Предупреждение №ИЛ/3953/23 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о прекращении действий, которые содержат приз... от 12 сентября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
о прекращении действий, которые содержат признаки
нарушения антимонопольного законодательства
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия)
(далее – Якутское УФАС России), рассмотрев заявление ИП *** от 03.08.2023
г. (вх. №7545/23 от 03.08.2023) о наличии в действиях Окружной администрации города
Якутска признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), сообщает следующее.
Согласно доводам заявления, критерии оценки заявок являются неправомерными и
некорректными.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам
исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской
Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции
указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в
предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным
внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается
принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут
привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением
предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления
таких действий (бездействия).
В ходе рассмотрения настоящего заявления Якутским УФАС России установлено
следующее.
Согласно статье 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ)
использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных
гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных
участков и установления сервитута, публичного сервитута, в том числе для размещения
нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды
которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, которая регулируется
статьей 39.36 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 Постановления Окружной администрации города Якутска от 20
марта 2023 года №64п (далее – Постановление №64п) утверждено Положение о
размещении сезонных торговых объектов и оказании развлекательных услуг на территории
Центрального парка культуры и отдыха и общественных пространствах городского округа
«город Якутск», переданных в оперативное управление МАУ «Центр управления
общественными пространствами» городского округа «город Якутск».
В соответствии с Положением о конкурсе, условиями договора могут быть
предусмотрены установка сезонных торговых объектов индивидуальными
предпринимателями и/или юридическими лицами на один сезон.
Согласно части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК
РФ) если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть
опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения.
Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о
существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в
том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также
сведения о начальной цене.
В силу части 3 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключаемого по результатам
торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о
проведении торгов.
Согласно пункту 4.3.2. Положения проведение III этапа (II заседания) Конкурсной
комиссии по определению победителей проводится путем проведения рейтинговой оценки,
членами Конкурсной комиссии, согласно критериям оценки заявки.
В пункте 4.4. и Приложении № 2 Положения предусмотрены критерии и порядок
оценки заявок, а именно:
№ Критерий оценки заявки на участие в Конкурсе
Баллы:
(максимальна я
оценка)
1. Актуальность и социальная значимость: 35 баллов
Условия оценки критерия:
Высокая оценка -решение социально значимой проблемы, создание,
поддержание и сохранение условий для обеспечения комфортной городской
среды и развитие общественных пространств в ГО «г. Якутск»
25 баллов
Средняя оценка - решение социально значимой проблемы, которое не
приведет к ощутимому улучшению качества жизни населения и на
развитие общественных пространств и обеспечения комфортной
городской среды в ГО «г. Якутск».
10 баллов
Низкая оценка - не решает социально значимых проблем, не способствует
их решению и не направлен на развитие общественных пространств и
обеспечения комфортной городской среды в ГО «г. Якутск».
0 баллов
2. Участие в благоустройстве и эксплуатации территории: 35 баллов
Условия оценки критерия:
Высокая оценка - текущее содержание взятой территории, активное
участие в благоустройстве территории: зонирование, ландшафтное
оформление, дополнительные элементы благоустройства, указатели,
иллюминация и т.п.
25 баллов
Средняя оценка - текущее содержание взятой территории 10 баллов
Низкая оценка - отказ от текущего содержания взятой территории 0 баллов
3.
Опыт работы заявителя.
Оцениваются знания, компетенции, информационная открытость,
обеспеченность современным торгово-технологическим оборудованием.
30 баллов
Условия оценки критерия:
Высокая оценка - наличие качественного портфолио, подтверждающего
опыт и компетенции Заявителя. Информационная открытость.
15 баллов
Средняя оценка - наличие портфолио. 10 баллов
Низкая оценка - отсутствие портфолио. 5 баллов
ВСЕГО: 100 баллов
Таким образом, в перечне Критериев оценки заявки на участие в Конкурсе
отсутствует такой критерий как цена.
Определенные Положением Критерии, являются субъективными и отражают мнение
каждого члена комиссии, что исключает объективное рассмотрение условий,
предложенных участниками конкурса.
Необходимо отметить, что в Положении о конкурсе, а также в приложениях к
Положению о конкурсе, таких как извещение о проведении конкурса и типовом договоре
на размещение нестационарного торгового объекта отсутствует начальная цена.
Таким образом, сведения о начальной цене договора отсутствуют, равно как и
методика расчета начальной цены.
Исходя из содержания пункта 2 типового договора на размещение вновь
устанавливаемого объекта/аренды сезонных торговых объектов и объектов
развлекательных услуг плата за размещение объекта устанавливается в момент
непосредственного заключения договора с победителем торгов.
Отсутствие такого критерия определения победителя как начальная цена может
привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в связи с
установлением такого порядка оценки, критерии которого носят только субъективную
оценку участников конкурса.
Необходимо также отметить, что при оценке заявок на участие в Конкурсе члены
Конкурной комиссии оценивают такие критерии как:
- Актуальность и социальная значимость - максимальный балл 35 (состоит из высокой
(25 баллов), средней (10 баллов) и низкой оценки (0 баллов);
- Участие в благоустройстве и эксплуатации территории- максимальный балл 35
(состоит из высокой (25 баллов), средней (10 баллов) и низкой оценки (0 баллов);
- Опыт работы заявителя – максимальный балл 30 (состоит из высокой (15 баллов),
средней (10 баллов) и низкой (0 баллов) оценки).
Якутским УФАС России установлено, что для получения максимального количества
баллов, необходимо получить баллы по всем видам оценки, а именно высокой, средней и
низкой, только в этом случае можно получить максимальное количество баллов при оценке
заявки во время участия в Конкурсе.
Таким образом, максимальные баллы, установленные Положением о конкурсе
являются некорректными.
Якутскому УФАС России не представляется возможным прийти к выводу об
объективности вышеуказанного порядка оценки заявок, поскольку оценка заявок
участников Конкурса зависит от субъективного мнения Организатора торгов, не позволяет
Организатору торгов выявить лучший проект для освоения квоты объектов торговли и
услуг на территории центрального парка культуры и отдыха на летний сезон 2023 г. ввиду
отсутствия строго определенных показателей, учитываемых при оценке.
Порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию «Актуальность и
социальная значимость» не отражает в себе какие конкретно социально значимые
проблемы должны быть решены участником торгов при освоении квоты, а создание,
поддержание сохранение условий для обеспечения комфортной городской среды и
развитие общественных пространств в ГО «город Якутск» - не может оцениваться в период
проведения Конкурса, так как это относится к условиям исполнения договора,
непосредственно при освоении квоты.
Порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию «Участие в
благоустройстве и эксплуатации территории» не отражает в себе порядка сопоставления
заявок в случае, если участниками Конкурса будут предложены различные объемы
активного участия в благоустройстве территории. В случае если один из участников
предложит только зонирование, а другой участник предложит, как зонирование, так и
ландшафтное оформление, и другие варианты благоустройства территории, им будет
присвоено равное количество баллов, что по факту будет противоречить объему оказанных
услуг.
Порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию «Опыт работы заявителя»
не отражает в себе указания на то, каким образом Организатор торгов будет оценивать
знания и компетенцию участников Конкурса, степень их информационной открытости, а
также количественные и качественные показатели обеспеченности торгово-
технологическим оборудованием.
Таким образом, порядок оценки заявок участников Конкурса не позволяет присвоить
участникам Конкурса максимальное количество баллов, а также объективно оценить и
сопоставить заявки участников Конкурса.
Порядок оценки и сопоставления заявок должен содержать вес критерия оценки в
совокупности критериев оценки, установленных конкурсной документацией, оценку в
баллах, получаемых участником закупки по результатам оценки каждого критерия,
алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке, шкалу ранжирования баллов по
каждому критерию, подкритерии, а так же иные параметры, необходимые для выявления
лучших условий, при которых заявка одного из участников будет признана более
предпочтительной, по сравнению с заявками других участников.
Отсутствие критериев и порядка расчета баллов может привести к злоупотреблению
со стороны Организатора торгов, поскольку определение победителя может быть основано
на субъективном усмотрении Организатора торгов. Данные элементы являются
стимулирующим фактором при подаче заявок, что позволяет поддерживать конкуренцию,
нивелировать споры и разногласия между участниками конкурса и организатора закупок
при проведении торгов, что способствует принципам открытости и прозрачности торгов.
В силу пункта 4 статьи 447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в
форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую
цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее
назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Следовательно, в нарушение указанного требования ГК РФ порядок оценки заявок на
участие в конкурсе, установленный Организатором торгов в конкурсной документации, не
позволяет выявить лучшие условия исполнения договора и однозначно сопоставить
предложения участников Конкурса.
Таким образом, в действиях Окружной администрации города Якутска имеются
признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в
недопущении, ограничении или устранении конкуренции, в связи с тем, что Окружной
администрацией пунктом 1 Постановления Окружной администрации г. Якутска от
20.03.2023 № 64п утверждено Положение о размещении сезонных торговых объектов и
оказании развлекательных услуг на территории Центрального парка культуры и отдыха и
общественных пространствах городского округа «город Якутск», переданных в
оперативное управление МАУ «Центр управления общественными пространствами»
городского округа «город Якутск», в котором установлен порядок оценки заявок на участие
в Конкурсе и отсутствует порядок сопоставления заявок, что не позволяет выявить лучшие
условия исполнения договора и однозначно сопоставить предложения участников
Конкурса.
В силу части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения
заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите
конкуренции.
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения
действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению,
ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц
(хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению
интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает
хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий
(бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения
антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий,
способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению
последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению
осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или
осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение
выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков
нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15
настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о
возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3,
14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до
завершения срока его выполнения не допускается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите
конкуренции, Якутское УФАС России ПРЕДУПРЕЖДАЕТ Окружную администрацию
города Якутска о необходимости прекращения таких действий (бездействие) в срок, не
превышающий 30 календарных дней с даты получения настоящего предупреждения,
устранить причины и последствия указанных действий путем: внесения изменений в
Положение о размещении сезонных торговых объектов и оказании развлекательных услуг
на территории Центрального парка культуры и отдыха и общественных пространствах
городского округа «город Якутск», переданных в оперативное управление МАУ «Центр
управления общественными пространствами» городского округа «город Якутск»
утвержденное пунктом 1 Постановления Окружной администрации г. Якутска от
20.03.2023 № 64п «Об утверждении Положения о размещении сезонных торговых объектов
и оказании развлекательных услуг на территории Центрального парка культуры и отдыха и
общественных пространствах городского округа «город Якутск», переданных в
оперативное управление МАУ «Центр управления общественными пространствами»
городского округа «город Якутск», либо отмены пункта 1 Постановления Окружной
администрации г. Якутска от 20.03.2023 № 64п «Об утверждении Положения о размещении
сезонных торговых объектов и оказании развлекательных услуг на территории
Центрального парка культуры и отдыха и общественных пространствах городского округа
«город Якутск», переданных в оперативное управление МАУ «Центр управления
общественными пространствами» городского округа «город Якутск».
По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при
наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не
может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.
Согласно части 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции – антимонопольный орган
должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня
окончания срока, установленного для его выполнения.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции – при условии
выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не
возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной
ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его
устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии
признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан
принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в
срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для
выполнения предупреждения.
В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии
признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан
принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в
срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для
выполнения предупреждения.