Предупреждение №ИЛ/3953/23 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о прекращении действий, которые содержат приз... от 12 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
о прекращении действий, которые содержат признаки
нарушения антимонопольного законодательства


Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия)
(далее – Якутское УФАС России), рассмотрев заявление ИП *** от 03.08.2023
г. (вх. №7545/23 от 03.08.2023) о наличии в действиях Окружной администрации города
Якутска признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), сообщает следующее.
Согласно доводам заявления, критерии оценки заявок являются неправомерными и
некорректными.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам
исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции
указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в
предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным
внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается
принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут
привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением
предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления
таких действий (бездействия).
В ходе рассмотрения настоящего заявления Якутским УФАС России установлено
следующее.
Согласно статье 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ)
использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных
гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных
участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе для размещения
нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды
которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, которая регулируется
статьей 39.36 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 Постановления Окружной администрации города Якутска от 20
марта 2023 года №64п (далее – Постановление №64п) утверждено Положение о
размещении сезонных торговых объектов и оказании развлекательных услуг на территории
Центрального парка культуры и отдыха и общественных пространствах городского округа
«город Якутск», переданных в оперативное управление МАУ «Центр управления
общественными пространствами» городского округа «город Якутск».
В соответствии с Положением о конкурсе, условиями договора могут быть
предусмотрены установка сезонных торговых объектов индивидуальными
предпринимателями и/или юридическими лицами на один сезон.
Согласно части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК
РФ) если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть
опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения.
Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о
существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в
том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также
сведения о начальной цене.
В силу части 3 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключаемого по результатам
торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о
проведении торгов.
Согласно пункту 4.3.2. Положения проведение III этапа (II заседания) Конкурсной
комиссии по определению победителей проводится путем проведения рейтинговой оценки,
членами Конкурсной комиссии, согласно критериям оценки заявки.
В пункте 4.4. и Приложении № 2 Положения предусмотрены критерии и порядок
оценки заявок, а именно:
№ Критерий оценки заявки на участие в Конкурсе
Баллы:
(максимальна я
оценка)
1. Актуальность и социальная значимость: 35 баллов
Условия оценки критерия:
Высокая оценка -решение социально значимой проблемы, создание,
поддержание и сохранение условий для обеспечения комфортной городской
среды и развитие общественных пространств в ГО «г. Якутск»
25 баллов
Средняя оценка - решение социально значимой проблемы, которое не
приведет к ощутимому улучшению качества жизни населения и на
развитие общественных пространств и обеспечения комфортной
городской среды в ГО «г. Якутск».
10 баллов
Низкая оценка - не решает социально значимых проблем, не способствует
их решению и не направлен на развитие общественных пространств и
обеспечения комфортной городской среды в ГО «г. Якутск».
0 баллов
2. Участие в благоустройстве и эксплуатации территории: 35 баллов
Условия оценки критерия:
Высокая оценка - текущее содержание взятой территории, активное
участие в благоустройстве территории: зонирование, ландшафтное
оформление, дополнительные элементы благоустройства, указатели,
иллюминация и т.п.
25 баллов
Средняя оценка - текущее содержание взятой территории 10 баллов
Низкая оценка - отказ от текущего содержания взятой территории 0 баллов
3.
Опыт работы заявителя.
Оцениваются знания, компетенции, информационная открытость,
обеспеченность современным торгово-технологическим оборудованием.
30 баллов
Условия оценки критерия:
Высокая оценка - наличие качественного портфолио, подтверждающего
опыт и компетенции Заявителя. Информационная открытость.
15 баллов
Средняя оценка - наличие портфолио. 10 баллов
Низкая оценка - отсутствие портфолио. 5 баллов
ВСЕГО: 100 баллов
Таким образом, в перечне Критериев оценки заявки на участие в Конкурсе
отсутствует такой критерий как цена.
Определенные Положением Критерии, являются субъективными и отражают мнение
каждого члена комиссии, что исключает объективное рассмотрение условий,
предложенных участниками конкурса.
Необходимо отметить, что в Положении о конкурсе, а также в приложениях к
Положению о конкурсе, таких как извещение о проведении конкурса и типовом договоре
на размещение нестационарного торгового объекта отсутствует начальная цена.
Таким образом, сведения о начальной цене договора отсутствуют, равно как и
методика расчета начальной цены.
Исходя из содержания пункта 2 типового договора на размещение вновь
устанавливаемого объекта/аренды сезонных торговых объектов и объектов
развлекательных услуг плата за размещение объекта устанавливается в момент
непосредственного заключения договора с победителем торгов.
Отсутствие такого критерия определения победителя как начальная цена может
привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в связи с
установлением такого порядка оценки, критерии которого носят только субъективную
оценку участников конкурса.
Необходимо также отметить, что при оценке заявок на участие в Конкурсе члены
Конкурной комиссии оценивают такие критерии как:
- Актуальность и социальная значимость - максимальный балл 35 (состоит из высокой
(25 баллов), средней (10 баллов) и низкой оценки (0 баллов);
- Участие в благоустройстве и эксплуатации территории- максимальный балл 35
(состоит из высокой (25 баллов), средней (10 баллов) и низкой оценки (0 баллов);
- Опыт работы заявителя – максимальный балл 30 (состоит из высокой (15 баллов),
средней (10 баллов) и низкой (0 баллов) оценки).
Якутским УФАС России установлено, что для получения максимального количества
баллов, необходимо получить баллы по всем видам оценки, а именно высокой, средней и
низкой, только в этом случае можно получить максимальное количество баллов при оценке
заявки во время участия в Конкурсе.
Таким образом, максимальные баллы, установленные Положением о конкурсе
являются некорректными.
Якутскому УФАС России не представляется возможным прийти к выводу об
объективности вышеуказанного порядка оценки заявок, поскольку оценка заявок
участников Конкурса зависит от субъективного мнения Организатора торгов, не позволяет
Организатору торгов выявить лучший проект для освоения квоты объектов торговли и
услуг на территории центрального парка культуры и отдыха на летний сезон 2023 г. ввиду
отсутствия строго определенных показателей, учитываемых при оценке.
Порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию «Актуальность и
социальная значимость» не отражает в себе какие конкретно социально значимые
проблемы должны быть решены участником торгов при освоении квоты, а создание,
поддержание сохранение условий для обеспечения комфортной городской среды и
развитие общественных пространств в ГО «город Якутск» - не может оцениваться в период
проведения Конкурса, так как это относится к условиям исполнения договора,
непосредственно при освоении квоты.
Порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию «Участие в
благоустройстве и эксплуатации территории» не отражает в себе порядка сопоставления
заявок в случае, если участниками Конкурса будут предложены различные объемы
активного участия в благоустройстве территории. В случае если один из участников
предложит только зонирование, а другой участник предложит, как зонирование, так и
ландшафтное оформление, и другие варианты благоустройства территории, им будет
присвоено равное количество баллов, что по факту будет противоречить объему оказанных
услуг.
Порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию «Опыт работы заявителя»
не отражает в себе указания на то, каким образом Организатор торгов будет оценивать
знания и компетенцию участников Конкурса, степень их информационной открытости, а
также количественные и качественные показатели обеспеченности торгово-
технологическим оборудованием.
Таким образом, порядок оценки заявок участников Конкурса не позволяет присвоить
участникам Конкурса максимальное количество баллов, а также объективно оценить и
сопоставить заявки участников Конкурса.
Порядок оценки и сопоставления заявок должен содержать вес критерия оценки в
совокупности критериев оценки, установленных конкурсной документацией, оценку в
баллах, получаемых участником закупки по результатам оценки каждого критерия,
алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке, шкалу ранжирования баллов по
каждому критерию, подкритерии, а так же иные параметры, необходимые для выявления
лучших условий, при которых заявка одного из участников будет признана более
предпочтительной, по сравнению с заявками других участников.
Отсутствие критериев и порядка расчета баллов может привести к злоупотреблению
со стороны Организатора торгов, поскольку определение победителя может быть основано
на субъективном усмотрении Организатора торгов. Данные элементы являются
стимулирующим фактором при подаче заявок, что позволяет поддерживать конкуренцию,
нивелировать споры и разногласия между участниками конкурса и организатора закупок
при проведении торгов, что способствует принципам открытости и прозрачности торгов.
В силу пункта 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в
форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую
цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее
назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Следовательно, в нарушение указанного требования ГК РФ порядок оценки заявок на
участие в конкурсе, установленный Организатором торгов в конкурсной документации, не
позволяет выявить лучшие условия исполнения договора и однозначно сопоставить
предложения участников Конкурса.
Таким образом, в действиях Окружной администрации города Якутска имеются
признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в
недопущении, ограничении или устранении конкуренции, в связи с тем, что Окружной
администрацией пунктом 1 Постановления Окружной администрации г. Якутска от
20.03.2023 № 64п утверждено Положение о размещении сезонных торговых объектов и
оказании развлекательных услуг на территории Центрального парка культуры и отдыха и
общественных пространствах городского округа «город Якутск», переданных в
оперативное управление МАУ «Центр управления общественными пространствами»
городского округа «город Якутск», в котором установлен порядок оценки заявок на участие
в Конкурсе и отсутствует порядок сопоставления заявок, что не позволяет выявить лучшие
условия исполнения договора и однозначно сопоставить предложения участников
Конкурса.
В силу части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения
заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите
конкуренции.
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения
действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению,
ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц
(хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению
интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает
хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий
(бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения
антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий,
способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению
последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению
осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или
осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение
выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков
нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15
настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о
возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3,
14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до
завершения срока его выполнения не допускается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите
конкуренции, Якутское УФАС России ПРЕДУПРЕЖДАЕТ Окружную администрацию
города Якутска о необходимости прекращения таких действий (бездействие) в срок, не
превышающий 30 календарных дней с даты получения настоящего предупреждения,
устранить причины и последствия указанных действий путем: внесения изменений в
Положение о размещении сезонных торговых объектов и оказании развлекательных услуг
на территории Центрального парка культуры и отдыха и общественных пространствах
городского округа «город Якутск», переданных в оперативное управление МАУ «Центр
управления общественными пространствами» городского округа «город Якутск»
утвержденное пунктом 1 Постановления Окружной администрации г. Якутска от
20.03.2023 № 64п «Об утверждении Положения о размещении сезонных торговых объектов
и оказании развлекательных услуг на территории Центрального парка культуры и отдыха и
общественных пространствах городского округа «город Якутск», переданных в
оперативное управление МАУ «Центр управления общественными пространствами»
городского округа «город Якутск», либо отмены пункта 1 Постановления Окружной
администрации г. Якутска от 20.03.2023 № 64п «Об утверждении Положения о размещении
сезонных торговых объектов и оказании развлекательных услуг на территории
Центрального парка культуры и отдыха и общественных пространствах городского округа
«город Якутск», переданных в оперативное управление МАУ «Центр управления
общественными пространствами» городского округа «город Якутск».
По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при
наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не
может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.
Согласно части 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции – антимонопольный орган
должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня
окончания срока, установленного для его выполнения.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции – при условии
выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не
возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной
ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его
устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии
признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан
принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в
срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для
выполнения предупреждения.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии
признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан
принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в
срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для
выполнения предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны