Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-1570/20... от 14 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-1570/2022

г. Якутск                                                                                            «14» ноября 2022 года                                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

<...> – временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<...> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<...> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

При участии (в дистанционном режиме с помощью систем видеоконференцсвязи):

<...> – представитель ГКУ РС (Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» по доверенности б/н от 19.09.2022;

<...> – представитель ГАУ РС (Я) «Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница» б/н от 14.11.2022;

Рассмотрев жалобу ООО «МЕД-ФУД» на действия организатора торгов и заказчика при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от ООО «МЕД-ФУД» на действия организатора закупки и заказчика при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на предмет «Оказание услуг по организации лечебного питания пациентов» (закупка №32211753297 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

ООО «МЕД-ФУД», являясь участником обжалуемой закупки, полагает, что при ее проведении были допущены нарушения действующего законодательства в сфере закупок, что привело к нарушению прав и законных интересов участников закупки, а также принципов конкуренции и прозрачности закупок, по следующим основаниям.

Согласно пункту 5 части 4 статьи 3.4 Федерального закона о закупках при проведении закупки было предусмотрено сопоставление дополнительных ценовых предложений участников конкурса в электронной форме о снижении цены договора.

При этом уведомление участникам закупки о возможности сделать окончательное предложение о снижении цены договора было направлено 27.10.2022 в 10.48, после размещения в Единой информационной системе в сфере закупок протокола рассмотрения вторых частей заявок, содержащего в себе полную информацию об участниках закупки, а также результаты оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией (протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе электронной форме № 32211753297-2 от 27.10.2022 размещен в Единой информационной системе в сфере закупок 27.10.2022 в 10.47).

Таким образом, на момент подачи окончательных предложений о снижении цены договора все участники закупки знали поименный состав участников и количество присвоенных им баллов по нестоимостным критериям, касающимся квалификации участника закупки, установленным конкурсной документацией.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3.3 Федерального закона о закупках оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность информации о содержании заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений до окончания срока подачи окончательных предложений;

Указанное требование Федерального закона о закупках при проведении обжалуемой закупки было нарушено.

В соответствии с пунктом 2 части 10, частью И статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в закупке, первые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки, не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи предложений о цене контракта, после чего члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;

б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по нестоимостным критериям, касающимся квалификации участника закупки.

Только после этого размещается протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона о закупках при осуществлении закупок заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. В нарушение указанного положения при проведении обжалуемой закупки Заказчик/конкурсная комиссия, обладая всей информацией об участниках закупки до момента подачи окончательных предложений о снижении цены договора, потенциально мог использовать ее в интересах одного из участников закупки.

Таким образом, при проведении обжалуемой закупки было нарушено законодательство в сфере закупок, а также принципы конкуренции и прозрачности закупки, что привело к нарушению прав и законных интересов участников закупки, в частности ООО «МЕД-ФУД».

ГКУ РС (Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» представило письменные возражения на жалобу ООО «МЕД-ФУД», согласно которым просит признать жалобу необоснованной и требования, содержащиеся в жалобе, не подлежащими удовлетворению.

На рассмотрении жалобы по существу, представитель ГКУ РС (Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» поддержал доводы, указанные в возражениях.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 11 октября 2022 года опубликовано извещение о проведении закупки № 32211753297 – открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на предмет «Оказание услуг по организации лечебного питания пациентов».

К документам закупки приложена документация о проведении открытого конкурса (в электронной форме), номер и дата заявки: ок-2022-10-868, заказчик: ГАУ РС (Я) «ЯРОКБ», предмет закупки: Оказание услуг по организации лечебного питания пациентов, начальная (максимальная) цена договора: 8 459 055,00 рублей (далее – Документация о закупке).

Заказчиком рассматриваемой закупки является государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница» (Российская Федерация, 677005, Саха /Якутия/ Респ, г. Якутск, ул. Свердлова, д. 15).

Организатором закупки выступает государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» (677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, проспект Ленина, 22).

Рассматриваемая закупка проводилась на основании положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Участниками закупки выступают субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 32211753297-1 от 24.10.2022 на момент окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме было подано 3 заявки:

  1. Заявка №159891; дата регистрации заявки - 17.10.2022 17:36;
  2. Заявка №160715; дата регистрации заявки - 18.10.2022 16:48;
  3. Заявка №160806; дата регистрации заявки - 18.10.2022 20:41.

Все поступившие заявки были допущены к дальнейшему участию в закупке.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе электронной форме № 32211753297-2 от 27.10.2022 были рассмотрены вторые части заявок следующих участников закупки:

  1. Заявка №159891 - ПК «ЯКУТСКОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО»: вторая часть заявки признана соответствующей требованиям документации;
  2. Заявка №160715 - ИП <...>: вторая часть заявки признана соответствующей требованиям документации;
  3. Заявка №160806 - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСВЕННОСТЬЮ «МЕД-ФУД»: вторая часть заявки признана соответствующей требованиям документации.

Также комиссия по осуществлению закупок провела оценку заявок по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки», согласно которой присвоены следующие баллы:

  1. Заявка №159891 – 30 баллов;
  2. Заявка №160715 – 0 баллов;
  3. Заявка №160806 – 33 балла.

28 октября 2022 года составлен протокол сопоставления дополнительных ценовых предложений по конкурсу в электронной форме, согласно которому поступило 2 дополнительных ценовых предложения:

  • Заявка №159891: предложение ПК «ЯПО» - 6 100 000,00 рублей;
  • Заявка №160806: предложение ООО «МЕД-ФУД» - 6 616 500,00 рублей.

31 октября 2022 года составлен протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме № 32211753297-3.

Согласно указанному протоколу ценовых предложениям участников присвоены следующие баллы:

  1. Заявка №159891 - 6 100 000,00 рублей - 60,00 баллов;
  2. Заявка №160715 - 8 250 000,00 рублей - 44,36 балла;
  3. Заявка №160806 - 6 616 500,00 рублей - 55,32 баллов.

Победителем признан участник с номером заявки №159891, получившей первый номер: ПК «ЯКУТСКОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО» с предложением о цене договора: 6 100 000,00 рубль.

Второй номер присвоен участнику с номером заявки №160806: ООО «МЕД-ФУД» с предложением о цене договора: 6 616 500,00 рубль.

Заявитель считает, что направление уведомления участникам закупки о возможности сделать окончательное предложение о снижении цены договора после размещения в ЕИС протокола рассмотрения вторых частей заявок, содержащего в себе полную информацию об участниках закупки, а также результаты оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией и то, что на момент подачи окончательных предложений о снижении цены договора все участники закупки знали поименный состав участников и количество присвоенных им баллов по нестоимостным критериям, касающимся квалификации участника закупки, установленным конкурсной документацией, нарушает принципы конкуренции и прозрачности закупки, что привело к нарушению прав и законных интересов участников закупки, в частности ООО «МЕД-ФУД».

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протокол наблюдательного совета ГАУ PC (Я) «ЯРОКБ» от 30 сентября 2022 года № 7/2022 утверждена новая редакция положения о закупке товаров, работ, услуг ГАУ PC (Я) «ЯРОКБ» (далее – Положение о закупке ГАУ PC (Я) «ЯРОКБ»).

Согласно пункту 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Частью 24 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов.

В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 3.4 Закона о закупках конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства может включать в себя сопоставление дополнительных ценовых предложений участников конкурса в электронной форме о снижении цены договора.

Часть 5 статьи 3.4 Закона о закупках устанавливает правила при включении в конкурс в электронной форме этапов, указанных в части 4 статьи 3.4 Закона о закупках, в частности должно соблюдаться следующее:

  • каждый этап конкурса в электронной форме может быть включен в него однократно;
  • в документации о конкурентной закупке должны быть установлены сроки проведения каждого этапа конкурса в электронной форме;
  • по результатам каждого этапа конкурса в электронной форме составляется отдельный протокол;
  • участники конкурса в электронной форме должны быть проинформированы о наименьшем ценовом предложении из всех ценовых предложений, поданных участниками такого конкурса;
  • участники конкурса в электронной форме вправе подать на электронной площадке одно дополнительное ценовое предложение, которое должно быть ниже ценового предложения, поданного ими ранее. Продолжительность приема дополнительных ценовых предложений составляет три часа;
  • если участник конкурса в электронной форме не меняет свое ценовое предложение, он вправе не подавать дополнительное ценовое предложение. При этом ранее поданное им ценовое предложение рассматривается при составлении итогового протокола.

Частями 7.1 и 22 статьи 3.4 Закона о закупках установлен следующий порядок направления оператором электронной площадки информации заказчику:

  • первые части заявок на участие в конкурсе в электронной форме – не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок;
  • вторые части заявок на участие в конкурсе, а также предложения о цене договора (при проведении конкурса в электронной форме) - в сроки, установленные документацией о проведении конкурса, аукциона, но не ранее размещения заказчиком в единой информационной системе протокола, составляемого в ходе проведения конкурса по результатам рассмотрения первых частей заявок;
  • протокол подачи дополнительных предложений о цене договора – не ранее срока размещения заказчиком в единой информационной системе протокола, составляемого в ходе проведения конкурса в электронной форме по результатам рассмотрения вторых частей заявок.

Исходя из указанных положений Закона о закупках, подача дополнительных предложений может осуществляться участниками конкурса только после факта получения и рассмотрения заказчиком вторых частей заявок, содержащих ценовые предложения участников.

Пунктом 16.31 Положения о закупке ГАУ PC (Я) «ЯРОКБ» установлено, что участники закупки, допущенные к участию в открытом конкурсе, вправе подавать окончательные предложения о цене договора. Участник открытого конкурса может подать только одно окончательное предложение о цене договора.

Аналогичное положение установлено пунктом 2.20 части 2 Документации о закупке.

Пунктом 16.32 Положения о закупке ГАУ PC (Я) «ЯРОКБ» установлено, что подача окончательных предложений о цене договора проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении о проведении открытого конкурса. Продолжительность приема окончательных предложений о цене договора составляет три часа.

Аналогичное положение установлено пунктом 2.21 части 2 Документации о закупке.

Пункт 16.33 Положения о закупке ГАУ PC (Я) «ЯРОКБ» устанавливает, что днем подачи окончательных предложений о цене договора является рабочий день не ранее дня размещения заказчиком в единой информационной системе протокола, составляемого в ходе проведения конкурса по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе.

Аналогичное положение содержит пункт 2.22 части 2 Документации о закупке.

На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода ГКУ РС (Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» о том, что днем подачи окончательных предложений о цене договора может быть установлен любой рабочий день после размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения первых частей заявок до подведения итогов открытого конкурса в электронной форме.

Документацией о закупке установлены следующие временные показатели проведения конкурса:

  • Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе - 24.10.2022 года 22:00
  • Дата подачи участниками конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене договора - 28.10.2022 года с 12:00 до 15:00
  • Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе - 27.10.2022 года 22:00
  • Дата подведения итогов - 31.10.2022 года

Протокол рассмотрения первых частей заявок размещен в ЕИС 24.10.2022.

Протокол рассмотрения вторых частей заявок размещен в ЕИС 27.10.2022.

Протокол подачи дополнительных ценовых предложений размещен в ЕИС 28.10.2022.

Итоговый протокол размещен в ЕИС 31.10.2022.

Согласно части 10 статьи 3.3 Закона о закупках оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность информации о содержании заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений до окончания срока подачи заявок, окончательных предложений, об участниках конкурентной закупки в электронной форме, подавших заявки на участие в такой закупке, до предоставления комиссии по осуществлению конкурентных закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом и соглашением, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, доступа к данным заявкам (ко вторым частям заявок, направляемым заказчику в соответствии с пунктом 3 части 22 статьи 3.4 настоящего Федерального закона, в случае осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства).

Вместе с тем, Комиссия Якутского УФАС России установила, что в рассматриваемой закупке оператор электронной площадки направлял информацию заказчику в соответствии с требованиями Закона о закупках, тем самым в должной мере обеспечил конфиденциальность информации, заказчик и организатор закупки организовали и провели возможность подачи и рассмотрение дополнительных предложений о цене договора в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке ГАУ PC (Я) «ЯРОКБ».

Комиссия Якутского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО «МЕД-ФУД», приходит к выводу о том, что организатор закупки ГКУ РС (Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» и заказчик ГАУ PC (Я) «ЯРОКБ» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на предмет «Оказание услуг по организации лечебного питания пациентов» (закупка №32211753297 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru), а именно, проведя этап сопоставления дополнительных ценовых предложений участников конкурса в электронной форме о снижении цены договора, не нарушили требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и осуществления закупки, содержащегося в Положении о закупке ГАУ PC (Я) «ЯРОКБ».

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «МЕД-ФУД» (111398, г. Москва, ул. Плеханов, д. 22, корп. 4, эт. 1, пом. I, ОГРН 1027739244268, ИНН 7701272975) на действия организатора закупки ГКУ РС (Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» (677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина, д. 22, ОГРН 1181447012086, ИНН 1435335477) и заказчика ГАУ РС (Я) «Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница» (677005, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Свердлова, д. 15, ОГРН 1031402027777, ИНН 1435039862) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на предмет «Оказание услуг по организации лечебного питания пациентов» (закупка №32211753297 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru) – необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны