Решение (комиссия) б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № 014/10/18.1-178/2024 о нарушении за... от 9 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 014/10/18.1-178/2024

о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

г. Якутск 06 февраля 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:

... – заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,

... – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

... – государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии.

при участии:

заказчика Акционерное общество «Авиакомпания «Полярные Авиалинии» (далее так же – АО «АК «Полярные Авиалинии», заказчик): ... (представитель по доверенности),

в отсутствие:

заявителя общества с ограниченной ответственностью «Глобалс Аудит» (далее также – ООО «Глобалс Аудит», заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев, посредством web-видеоконференцсвязи, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Глобалс Аудит» на действия (бездействие) заказчика Акционерного общества «Авиакомпания «Полярные Авиалинии» при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по проведению финансового аудита (извещение № 1200700116424000001), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Глобалс Аудит» на действия (бездействие) заказчика.

Из сути жалобы ООО «Глобалс Аудит» следует, что:

  1. заказчик неправомерно установил показатель «качество объекта закупки» по которому вместо оценки объекта закупки собирается оценивать квалификацию участников. Установление оценки характеристики самого участника вместо оценки характеристики товара услуги прямо запрещено ч. 3 ст. 33 ФЗ-44;
  2. заказчик неправомерно установил требования об оценке только положительных решений с оценкой от 1 до 2, также отсутствие мер воздействия в виде исключения из СРО, приостановления членства;
  3. требование о том, что «НЕ СЧИТАЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ и НЕ ОТКЛОНЯЕТСЯ заявка участника на основании пп.2 ч.5 ст.48 Федерального закона № 44-ФЗ в случае подачи требуемых в составе первой части заявки документов, содержащих наименование, ИНН, ОГРН, ОРНЗ участника, так как, без таких документов невозможно оценить достоверность поданного предложения» не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе;
  4. заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении описи документов по форме реестра;
  5. в одном показателе оценки установлены два разных сведения в разные результаты оценки, что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе;
  6. требования о принятии к опыту только исполненные по 44-ФЗ договора противоречить требованиям постановления Правительства РФ № 2604;
  7. заказчик незаконно ограничил виды организаций, по которым принимаются договора для оценки опыта;
  8. отдельным нарушением является само использование «проверки ВКД» для всех участников торгов, в том числе недавно вступивших СРО;
  9. отдельным нарушением является указание на «количество плановых проверок» они проводятся СРО Казначейством в раз три года, но для крупных предприятий могут проводится раз в год.

Просят признать жалобу обоснованной.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.

Просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:

  1. извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 1200700116424000001 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также – ЕИС), также на сайте оператора электронной площадки АО «ЕЭТП» – 11.01.2024 года;
  2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ);
  3. начальная (максимальная) цена контракта – 401 666,67 рублей;
  4. на участие в закупке подано 6 (шесть) заявок от участников закупки, все заявки признаны соответствующими Извещению о проведении закупки.

На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя частично обоснованной по следующим основаниям:

1. Довод жалобы заявителя о том, что заказчик неправомерно установил показатель «качество объекта закупки» по которому вместо оценки объекта закупки собирается оценивать квалификацию участников. Установление оценки характеристики самого участника вместо оценки характеристики товара услуги прямо запрещено ч. 3 ст. 33 ФЗ-44, признан необоснованным на основании следующего:

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является Услуги по проведению финансового аудита.

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. « 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 2604, Положение).

Согласно приложению, к извещению о проведении закупки «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» установлено следующее:

 

Согласно подпункта «в» пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий «Характеристики объекта закупки».

Подпунктом «а» пункта 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки «Характеристики объекта закупки» может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки «Качественные характеристики объекта закупки».

Пунктом 17 постановления Правительства РФ № 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.

Под качественными характеристиками понимают совокупность характеристик и свойств товаров, услуг и работ, которые обуславливают их возможность удовлетворять потребностям и запросам заказчика, соответствовать своему целевому предназначению и требованиям.

Как следует из пояснений заказчика, что «Объектом закупки является «Услуга по аудиту», то ее качественная характеристика обуславливается непосредственно качеством оказываемой услуги, т.е. соблюдение аудиторской организацией законодательства в области аудита.

Данный показатель рекомендован к применению в Приложении № 2 Методических рекомендаций по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности (одобрены Советом по аудиторской деятельности 18.09.2014, протокол № 14) (ред. от 22.09.2016) в качестве качественных характеристик объекта закупки.

Специфика аудиторской деятельности заключается в том, что больше нет ни одной другой услуги, где качество самой услуги (эффективность функционирования системы внутреннего контроля качества оказываемых аудиторской организации услуг), в соответствии с законодательством, подтверждается путем прохождения планового внешнего контроля со стороны СРО и уполномоченного федерального органа.»

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что характеристика Критерия, отражает свойство объекта закупки, в связи с изложенным довод заявителя не нашел подтверждения.

Довод жалобы признан необоснованным.

2. Довод жалобы заявителя о том, что заказчик неправомерно установил требования об оценке только положительных решений с оценкой от 1 до 2, также отсутствие мер воздействия в виде исключения из СРО, приостановления членства, признан обоснованным на основании следующего:

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 2604.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно установленному извещением о проведении закупки разделу III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (далее - Порядок) следует, что оценивается общее количество положительных решений пройденных аудиторской организацией ПЛАНОВЫХ проверок внешнего контроля деятельности аудиторской организации (ВКД, ВККР) со стороны СРО, УФК. Положительным решением считается оценка от 1 до 2, а также отсутствие мер воздействия в виде исключения из СРО, приостановления членства, предписаний об устранении нарушений.

Из пояснений заказчика следует, что оценка 1-2 не является требованием Конкурсной документации, а является показателем оценки качества работы аудиторской организации со стороны СРО. Градация оценок по ВКД предусмотрена Правилами организации и проведения внешнего контроля деятельности, утверждено решением Правления СРО ААС от «19» ноября 2021 года (протокол №535). При предоставлении документов СРО о проведенном зачете, указанная проверка считается успешно пройденной в зависимости от результата зачтенной проверки Казначейства (например, если Казначейство выдало предупреждение, а СРО зачло проверку, то зачет считается успешно пройденной проверкой, если выдано предписание об устранении нарушений, то это отрицательная оценка).

Вместе с тем положения извещения о проведении спорной закупки не содержит указание на Правила СРО ААС от «19» ноября 2021 года (протокол №535), которыми, как следует из пояснений заказчика, подлежит руководствоваться потенциальным участникам закупки при подаче заявок на участие, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе относительно полноты и достоверности размещенных в Единой информационной системе документов и сведений.

Кроме того, Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что согласно части 1 статьи Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Следовательно, требования извещения о проведении закупки регулирующие взаимоотношения участников закупки не должны противоречить законодательству Российской Федерации о контрактной системе.

Вышеуказанные действия заказчика нарушают части 3 статьи 7, часть 8 статьи 32, пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Довод жалобы признан обоснованным.

3. Довод жалобы заявителя о том, что требование о том, что «НЕ СЧИТАЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ и НЕ ОТКЛОНЯЕТСЯ заявка участника на основании пп.2 ч.5 ст.48 Федерального закона № 44-ФЗ в случае подачи требуемых в составе первой части заявки документов, содержащих наименование, ИНН, ОГРН, ОРНЗ участника, так как, без таких документов невозможно оценить достоверность поданного предложения» не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, признан обоснованным на основании следующего:

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 2604.

Согласно пункта 2 части 5 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация, предусмотренная пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

В силу подпункта «е» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной с для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки идентификационный номер налогоплательщика юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (если участником закупки является физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя), аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (если участником закупки является иностранное лицо), код причины постановки на учет юридического лица (если участником закупки является юридическое лицо), аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица (если от имени иностранного юридического лица выступает аккредитованный филиал или представительство), обособленного подразделения юридического лица (если от имени участника закупки выступает обособленное подразделение юридического лица).

Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе Заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки:

а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);

б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;

в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;

д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.

Как следует из положений статей 48 и 43 первые части заявок должны содержать документы и сведения исключительно касающиеся предлагаемого участником закупки объекта закупки.

Между тем, в электронном документе «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» установлено условие «НЕ СЧИТАЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ и НЕ ОТКЛОНЯЕТСЯ заявка участника на основании пп.2 ч.5 ст.48 Федерального закона № 44-ФЗ в случае подачи требуемых в составе первой части заявки документов, содержащих наименование, ИНН, ОГРН, ОРНЗ участника, так как, без таких документов невозможно оценить достоверность поданного предложения».

При указанных обстоятельствах Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что извещением о проведении закупки установлены требования, не соответствующие положениям части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Указанные действия заказчика нарушают часть 8 статьи 32, пункт 11 части 1 статьи 42, части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Довод жалобы признан обоснованным.

4. Довод жалобы заявителя о том, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении описи документов по форме реестра, признан обоснованным на основании следующего:

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 2604.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно подпункта «е» пункта 28 постановления Правительства РФ № 2604 следует, что к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «д» пункта 31, подпунктом «г» пункта 32 и подпунктом «г» пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

Из жалобы следует, что должны оцениваться сведения из подтверждающих документов, а не формы, описи, справки, декларации. Такие «формы» не должны устанавливаться как обязательные, заказчик не имеет права на использовать прямое требование в виде выражения «предоставить».

Так, раздел III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, содержит неоднозначное требование:

«ОПИСЬ ДОКУМЕТОВ ПРЕДОСТАВИТЬ ПО ФОРМЕ РЕЕСТРА ИЗ ПРИЛОЖЕНИЯ».

Из пояснений заказчика следует, что не согласен с доводом поскольку оценивается не реестр, а информация и документы поданные в составе заявки. Отсутствие реестра не является условием препятствующем оценке.

Также как следует из пояснения участником закупки № 6 (заявителем) в составе заявки представлена опись на 12 положительных ВКД, но не приложены подтверждающие документы. В связи с изложенным данному участнику при рассмотрении первой части заявок присвоено 0 баллов.

В связи с изложенным Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что установление в разделе III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе формулировки «ОПИСЬ ДОКУМЕТОВ ПРЕДОСТАВИТЬ ПО ФОРМЕ РЕЕСТРА ИЗ ПРИЛОЖЕНИЯ» без указания о рекомендательном характере требования о предоставлении реестра, привело к неоднозначному толкованию положений извещения, выразившимся в неблагоприятных последствиях для участника закупки заявке которому присвоено 0 баллов при оценке первых частей заявок, в связи предоставлением только реестра положительных ВКД без приложения подтверждающих документов.

Указанные действия заказчика нарушают части 3 статьи 7, часть 8 статьи 32, пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Довод жалобы признан обоснованным.

5. Довод жалобы заявителя о том, что в одном показателе оценки установлены два разных сведения в разные результаты оценки, признан обоснованным на основании следующего:

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 2604.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в разделе III установлены положения о применении детализирующих показателей «Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров» и «Общая цена исполненных участником закупки договоров» критерия оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

При этом, детализирующий показатель оценки «Общая цена исполненных участником закупки договоров» установлено без отражения в разделе II Порядка данного детализирующего показателя, значимости критерия оценки, значимости показателей оценки, а также в части шкалы оценки или формул, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 (далее - постановление Правительства РФ № 2604).

Согласно протоколов, составленных в ходе закупки установлено, что оценка заявок по детализирующему показателю «Общая цена исполненных участником закупки договоров» не производилась.

В ходе заседания Комиссии Якутского УФАС России представителем заказчика разъяснено, что данный детализирующий показатель оценки «Общая цена исполненных участником закупки договоров» указан в связи с допущенной технической ошибкой.

Данные действия заказчика нарушают части 3 статьи 7, части 4, 8 статьи 32 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Довод жалобы признан обоснованным.

6. Довод жалобы заявителя о том, что требования о принятии к опыту только исполненные по 44-ФЗ договора противоречить требованиям постановления Правительства РФ № 2604, признан обоснованным на основании следующего:

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 2604.

Согласно подпункта «в» пункта 28 постановление Правительства РФ № 2604 следует, что документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.

Порядком оценки заявок на участие в конкурсе установлено следующее:

 

Как следует из указанного документа к оценке принимаются исполненные участником закупки договора (контракты) заключенные по итогам открытого конкурса проведенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

При этом согласно положений в соответствии с подпунктом «д» пункта 28 постановления Правительства РФ № 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Положения, к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.

Кроме того, положения постановления Правительства РФ № 2604 не имеют ограничений по способу определения поставщика в рамках которого исполнен принимаемый к оценке договор/контракт, следовательно, ограничение участников закупки в части предоставления к оценке договоров/контрактов, исполненных по итогам открытого конкурса, противоречит положениям постановления Правительства РФ № 2604.

Указанные действия заказчика нарушают части 3 статьи 7, часть 8 статьи 32, пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Довод жалобы признан обоснованным.

7. Довод жалобы заявителя о том, что заказчик незаконно ограничил виды организаций, по которым принимаются договора для оценки опыта, признан необоснованным на основании следующего:

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 2604.

Согласно пункту 28 Постановления Правительства № 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;

в) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров) оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» является заказчиком, который проводит обязательный аудит, согласно статьи 5 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Соответственно, при проведении обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчётности обязано применять нормы части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Предметом договора является оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Как следует из пояснений заказчика, доля участия государства в АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» составляет 37,89% поэтому общество на основании п. 7 ч. 1 ст. 5.1 Закона 307-ФЗ относится к общественно-значимым организациям, требования к аудиту которых установлены ст.ст.5.1 и 5.2 Закона № 307-ФЗ.

Более того, как следует из материалов дела Заявитель подал заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Указанное свидетельствует о том, что Заявитель конклюдентно согласился (пункт 1 статьи 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в конкурсе, а равно принял на себя риски, связанные с оценкой своей заявки.

Следует отметить, что аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, с долей государственной собственности более 25%, муниципальных унитарных предприятий, государственных унитарных предприятий, государственных корпораций и т.д. отнесена в отдельную категорию «обязательный аудит», который регулируется статьей 5 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Таким образом Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что довод жалобы не нашел подтверждения.

Довод жалобы признан необоснованным.

8. Довод жалобы заявителя о том, что отдельным нарушением является само использование «проверки ВКД» для всех участников торгов, в том числе недавно вступивших СРО, признан необоснованным на основании следующего:

В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.

Согласно части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

В соответствии с частью 4.1 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

Вместе с тем, текст обращения ООО «Глобалс Аудит» не позволяет определить суть довода жалобы и провести контрольные мероприятия, в рамках компетенции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), определенных Законом о контрактной системе.

Довод жалобы признан необоснованным.

9. Довод жалобы заявителя о том, что отдельным нарушением является указание на «количество плановых проверок» они проводятся СРО Казначейством в раз три года, но для крупных предприятий могут проводится раз в год, признан необоснованным на основании следующего:

В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.

Согласно части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

В соответствии с частью 4.1 статьи 11 Федерального закона от 02.05.2006 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

Вместе с тем, текст обращения ООО «Глобалс Аудит» не позволяет определить суть довода жалобы и провести контрольные мероприятия, в рамках компетенции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), определенных Законом о контрактной системе.

Довод жалобы признан необоснованным.

Жалоба ООО «Глобалс Аудит» признана частично обоснованной.

В ходе внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 2604.

В соответствии с пунктом 20 постановления Правительства РФ № 2604 если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки» (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных пунктом 20 Положения (далее - Формула).

Согласно электронного документа к извещению «Порядок оценки заявок на участие в закупки» следует, что оценка показателя осуществляется по формулам, предусмотренным пунктом 20 Положения, вместе с тем Порядок оценки заявок не содержит саму формулу по которому подлежит произвести оценку заявок на участие в закупке.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия заказчика нарушают части 3 статьи 7, пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

р е ш и л а:

1) Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Глобалс Аудит» на действия (бездействие) заказчика Акционерного общества «Авиакомпания «Полярные Авиалинии» при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по проведению финансового аудита (извещение № 1200700116424000001) частично обоснованной.

2) Признать заказчика Акционерное общества «Авиакомпания «Полярные Авиалинии» при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по проведению финансового аудита (извещение № 1200700116424000001) нарушившим статьи части 3 статьи 7, часть 4 статьи 32, часть 8 статьи 32, пункт 11 части 1 статьи 42, части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе.

3) По результатам внеплановой проверки заказчика Акционерное общества «Авиакомпания «Полярные Авиалинии» при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по проведению финансового аудита (извещение № 1200700116424000001) признать нарушившим часть 3 статьи 7, часть 8 статьи 32, пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

4) Выдать заказчику Акционерному обществу «Авиакомпания «Полярные Авиалинии» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.

5) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

Заместитель председателя комиссии …

Члены комиссии: …

Связанные организации

Связанные организации не указаны