Решение б/н по результатам рассмотрения жалобы от 23 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №014/07/3-1346/2022

 

г. Якутск                                                                                       «23» сентября 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

*** – временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

*** – старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

*** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции:

*** – главного специалиста отдела финансово-правового и технического обеспечения;

В отсутствие представителя заявителя, извещенного должным образом.

Рассмотрев жалобу №014/07/3-1346/2021 ООО «Стейч-Про» (далее – Заявитель) на действия Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Конгресс-центр Якутия» (далее – Заказчик) на организацию аукциона в электронной форме,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) 15 сентября 2022 года поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Стейч-Про» на действия (бездействия) Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Конгресс-центр Якутия» при организации аукциона в электронной форме на поставку сценического комплекса, светодиодного экрана, комплекта звукового оборудования, а также вспомогательного оборудования для организации мероприятий на Комсомольской площади г. Якутска (извещение №32211658314 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru), в которой содержится следующее.

Доводы жалобы:

«31.08.2022 на электронной площадке http://roseltorg.ru и в ЕИС, было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32211658314 на поставку сценического комплекса, светодиодного экрана, комплекта звукового оборудования, а также вспомогательного оборудования для организации мероприятий на площади Комсомольской г. Якутска c начальной ценой договора 38 000 000,00 рублей.

1. Заказчиком указан код ОКПД 26.40.31.190 Аппаратура для воспроизведения звука прочая. Предметом закупки, помимо аппаратуры является: навес, помост, рама для подвеса линейного массива и прочие товары имеющие другие коды ОКПД 2.

Считаем это нарушением Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке", а именно:

п. 24 Представитель заказчика для размещения извещения о закупке определяет и указывает соответствующие коды товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) и коды по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2).

Заказчик, не указывая точные ОКПД2 поставляемых товаров вводит в заблуждение и нарушает права участников закупки.

Считаем, что данное деяние носит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного КОАП РФ статья 7.32.3. часть 3, не размещения предусмотренной Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» информации в ЕИС».

2. В Информационной карте п. 29 Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), предусмотренном статьей 5 Закона №223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Законом № 44-ФЗ.

Считаем данное требование незаконным. В каком именно реестре недобросовестных поставщиков не должен находиться участник закупки?

Допускаем, что данное требование может стать причиной НЕОБОСНОВАННОГО отклонения заявки.

3. 14.1. В Информационной карте п. 35 Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе: Независимая гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона №44-ФЗ. Срок действия независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

Считаем, что данное требование нарушает ч.14.1 ст. 3.4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями и дополнениями):

Независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, должна соответствовать следующим требованиям:

в) указание на срок действия независимой гарантии, который не может составлять менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Заказчиком установлено требование о наличии независимой гарантии в реестре независимых гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона №44-ФЗ, информации о независимой гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в соответствующем открытом конкурсе, аукционе, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения соответствующей заявки не осуществляется.

Согласно п. 2 ч. 14.1 ст. 3.4

2) информация о независимой гарантии должна быть включена в реестр независимых гарантий, предусмотренный частью 8 статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступает в силу с 1 апреля 2023 г.

Заказчик установил в документации к независимой гарантии, заведомо невыполнимое требование о наличии независимой в реестре предусмотренной частью 8 статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.

Что дает ему возможность к незаконному отклонению заявки и сокращает возможности для предоставления обеспечения в виде независимой гарантии.

4. Заказчиком нарушена ст. 4 ч. 10 Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями и дополнениями), а именно отсутствие в документации о закупке:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

5. Заказчиком не установлены преимущества товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

В информационной карте п. 11 Требования, установленные в соответствии с законодательством РФ к товару, работе, услуге: не установлено.

6. В описании предмета закупки в значении показателя характеристики товара, не подлежащие изменению указан товарный знак, протокол передачи цифровых аудио данных DANTE и задержка сигнала по протоколу – Dante. Dante – технология, запатентованная компанией Yamaha, требование заказчиком наличия именно этой технологии без указания на аналог нарушает п. 2 ч.6.1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями и дополнениями), а именно:

6.1. При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Данное требование не дает нам возможность поставить товар другого производителя, что приводит к ограничению конкуренции.

7. В пункте 1.2.3. требования к составу второй части заявки пункт «11) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором стран мира. При этом, если участник закупки не укажет информацию, предусмотренную первым предложением настоящего подпункта, считается давшим согласие на предоставление наименования страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором стран мира в течение одного рабочего дня с момента заключения договора».

Считаем, что данное требование грубо нарушает требование, установленное в статье 3.4. часть 19.6 о предоставлении наименование страны происхождения товара, установленное в соответствии с пунктом 12 части 19.1 статьи 3.4. Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и требование части 5.2 статьи 3 о предоставлении в составе заявки наименования страны происхождения товаров Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Данные нарушения нарушают наши права и не позволяют участвовать в данной закупке.

Просим комиссию ФАС

1.        обязать заказчика прекратить нарушать Федеральное Законодательство

2.        Привести документацию в соответствие требованиям установленным Федеральным закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3.        В случае выявления в действиях заказчика, признаков правонарушения привлечь Заказчика к административной ответственности».

Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ГАУ РС (Я) «Конгресс-центр Якутия», утвержденного решением наблюдательного совета ГАУ РС (Я) «Конгресс-центр Якутия» на основании протокола от 30.06.2021 года №8(далее – Положение о закупках).

На официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru 31 августа 2022 года ГАУ РС (Я) «Конгресс-центр Якутия» опубликовано извещение №32211658314 о проведении аукциона в электронной форме на поставку сценического комплекса, светодиодного экрана, комплекта звукового оборудования, а также вспомогательного оборудования для организации мероприятий на Комсомольской площади г. Якутска и Документация по закупке.

Заказчик: Государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Конгресс-центр Якутия»;

Номер извещения: 32211658314;

Предмет договора: поставка сценического комплекса, светодиодного экрана, комплекта звукового оборудования, а также вспомогательного оборудования для организации мероприятий на Комсомольской площади г. Якутска;

Дата публикации извещения: 31.08.2021;

Дата начала срока подачи заявок –31.08.2022;

Дата и время окончания подачи заявок: 16.09.2022 в 10:00 (по местному времени);

Дата рассмотрения первых частей заявок: 19.09.2022;

Дата начала срока подачи ценовых предложений: 20.09.2022;

Дата рассмотрения вторых частей заявок: 22.09.2022;

Дата подведения итогов -22.09.2022.

Начальная (максимальная) цена договора: 38 000 000,00 рублей.

Участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

15.09.2022 в Якутское УФАС России поступила жалоба ООО «Стейч-Про» (вх. №7020 э от 15.09.2022).

15.09.2021 Якутским УФАС России направлено в адрес заявителя, Заказчика и электронной площадки Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении заключения договора до рассмотрения жалобы по существу (исх. №02/2634 от 15.09.2022).

23.09.2022 в 15:00 рассмотрена жалоба по существу.

20.09.2022 в адрес Якутского УФАС России от заказчика поступили возражения по жалобе:

«Государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Конгресс-центр Якутия» по жалобе ООО «Стейч-Про» №014/07/3-13466/2022 от 15.09.2022 г. сообщает следующее:

1. Закон №ФЗ-223 не обязывает заказчика при размещении закупки выбирать код ОКПД2, но вместе с тем заказчиком при размещении позиции в план закупки был выбран код ОКПД2 26.40.31.1190, так как закупался сценический комплекс для воспроизведения звука;

2. В п. 29. Информационной карты установлено требование об отсутствии участника закупки в обоих реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных ст.5 Закона №223-ФЗ и Законом № 44-ФЗ;

3. В соответствии с пп. в п. 4 ч. 14.1 ст. 3.1 Закона №ФЗ-223 срок действия независимой гарантии не может составлять менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок. В п. 35 Информационной карты указан срок не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок, что не противоречит требованиям Закона №ФЗ-223.

Требование о наличии независимой гарантии в реестре независимых гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона №44-ФЗ установлено в соответствии с.1 ч.14.1 ст. 3.4 Закона №ФЗ-223.

4. Часть 3 Документации Описание объекта закупки содержит полную информацию в соответствии с ч. 10 ст.4 №223-ФЗ;

5. Приоритет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 г. №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» устанавливается на усмотрение заказчика.

6. В ч. 4.1.6 раздела 4 п. 2 Документации Инструкции по заполнению заявки участниками закупки прописано что, если в документации содержится указание на товарный знак, то следует читать со словами «или эквивалент», за исключением, если закупается оригинальный товар, о чем указывается в документации. Данное правило является общим, в описании предмета закупки или в разъяснении на запрос могут быть предусмотрены иные частные случаи.

7. В соответствии с ч. 19.6 ст. 3.4 Закона №ФЗ-223 вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1-9, 11 и 12 ч. 19.1, то есть наименование страны происхождения товара.

На основании вышеизложенного просим признать жалобу ООО «Стейч-Про» необоснованной. Так же информируем, что закупка 15.09.2022 года была отменена по решению заказчика.»

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующему.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в иных случаях.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как следует из доводов жалобы, Заказчиком размещена и проводится закупка по неправомерной документации, содержащей нарушения законодательства Российской Федерации.

На момент рассмотрения жалобы заявителя по существу закупка отменена заказчиком.

Согласно части 5 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Извещение об отмене закупки размещено в ЕИС 15.09.2022 года, что соблюдает требования части 5 статьи 3.2 Закона о закупках.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

По первому доводу жалобы заказчиком указан код ОКПД 26.40.31.190 Аппаратура для воспроизведения звука прочая. Предметом закупки, помимо аппаратуры является: навес, помост, рама для подвеса линейного массива и прочие товары. Таким образом, заказчиком указан только один код ОКПД 2, в то время как предметом закупки предусмотрены и другие товары.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 24 постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» (далее – постановление №908) представитель заказчика для размещения извещения о закупке определяет и указывает соответствующие коды товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) и коды по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2).

Код ОКПД 2 26.40.31.190 расшифровывается: 26.40 – техника бытовая электронная; 26.40.31 - устройства электропроигрывающие, проигрыватели грампластинок, кассетные проигрыватели и прочая аппаратура для воспроизведения звука. Как указал представитель заказчика установление кода ОКПД 2 не предусмотрено действующим законодательством. Таким образом, иные товары предмета закупки не относятся к данному ОКПД 2.

На основании вышеизложенного, неполное указание Заказчиком кодов товара по ОКПД 2, противоречит пункту 24 постановления №908, и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

В связи с чем комиссия приходит к выводу о признании довода жалобы обоснованным.

По второму доводу жалобы заявитель указывает на требование заказчика к участнику закупки о его отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренным 223-ФЗ и 44-ФЗ.

В пункте 29 Информационной карты Документации о закупке установлено:

«Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), предусмотренном статьей 5 Закона №223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Законом № 44-ФЗ: установлено».

В соответствии с частью 7 статьи 3 при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, требование заказчика является правомерным, а довод заявителя признается необоснованным.

По третьему доводу заявитель обжалует неправомерное установление требований в части установления независимой гарантии в качестве обеспечения заявки.

Согласно части 25 статьи 3.2. Закона о закупках Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением случая проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона, при котором обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется в соответствии с частью 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

В пункте 35 информационной карты документации о закупке предусмотрен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в аукционе (в случае установления такого требования в пункте 24 части 1 «Информационная карта» документации).

Между тем, в соответствии с пунктом 24 информационной карты документации о закупке, обеспечение заявки на участие в электронном аукционе не установлено.

Аналогичное установлено в извещении о проведении закупки.

Таким образом, довод заявителя признается необоснованным.

По четвертому доводу жалобы заказчиком не установлены требования в документации о закупке в соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

Однако частью 3 документации о закупке «Описание предмета закупки» заказчиком установлены все необходимые технические характеристики относительно предмета закупки, в связи с чем довод заявителя признается необоснованным.

По пятому доводу жалобы заказчиком не установлены преимущества товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 925 от 16 сентября 2016 года (далее – постановление №925).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках 1. при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Механизм осуществления импортозамещения в рамках Закона о закупках предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 №925.

Согласно пункту 1 постановления №925 заказчик обязан установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Так в соответствии с пунктом 3 постановления №925 установлено, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Согласно разъяснений порядка применения положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, указанных в письме ФАС России № ИА/102692/19 от 22.11.2019 г. механизм предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, при осуществлении заказчиками закупок всех товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлен Постановлением № 925. Применение заказчиками норм Постановления № 925 является обязательным при проведении заказчиками закупок в соответствии с положениями Закона о закупках.

Пунктом 25.4 Положения о закупке установлено, что приоритет устанавливается в соответствии с постановлением Правительства №925, с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Пунктом 11 информационной карты установлено:

«Требования, установленные в соответствии с законодательством РФ к товару, работе, услуге: не установлено».

Таким образом, действия Заказчика не установившего в документации о закупке приоритет товаров, работ, услуг, в соответствии с Постановлением № 925, нарушают требования пункта 1 части 8 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о Закупках, а довод заявителя признает обоснованным.

По шестому доводу жалобы, заявитель указывает, что в описании предмета закупки в значении показателя характеристики товара, не подлежащие изменению указан товарный знак, протокол передачи цифровых аудиоданных DANTE и задержка сигнала по протоколу – dante.

Согласно части 6.1. статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев.

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно пункту 4.1.6. Раздела 4 инструкции по заполнению заявки участниками закупки если в документации содержится указание на товарный знак, то следует читать со словами «или эквивалент», за исключением, если закупается оригинальный товар, о чем указывается в документации. Данное правило является общим, в описании предмета закупки или в разъяснении на запрос могут быть предусмотрены иные частные случаи.

Исходя из вышеизложенного, в документации о закупке заказчиком предусмотрено условие о предоставлении эквивалента в случае указания на товарный знак. Таким образом, довод заявителя признается необоснованным.

По седьмому доводу жалобы, заявитель обжалует положения пункта 1.2.3 требования к составу второй части заявок:

«Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором стран мира. При этом, если участник закупки не укажет информацию, предусмотренную первым предложением настоящего подпункта, считается давшим согласие на предоставление наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором стран мира в течение одного рабочего дня с момента заключения договора».

Пунктом 12 части 19.1 статьи 3.4. Закона о закупках установлено, что заказчик в документации о закупке вправе установить обязанность представления наименования страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 17.8 части 17 Приказа Минпреда РС (Я) от 11.07.2022 №П-151од «Об утверждении Типового положения о закупках товаров, работ и услуг бюджетных учреждений, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий Республики Саха (Якутия), подведомственных Министерству предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия)» вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать информацию о наименовании страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором стран мира. При этом, если участник закупки не укажет информацию, предусмотренную первым предложением настоящего подпункта, считается давшим согласие на предоставление наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором стран мира в течение одного рабочего дня с момента заключения договора.

Таким образом, обжалуемое требование не противоречит законодательству Российской Федерации, и является обязательным при проведении аукциона автономным учреждением. Исходя из изложенного довод заявителя признается необоснованным.

Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России, по результатам рассмотрения жалобы, приходит к выводу, что в обжалуемых действиях заказчика выявлены нарушения части 1 статьи 2 и пункта 1 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

Комиссия Якутского УФАС России, исходя из фактических обстоятельств дела, а именно отмены аукциона, приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи Заказчику предписания.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1.  Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стейч-Про» (адрес: 692760, Приморский край, город Артем, улица Фрунзе, дом 50, офис 61, ИНН 2502048810, КПП 250201001, ОГРН 1142502000189), на действия (бездействия) государственного автономного учреждения «Конгресс-центр Якутия» (адрес: 677027, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Кирова, дом 13, офис 205, ИНН: 1435202558, КПП: 143501001, ОГРН 1081435005475) при организации аукциона в электронной форме на поставку сценического комплекса, светодиодного экрана, комплекта звукового оборудования, а также вспомогательного оборудования для организации мероприятий на Комсомольской площади г. Якутска (извещение №32211658314 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru), обоснованной;

2. Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 8 статьи 3, часть 1 статьи 2Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Обязательное для исполнения предписания для устранения нарушений не выдавать.

4.  Передать материалы рассмотренной жалобы должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьей 7.32.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель Комиссии:                              ________________                 ***

Члены Комиссии:                                        ________________                      *

                                                               ________________                ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны