Решение №014/07/3-272/2021 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-272/2021 от 9 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику:

ФГБОУ ВО Арктический ГАТУ

zakaz-ygsha@yandex.ru

Заявителю:

ИП Лондон М.А.

tenders.ru@bk.ru

Оператору

электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»,

ko@rts-tender.ru

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-272/2021

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 9 марта 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе (далее – комиссия):

в составе:

<...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста - эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «ТrueConf»,

при участии:

от заказчика федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Арктический Государственный Агротехнологический университет» (далее – ФГБОУ ВО Арктический ГАТУ) представитель по доверенности №12 от 02.03.2021 года <...> ;

от заявителя индивидуальный предприниматель <...> (далее – <...> .);

от победителя индивидуальный предприниматель <...> (далее – <...> ),

рассмотрев жалобу ИП Лондона М.А. на действия заказчика ФГБОУ ВО Арктический ГАТУ при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку рециркуляторов и облучателей бактерицидных для нужд ФГБОУ ВО Арктический ГАТУ (извещение № 32109984902).

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России, антимонопольный орган) поступила жалоба ИП Лондона М.А. на действия (бездействие) заказчика ФГБОУ ВО Арктический ГАТУ при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку рециркуляторов и облучателей бактерицидных для нужд ФГБОУ ВО Арктический ГАТУ (извещение № 32109984902).

Из сути поданной Заявителем жалобы следует, что:

заказчик ограничил количество участников закупки, необоснованно устранив возможность поставки эквивалентного оборудования, включив во всех позициях технического задания, требования к совокупности технических характеристик, прямо указывающие на единственный товарный знак, единственного официального дистрибьютора на территории РФ, чем создал преимущественные условия для ограниченного числа участников закупки.

Комиссия антимонопольного органа, заслушав лиц, участвующих в деле и изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1. и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее – ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещение о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 1 Закон о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса предложений, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Материалами дела, в том числе извещением об осуществлении закупки (документацией о закупке), протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и сведениями, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, установлено следующее.

  1. Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 32109984902 на поставку рециркуляторов и облучателей бактерицидных для нужд ФГБОУ ВО Арктический ГАТУ размещено в ЕИС 12.02.2021 (МСК+6);
  2. Дата начала срока подачи заявок: 12.02.2021, дата и время окончания подачи заявок: 24.02.2021 10:00;
  3. Начальная (максимальная) цена договора на поставку рециркуляторов и облучателей бактерицидных для нужд ФГБОУ ВО Арктический ГАТУ: 809 466.67 Российский рубль;
  4. Дата подведения итогов: в ЕИС размещен протокол 24.02.2021, размещен протокол рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 1981013 от 24.02.2021, составленный в ходе проведения запроса котировок в электронной форме на поставку рециркуляторов и облучателей бактерицидных для нужд ФГБОУ ВО Арктический ГАТУ (извещение № 32109984902).

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, выслушав пояснения лиц, участвовавших в рассмотрении настоящей жалобы, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к выводу о признании жалобы ИП Лондона М.А. обоснованной по следующим основаниям.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются, в том числе путем проведения запросов котировок.

Частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу требований пунктов 3, 9 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении, об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе следующие сведения:

- предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);

- иные сведения, определенные положением о закупке.

Как поясняет Заявитель, что согласно проведенному специалистами ИП Лондон М.А. анализу рынка, рециркуляторов было выявлено, что Заказчик в каждой позиции технического задания указал совокупность технических требований, прямо определяющих единственное оборудование, единственного товарного знака, единственного официального представителя на территории Российской Федерации, а именно:

Наименование

Товарный знак

Ссылка

1

Рециркулятор медицинский Армед СН211-115 металлический корпус

Армед

https://www.armed.ru/product/oblucatel---recirkulator-armed-sn-211-115-m1-proizvodstvo-rossia/

2

Облучатель-рециркулятор воздуха Облучатель УФ-бактерицидный трехламповый напольный передвижной ОБН-04-"Я-ФП"

Феропласт

https://www.ferroplast.ru/obluchateli-uf/obluchatel-04-ya-fp

, чем создал преимущественные условия участия для конкретного участника. И необоснованно ограничил возможность участия с эквивалентным оборудованием,

Комиссией Якутского УФАС установлено, что Заказчик в каждой позиции технического задания указал конкретные технические характеристики товара, прямо определяющие единственное оборудование, единственный товарный знак, единственного официального представителя:

 

Технические требования облучателя-рециркулятора медицинского бактерицидного предусмотренного техническим заданием:

Рециркулятор медицинский Армед СН211-115 представленный Заявителем в жалобе https://www.armed.ru/product/oblucatel---recirkulator-armed-sn-211-115-m1-proizvodstvo-rossia/.

 

Бактерицидные лампы, не более

15 W, безозоновые

15 W

 

Отражающая способность УФ-излучения

75 %

75 %

 

Уровень шума, не более

40 Дб

40 дБ

 

Максимальный срок горения лампы, не менее

8000 часов

8000 часов

 

Корпус

Ударопрочный пластик

Ударопрочный пластик

 

Режимы работы

Непрерывный, 120 мин, 100 мин, 80 мин, 60 мин, 40 мин, 20 мин

Непрерывный, 120 мин, 100 мин, 80 мин, 60 мин, 40 мин, 20 мин

 

Бактерицидная активность лампы по отношению к S.aureus, не менее

99,9 %

99,9 %

 

Время непрерывной работы, сутки не менее

7

не более суток: 7

 

Производительность, не менее, м3/ч

60

60 м³

 

Габаритные размеры, ± 10 мм

720х175х110

720х175х110

 

Вес без упаковки, не более, кг

3,5

не более 3,5

 

Время выхода рециркулятора на рабочий режим, не более, мин

1

не более 1 мин.

 

Сетевой кабель

Трехжильный, одна из жил которого заземляющая

Трехжильный, одна из жил которого заземляющая

 

Подвесная система для крепления на вертикальной поверхности

Наличие

Наличие

Технические характеристики

Облучатель, предусмотренный техническим заданием

Облучатель бактерицидный ОБН-04-Я-ФП представленный Заявителем в жалобеhttps://www.ferroplast.ru/obluchateli-uf/obluchatel-04-ya-fp

Количество ламп, шт. не менее

3

3 лампы

Мощность ламп, Вт

30

30

Укомплектование лампами

да

да

Производительность, м³/ч

70-250

70-250 м³/ч

Рекомендуемый объем помещения, м³, не более

200

200 м³

Категории помещений

I, II, III, IV, V

I, II, III, IV, V

Облученность на расстоянии 1 м, Вт/м²

3-4

3-4

Наличие таймера наработки ламп

есть

есть

Возможность облучения в присутствии людей

нет

Нет

Электробезопасность

класс I

класс I

Срок службы, лет

5

5

Срок службы ламп, ч

9000

9000

Электропитание, В/Гц

220/50

220/50

Потребляемая мощность, Вт

200

200

Опоры, мм

4 колеса Ø50

4 колеса Ø50

Длина, мм

545±10

545±10

Ширина, мм

545±10

545±10

Высота, мм

1060±10

1060±10

Вес, кг

5,7±0,1

5,7±0,1

Гарантийный срок, мес.

12

12

Таким образом, в сравнительной таблице показано, что техническое задание было сформировано на основании указанных в жалобе образцов оборудования рециркулятора медицинского Армед СН211-115, облучателя бактерицидного ОБН-04-Я-ФП.

Из сути представленных Заказчиком пояснений следует, что Заказчик согласился с некорректно составленным техническим заданием.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии Якутского УФАС пояснил, что в процессе подготовки запроса котировок техническое задание было сформировано на основании указанных в жалобе образцов оборудования рециркулятора медицинского Армед СН211-115, облучателя бактерицидного ОБН-04-Я-ФП.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при осуществлении закупок Заказчику следует руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Заказчик пояснил, что оценивая заявки участников Заказчиком допущен к участию и признан победителем ИП Тишкин Д.В. который предложил в своей заявке другие модели, а именно: airS Light-S и airS Light производства ООО «Технологии Дезинфекции», с отличающимися габаритными размерами и материалом исполнения корпуса.

Заказчик поясняет, что по всем характеристикам Победителем затронуты либо минимальные значения, либо максимальные значения характеристик. Исключение составляет только корпус и габаритные размеры для рециркуляторов и габаритные размеры для облучателей.

В приложении № 1 к извещению содержится "Техническое задание" к данному извещению, в котором указаны конкретные технические характеристики товара, требуемые Заказчиком.

В приложении № 1 к извещению приведена таблица, содержащая конкретные характеристики товаров, требования к упаковке, материалы исполнения корпуса, а так же габаритные размеры товара без указания слов "или эквивалент".

Таким образом, Комиссией установлено указание заказчиком в извещении к описанию предмета закупки отсутствие слов "или эквивалент".

Кроме того, по мнению заказчика, им не совершено действий, повлекших ограничение конкуренции, поскольку являющиеся предметом закупки товары закупаются в рамках процедуры, участие в которой доступно неограниченному кругу лиц.

Заказчик считает, что указание в описание объекта закупки к запросу котировок не нарушены запреты, установленные пунктом 2 части 6.1 Закон о закупках, а именно: в описание предмета закупки не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований.

Данные доводы заказчика отклоняются Комиссией ввиду следующего.

Требования части 6.1 статьи 3 Закона о закупках распространяется на все конкурентные закупки, независимо от конкретной формы такой закупки.

Предложенное заказчиком ограничительное толкование вышеуказанных норм Закона о закупках противоречит принципам закупочной деятельности и требованиям Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 6.1. статьи 3 Закон о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Указанный в пункте 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках запрет, исходя из буквального толкования пунктов 2, 3 части 6.1 статьи 18.1 Закона о закупках действует во всех случаях, за исключение следующих:

- не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

- несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

- закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

- закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", иных ограничений либо уточнений не предусмотрено.

Таким образом не одно из обстоятельств указанных представителями Заказчика при рассмотрении Комиссией Якутского УФАС России жалобы ИП Лондона М.А. не нашло своего подтверждения, не обосновано и не подтверждено соответствующими документами и материалами.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Комиссией установлено нарушение правил описания предмета закупки, создавшего реальную угрозу ограничения возможности отдельных хозяйствующих субъектов принять участие в данной закупочной процедуре.

Учитывая характер установленных нарушений, допущенных заказчиком при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку рециркуляторов и облучателей бактерицидных для нужд ФГБОУ ВО Арктический ГАТУ (извещение № 32109984902) Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы ИП Лондона М.А., а также о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, рассмотрев дело № 014/07/3-272/2021, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ИП Лондона М.А. на действия (бездействие) заказчика федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Арктический государственный агротехнологический университет» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку рециркуляторов и облучателей бактерицидных для нужд ФГБОУ ВО Арктический ГАТУ (извещение № 32109984902) обоснованной.

2. Признать заказчика – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Арктический государственный агротехнологический университет» нарушившим часть 1 статьи 1, пункты 1, 2 части 1 статьи 3, пункт 3 части 9 статьи 4, части 6, 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчику – федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Арктический государственный агротехнологический университет» предписание об устранении допущенных нарушений.

4. Заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) доказательства исполнения предписания.

5. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии: <...> <...>

Связанные организации

лондон михаил александрович
ИНН 540404141736, ОГРН 319547600150350
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ИНН 1435047359, ОГРН 1021401044367