Закона №116-ФЗ планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451 (далее – Правила № 2451) определяется понятие «ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов» – комплекс работ, проводимых при возникновении разлива нефти и нефтепродуктов и направленных на локализацию разлива нефти и нефтепродуктов, сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов, прекращение действия характерных опасных факторов, исключение возможности вторичного загрязнения окружающей среды, а также на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь.

Согласно подпункту «ж» пункта 5 Правил № 2451 расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий, а также времени локализации разлива нефти и нефтепродуктов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации при разливе на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны) в течение 4 часов, при разливе на сухопутной части территории Российской Федерации – в течение 6 часов.

Представленные заказчиком, организатором закупки в материалы дела План ЛАРН Якутской ГРЭС и План ЛАРН Якутской ТЭЦ предусматривают в ходе локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов обязанность аварийно-спасательного формирования (далее – АСФ) локализовать разлив нефти и нефтепродуктов путем проведения комплекса мероприятий, направленных на прекращение распространения разлитой или выливающейся нефти (разлитых или выливающихся нефтепродуктов) на поверхности грунта, проводимых путем установки заграждений, специальных бонов, а также при необходимости проведения земляных работ.

После проведения работ по локализации разлив нефти и нефтепродуктов и до истечения, установленного 6 часового периода для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов, на АСФ возлагается обязанность приступить к сбору разлившихся нефти и нефтепродуктов, обеспечить прекращение действия характерных опасных факторов, в целях исключения возможности вторичного загрязнения окружающей среды, а также снижения размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь.

При этом в составе мер по ликвидации последствий предусмотрены мероприятия по сбору разлитой нефти, организация временного хранения собранной нефти и отходов, организация мероприятий их утилизации и меры по реабилитации загрязненных территорий.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в настоящем Федеральном законе определены следующие основные понятия:

– «сбор отходов» – прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение

– «транспортирование отходов» – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах;

– «обезвреживание отходов» – уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности относится к лицензионному виду деятельности.

Согласно приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», к классам опасности для окружающей среды относятся следующие отходы.

Код

Наименование

9 00 000 00 00 0

ОТХОДЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЧИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ ВОШЕДШИЕ В БЛОКИ 1 - 3, 6 - 8

(за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)

9 19 204 00 00 0

Обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами

9 19 205 02 39 4

опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)

<…>

<…>

9 30 000 00 00 0

ОТХОДЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

9 31 000 00 00 0

Отходы при ликвидации загрязнений нефтью и нефтепродуктами

9 31 100 03 39 4

грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)

9 31 211 12 51 4

боны полипропиленовые, отработанные при локализации и ликвидации разливов нефти или нефтепродуктов (содержание нефти и нефтепродуктов менее 15%)

9 31 215 12 29 3

сорбенты из синтетических материалов (кроме текстильных), отработанные при локализации и ликвидации разливов нефти или нефтепродуктов (содержание нефти и нефтепродуктов 15% и более)

9 31 216 11 29 3

сорбенты из природных органических материалов, отработанные при локализации и ликвидации разливов нефти или нефтепродуктов (содержание нефти и нефтепродуктов 15% и более)

В соответствии с приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» вышеперечисленные в таблице отходы относятся к III-IV классам опасности.

Таким образом, услуги (работы), образующие предмет закупки – выполнение аварийно-спасательным формированием мероприятий (работ) по локализации разлива нефти и нефтепродуктов максимальным объемом до 30 000 м3, мероприятий (работ) по сбору разлившихся нефти и нефтепродуктов, а также мероприятий (работ) по транспортированию образовавшихся при ликвидации загрязнений окружающей среды отходов III-IV классов опасности к месту сбора таких отходов функционально и технически взаимосвязаны, требования к услугам (работам) сформированы с учетом потребностей заказчика, организатора закупки в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика, организатора в данных работах (услугах).

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование о наличии лицензии на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, отходов I-IV классов опасности, является правомерным и законным.

Таким образом довод жалобы о неправомерном установлении дополнительного требования о наличии лицензии на выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, отходов I-IV классов опасности (пункт 5.4 Приложения №1), не находит своего подтверждения и признается необоснованным.

Довод жалобы о том, что Заказчик неправомерно установил требование о наличии договора (соглашение или план взаимодействия) на аварийно-диспетчерское обеспечение с газопоставляющей организацией (пункт 5.5 Приложения №1), признается обоснованным в силу следующего.

Пунктом 5 Приложения №1 Заказчиком установлены дополнительные к установленным в документации о закупке требования к участникам.

Согласно пункту 5.5 Приложения №1 для выполнения работ по обслуживанию опасных объектов Заказчика на основании нормативных правовых актов Исполнитель должен соответствовать следующим основным критериям и предоставить в составе заявки «Договор (Соглашение или План взаимодействия) на аварийно-диспетчерское обеспечение с газопоставляющей организацией. Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления Исполнителем в составе своей заявки копии Договора (Соглашения или Плана взаимодействия)».

Таковое требование о представлении на этапе подачи заявки копии договора (соглашения или плана взаимодействия) на аварийно-диспетчерское обеспечение с газопоставляющей организацией, обременяют участника закупки заблаговременно выполнить действия по заключению указанного договора (соглашения или плана взаимодействия) с третьими лицами, что накладывает на участника закупки дополнительные финансовые расходы и определенные обязательства перед третьими лицами.

Кроме того, в случае, если участник закупки ранее не заключил такой договор (соглашение или план взаимодействия), то при отсутствии обязанности газопоставляющей организации как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о заключении договора (соглашения или плана взаимодействия) на аварийно-диспетчерское обеспечение, возможность участников закупки подать заявку на участие в закупке в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьего лица – газопоставляющей организации.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное требование является избыточным, поскольку для его исполнения Заказчиком установлена необходимость для участников закупочной процедуры обязательного наличия договора (соглашения или плана взаимодействия) на аварийно-диспетчерское обеспечение с газопоставляющей организацией в составе заявки на участие в закупке до подведения итогов закупки, заключение которого как следует из условий закупочной документации и предмета закупки, реализуется непосредственно во время исполнения договора.

Таким образом, действия Заказчика, организатора закупки – ПАО «Якутскэнерго» установившего в Документации требование, ограничивающие количество участников закупки, противоречат части 1 статьи 1, пунктов 2, 4 части 1 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

При таких обстоятельствах, довод заявителя о неправомерном установлении заказчиком, организатором закупки требования о предоставлении в составе заявки на участие в закупке договора (соглашение или план взаимодействия) на аварийно-диспетчерское обеспечение с газопоставляющей организацией (пункт 5.5 Приложения №1) признается обоснованным.

Довод жалобы о том, что Заказчик неправомерно установил требование к участникам закупки о наличии квалифицированного персонала в количестве не менее 30 аттестованных Министерством энергетики Российской Федерации спасателей (пункт 5.6 Приложения №1), признается необоснованным в силу следующего.

Протоколом № 2 от 22.04.2021 Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей утверждены Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (далее – Методические рекомендации).

Указанные Методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя и аттестуемыми к проведению аттестации на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, за исключением внутренних морских вод и территориального моря РФ.

Методические рекомендации разработаны Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (далее – АСС (АСФ), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (далее – Положение о проведении аттестации) [1], Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации АСС (АСФ), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя [6] (далее – Положение об АК), Требованиями к составу и оснащению АСС и (или) АСФ, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов [2] (далее – Требования к составу и оснащению АСС (АСФ) и с учетом Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации [3] (далее – Правила ЛРН) (пункт 1.1 Методических рекомендаций).

Работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (далее - ЛРН на территории), относятся к видам аварийно-спасательных работ (далее – АСР) [2, 3] (пункт 1.2).

Методические рекомендации также определяют порядок проведения аттестации аварийно-спасательных служб и формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Приложением Б Методических рекомендаций установлены рекомендации по определению соответствия состава и структуры АСС (АСФ), возложенным на нее (него) задачам по ЛРН на территории.

Пунктом Б.1 Приложения Б «Рекомендации по определению соответствия состава и структуры АСС (АСФ), возложенным на нее (него) задачам по ЛРН на территории» методических рекомендаций предусмотрено, что количество спасателей АСС (АСФ) установлено Требованиями к составу и оснащению АСС (АСФ) [2] и в соответствии с объемом возможного разлива нефти и нефтепродуктов составляет, не менее:

– до 500 тонн – 8 спасателей, из них аттестованных на проведение ЛРН на территории 6 человек;

– до 1 000 тонн – 12 спасателей, из них аттестованных на проведение ЛРН на территории 9 человек;

– до 5 000 тонн – 22 спасателя, из них аттестованных на проведение ЛРН на территории 17 человек;

– свыше 5 000 тонн – 30 спасателей, из них аттестованных на проведение ЛРН на территории 23 человека.

Приложением №2 установлен Перечень опасных объектов Заказчика, подлежащих обслуживанию профессиональными аварийно-спасательными формированиями по критерию хранения и использования нефтепродуктов.

Среди опасных производственных объектов Заказчика перечислены в том числе следующие объекты с наибольшими объемами хранения нефтепродуктов.

№ п/п

Наименование

Адрес

Суммарный макс. объём резервуаров с дизтопливом м3

Тип, количество и макс. объём резервуаров

 

Топливное хозяйство ЯГРЭС

677000, РС(Я), г.Якутск, ул. Кржижановского 2

30 000

РВС 6х5000.

 

Топливное хозяйство ЯТЭЦ

677000, РС(Я), г. Якутск, ул.Ф.Попова 3

3 000

РВС 3х1000.

 

Топливное хозяйство ЯГРЭС-2

РС(Я), г. Якутск, Вилюйский тракт,

лесной участок № 1906-2012-02

20 000

РВС 2х10000

Как следует из Приложения № 2 к Техническим требованиям, Заказчик располагает опасными производственными объектами с объемом возможного разлива нефти и нефтепродуктов, превышающими 5 000 тонн.

Таким образом, необходимое Заказчику количество спасателей АСС (АСФ) согласно установленных Требованиями к составу и оснащению АСС (АСФ) и в соответствии с объемом возможного разлива нефти и нефтепродуктов составляет не менее 30 спасателей, из них аттестованных на проведение ЛРН на территории 23 человека.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование о наличии квалифицированного персонала в количестве не менее 30 аттестованных Министерством энергетики Российской Федерации спасателей (пункт 5.6 Приложения №1), является правомерным и законным.

Следовательно, довод заявителя о неправомерном установлении дополнительного требования о наличии квалифицированного персонала в количестве не менее 30 аттестованных Министерством энергетики Российской Федерации спасателей (пункт 5.6 Приложения №1), не находит своего подтверждения и признается необоснованным.

Принимая во внимание вышеизложенное, поданная заявителем жалоба признается обоснованной в части неправомерного установления заказчиком, организатором закупки требования о наличии договора (соглашения или плана взаимодействия) на аварийно-диспетчерское обеспечение с газопоставляющей организацией (пункт 5.5 Приложения №1).

В силу положения пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки путем осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

  1. Признать жалобу ГБУ РС (Я) «Служба спасения РС(Я)» на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме на «Лот №36901-ЭКСП БЕЗ-2021-ЯЭ Обслуживание опасных объектов на которых осуществляется транспортировка, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой» (извещение № 32110248011) обоснованной.
  2. Признать заказчика, организатора закупки – ПАО «Якутскэнерго» нарушившим часть 1 статьи 1, пункты 2, 4 части 1 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  3. Выдать заказчику, организатору закупки ПАО «Якутскэнерго» предписание об устранении допущенных нарушений.
  4. Заказчику, организатору закупки ПАО «Якутскэнерго» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) доказательства исполнения предписания.
  5. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии: <...><...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны