Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ об обстоятельствах дела №014/01/16-33/2024 о нар... от 29 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела №014/01/16-33/2024

о нарушении антимонопольного законодательства

 

27

февраля

 

2024

года

г. Якутск

 

 

 

 

 

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/16-33/2024 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

*** – заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

*** – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

***. – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

При участии в дистанционном режиме с использованием систем видеоконференцсвязи:

*** – представителя Фонда содействия социально-экономическому развитию МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» по доверенности № 14АА 2020854 от 09.01.2024 г.

*** – адвоката Фонда содействия социально-экономическому развитию МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» по доверенности № б/н от 24.01.2024 г.;

в отсутствие представителя Администрации муниципального района «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» Республики Саха (Якутия), извещенного надлежащим образом,

Руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ЗАКЛЮЧИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление З***. (далее – Заявитель) на действия (бездействие) МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» (далее – Администрация) и некоммерческой организации «Фонд содействия социально-экономическому развитию МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» (далее – Фонд) при предоставлении субсидий Фонду из бюджета Анабарского улуса (района).

Заявитель указал, что согласно данным сайта «Федресурс» Фонд стал победителем торгов с открытой формой в форме публичного предложения по продаже имущества ООО «Вуденпарк» (сообщение № 8928488 лот №1), по результатам которого заключен договор купли-продажи № 2 от 09.06.2022 г. на приобретение объекта незавершенного строительства «Культурно-досуговый центр в с. Саскылах Анабарского улуса РС (Я)».

Якутским УФАС России в адрес Администрации был направлен запрос информации от 14.11.2023 г. № ИЛ/5325/23, согласно которому Администрации надлежало представить в Якутское УФАС России информацию относительно доводов, указанных в заявлении, договор купли-продажи, платежное поручение, а также сведения об источнике денежных средств Фонда на приобретение объекта, являющегося предметом договора купли-продажи № 2 от 09.06.2022 г.

В ответ на запрос от 14.11.2023 г. № ИЛ/5325/23 Администрация пояснила, что Фондом были использованы остаточные средства Фонда.

Также Якутским УФАС России в Фонд был направлен запрос информации от 27.11.2023 г. № ИЛ/5581/23, содержащий в себе положения, аналогичные запросу от 14.11.2023 г. № ИЛ/5325/23.

В ответ на вышеуказанный запрос Фонд указал, что источников денежных средств на приобретение объекта, являющегося предметом договора купли-продажи № 2 от 09.06.2022 г., явилась субсидия из местного бюджета МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» (соглашение № б/н о предоставлении субсидии Фонду содействия социально-экономического развития МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» на реализацию уставных целей и задач от 27.12.2021 г.).

Запросом от 01.12.2023 г. № ИЛ/5730/23 Якутским УФАС России были истребованы у Фонда копии соглашений (в том числе дополнительные соглашения) о предоставлении Администрацией субсидий Фонду, заключенные в период с 20 октября 2020 года по дату получения данного запроса, а также отчет об исполнении таких соглашений, договоры, заключенные Фондом в рамках таких соглашений.

По результатам рассмотрения заявления, Якутское УФАС России пришло к выводу о наличии признаков нарушения МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» (ОГРН 1031400254731, ИНН 1405000674) (далее – Администрация) и Фондом содействия социально-экономическому развитию муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» (ОГРН 1151400001686, ИНН 1405000089) (далее – Фонд) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии определением о назначении дела №014/01/16-33/2024 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 17.01.2024 и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) № 6/24 от 12.01.2024 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела №014/01/16-33/2024 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации и Фонда возбуждено настоящее дело. Рассмотрение дела назначено на 29 января 2024 года в 15 часов 00 минут.

29.01.2024 г. представители Фонда сообщили, что в настоящее время с августа 2023 года Фонд функционирует в новом составе сотрудников и не может в полном объеме дать пояснения относительно ранее заключенных между Администрацией и Фондом соглашений о предоставлении последнему субсидий из бюджета МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)». Также представители Фонда пояснили, что ранее заключенные соглашения в настоящее время уже исполнены. Соглашение № 1 от 25.12.2023 г. заключено на основании статьи 19 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела №014/01/16-33/2024 от 29.01.2024 рассмотрение дела было отложено на 27 февраля 2024 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Во исполнение определения 16.02.2024 г. в Якутское УФАС России от Администрации поступили запрашиваемые копии документов, а также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей Администрации.

Во исполнение определения 20.02.2024 г. в Якутское УФАС России от Фонда поступили запрашиваемые копии документов и пояснения.

Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, рассмотрев материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.

Между Администрацией и Фондом за последние 3 года заключены следующие соглашения:

1. Соглашение № 2/21 о предоставлении субсидии Фонду содействия социально-экономического развития МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» от 07.04.2021 г.

Предмет: предоставление субсидии в размере 96 042 004 рублей 40 копеек из местного бюджета, предусмотренных на реализацию следующих мероприятий:

- Строительство объекта «Центральная отопительная котельная «Совхозная» мощностью 8МВт в с. Саскылах Анабарского улуса» - 52 664 544,40 рублей;

- Строительство объекта «Насосная станция с резервуарами для водоснабжения и пожаротушения в с. Саскылах Анабарского улуса» - 20 470 460,00 рублей;

- Приобретение материалов для строительства тепловых сетей котельной «Совхозная» - 22 907 000,00 рублей.

Дополнительное соглашение № 4/21 от 20.12.2021 г. к соглашению о предоставлении субсидии Фонду содействия социально-экономического развития МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» № 2/21 от 07.04.2021 г., в соответствии с которым увеличен размер предоставляемой субсидии до 161 032 013,37 рублей на реализацию следующих мероприятий:

- Строительство объекта «Центральная отопительная котельная «Совхозная» мощностью 8МВт в с. Саскылах Анабарского улуса» - 97 654 544,40 рублей;

- Строительство объекта «Насосная станция с резервуарами для водоснабжения и пожаротушения в с. Саскылах Анабарского улуса» - 40 470 468,97 рублей;

- Приобретение материалов для строительства тепловых сетей котельной «Совхозная» - 22 907 000,00 рублей.

В рамках данного соглашения заключены следующие договоры:

  1. С ООО «Карат» от 15.02.2021 № 01 на сумму 123 838 444,44рублей (работы второго этапа строительства объекта «Совхозная отопительная котельная мощностью 8 МВт в с. Саскылах Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района) РС (Я)»)
  2. С ООО «ВИД» от 03.03.2021 №02 на сумму 65 819 350,00 рублей (работы второго этапа строительства объекта «Насосная станция с резервуарами для водоснабжения и пожаротушения в с. Саскылах Анабарского улуса» Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района) РС (Я)»);
  3. С ООО «ИНПРОЕКТ» от 12.09.2023 №СК-9/1 на сумму 1 300 000,00 рублей (осуществление строительного контроля при проведении работ по строительству объекта «Насосная станция с резервуарами для водоснабжения и пожаротушения в с. Саскылах Анабарского улуса»);
  4. С ООО «ЦФР» от 02.02.2022 № 01-02/22 на сумму 4 408 747,20 рублей, от 08.02.2022 №02-02/22 на сумму 2 842 286,40 рублей, от 14.02.2022 №03-02/22 на сумму 3 562 122,60 рублей (продукция производственного и/или иного назначения, в том числе изолированные трубы и фасонные изделия);

С ИП Н*** от 17.02.2022 №01 на сумму 700 000,00рублей, от 24.03.2022 №1/п на сумму 700 000,00 рублей, от 31.03.2022 №2/п на сумму 750 000,00 рублей, (перевозка груза Якутск – Саскылах).

2. Соглашение № 5/21 о предоставлении субсидии Фонду содействия социально-экономического развития МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» на строительство объекта «Цех по выделке шкур в с. Юрюнг-Хая, Анабарского улуса РС (Я)» от 20.12.2021 г.

Предмет: предоставление субсидии в размере 13 341 170 рублей 00 копеек из местного бюджета в рамках муниципальной программы «Капитальное строительство в МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район) на 2020-2024 годы», предусмотренных на строительство объекта «Цех по выделке шкур по ул. Карьерная, с. Юрюнг-Хая, Анабарского улуса РС (Я)».

В рамках данного соглашения заключены следующие договоры:

  1. с ООО «Аркан» от 31.03.2021 №04 на сумму 35 053 060,00 рублей (строительство, ввод в эксплуатацию, постановка на кадастровый учет и передача в собственность заказчика объект недвижимого имущества - здание «Цех по выделке шкур по ул. Карьерная в с. Юрюнг-Хая Анабарского улуса РС (Я)).

3. Соглашение № б/н о предоставлении субсидии Фонду содействия социально-экономического развития МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» на реализацию уставных целей и задач от 27.12.2021 г.

Предмет: предоставление субсидии в размере 200 000 000,00 рублей из местного бюджета на реализацию уставных целей и задач, в том числе для размещения во вклады на основании п. 2.3.1 Устава Фонда.

В рамках данного соглашения заключены следующие договоры:

  1. с ООО «Вуденпарк» от 09.06.2022 №2 на сумму 4 508 008,00 рублей (Объект незавершенного строительства «Культурно-досуговый центр в с. Саскылах Анабарского улуса РС (Я), назначение - нежилое, общая площадь 921,53 м2 (степень готовности 31% (право собственности не зарегистрировано, на земельном участке (право аренды), площадью 766 м2, кадастровый №14:05:010001:1125 по адресу: РС (Я), Анабарский улус, с. Саскылах, ул. Октябрьская, д. 11);
  2. с ООО «АГРОТЕХСЕРВИС» от 12.12.2022 №14/11-01 на сумму 22 295 000,00 рублей (поставка и доставка модульных фитоконтейнеров для выращивания растений);
  3. с ГУП «РЦТИ» от 19.05.2022 №РЦТИ-1 на сумму 1 200 000,00 рублей, от 19.05.2022 №РЦТИ-1 на сумму 1 200 000,00          рублей (комплексные кадастровые работы в с. Юрюнг-Хая и с. Саскылах);
  4. с ИП А*** от 02.12.2022 №ИП-2022/12/110 на сумму 850 000,00 рублей, (оказание услуг по выполнению сметной документации, ведомостей объемов работ, конъюнктурного анализа с сопровождением в государственную экспертизу достоверности сметной стоимости строительства объекта: «Многофункциональный центр с.Саскылах (гимназия на 120 мест с двумя школьными группами на 50 мест и размещением новых мест для реализации дополнительных общеразвивающих программ Центра дополнительного образования а также муниципального детского технопарка) Анабарского улуса», 10.01.2023 №ИП-2023/01/1 на сумму 7 600 000,00 рублей (услуги по разработке инженерно-геодезических, геологичесикх и гидрометеорологических изысканий по объекту «Ремонт мостового перехода длиной 125 п.м. на дорожной насыпи по ул. Заречная в с. Саскылах Анабарского улуса (района) РС (Я)»), от 10.01.2023 №ИП-2023/01/2 на сумму 10 220 000,00 рублей (оказание услуг по выполнению проектно-сметной документации с прохождением экспертизы сметной стоимости строительства объекта: «Ремонт мостового перехода длиной 125 п.м. на дорожной насыпи по ул.Заречная в с.Саскылах Анабарского улуса»);
  5. С ИП К*** от 11.11.2022 №280 на сумму 15 390 000,00 рублей, от 30.11.2020 №281 на сумму 1 990 990,00 рублей 09.01.2023 №284 на сумму 9 490 000,00 рублей, от 12.01.2023 №285 на сумму 6 182 820,00 рублей, от 12.01.2023 №286 на сумму 3 990 990,00 рублей, от 17.01.2023 №288 на сумму 3 290 990,00 рублей, от 17.01.2023 №289 на сумму 4 651 200,00 рублей, от 19.01.2023 №290/ДС №1 от 26.12.2023 на сумму 19 354 107,45 рублей, от 20.01.2023 №291 на сумму 3 300 000,00 рублей, 27.01.2023 №297 на сумму 2 045 756,00 рублей, от 27.01.2023 №298 на сумму 2 148 000,00рублей, от 07.02.2023 №299 на сумму 16 139 905,00 рублей, от 08.02.2023 №301 на сумму 657 980,00 рублей, от 14.02.2023 №305 на сумму 1 564 503,00 рублей (поставка и доставка товара);
  6. С ИП Р*** от 06.03.2023 №2 на сумму 18 850 000,00 рублей, от 28.02.2023 №5 на сумму 3 000 000,00 рублей, от 10.03.2023 №2-1 на сумму 429 160,00 рублей (Перевозка ТМЦ);
  7. С ООО «Якутиндустрия» от 29.08.2022 №ПСД-2022/120-1 на сумму 5 295 252,50 рублей (Проектно-изыскательские работы по объекту «КДЦ в с.Саскылах Анабарского улуса»), от 25.10.2022 №ПСД-2022/130-1   3 на сумму 463 790,00 рублей (Проектно-сметные работы по ремонту внутрипоселковых дорог с.Саскылах), от 25.10.2022 №ПСД-2022/130-2 на сумму 5 646 510,00 рублей (Инженерно-геодезические работы по ремонту внутрипоселковых дорог с.Саскылах.), от 25.10.2022 №ПСД-2022/131-1 на сумму 4 487 555,00 рублей (Разработка ПСД освещения дорог и улиц в с.Саскылах), от 25.10.2022 №ПСД-2022/131-2 на сумму 2 350 000,00 рублей (Разработка инженерно-геодезических изысканий для проекта освещения дорог и улиц в с.Саскылах), от 25.10.2022 №ПСД-2022/132-1 на сумму 4 250 000,00 рублей (Разработка ПСД ремонта моста 25-32 м. в с.Саскылах), от 25.10.2022 №ПСД-2022/132-2 на сумму 1 650 000,00 рублей (Рзработка инженерных изысканий ИГДИ+ИГМИ для ПСД ремонта моста 25-32 м. в с.Саскылах), от 25.10.2022 №ПСД-2022/133-1 на сумму 4 300 000,00 рублей (Разработка ПСД автодороги до аэропорта в с.Саскылах), от 25.10.2022 №ПСД-2022/133-2 на сумму 2 654 880,00 рублей (Разработка инженерно-геодезических работ для ПСД автодороги до аэропорта в с.Саскылах), от 25.10.2022 №ПСД-2022/134-1 на сумму 2 050 000,00 рублей (Разработка ПСД спортивной площадки с трибуной на 500 мест в с.Саскылах), от 25.10.2022 №ПСД-2022/134-2 на сумму 1 030 500,00 рублей (Разработка инженерно-геодезических работ для ПСД спортивной площадки с трибуной на 500 мест в с.Саскылах), от 10.01.2023 №ИЗ-2023/1 на сумму 4 550 000,00 рублей (Разработка инженерно-геодезических, геологических, экологических, гидрометеорологических изысканий «Детский сад в с.Юрюнг-Хайа»), от 10.01.2023 №ИЗ-2023/2 на сумму 4 450 000,00 рублей (Разработка инженерно-геодезических, геологических, экологических, гидрометеорологических изысканий «Детский сад в с. Саскылах»), от 10.01.2023 №ПСД-2023/1 на сумму 7 450 000,00 рублей (Разработка ПСД по объекту «Строительство детского сада на 140 мест в с.Юрюнг-Хая Анабарского улуса РС(Я)»), от 10.01.2023 №ПСД-2023/2 на сумму 6 950 000,00 рублей (Разработка ПСД по объекту «Строительство детского сада на 140 мест в с.Саскылах Анабарского улуса РС(Я)»), от 10.01.2023 №ПСД-2023/5 на сумму 7 350 000,00 рублей (Разработка ПСД по объекту «Строительство 8-ми кв-ного жилого дома в с.Саскылах Анабарского улуса РС(Я)»);
  8. С МУП «КОМУСЛУГИ» от 15.08.2022 №1 на сумму 1 689 664,89 рублей (ремонтные работы общественное пространство, коворкинг центр в с. Саскылах Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района)), от 20.08.2022 №2 на сумму 5 137 251,87 рублей (ремонтные работы здание общежития в с. Саскылах Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района));
  9. С ООО «ЦЕНТР СНАБЖЕНИЯ ДВ» от 09.08.2022 №367/2022 ЯКТ на сумму 2 156 328,00 рублей (Поставка продукции);
  10. С ООО «Газстройпроект» от 29.07.2022 №ВС-И1 на сумму 3 600 000,00 рублей (Инженерно-геодезические изыскания), от 22.08.2022 №ВС-И2 на сумму 4 500 000,00 рублей (Инженерно-геологические изыскания), от 01.09.2022 №ВС-И3 на сумму 2 500 000,00 рублей (Инженерно-экологические изыскания), от 02.09.2022 №ВС-И4 на сумму 2 421 610,00 рублей (Инженерно-гидрометеорологические, археологические изыскания и обследование существующих тепловых сетей), от 30.09.2022 №ВС-ПСД1 на сумму 4 990 000,00 рублей (Разработка ПСД), от 18.10.2022 №ВС-ПСД2 на сумму 4 990 000,00 рублей (Разработка ПСД).

4. Соглашение № б/н о предоставлении субсидии Фонду содействия социально-экономического развития МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» на приобретение объекта недвижимости от 12.01.2022 г.

Предмет: предоставление субсидии в размере 11 000 000,00 рублей из местного бюджета в рамках муниципальной программы «Капитальное строительство в МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» на 2020-2024 годы», предусмотренных на приобретение объекта недвижимости.

В рамках данного соглашения заключены следующие договоры:

1. с С* и Се* от 01.02.2022 №01 на сумму 11 500 000,00 рублей (жилое помещение: трехкомнатная квартира по адресу РС (Я), ***).

5. Соглашение № 1 о предоставлении субсидии из бюджета МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» Фонду содействия социально-экономического развития МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» от 25.12.2023 г.

Предмет: предоставление субсидии в размере 160 000 000 рублей 00 копеек из местного бюджета, предусмотренных на реализацию следующих мероприятий:

- на приобретение и доставку строительных материалов для решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального района – 25 000 000, 00 рублей;

- на капитальный ремонт здания муниципального бюджетного образовательного учреждения «Саскылахская средняя образовательная школа» в с. Саскылах – 90 000 000,00 рублей;

- на проектирование и реализацию проекта благоустройства общественной территории «Парк Победы» в с. Саскылах – 45 000 000,00 рублей.

В рамках данного соглашения заключены следующие договоры:

  1. С ООО «Север-Строй» от 28.12.2023 №1 на сумму 89 251 484,00 рублей (работы по Капитальному ремонту Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Саскылахская средняя общеобразовательная школа» в с. Саскылах Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района) Республики Саха (Якутия)» (Первый этап)).

Данное соглашение было заключено на основании решения улусного (районного) Совета депутатов МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» от 02.11.2023 г. № 5 «О внесении изменения и дополнений в решение улусного (районного) Совета депутатов» от 23.12.2022 г. № 38 «Об утверждении бюджета муниципального образования «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» на 2023 год и на плановый период 2024-2025 года» на финансовое обеспечение целевой программы Фонда «Повышение качества жизни, сохранение самобытности и уникальности Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района) на 2023-2027 годы».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Данное соглашение было заключено в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Всего, в соответствии с указанными соглашениями, Администрация передала Фонду в виде субсидий 641 415 187,77 рублей (шестьсот сорок один миллион четыреста пятнадцать тысяч сто восемьдесят семь рублей 77 копеек).

Таким образом, соглашения (пункты 1-4) о предоставлении субсидии заключались на предмет приобретения либо строительство недвижимого имущества (объектов капитального строительства).

В свою очередь, Фонд, после получения указанных субсидий заключал договора и контракты с подрядчиками (исполнителями, поставщиками) без проведения процедур торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Уставом Фонда содействия социально-экономическому развития МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» Фонд является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, утвержденной решением Улусного (районного) Света депутатов МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» на основе добровольных имущественных взносов и преследующий цели, предусмотренные уставом.

Целью Фонда является содействие социально-экономическому развитию МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)».

Согласно пояснениям Фонда, перечисленные соглашения о предоставлении субсидий заключены в рамках статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), все указанные договоры и контракты заключены Фондом без проведения каких-либо конкурентных процедур, решение о заключении контрактов принимается Правлением Фонда.

Ссылка Фонда на статью 78.1 БК РФ является несостоятельной в связи с тем, что статья 78.1 БК РФ устанавливает особенности предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

Вместе с тем, как было указано ранее и следует из содержания предмета соглашений о предоставлении субсидий, Администрация предоставляла субсидии в том числе на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

Ответчики не указали на существование каких-либо нормативно-правовых актов органов местного самоуправления либо органов субъекта, регламентирующих порядок выдачи субсидий Фонду.

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Таким образом, субсидии в рамках рассматриваемых соглашений (1-4) выдавались Фонду с нарушением положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Соответственно, фонд не может быть создан для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами и ему не могут быть переданы данные полномочия.

Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе:

  • владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Закона об организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 ЗК РФ).

Соответственно, приобретение либо строительство недвижимого имущества в социальной сфере (культура и искусство, спорт, реализация социально-значимых продуктов) и в целях обеспечения теплоснабжения, капитальный ремонт муниципального здания, выполнение инженерных изысканий и разработка проектной документации для муниципальной недвижимости, обустройство зон ИЖС, входит в полномочия органа местного самоуправления, и выполнение работ в рамках исполнения таких полномочий является муниципальной нуждой МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)».

Согласно части 2 статьи 18 Закона об организации местного самоуправления финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Таким образом, работы по приобретению и строительству недвижимого имущества в социальной сфере (культура и искусство, спорт, реализация социально-значимых продуктов) и в целях обеспечения теплоснабжения, капитальному ремонту муниципального здания, выполнению инженерных изысканий и разработке проектной документации для муниципальной недвижимости, обустройству зон ИЖС, на выполнение которых МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» выделило указанные ранее субсидии, являются потребностью МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)», необходимой для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления, так как направлены, в том числе на создание и обеспечение необходимых условий согласно Закону об организации местного самоуправления.

Решение вопросов местного значения является расходным обязательством муниципального образования, обусловленным законом, и должно предусматриваться в бюджете муниципального образования в качестве самостоятельного расходного обязательства на очередной финансовый год и не должны компенсироваться посредством предоставления субсидий.

В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона об организации местного самоуправления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно части 2 статьи 54 Закона об организации местного самоуправления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

В случае осуществления закупки уполномоченным органом власти подлежит применению Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В случае создания лица, которое в соответствии с законодательством может быть создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами, и на которое распространяется Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» применению при осуществлении закупочных процедур подлежит данный закон.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Статьей 8 Закона о контрактной системе установлен принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Следовательно, применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.

Как было указано выше, процедуры, установленные Законом о контрактной системе по выбору исполнителей в рамках исполнения рассматриваемых соглашений о предоставлении субсидий, не проводились.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В случае проведения уполномоченным органом торгов, напротив, будет обеспечена конкуренция между участниками закупок.

Отсутствие публичных процедур торгов в рамках законодательства о контрактной системе не привело к эффективному использованию бюджетных средств, и способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, реализовать свое право на заключение договора при участии в конкурентной закупке. В результате, не был обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что привело (могло привести) к ограничению, устранению конкуренции.

Только путем проведения торгов можно было выявить всех претендентов на заключение муниципальных контрактов, и предоставить им равные возможности при заключении договоров.

В результате заключения Фондом договоров в рамках представленных субсидий, хозяйствующие субъектов, с кем были заключены договора и контракты, получили доступ к выполнению строительных и ремонтных работ, выполнению инженерных изысканий и разработке проектной документации по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе.

Отсутствие публичных процедур в данном случае не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, предполагающему, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).

Комиссией Якутского УФАС России установлено, что в период с 2021 года по 2022 год Администрация проводила и являлось заказчиком в том числе по следующим закупкам:

- электронный аукцион № 0316300177421000001 на приобретение 4 (четырех) жилых помещений (благоустроенных квартир) в строящемся жилом доме в с. Саскылах, Анабарского района Республики Саха (Якутия). Сведения об единственном участнике: ООО «Аркан», контракт заключен;

- электронный аукцион № 0316300177421000002 на приобретение 4 (четырех) жилых помещений (благоустроенных квартир) в строящемся жилом доме в с. Саскылах, Анабарского района Республики Саха (Якутия). Сведения об единственном участнике: ООО «Услуга», контракт заключен;

- электронный аукцион № 0316300177421000003 на приобретение и поставку пиломатериалов для строительства ИЖС. Не подано ни одной заявки.

- электронный аукцион № 0316300177421000004 на перевозку ПГС и планировка территорий для строительства объектов. Сведения об единственном участнике: МУП «Комуслуги», контракт заключен;

- электронный аукцион № 0316300177421000005 на приобретение и поставку пиломатериалов для строительства ИЖС. Сведения об единственном участнике: ***, контракт заключен;

- электронный аукцион № 0316300177421000007 на приобретение жилого помещения в быстровозводимом доме. Не подано ни одной заявки.

- электронный аукцион № 0316300177421000008 на приобретение жилого помещения в быстровозводимом доме. Не подано ни одной заявки.

- электронный аукцион № 0316300177421000009 на право выполнения работ по проектированию 8-ми квартирного жилого дома согласно ТЗ. Подано 2 заявки, контракт заключен с ООО «Росстройпроект»;

- электронный аукцион № 0816500000621012917 на приобретение жилого помещения общей площадью не менее 33 м2 для предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории Анабарского района РС. Не подано ни одной заявки.

- электронный аукцион № № 0316300177421000010 на приобретение и поставка пиломатериалов для нужд МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» согласно ТЗ. Сведения об единственном участнике: ***, контракт заключен;

- электронный аукцион № № 0316300177421000011 на строительство мостов по ул. Авиапортовская с. Саскылах, Анабарского района согласно ТЗ. Отменен Заказчиком;

- запрос предложений в электронной форме № 0816500000621016749 на приобретение жилого помещения общей площадью не менее 33 м2 для предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории Анабарского района РС. Не подано ни одной заявки;

- электронный аукцион № 0316300177421000013 на услуги по разработке проектно-сметной документации для объекта «Ветеринарная лечебница в с.Саскылах, Анабарского улуса». Подано 5 заявок, контракт заключен с ООО «Якутагропромпроект»;

- электронный аукцион № 0316300177421000018 на строительство моста-переезда через ручей «Таас келуйэ» в с. Саскылах. Сведения об единственном участнике: ООО «Услуга», контракт заключен;

- электронный аукцион № 0316300177421000017 на строительство моста-переезда через ручей Саскылах. Сведения об единственном участнике: ООО «Услуга», контракт заключен;

- электронный аукцион № 0316300177421000019 на выполнение работ по демонтажу мостов через ручьи согласно ТЗ. Сведения об единственном участнике: ООО «Услуга», контракт заключен;

- открытый конкурс в электронной форме № 0316300177421000015 на разработку ПСД по объекту «Система водоснабжения МО «Саскылахский национальный (эвенкийский) наслег». Сведения об единственном участнике: ООО «Росстройпроект», контракт заключен;

- электронный аукцион № 0316300177422000006 на приобретение жилого помещения (квартиры) в с. Саскылах, Анабарском улусе, Республики Саха (Якутия) для обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не подано ни одной заявки.

- электронный аукцион № 0316300177422000005 на приобретение квартиры в рамках реализации муниципальной программы «Капитальное строительство в МР «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» на 2020-2024 годы» в с. Юрюнг-Хая для обеспечения жильем граждан. Сведения об единственном участнике: ООО «Услуга», контракт заключен;

- электронный аукцион № 0316300177422000004 на приобретение квартиры в рамках реализации муниципальной программы «Капитальное строительство в МР «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» на 2020-2024 годы» в с. Юрюнг-Хая для обеспечения жильем граждан. Сведения об единственном участнике: ООО «Услуга», контракт заключен;

- электронный аукцион № 0316300177422000003 на приобретение квартиры в рамках реализации муниципальной программы «Капитальное строительство в МР «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» на 2020-2024 годы» в с. Юрюнг-Хая для обеспечения жильем граждан. Сведения об единственном участнике: ООО «Услуга», контракт заключен;

- электронный аукцион № 0316300177422000002 на приобретение квартиры в рамках реализации муниципальной программы «Капитальное строительство в МР «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» на 2020-2024 годы» в с. Юрюнг-Хая для обеспечения жильем граждан. Сведения об единственном участнике: ООО «Услуга», контракт заключен;

- электронный аукцион № 0316300177422000007 на приобретение жилого помещения (квартиры) в с. Саскылах, Анабарском улусе, Республики Саха (Якутия) для обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сведения об единственном участнике: ***, контракт заключен.

Таким образом, Администрация проводила закупочные процедуры в соответствии с Законом о контрактной системе с целью заключения муниципального контракта на строительство и ремонт муниципальной недвижимости, проведение инженерных изысканий и разработку проектной документации для муниципальной недвижимости.

Победителями таких закупочных процедур становились в том числе другие хозяйствующие субъекты, с кем Фондом были заключены договоры и контракты в рамках реализации соглашений о предоставлении субсидий.

Указанное также подтверждает то, что проведение таких работ, является муниципальной нуждой, и заключение муниципальных контрактов по таким работам должно осуществляться по итогам закупочных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что соглашение — это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Якутским УФАС России в рамках рассмотрения настоящего проведен и составлен краткий аналитический отчет (обзор) анализа состояния конкуренции.

По результатам проведенного исследования Комиссией Якутского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

а) Временной интервал исследования.

С учетом того, что исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, временным интервалом исследования товарного рынка по делу № 014/01/16-33/2024 следует считать период с 01.04.2021 (месяц, в котором заключен первое рассматриваемое соглашение) по 22.01.2022 (месяц, в котором заключен последнее рассматриваемое соглашение).

б) Продуктовые границы товарного рынка.

Предметами рассматриваемых соглашений о предоставлении субсидии являлись следующие работы:

  • приобретение либо строительство недвижимого имущества;
  • капитальный ремонт;
  • выполнение инженерных изысканий;
  • разработка проектной документации.

Указанные предметы соглашений относятся к следующим кодам «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 10.02.2021):

  • 41.20 Строительство жилых и нежилых зданий;
  • 71.12.45 Инженерные изыскания в строительстве;
  • 71.1 Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях.

в) Географические границы товарного рынка.

Географическими границами рассматриваемого товарного рынка определены границы Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района).

Заключение и реализация соглашений о предоставлении субсидии из местного бюджета на приобретение либо строительство недвижимого имущества в социальной сфере (культура и искусство, спорт, реализация социально-значимых продуктов) и в целях обеспечения теплоснабжения, капитальный ремонт муниципального здания, выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации для муниципальной недвижимости, обустройство зон ИЖС, могли привести к недопущению возникновения конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в рассматриваемой сфере и предоставлению преимущественных условий для некоторых хозяйствующих субъектов в сфере выполнения указанных работ.

Заключение указанных соглашений, являющихся согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

Указанные действия ограничили права хозяйствующих субъектов, которые могут действовать или действуют на соответствующем товарном рынке в территориальных границах Анабарского района Республики Саха (Якутия), на участие в закупочных процедурах, а также на обжалование результатов таких процедур.

На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела №014/01/16-33/2024 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к заключению о том, что действия МО «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» и Фонда содействия социально-экономическому развитию муниципального образования «Анабарский национальный (Долгано-Эвенкийский) улус (район)» по заключению соглашений о предоставлении субсидии из местного бюджета привели либо могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и являются нарушением статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

 

 

 

Председатель Комиссии:          

 

***

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

***

 

 

 

 

 

***

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны