Решение №без номера Решение № 014/07/3-2805/2019 по результатам рассмотрения жал... от 30 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту – Комиссия) в составе:

<...>

в отсутствие представителя заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Мелком-Трейдинг», надлежаще уведомленного, заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы по существу в отсутствие представителя заявителя;

в присутствии представителей заказчика, публичного акционерного общества «Якутскэнерго», <...>, представителя по доверенности № И00005727 от 05.12.2018 г., <...>, представителя по доверенности № И00005844 от 19.12.2018 г.,  <...>, представителя по доверенности № И00006905 от 21.10.2019 г., <...>, представителя по доверенности № И00006860 от 01.10.2019 г.,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мелком-Трейдинг» (далее – ООО «Мелком-Трейдинг», заявитель), на действия (бездействие) заказчика публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по лоту № 771.1 (ТПиР/мтр) «Винтовой компрессор КВГЭС» (извещение № 31908252568), нарушающие законодательство о закупках,

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Мелком-Трейдинг» на действия (бездействие) заказчика ПАО «Якутскэнерго при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по лоту № 771.1 (ТПиР/мтр) «Винтовой компрессор КВГЭС» (извещение № 31908252568), нарушающие законодательство о закупках.

Из содержания жалобы заявителя следует, что заявка участника ООО «Мелком-Трейдинг» была неправомерно отклонена по основаниям, не предусмотренным документацией о закупке.

На рассмотрении жалобы по существу представители заказчика не согласились с доводами жалоб и пояснили, что при проведении экспертной оценки установлено, что у участников закупки ООО «Мелком-Трейдинг» и АО «УралКомпрессорМаш» общий учредитель. Эксперт имел основание предполагать, что у участников была возможность информировать друг друга о действиях в рамках закупки, а также иметь заинтересованность в результате таких согласованных действий. Тем самым, заявка ООО «Мелком-Трейдинг» была отклонена обоснованно в соответствии с документацией о закупке.

В соответствии с частью 14.1 Федеральный закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в связи с необходимостью получения дополнительной информации, рассмотрение жалобы по существу перенесено на 30.10.2019.

Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

ПАО «Якутскэнерго» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным Протоколом заседания Совета директоров ПАО «РусГидро» от 04.10.2018 № 277 (далее – Положение).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

Как следует из материалов рассмотрения жалоб, 30.08.2019 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, документация о закупке «Запрос предложений на право заключения договора на поставку «Винтовой компрессор КВГЭС» (ЛОТ № 771.1 (ТПиР/мтр)).

Заказчиком 11.10.2019 года был опубликован Протокол № 771-Р от 10.10.2019 г., согласно которому заявки участников АО «УралКомпрессорМаш» и ООО «Мелком-Трейдинг» отклонены от дальнейшего рассмотрения на основании пункта 4.9.6 подпункта Б) документации о закупке (несоответствие подпункта 8 пункта 10.1 обязательных требований документации о закупки). Основания для отклонения: имеются основания предполагать о существовании между участниками АО «УралКомпрессорМаш» и ООО «Мелком-Трейдинг» согласованных действий, которые могут привести к ограничению конкуренции в рамках закупки (наличие связей, носящих характер аффилированности: общий учредитель Захаров М.П. ИНН 666307555600), что является критерием отбора (подпункт «к» пункта 2.4.1 Методики проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых ПАО «Якутскэнерго»).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Аналогичные требования установлены и в Положении (пункт 1.4.2.2).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 6.3.4 Положения установлено, что заказчик определяет требования к Участникам в извещении и (или) документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к Участникам требования, которые не указаны в извещении и (или) документации о закупке. Требования, предъявляемые к Участникам, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем Участникам.

Пункт 6.3.7 Положения о закупке содержит отсылочную норму, в соответствии с которой иные требования к участникам устанавливаются документацией о закупке. При этом требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишних (необоснованных) ограничений, в том числе ограничений допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Подпунктом б) пункта 4.9.6 документации о закупке установлено, что по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки, в том числе, по основанию несоответствия участников требованиям документации о закупке;

В соответствии с пунктами 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 документации о закупке участвовать в закупке может юридическое / физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, или несколько юридических / физических лиц, в том числе несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, из числа лиц, указанных в пункте 1.2.6.

Однако, чтобы претендовать на победу в закупке и получение права заключить Договор с Заказчиком, Участник самостоятельно или Коллективный участник в целом должен отвечать требованиям, установленным в настоящей Документации о закупке. Требования к Участникам установлены с учетом требований к продукции, являющейся предметом закупки.

Полный перечень обязательных требований к Участникам указан в Приложении №3 к настоящей Документации о закупке (подраздел 10.1).

Подпунктом 8 пункта 10.1 Приложение №3 – Требования к участникам документации о закупке определено, что участники закупки не должны вступать в отношения и/или совершать какие-либо согласованные действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции в рамках закупки (в соответствии с Методикой проверки надежности (деловой репутации) ифинансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур) (далее – Методика проверки).

В абзаце к) подпункта 2.4.1 пункта 2.4 Методики проверки к критериям отбора отнесено наличие оснований предполагать о существовании между участниками одной закупки согласованных действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции в рамках закупки, при этом под согласованными действиями понимается взаимное информирование участников о действиях друг друга в рамках закупки и/или их заинтересованность в результатах таких согласованных действий (под согласованными действиями не должны пониматься действия, связанные с объективными обстоятельствами, в равной мере влияющими на участников) – проверка осуществляется по документам заявок, сведениям и информации, указанным в таких заявках, а также оформлению заявок.

Поскольку участники закупки ООО «Мелком-Трейдинг» и АО «УралКомпрессорМаш» имеют общего учредителя, что подтверждается приложенными к заявкам документами, у закупочной комиссии имелись основания предполагать о существовании между участниками закупки согласованных действий, о возможности информировать друг друга о действиях в рамках закупки, а также о наличии заинтересованности в результате таких согласованных действий. Тем самым, закупочная комиссия правомерно отклонила заявки ООО «Мелком-Трейдинг» и АО «УралКомпрессорМаш» в соответствии с положениями документации о закупке.

Включение в документацию о закупке запрета на согласованные действия участников закупки направлено на обеспечение здоровой конкуренции, недопущение

 

неправомерных действий отдельных участников закупки, направленных на получение преимуществ путем достижения антиконкурентной договоренности, на доведение до участников закупки позиции заказчика о негативном отношении к подобным действиям и неотвратимости наступления последствий в виде отклонения заявки при установлении таких действий.

На основании изложенного, поскольку закупочная комиссия отклонила заявку ООО «Мелком-Трейдинг» по основаниям, предусмотренным документацией о закупке, доводы жалобы не нашли своего подтверждения.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

признать жалобу ООО «Мелком-Трейдинг» на действия (бездействие) заказчика ПАО «Якутскэнерго» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по лоту № 771.1 (ТПиР/мтр) «Винтовой компрессор КВГЭС» (извещение № 31908252568) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны