Заключение №014/01/17-250/2019 Заключение от 21 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заключение об обстоятельствах дела №014/01/17-250/2019

о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Якутск                                                                                                          «21» июня 2019 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

"..." – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия):

Члены комиссии:

"..." – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

"..." – ведущий специалист эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

В присутствии на заседании:

Заявитель: Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»» в Республике Саха (Якутия) – уведомлены должным образом, на рассмотрения не явились.

Ответчик: Муниципальное унитарное предприятие «Якутская автотранспортная пассажирская компания» ГО «город Якутск», представители "...", директор; "...", доверенность от 17 мая 2018 г.

На основании материалов дела №014/01/17-250/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Муниципального унитарного предприятия «Якутская автотранспортная пассажирская компания» ГО «город Якутск» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принимает заключение об обстоятельствах дела следующего содержания:

17.01.2019 г. поступило заявление Регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»» в Республике Саха (Якутия) на действия МУП «ЯПАК» ГО «город Якутск» при осуществлении закупки дизельного топлива и автомобильного бензина АИ-92 через автозаправочные станции поставщика, расположенные в г. Якутске и Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинсом, Тааттинском, Амгинском, Кобяйском, Усть-Алданском, Намском, Олекминском районах (извещение №31807300654. от 14.12.2018 г. на сайте www.zakupki.gov.ru).

В ходе рассмотрения заявления были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи, с чем Приказом Якутского УФАС России от 19.04.2019 г. № 014/01/17-250/2019  возбуждено дело №014/01/17-250/2019 в отношении Муниципальное унитарное предприятие «Якутская автотранспортная пассажирская компания» ГО «город Якутск» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

14.06.2019 г. МУП «ЯПАК» представил пояснения, в котором не согласен с доводами заявителя.

Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела, изучив материалы дела и доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Аналитический отчет установления состояния конкуренции на товарных рынках проводится в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа).

В соответствии с Порядком проведения анализа установлены следующие характеристики рынка:

  1. Временным интервалом является период с 14.12.2018 г. по 20.06.2019 г.
  2. Предмет торгов: Поставка ГСМ (топлива) для нужд МУП "ЯПАК" ГО "город Якутск" на сумму 35 641 687,34 (Тридцать пять миллионов шестьсот сорок одна тысяча шестьсот восемьдесят семь) рублей, 34 копеек
  3. Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах:

№1 АО НК «Туймаада-нефть», 677005, г. Якутск, Курашова ул. Д. 46;

№2 ООО «Сибирь Ойл» 677008, г. Якутск, ул. Лермонтова, 78.

 

14.12.2018 года в единой информационной системе (ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31807300654 .

Организатором закупки выступает Муниципальное унитарное предприятие «Якутская автотранспортная пассажирская компания» ГО «город Якутск», адрес: 677000, PC (Я) г. Якутск, ул. Автодорожная, 11 тел/факс 8 (4112) 35-74-72, Контактное лицо: "..."

 Начальная максимальная цена контракта – 35 641 687,34  (Тридцать пять миллионов шестьсот сорок одна тысяча шестьсот восемьдесят семь) рублей с учетом НДС.

Объем поставки: АИ-92 - 4 200 л., дизельное топливо – 600 000 л., нормаль-80 – 6 700 л., без указания объемов поставки по районам.

Место поставки: через АЗС поставщика, расположенных в г. Якутске (не менее 6 АЗС) в Хангаласском районе, М-Кангалассом районе, Чурапчинском р-не, Тааттинском р-не, Амгинском р-не, Кобяйском р-не, У-Алданском р-не, Намском р-не, Олекминском р-не.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона №31807300654-2 от 10 января 2019 г. победителем аукциона признан участник под №2 ООО «Сибирь Ойл».

22.01.2019 между МУП "ЯПАК" ГО "город Якутск" и ООО «Сибирь Ойл» был заключен договор по результатам торгов №31807300654 по поставке ГСМ (топлива) для нужд МУП "ЯПАК" ГО "город Якутск".

04 июня 2019 г. Якутским УФАС России, в рамках возбужденного дела №014/01/17-250/2019 о нарушении антимонопольного законодательства был отправлен запрос информации №02/2129 в адрес хозяйствующих субъектов – участников топливного рынка на территории Республики Саха (Якутия).

Целью запроса являлось установление признаков ограничения конкуренции для потенциальных участников закупки №31807300654 по поставке ГСМ (топлива) для нужд МУП "ЯПАК" ГО "город Якутск".

Список хозяйствующих субъектов топливного рынка территории Республики Саха (Якутия):

  1. АО «Саханефтегазсбыт»
  2. ПАО «ЯТЭК»
  3. ООО «Сибирь-Ойл»
  4. ООО «Сервис-Ойл»
  5. ООО «Сибирское топливо»
  6. АО НК «Туймаада-нефть»
  7. ООО «Паритет»

Участникам рынка были заданы следующие вопросы:

  1. Является ли для Вас, как для потенциального участника торгов, ограничением для участия - объединение в одной закупке (лоте) задания по поставке ГСМ для нужд Заказчика через 6 АЗС в г. Якутске и 15 АЗС в девяти районах Республики Саха (Якутия) Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинсом, Тааттинском, Амгинском, Кобяйском, Усть-Алданском, Намском, Олекминском районах?
  2. Рассматривали ли Вы вышеуказанные торги на предмет возможного участия в период их проведения?
  3. Являются ли для Вас неоднородными рынки поставки топлива посредством АЗС на территории г. Якутска и рынки поставки топлива посредством АЗС в районах в пределах Республики Саха (Якутия)?
  4. Торги, в которых разъединены лоты на поставку нефтепродуктов посредством АЗС на территории г. Якутска и лоты на аналогичную поставку на территории Хангаласского района (либо иного из вышеуказанных районов) являются для Вас более привлекательными для участия?
  5. Закупка пластиковых карт для отпуска нефтепродуктов через сторонние АЗС для нужд Заказчика, на территории районов, в пределах которых Вы не имеете собственных АЗС – является для Вас затратной?

 

В письмах от 11.06.2019 г. № 1095-11 ПАО «ЯТЭК», от 13.06.2019 г. № б/н ООО «Паритет», от 11.06.2019 г. № 94/3 ООО «Сервис-ой» указали, что объединение в один лот задание по поставке ГСМ через АЗС в несколько районов РС(Я) является ограничением для участия в закупке.

В письмах от 11.06.2019 г. № 1095-11 ПАО «ЯТЭК», от 13.06.2019 г. № б/н ООО «Паритет», от 11.06.2019 г. № 94/3 ООО «Сервис-ой», от 06.06.2019 г. № 07-04/1/2396 АО «Саханефтегазсбыт», от 04.06.2019 г. № б/н ООО «Сибирское топливо» указали, что рынок поставки топлива посредством АЗС на территории РС (Я) является неоднородным.

В письмах от 10.06.2019 г. № 397 АО НК «Туймаада-нефть» и от 10.06.2019 г. № 237 ООО «СибОйл» указали, что объединение в один лот задание по поставке ГСМ через АЗС в несколько районов РС(Я) не является ограничением для участия в закупке.

Комиссия Якутского УФАС России рассмотрев ответы потенциальных участников закупки указывает, что объединение в один лот задания по поставке ГСМ для нужд Заказчика через АЗС поставщика, расположенных в г. Якутске (не менее 6 АЗС), в Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинском, Таттинском, Амгинском, Кобяйском, Усть-Алданском. Намском, Олекминском районах не позволяет потенциальным участникам закупки участвовать в закупке, в связи с отсутствием АЗС в некоторых указанных районах.

Также, потенциальные участники не могут определить объем поставок ГСМ в каждом населенном пункте и так как это влияет на формирование цены (транспортную составляющую) не позволяет сформировать начальную максимальную цену.

При этом товарные рынки реализации топлива посредством АЗС в г. Якутске Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинсом, Тааттинском, Амгинском, Кобяйском, Усть-Алданском, Намском, Олекминском районах не являются однородными, имеют разных участников, разные объемы, территориальные особенности и являются разными товарными рынками.

Заказчик, объединив в одном лоте требование о наличии 6-ти АЗС в Якутске и в девяти районах Республики Саха (Якутия) – существенно ограничивает круг участников торгов, при этом хозяйствующие субъекты топливного рынка на территории Республики Саха (Якутия), не имеющие собственных АЗС в указанных районах не могут участвовать в подобных торгах.

Всего в торгах участвовало две компании, победитель торгов ООО «СибОйл» имел необходимое количество заправок лишь в г. Якутске, при этом организация вынуждена заключать дополнительные договоры со сторонними владельцами АЗС для реализации топлива в районах, где она не располагает собственными АЗС посредством оплаты через пластиковые карты.

Заказчик установил требование о наличии у Участника закупки (Поставщика) АЗС в 9 районах PC (Я) без указания конкретного населенного пункта, что с учетом обширной территории данных районов дает разброс в месте оказания услуг от 100 до 1000 километров (от одного населенного пункта района до следующего), которые Заказчик готов преодолеть, чтобы совершить заправку.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Таким образом, в действиях МУП «ЯПАК» по объединению в один лот поставку ГСМ через АЗС поставщика, расположенных в г. Якутске (не менее 6 АЗС), в Хангаласском, Мегино-Кангаласском, Чурапчинсом, Тааттинском, Амгинском, Кобяйском, Усть-Алданском, Намском, Олекминском районах, содержаться признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и приводит к ограничению конкуренции.

 

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

 

 

Председатель Комиссии:                ________________                                         "..."

                                                 

 

Члены Комиссии:                            ________________                                      "..."

                                                          

                                                  

                                                                      ________________                  "..."  

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны