Решение №СК/5824/23 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-1679/2023 по результатам рассмотрения жал... от 6 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 014/07/3-1679/2023

по результатам рассмотрения жалобы

 

город Якутск                                                                                                      05 декабря 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в присутствии заявителя индивидуального предпринимателя Е., от заказчика, организатора закупки – ПАО «Якутскэнерго» представителей по доверенности, от АО «РусГидро Снабжение» представителя по доверенности,

рассмотрев жалобу ИП Е. на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки ПАО «Якутскэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме Лот № 100201-ТПИР ОНМ-2023-ЯЭ: «ОКПД2 08.12.11.130. Поставка песка для реконструкции магистральной тепловой сети 4Ду500 на 4Ду700, от врезки на "Зеленстрой" Якутской ГРЭС до Теплового Пункта 15-2» (извещение №32312745730), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

установила:

17.11.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Е. на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки ПАО «Якутскэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме Лот № 100201-ТПИР ОНМ-2023-ЯЭ: «ОКПД2 08.12.11.130. Поставка песка для реконструкции магистральной тепловой сети 4Ду500 на 4Ду700, от врезки на "Зеленстрой" Якутской ГРЭС до Теплового Пункта 15-2» (извещение №32312745730).

Заявитель в поданной жалобе указал на следующее:

Заказчик внес изменения в документацию о закупке после истечения срока подачи заявок, а именно сократил сроки для подведения итогов закупки, что не предусмотрено ни Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ни Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро.

В ЕИС в закупке № 32312745730 не размещена документация о закупке. Прикрепленные файлы содержат только проект договора, структуру НМЦ, обоснование НМЦ, технические требования и протоколы. Между тем, размещение в ЕИС документации о закупке является обязательным в силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В итоговом протоколе № 100201-ВП от 15.11.2023 победителем закупки признан ИП Ефремов Д.В. с ценой заявки 4 400 000 руб. При этом организатором торгов принято решение не рассматривать предложение по повышению цены, и признать участника ИП Ефремов Д.В. не участвовавшим в переторжке, на основании подпункта 4.11.1.7 Документации о закупке, так как участник ИП Ефремов Д.В. в ходе заочной переторжки предложил цену выше чем при проведении очной переторжки от 09.10.2023г (протокол № 100201-П от 09.10.2023).

Между тем, данный протокол не может быть признан законным и обоснованным, поскольку в ходе повторной переторжки ИП Ефремовым Д.В. действительно повышена цена предложения, сделанного в ходе первичной переторжки, до 7 198 843,96 руб., однако это не привело к снижению предпочтительности заявки на участие в закупке, поскольку первоначально заявлена цена поставки 9 244 610,76 руб.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения на доводы заявителя, просят признать жалобу необоснованной согласно следующему:

Изменение дат рассмотрения заявок и подведения итогов закупки были осуществлены в соответствии с пунктами 4.4.2, 4.4.3 Документации о закупке и пунктом 7.2.10.13. Положения о закупке заказчика.

Документация о закупке размещена в единой информационной системе 08.09.2023 года. В вкладке «Документы извещения» размещен архив файлов в формате .7z с наименованием «ДоЗ_100201», который включает в себя Документацию о закупке со всеми приложениями.

При подведении итогов закупки 15.11.2023 учитывалась цена заявки после первоначальной переторжки в размере 4 400 000,00 руб. без учета НДС, т.к. пунктом 4.11.1.7 Документации о закупке предложения участника по снижению предпочтительности заявки по соответствующему предмету переторжки, в том числе по повышению цены, не рассматриваются, такой участник считается не участвовавшим в переторжке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, запрос предложений комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из жалобы следует, что права и законные интересы заявителя нарушены действиями заказчика, выразившимися в осуществлении заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и порядка осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке заказчика.

Комиссией установлено, что жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

08.09.2023 в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении закупки № 32312745730 и документация о закупке (далее – Извещение, Документация) о поведении запроса предложений в электронной форме.

Предмет закупки: Лот № 100201-ТПИР ОНМ-2023-ЯЭ: «ОКПД2 08.12.11.130. Поставка песка для реконструкции магистральной тепловой сети 4Ду500 на 4Ду700, от врезки на "Зеленстрой" Якутской ГРЭС до Теплового Пункта 15-2».

Начальная (максимальная) цена договора: 13 651 869,00 руб. без учета НДС.

Дата начала подачи заявок: «08» сентября 2023 г. 

Дата и время окончания срока подачи заявок: «19» сентября 2023 г. в 12 ч. 00 мин.  (по московскому времени).

Дата окончания рассмотрения заявок: «09» октября 2023 г.

Дата подведения итогов закупки: «19» октября 2023 г.

20.09.2023 в ЕИС размещен протокол от 19.10.2023 № 100201-ВК процедуры вскрытия заявок/открытия доступа к заявкам, согласно которому на участие в рассматриваемой закупке поступило 5 (пять) заявок, в том числе 15.09.2023 заявка заявителя, с ценовым предложением: 9 244 610,76 руб. без НДС.

04.10.2023 протоколом № 100201-С, размещенным в ЕИС 20.10.2023 перенесены сроки проведения закупки:

Дата рассмотрение заявок: «04» октября 2023г.

Дата подведения итогов: «12» октября 2023 г.

06.10.2023 в ЕИС размещен протокол от 04.10.2023 № 100201-Р о рассмотрении результатов оценки заявок, о признании заявок соответствующими условиям Документации о закупке, о предварительной ранжировке заявок и о принятии решения:

1. Провести переторжку.

2. Предметом переторжки является: цена заявки.

3. Допустить к участию в переторжке предложения всех 5 участников, в том числе участника ИП Ефремов Д.В.

4. Определить форму переторжки: очная.

5. Шаг переторжки: 0,1-100 % от НМЦ лота без учета НДС.

6. Назначить переторжку на 10:00 часов московского времени (16:00 часов местного времени Организатора) 09.10.2023 года.

7. Место проведения переторжки: электронная торговая площадка АО «РАД» https://tender.lot-online.ru.

10.10.2023 в ЕИС размещен протокол процедуры переторжки от 09.10.2023 № 100201-П согласно которому в результате проведения переторжки условия заявок на участие в закупке цена заявки ИП Ефремова Д.В. изменена на 4 400 000,00 руб. без учета НДС.

12.10.2023 протоколом № 100201-С-1, размещенным в ЕИС 13.10.2023 дата подведения итогов перенесена на: «19» октября 2023 г.

13.10.2023 в ЕИС размещен протокол от 12.10.2023 № 100201-С-2 об утверждении результатов процедуры переторжки и принятии решения:

1. Провести повторную переторжку по предмету цена.

2. Допустить к участию в переторжке предложения всех 5 участников, в том числе участника ИП Ефремов Д.В.

3. Определить форму переторжки: заочная.

4. Назначить переторжку на 09:00 часов московского времени (15:00 часов местного времени Организатора) 17.10.2023 года.

20.10.2023 в ЕИС размещен протокол от 17.10.2023 № 100201-П-2 согласно которому в результате проведения повторной переторжки условия заявок на участие в закупке были изменены, в том числе цена заявки ИП Ефремова Д.В. составила 7 198 843,96 руб. без учета НДС.

Также, 20.10.2023 в ЕИС размещен протокол от 19.10.2023 № 100201-ВП об утверждении результатов процедуры повторной переторжки, об итоговой ранжировке заявок и о признании победителем закупки участника, занявшего 1 (первое) место в ранжировке по степени предпочтительности для заказчика: ИП Ефремова Д.В. с ценой заявки не более 7 198 843,96 рублей без учета НДС.

08.11.2023 в ЕИС размещен протокол от 08.11.2023 № 100201 об отмене протокола заседания закупочной комиссии от 19.10.2023 № 100201-ВП, согласно письма ПАО «РусГидро» № 8325.38 от 07.11.2023.

Также, 08.11.2023 протоколом № 100201-С-3, размещенным в ЕИС 09.11.2023 дата подведения итогов перенесена на: «09» ноября 2023 г.

10.11.2023 в ЕИС размещен протокол от 09.11.2023 № 100201-С-4 о переносе даты подведения итогов на: «15» ноября 2023 г.

16.11.2023 в ЕИС размещен протокол от 15.11.2023 № 100201-ВП об утверждении результатов процедуры повторной переторжки согласно которой закупочной комиссией принято решение не рассматривать предложение по повышению цены, признать участника ИП Ефремов Д.В. не участвовавшим в переторжке, на основании подпункта 4.11.1.7 Документации о закупке, так как участник ИП Ефремов Д.В. в ходе заочной переторжки предложил цену выше чем при проведении очной переторжки от 09.10.2023г (протокол № 100201-П от 09.10.2023). В соответствии с п. 4.12.3 Документации о закупке заявка данного участника действуют на предложенных ранее условиях. И признать победителем закупки участника, занявшего 1 (первое) место в ранжировке по степени предпочтительности для заказчика: ИП Ефремова Д.В. с ценой заявки не более 4 400 000,00 рублей без учета НДС.

При рассмотрении жалобы по существу ИП Ефремов Д.В. и ПАО «Якутскэнрего» пояснили, что заявителем при участии в переторжке 09.10.2023 допущена ошибочная ставка в размере 4 400 000,00 руб., данная сумма экономически нецелесообразная, в связи с чем ИП Ефремов Д.В. письмом №90 от 10.10.2023 обратился в адрес с заказчика с просьбой об отмене результатов проведенной переторжки и назначении новой/повторной переторжки.

Согласно пояснениям ПАО «Якутскэнрего» ввиду того, что объявление закупки и размещение всех протоколов осуществляется через систему НОРБИТ, заказчиком оформлено обращение (заявка SD1031565 от 11.10.2023г.) в службу технической поддержки НОРБИТ (nsd@rushydro.ru) об отмене протокола переторжки. На что СПП НОРБИТ ответили, что им необходимо получение согласования РГС о правомерности отмены переторжки и что СПП направило соответствующий запрос в РГС.    

13.10.2023 получен следующий ответ от СПП НОРБИТ «13.10.2023 04:07: Добрый день! Приносим свои извинения за задержку ответа. Ожидали ответ АО РГС. Получили следующие рекомендации от АО РГС: "Заказчик в этом случае может провести повторную переторжку, но в заочной форме, участник при этом получит возможность скорректировать свою цену, в т.ч. в сторону увеличения". Т.е со стороны РГС получены рекомендации не отменять текущую переторжку, а объявить повторную в заочной форме. Для этого вам необходимо: 1. Сформировать заключение ЗК "Заключение о проведении повторной переторжки", 2. В рамках данного заключения утвердить результаты переторжки и объявить новую переторжку в заочной форме, 3. Сформировать на основании заключения ЗК протокол и опубликовать его в ЕИС и на площадке. После проведения повторной переторжки вам потребуется повторно обратиться в СПП АИСУЗ для получения/корректировки ставок по повторной переторжке. Т.к. на текущий момент в АИСУЗ нет функциональности для получения ставок по повторной переторжке. Экспертизу по повторной переторжке также необходимо проводить вне АИСУЗ».

На основании полученных рекомендаций РГС, было оформлено обращение № 9275 в СПП ЭТП «РАД» на предмет поддержки функционала ЭТП РАД вышеуказанных действий, на что был получен ответ о том, что данный функционал реализован на ЭТП.     

Таким образом, в соответствии с рекомендациями АО РГС, 13.10.2023 было опубликовано решение о проведении повторной, заочной переторжки 17.10.2023 года, в ходе которой участником ИП Ефремовым Д.В. предложена цена в размере 7 198 843,96 рублей без учета НДС.

Далее на линию доверия Группы РусГидро поступило обращение (рег. №401), от гражданки, представившейся Марией, с жалобой на решение закупочной комиссии, следующего содержания (текст обращения приводится дословно с сохранением орфографии автора):

«Прошу провести проверку в отношении торгово-закупочной процедуры №32312745730.lot1 (ОКПД2 08.12.11.130. Поставка песка для реконструкции магистральной тепловой сети 4Ду500 на 4Ду700, от врезки на "Зеленстрой" Якутской ГРЭС до Теплового Пункта 15-2).

09 октября была проведена процедура переторжки. В переторжке участвовали все допущенные участники закупки. В ходе данной переторжки участник Ефремов Дмитрий Валерьевич (он же «победитель» закупки) по всей вероятности, после долгой однотипной подачи предложений по снижению цены заявки, перепутав на клавиатуре цифры 7 на 4 публикует свое предложение в сумме 4 400 000,00р. в место 7 400 000,00р. (просим анализировать ход переторжки).

13 октября 2023 года заказчик принимает решение провести повторную переторжку в заочной форме, где участник Ефремов Дмитрий Валерьевич корректирует сумму своей заявки 4 400 000,00 рублей в сторону увеличения и предлагает сумму 7 198 843,96рублей.

Между тем, в аукционной документации в пункте 4.11.1.7 указан следующее: Предложения участника по снижению предпочтительности заявки по соответствующему предмету переторжки, в том числе по повышению цены, не рассматриваются, такой участник считается не участвовавшим в переторжке.

Организатор данной закупки игнорируя данный пункт аукционной документации и 223-ФЗ принял решение выбрать победителем закупки участника Ефремов Дмитрия Васильевича.

Выражаем свое несогласие с решением организатора закупки и просим предпринять меры.

Действия организатора закупки будут обжалованы в Управлении Федеральной антимонопольной службе».

В ходе рассмотрения обращения гражданки Марии с жалобой на действия ПАО «Якутскэнерго», Департаментом закупок, маркетинга и ценообразования ПАО «РусГидро» установлено следующее:

Подпунктами 4.11.1.1, 4.11.1.2 пункта 4.11.1 Документации о закупке установлено, что организатор оставляет за собой право предоставить участникам возможность добровольно повысить предпочтительность их заявок, в том числе в отношении цены договора (цены за единицу продукции).

Решение о проведении процедуры переторжки, а также ее предмете, сроках и форме ее проведения принимает закупочная комиссия и фиксируется в протоколе рассмотрения заявок. Переторжка по решению закупочной комиссии может проводиться один или несколько раз (далее – многократная переторжка). Каждая процедура переторжки проводится на основании отдельного решения закупочной комиссии, оформляемого соответствующим протоколом.

Согласно подпункту 4.11.1.7 пункта 4.11.1 Документации о закупке предложения участника по снижению предпочтительности заявки по соответствующему предмету переторжки, в том числе по повышению цены, не рассматриваются, такой участник считается не участвовавшим в переторжке. 

Согласно протоколу от 19.10.2023 № 100201-ВП предложенная ИП Ефремовым Д.М. цена договора принята закупочной комиссией, предприниматель признан победителем закупки, что противоречит приведенным условиям закупки, не допускающим возможность повышения ценового предложения в ходе переторжки, обеспечивает ИП Ефремову Д.В. преимущественные условия участия в закупке, ограничивает конкуренцию участников закупки, ведет к неэффективному расходованию средств заказчика. В целях устранения допущенного нарушения ПАО «Якутскэнерго» необходимо отменить протокол заседания закупочной комиссии от 19.10.2023 № 100201-ВП, повторно провести закупку со стадии определения победителя закупки в соответствии с положениями документации о закупке.

            На основании вышеуказанного, закупочной комиссией 1-го уровня ПАО «Якутскэнерго» проведены следующие действия:

  1. отменен протокол заседания закупочной комиссии от 19.10.2023 № 100201-ВП;
  2. опубликован протокол выбора от 15.11.2023 в соответствии с положениями документации о закупке, согласно которому предложение ИП Ефремов Д.В. по повышению цены, полученного в ходе заочной переторжки от 17.10.2023 не рассматривалось, участник признан не участвовавшим в переторжке, на основании подпункта 4.11.1.7 Документации о закупке, так как участник ИП Ефремов Д.В. в ходе заочной переторжки предложил цену выше чем при проведении очной переторжки от 09.10.2023г (протокол № 100201-П от 09.10.2023). В соответствии с п. 4.12.3 Документации о закупке заявка данного участника действуют на предложенных ранее условиях.

Комиссия, заслушав заявителя, представителей заказчика, представителя АО «РГС», рассмотрев представленные документы и пояснения, установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках предусмотрено, что целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика, организатора закупки регламентируется «Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро», утвержденным решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 11.04.2023 (протокол №359 от 12.04.2023) и принятым в качестве внутреннего документа решением Совета директоров ПАО «Якутскэнерго» от 27.12.2019 № 23 (далее – Положение о закупке).

Пунктом 4.8 Положения о закупке предусмотрен способ закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме, согласно которому запрос предложений в электронной форме может проводиться только на электронной площадке для неограниченного круга участников.

В разделе 7.6 Положения о закупке приведен порядок проведения процедур запроса предложений в электронной форме.

Согласно пункту 7.6.3.1 Положения о закупке формирование, согласование и утверждение документации о закупке осуществляются в порядке, аналогичном порядку, указанному в пункте 7.2.3 настоящего Положения

Согласно пункту 7.6.10.1 Положения о закупке рассмотрение заявок на участие в запросе предложений осуществляется в порядке, аналогичном порядку, указанному в п. 7.2.10 настоящего Положения.

Переторжка проводится в соответствии с пунктом 7.13.3 Положения о закупке (пункт 7.6.11.1 Положения о закупке).

Так, в пункте 7.13.3 Положения о закупке приведены следующие условия проведения переторжки:

7.13.3.3. Предметом переторжки могут являться следующие условия (или их сочетания), позволяющие повысить предпочтительность поданных заявок:

а)            цена предложения (цена за единицу продукции);

б)           сроки поставки продукции;

в)           условия оплаты;

г)            иные условия договора, которые являются критериями оценки заявок.

При этом предметом переторжки не могут быть условия предложения, которые не входят в состав критериев оценки.

7.13.3.4. Переторжка может проводиться один или несколько раз.

7.13.3.13.          Переторжка может иметь очную, заочную либо очно-заочную (смешанную) форму проведения.

7.13.3.17.          Закупочная комиссия имеет право назначить шаг очной переторжки до ее начала либо по согласованию с участниками определить его в процессе проведения переторжки. В случае, если шаг переторжки был определен заранее, закупочная комиссия по согласованию с участниками переторжки вправе его уменьшать по ходу переторжки, но не более чем до 1/10 от первоначального шага. Переторжка ведется последовательно со всеми участниками с правом пропуска объявления очередной цены до тех пор, пока все присутствующие не объявят о том, что заявили окончательную цену и далее уменьшать ее не будут.

7.13.3.20.          При заочной переторжке каждый участник из числа приглашенных организатором закупки на эту процедуру и принявших решение об участии в ней должен представить в адрес организатора закупки до заранее установленного срока один запечатанный конверт с документом, содержащим предложение на переторжку, являющимся окончательным предложением данного участника. По желанию участников, приглашенных к участию в переторжке и представивших конверты с документом, содержащим предложение на переторжку по соответствующему предмету, на процедуре заочной переторжки могут участвовать их представители, которые должны при себе иметь документы, подтверждающие их личность (паспорт) и полномочия (в случае, если на переторжку прибыл представитель участника, не являющийся лицом, подписавшим заявку, – заверенная участником копия приказа или выписки из протокола собрания учредителей о назначении руководителя или оригинал доверенности).

7.13.3.25.          Предложения участника по снижению предпочтительности заявки по соответствующему предмету переторжки не рассматриваются, и такой участник считается не участвовавшим в переторжке.

7.13.3.26.          После проведения переторжки (или последней переторжки – в случае проведения переторжки многократно) закупочная комиссия, учитывая предложения, полученные по результатам переторжки, производит ранжировку заявок с учетом предложений, полученных по результатам переторжки, в соответствии с критериями оценки, установленными в документации о закупке. Заявки от участников, приглашенных на переторжку, но не принимавших в ней участие, учитываются при построении ранжировки предложений с первоначальными указанными в их заявках предложениями (или с предложениями, принятыми закупочной комиссией в рамках предыдущих переторжек, – в случае проведения переторжки многократно).

7.13.3.28.          При проведении закупочной процедуры в электронной форме переторжка проводится в режиме реального времени на электронной площадке в соответствии с правилами, предусмотренным такой электронной площадкой, а также порядком ее проведения, установленном документацией о закупке. При этом сведения о прохождении переторжки должны быть доступны всем зарегистрированным пользователям данной электронной площадки.

7.13.3.23.          Предложения, полученные в ходе переторжки, оформляются протоколом, который размещается в ЕИС.

Определение победителя осуществляется в порядке, аналогичном предусмотренному в пункте 7.2.14 настоящего Положения, с учетом того, что победителем запроса предложений признается Участник, заявка на участие в закупке которого, с учетом результатов переторжки (если применимо), в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки продукции (пункт 7.6.14.1 Положения о закупке).

По результатам заседания закупочной комиссии, на котором осуществляется подведение итогов закупки, определение победителя, оформляется итоговый протокол в соответствии с п. 7.2.14.4 настоящего Положения, который размещается организатором закупки в ЕИС (пункт 7.6.14.2 Положения о закупке).

Согласно условиям Документации о закупке решение о проведении процедуры переторжки, а также ее предмете, сроках и форме ее проведения принимает закупочная комиссия и фиксируется в протоколе рассмотрения заявок. Переторжка по решению закупочной комиссии может проводиться один или несколько раз (далее – многократная переторжка). Каждая процедура переторжки проводится на основании отдельного решения закупочной комиссии, оформляемого соответствующим протоколом (пункт 4.11.1.2 Документации о закупке).

Подразделом 4.11.2 Документации о закупке определены особенности переторжки при проведении закупки с использованием ЭТП.

Так, согласно пункту 4.11.2.1 Документации о закупке в случае проведения закупки с использованием ЭТП процедура переторжки проводится на ЭТП в порядке, предусмотренном настоящим подразделом и Регламентом ЭТП.

В зависимости от правил, предусмотренных Регламентом ЭТП, переторжка может проводиться как в очной форме (путем неоднократного снижения цены или улучшения других показателей) с установлением «шага» переторжки, так и в заочной форме (путем однократной подачи предложения на переторжку к установленному времени) (пункт 4.11.2.2 Документации о закупке).          

Согласно пункту 12.5 Регламента электронной торговой площадки АО «Российский аукционный дом» при организации проведения процедур закупок товаров, работ, услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://tender.lot-online.ru/, являющегося приложением к приказу от 31.07.2023 № П-0063-1/029 (далее – Регламент ЭТП) переторжка (очная форма) начинается с наилучшего предложения участника о цене договора, поданного в составе заявки, либо иных условиях ранее поданных предложений, независимо от других участников. При проведении переторжки (заочная форма) участник (участники) вправе подать любое предложение о цене договора, не превышающего начальную максимальную (минимальную) цену договора, либо о иных условиях, независимо от других участников, которое должно быть лучше ранее поданных предложений участника.

Как указано выше, заявка ИП Ефремова Д.В. при подаче ее содержала ценовое предложение в размере 9 244 610,76 руб., без НДС.

09.10.2023 в ходе проведения процедуры очной переторжки с шагом переторжки: 0,1-100 % от НМЦ лота без учета НДС цена предложения ИП Ефремова Д.В. изменена на 4 400 000,00 руб. без учета НДС (протокол от 09.10.2023 № 100201-П).

17.10.2023 в ходе проведения процедуры заочной переторжки цена предложения ИП Ефремова Д.В. составила 7 198 843,96 руб. без учета НДС (протокол от 17.10.2023 № 100201-П-2).

19.10.2023 победителем закупки признан участник ИП Ефремов Д.В. с ценой 7 198 843,96 рублей без учета НДС (протокол от 19.10.2023 № 100201-ВП).

Однако, 08.11.2023 протокол от 19.10.2023 № 100201-ВП отменен.

09.11.2023 назначена новая дата поведения итогов: 15.11.2023.

16.11.2023 в ЕИС размещен протокол от 15.11.2023 № 100201-ВП об утверждении результатов процедуры повторной переторжки согласно которой закупочной комиссией принято решение не рассматривать предложение по повышению цены, признать участника ИП Ефремов Д.В. не участвовавшим в переторжке, на основании подпункта 4.11.1.7 Документации о закупке, в соответствии с п. 4.12.3 Документации о закупке заявка данного участника действуют на предложенных ранее условиях.

Согласно пункту 4.11.1.7 Документации о закупке предложения участника по снижению предпочтительности заявки по соответствующему предмету переторжки, в том числе по повышению цены, не рассматриваются, такой участник считается не участвовавшим в переторжке.

Согласно пункту 4.12.3 Документации о закупке в случае проведения переторжки оценка и сопоставление заявок, а также их ранжировка осуществляются с учетом предложений, полученных по результатам переторжки (или последней переторжки – если она проводилась многократно). Заявки участников, не принявших участие в переторжке, учитываются при построении ранжировки заявок с первоначальными, указанными в их заявках предложениями (или с предложениями, принятыми организатором в рамках последней прошедшей переторжки – если она проводилась многократно).

Комиссия проанализировав порядок подготовки и осуществления закупок, определенный Положением о закупке, условия Документации о закупке, а также Регламент ЭТП, предусматривающий правила проведения переторжки приходит к выводу о неправомерной отмене протокола от 19.10.2023 № 100201-ВП.

Так, ни Положением о закупке, ни условиями Документации о закупке не предусмотрено право заказчику и(или) организатору закупки отмены протоколов, составленных в ходе поведения закупок. Кроме того, признание участника ИП Ефремова Д.В. не участвовавшим в переторжке, на основании подпункта 4.11.1.7 Документации о закупке противоречит условиям проведения процедуры переторжки, установленной в пункте 7.13.3.28 Положения о закупке, в пункте 4.11.2.1 Документации о закупке, поскольку в с соответствии с пунктом 12.5 Регламента ЭТП при проведении заочной формы переторжки участник вправе подать любое предложение о цене договора, не превышающего начальную максимальную (минимальную) цену договора. Данное обстоятельство также подтверждается информацией, представленной ПАО «Якутскэнерго» (ответ от СПП НОРБИТ «13.10.2023 04:07: Добрый день! Приносим свои извинения за задержку ответа. Ожидали ответ АО РГС. Получили следующие рекомендации от АО РГС: "Заказчик в этом случае может провести повторную переторжку, но в заочной форме, участник при этом получит возможность скорректировать свою цену, в т.ч. в сторону увеличения"), а также пояснениями представителей заказчика при рассмотрении жалобы по существу согласно которым Регламент ЭТП предусматривает возможность повышения предложенной цены участником при проведении заочной переторжки.

Более того, продление либо перенос даты подведения итогов после фактического окончания процедуры подведения итогов и размещения в ЕИС протокола подведения итогов противоречит целям регулирования Закона о закупках выражающимся в обеспечении гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки.

Частью 11 статьи 4 Закона о закупках установлено, что изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

Пунктом 7.2.10.13 Положения о закупке предусмотрено, что в случае необходимости организатор закупки после окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке вправе изменить срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе и (или) подведения итогов.

Согласно пункту 4.4.2 Документации о закупке после окончания срока подачи заявок допускается изменение только в части установленных Документацией о закупке дат рассмотрения заявок и подведения итогов закупки (пункты 1.2.22 и 1.2.23) в пределах срока действия заявок и с уведомлением участников, подавших заявки.

Текст изменений официально размещается в течение 3 (трех) календарных дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений. При проведении закупки с использованием ЭТП все участники, официально получившие настоящую Документацию о закупке (пункт 4.2.3) через ЭТП, получат соответствующие уведомления в порядке, установленном регламентом ЭТП (пункт 4.4.3            Документации о закупке).

В пунктах 1.2.22 и 1.2.23 Документации о закупке установлены:

- Дата окончания рассмотрения заявок: «09» октября 2023 года.

- Дата подведения итогов закупки: «19» октября 2023 года.

04.10.2023 протоколом № 100201-С, размещенным в ЕИС 20.10.2023 перенесены сроки проведения закупки:

- Дата рассмотрение заявок: «04» октября 2023 года.

- Дата подведения итогов: «12» октября 2023 года.

12.10.2023 протоколом № 100201-С-1, размещенным в ЕИС 13.10.2023 дата подведения итогов перенесена на: «19» октября 2023 года.

08.11.2023 протоколом № 100201-С-3, размещенным в ЕИС 09.11.2023 дата подведения итогов перенесена на: «09» ноября 2023 года.

09.11.2023 протоколом № 100201-С-4 размещенным в ЕИС 10.11.2023 дата подведения итогов перенесена на: «15» ноября 2023 года.

Принимая во внимание, что 19.10.2023 осуществлено подведение итогов закупки (протокол от 19.10.2023 № 100201-ВП), и отмена протокола об итогах закупки не предусмотрена положениями Документации о закупки и Положением о закупке, изменение (перенос) 08.11.2023 и 09.11.2023 (т.е. через 20 календарях дней после завершения процедуры проведения закупки) даты поведения итогов за пределами установленного срока проведения объявленной закупки неправомерно.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов заявителя о неправомерном изменении сроков проведения закупки, необоснованном протоколе № 100201-ВП от 15.11.2023.

Касательно доводов заявителя об отсутствии Документации о закупке Комиссия отмечает, что Документация о закупке размещена в ЕИС вместе с извещением №32312745730 о проведении запроса предложений в электронной форме 08.09.2023.

На основании вышеизложенного, оценив доводы заявителя и возражения представителей заказчика, рассмотрев всесторонне и полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы обоснованной.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1. Признать жалобу ИП Ефремова Д.В. на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки ПАО «Якутскэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме Лот № 100201-ТПИР ОНМ-2023-ЯЭ: «ОКПД2 08.12.11.130. Поставка песка для реконструкции магистральной тепловой сети 4Ду500 на 4Ду700, от врезки на "Зеленстрой" Якутской ГРЭС до Теплового Пункта 15-2» (извещение №32312745730) обоснованной.

2. Признать заказчика, организатора закупки – ПАО «Якутскэнерго» нарушившим часть 1 статьи 1, части 1, 2 статьи 2, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны