Заключение №014/01/17-250/2019 Заключение от 21 июня 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаключение об обстоятельствах дела №014/01/17-250/2019
о нарушении антимонопольного законодательства
г. Якутск «21» июня 2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
"..." – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия):
Члены комиссии:
"..." – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);
"..." – ведущий специалист эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
В присутствии на заседании:
Заявитель: Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»» в Республике Саха (Якутия) – уведомлены должным образом, на рассмотрения не явились.
Ответчик: Муниципальное унитарное предприятие «Якутская автотранспортная пассажирская компания» ГО «город Якутск», представители "...", директор; "...", доверенность от 17 мая 2018 г.
На основании материалов дела №014/01/17-250/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Муниципального унитарного предприятия «Якутская автотранспортная пассажирская компания» ГО «город Якутск» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принимает заключение об обстоятельствах дела следующего содержания:
17.01.2019 г. поступило заявление Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»» в Республике Саха (Якутия) на действия МУП «ЯПАК» ГО «город Якутск» при осуществлении закупки дизельного топлива и автомобильного бензина АИ-92 через автозаправочные станции поставщика, расположенные в г. Якутске и Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинсом, Тааттинском, Амгинском, Кобяйском, Усть-Алданском, Намском, Олекминском районах (извещение №31807300654. от 14.12.2018 г. на сайте www.zakupki.gov.ru).
В ходе рассмотрения заявления были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем Приказом Якутского УФАС России от 19.04.2019 г. № 014/01/17-250/2019 возбуждено дело №014/01/17-250/2019 в отношении Муниципальное унитарное предприятие «Якутская автотранспортная пассажирская компания» ГО «город Якутск» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».
14.06.2019 г. МУП «ЯПАК» представил пояснения, в котором не согласен с доводами заявителя.
Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела, изучив материалы дела и доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
Аналитический отчет установления состояния конкуренции на товарных рынках проводится в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа).
В соответствии с Порядком проведения анализа установлены следующие характеристики рынка:
- Временным интервалом является период с 14.12.2018 г. по 20.06.2019 г.
- Предмет торгов: Поставка ГСМ (топлива) для нужд МУП "ЯПАК" ГО "город Якутск" на сумму 35 641 687,34 (Тридцать пять миллионов шестьсот сорок одна тысяча шестьсот восемьдесят семь) рублей, 34 копеек
- Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах:
№1 АО НК «Туймаада-нефть», 677005, г. Якутск, Курашова ул. Д. 46;
№2 ООО «Сибирь Ойл» 677008, г. Якутск, ул. Лермонтова, 78.
14.12.2018 года в единой информационной системе (ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31807300654 .
Организатором закупки выступает Муниципальное унитарное предприятие «Якутская автотранспортная пассажирская компания» ГО «город Якутск», адрес: 677000, PC (Я) г. Якутск, ул. Автодорожная, 11 тел/факс 8 (4112) 35-74-72, Контактное лицо: "..."
Начальная максимальная цена контракта – 35 641 687,34 (Тридцать пять миллионов шестьсот сорок одна тысяча шестьсот восемьдесят семь) рублей с учетом НДС.
Объем поставки: АИ-92 - 4 200 л., дизельное топливо – 600 000 л., нормаль-80 – 6 700 л., без указания объемов поставки по районам.
Место поставки: через АЗС поставщика, расположенных в г. Якутске (не менее 6 АЗС) в Хангаласском районе, М-Кангалассом районе, Чурапчинском р-не, Тааттинском р-не, Амгинском р-не, Кобяйском р-не, У-Алданском р-не, Намском р-не, Олекминском р-не.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона №31807300654-2 от 10 января 2019 г. победителем аукциона признан участник под №2 ООО «Сибирь Ойл».
22.01.2019 между МУП "ЯПАК" ГО "город Якутск" и ООО «Сибирь Ойл» был заключен договор по результатам торгов №31807300654 по поставке ГСМ (топлива) для нужд МУП "ЯПАК" ГО "город Якутск".
04 июня 2019 г. Якутским УФАС России, в рамках возбужденного дела №014/01/17-250/2019 о нарушении антимонопольного законодательства был отправлен запрос информации №02/2129 в адрес хозяйствующих субъектов – участников топливного рынка на территории Республики Саха (Якутия).
Целью запроса являлось установление признаков ограничения конкуренции для потенциальных участников закупки №31807300654 по поставке ГСМ (топлива) для нужд МУП "ЯПАК" ГО "город Якутск".
Список хозяйствующих субъектов топливного рынка территории Республики Саха (Якутия):
- АО «Саханефтегазсбыт»
- ПАО «ЯТЭК»
- ООО «Сибирь-Ойл»
- ООО «Сервис-Ойл»
- ООО «Сибирское топливо»
- АО НК «Туймаада-нефть»
- ООО «Паритет»
Участникам рынка были заданы следующие вопросы:
- Является ли для Вас, как для потенциального участника торгов, ограничением для участия - объединение в одной закупке (лоте) задания по поставке ГСМ для нужд Заказчика через 6 АЗС в г. Якутске и 15 АЗС в девяти районах Республики Саха (Якутия) Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинсом, Тааттинском, Амгинском, Кобяйском, Усть-Алданском, Намском, Олекминском районах?
- Рассматривали ли Вы вышеуказанные торги на предмет возможного участия в период их проведения?
- Являются ли для Вас неоднородными рынки поставки топлива посредством АЗС на территории г. Якутска и рынки поставки топлива посредством АЗС в районах в пределах Республики Саха (Якутия)?
- Торги, в которых разъединены лоты на поставку нефтепродуктов посредством АЗС на территории г. Якутска и лоты на аналогичную поставку на территории Хангаласского района (либо иного из вышеуказанных районов) являются для Вас более привлекательными для участия?
- Закупка пластиковых карт для отпуска нефтепродуктов через сторонние АЗС для нужд Заказчика, на территории районов, в пределах которых Вы не имеете собственных АЗС – является для Вас затратной?
В письмах от 11.06.2019 г. № 1095-11 ПАО «ЯТЭК», от 13.06.2019 г. № б/н ООО «Паритет», от 11.06.2019 г. № 94/3 ООО «Сервис-ой» указали, что объединение в один лот задание по поставке ГСМ через АЗС в несколько районов РС(Я) является ограничением для участия в закупке.
В письмах от 11.06.2019 г. № 1095-11 ПАО «ЯТЭК», от 13.06.2019 г. № б/н ООО «Паритет», от 11.06.2019 г. № 94/3 ООО «Сервис-ой», от 06.06.2019 г. № 07-04/1/2396 АО «Саханефтегазсбыт», от 04.06.2019 г. № б/н ООО «Сибирское топливо» указали, что рынок поставки топлива посредством АЗС на территории РС (Я) является неоднородным.
В письмах от 10.06.2019 г. № 397 АО НК «Туймаада-нефть» и от 10.06.2019 г. № 237 ООО «СибОйл» указали, что объединение в один лот задание по поставке ГСМ через АЗС в несколько районов РС(Я) не является ограничением для участия в закупке.
Комиссия Якутского УФАС России рассмотрев ответы потенциальных участников закупки указывает, что объединение в один лот задания по поставке ГСМ для нужд Заказчика через АЗС поставщика, расположенных в г. Якутске (не менее 6 АЗС), в Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинском, Таттинском, Амгинском, Кобяйском, Усть-Алданском. Намском, Олекминском районах не позволяет потенциальным участникам закупки участвовать в закупке, в связи с отсутствием АЗС в некоторых указанных районах.
Также, потенциальные участники не могут определить объем поставок ГСМ в каждом населенном пункте и так как это влияет на формирование цены (транспортную составляющую) не позволяет сформировать начальную максимальную цену.
При этом товарные рынки реализации топлива посредством АЗС в г. Якутске Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинсом, Тааттинском, Амгинском, Кобяйском, Усть-Алданском, Намском, Олекминском районах не являются однородными, имеют разных участников, разные объемы, территориальные особенности и являются разными товарными рынками.
Заказчик, объединив в одном лоте требование о наличии 6-ти АЗС в Якутске и в девяти районах Республики Саха (Якутия) – существенно ограничивает круг участников торгов, при этом хозяйствующие субъекты топливного рынка на территории Республики Саха (Якутия), не имеющие собственных АЗС в указанных районах не могут участвовать в подобных торгах.
Всего в торгах участвовало две компании, победитель торгов ООО «СибОйл» имел необходимое количество заправок лишь в г. Якутске, при этом организация вынуждена заключать дополнительные договоры со сторонними владельцами АЗС для реализации топлива в районах, где она не располагает собственными АЗС посредством оплаты через пластиковые карты.
Заказчик установил требование о наличии у Участника закупки (Поставщика) АЗС в 9 районах PC (Я) без указания конкретного населенного пункта, что с учетом обширной территории данных районов дает разброс в месте оказания услуг от 100 до 1000 километров (от одного населенного пункта района до следующего), которые Заказчик готов преодолеть, чтобы совершить заправку.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).
Таким образом, в действиях МУП «ЯПАК» по объединению в один лот поставку ГСМ через АЗС поставщика, расположенных в г. Якутске (не менее 6 АЗС), в Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинсом, Тааттинском, Амгинском, Кобяйском, Усть-Алданском, Намском, Олекминском районах, содержаться признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и приводит к ограничению конкуренции.
В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.
Председатель Комиссии: ________________ "..."
Члены Комиссии: ________________ "..."
________________ "..."