Предупреждение №02/1952 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения ... от 21 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий, которые содержат признаки

                            нарушения антимонопольного законодательства

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление гражданина <........> (вх.№ 42ф от 01.03.2019), указывающее на признаки нарушения Наслежной администрацией муниципального образования «Момский национальный наслег» Момского района Республики Саха (Якутия) антимонопольного законодательства, а именно незаконной передачи объектов коммунального назначения (септиков) без проведения конкурентных процедур.

В ходе рассмотрения заявления, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) было установлено следующее:

В соответствии с Распоряжением главы МО «Момский национальный наслег» А.В. Андреевым от 26.12.2018 №192 «О передаче во временную эксплуатацию муниципальных объектов коммунального назначения (септиков) на территории МО «Момский национальный наслег» на 2019-2022 г.г.» объекты коммунального комплекса (септики) переданы во временную эксплуатацию РСО ООО «Сатал».

В соответствии с приложением №1 Распоряжения главы МО «Момский национальный наслег» №192 РСО ООО «Сатал» передано во временную эксплуатацию с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. объекты коммунального назначения (септики) в количестве 69 шт. по различным адресам Момского района Республики Саха (Якутия).

Указанные в перечисленных Распоряжениях объекты, в соответствии с письмом Наслежной администрацией муниципального образования «Момский национальный наслег» Момского района Республики Саха (Якутия) №229 от 16.05.2019 не зарегистрированы на праве собственности, ведутся работы по регистрации права собственности на объекты коммунального назначения (септиков).

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Из содержания пункта 3 статьи 218 и пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на бесхозяйную вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо на вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с пунктом 5 Приказа Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Решением Наслежного Совета депутатов МО «Момского национального наслега» №06 от 26.04.2012 г. «Об утверждении порядка постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества и последующей его передачи в муниципальную собственность муниципального образования «Момский национальный наслег» Момского района Республики Саха (Якутия)» (далее – Порядок) утвержден Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества и последующей передачи в муниципальную собственность муниципального образования «Момский национальный наслег» Момского района Республики Саха (Якутия).

Под бесхозяйным недвижимым имуществом в настоящем Порядке понимается недвижимое имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо недвижимое имущество, от права собственности на которое собственник отказался (п. 1.2. Порядка).

Объект недвижимости принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, по заявлению администрации муниципального образования «Момский национальный наслег» (п. 3.1. Порядка).

По истечении года со дня постановки Объекта недвижимости на учет администрация муниципального образования «Момский национальный наслег» обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот объект (п. 3.3 Порядка).

На основании принятого судом решения об установлении права муниципальной собственности администрация муниципального образования «Момский национальный наслег» обязана издать распорядительный документ об оформлении права муниципальной собственности (п. 3.4. Порядка).

Администрация МО «Момского национального наслега» в течение тридцати календарных дней принимает решение о необходимости принятия мер по постановке Объекта недвижимости на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 2.3. Порядка).

В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

При этом, исходя из письма №229 от 16.05.2019 МО «Момский национальный наслег», указанные объекты к централизованной системе водоотведения не относятся, на территории с. Хонуу централизованная система водоотведения отсутствует.

Несмотря на это, пунктом 1 Акта передачи муниципальных объектов коммунального комплекса (септиков) на 2019-2022 во временную эксплуатацию РСО ООО «Сатал» срок его действия установлен: с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года. Объекты переданы под сбор и вывоз канализационных отходов муниципального жилого дома и технического обслуживания данного объекта.

Собственник указанных объектов неизвестен.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно положениям пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих приниципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган муниципального района вправе распоряжаться только имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе передавать только муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов.

При таких условиях, МО «Момский национальный наслег» обязано было произвести ряд действий по принятию бесхозных объектов (септиков) в муниципальную собственность, а в последствии осуществить передачу данных объектов посредством торгов.

Таким образом, передаваемые органом местного самоуправления в пользование РСО ООО "Сатал" объекты коммунального комплекса, не являлись муниципальной собственностью, в связи с чем муниципальное образование не обладало полномочиями по их распоряжению.

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции, нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется прежде всего на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

  При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

   Несмотря на то, что перечень вопросов местного значения определен главой 3 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», реализация указанных полномочий должна осуществляться с соблюдением запретов,установленных Законом о защите конкуренции.

  При таких условиях, Наслежная администрация МО «Момский национальный наслег» обязана была соблюдать запрет, установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Антимонопольный орган усмотрел признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в Распоряжении Наслежной администрации МО «Момский национальный наслег» №192 от 26.12.2018, поскольку неправомерное предоставление объектов коммунального назначения (септиков) под сбор и вывоз канализационных отходов исключительно РСО ООО «Сатал» может оказывать прямое влияние на соответствующий товарный рынок по сбору и обработке сточных вод, выражающееся в фактическом определении преимущественного положения единого исполнителя, который единственный будет иметь право осуществлять деятельность по сбору и вывозу канализационных отходов на территории МО «Момский национальный наслег».

На основании изложенного, действия Наслежной администрации муниципального образования «Момский национальный наслег» Момского района  Республики Саха (Якутия), выразившиеся в издании Распоряжения от 26.12.2018 №192 «О передаче во временную эксплуатацию муниципальных объектов коммунального назначения (септиков) на территории МО «Момский национальный наслег» на 2019-2022 г.г.», содержат в себе признаки ограничения конкуренции и нарушения требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно передача объектов коммунального комплекса (септиков), не являющихся муниципальной собственностью РСО ООО «Сатал» во временную эксплуатацию в обход проведения конкурентных процедур.

 Как указал Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 05.04.2011 №14686/10 по делу №А13-10558/2008 «В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.»

Принимая во внимание обстоятельства, что объекты коммунального назначения (септики) Наслежной администрацией переданы РСО ООО «Сатал» распоряжением от 26.12.2018 N 192 не являлись муниципальной собственностью, в связи с чем муниципальное образование не обладало полномочиями по их распоряжению, то распоряжение МО «Момский национальный наслег» N 192 принято в нарушение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Указанные действия Наслежной администрации муниципального образования «Момский национальный наслег» Момского района  Республики Саха (Якутия) ограничивают права хозяйствующих субъектов, которые могут действовать или действуют на том же товарном рынке по сбору и обработке сточных вод в территориальных границах муниципального образования «Момский национальный наслег» Момского района Республики Саха (Якутия).

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции выдается предупреждение в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях Наслежной администрации муниципального образования «Момский национальный наслег» Момского района  Республики Саха (Якутия) (678860, Момский район, с. Хонуу, ул. Советская, д. 36) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем:

- Отменить Распоряжение главы Наслежной администрации муниципального образования «Момский национальный наслег» Республики Саха (Якутия) от 26.12.2018 №192 «О передаче во временную эксплуатацию муниципальных объектов коммунального назначения (септиков) на территории МО «Момский национальный наслег» на 2019-2022 г.г.».

в срок не менее чем двадцать дней с момента получения настоящего предупреждения;

О выполнении предупреждения необходимо сообщить  в  Якутское УФАС России (677000, г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 22, каб. 213) в течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

Согласно части 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции – антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

В соответствии с частями 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции – при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Административная ответственность за нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции установлена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

Руководитель Управления                                                                   <..............>

Связанные организации

Связанные организации не указаны