Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-19/2023 от 20 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-19/2023

г. Якутск                                                                                            «20» января 2023 года                                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

<...> – временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<...> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<...> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

При участии (в дистанционном режиме с помощью систем видеоконференцсвязи):

<...> – представитель ГКУ РС (Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» по доверенности б/н от 19.09.2022;

<...> – представитель ГАУ РС (Я) «Республиканская клиническая больница №3» по доверенности №01-23 от 09.01.2023;

<...> – представитель ООО «Юнионинвест» по доверенности №1 от 11.02.2022;

Рассмотрев жалобу ООО «Юнионинвест» на действия организатора закупки при организации и проведении аукциона в электронной форме

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от ООО «Юнионинвест» на действия заказчика при заключении договора по результатам проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на предмет поставки канцелярских и бытовых товаров (закупка №32211895316 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

Заказчик разместил на электронной торговой площадке www.tektorg.ru Аукцион ЦЗ № 32211895316 от «13» декабря 2023 г. «Поставка канцелярских и бытовых товаров».

Согласно сведениям Извещения о процедуре с электронной торговой площадки (ЭТП): https://www.tektorg.ru/223-fz/procedures/6158655 начальная (максимальная) цена договора установлена без учёта НДС и составляет 693 824,7 руб.

Согласно сведениям Извещения о процедуре с ЭТП торговая сессия осуществляется от НМЦ без НДС:

 

В соответствии с п. 12 Протокола проведения аукциона № ЗП2112501 от 27.12.2022 (приложение №1) ценовые предложения подавались участниками закупки без учёта НДС:

 

Участник закупки признан победителем аукциона с предложенной ценой без НДС 294 875,81 руб.

Таким образом, цена договора с учётом НДС, должна была составить 353 850,97 руб.

К участнику закупки применены положения Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление №925). Цена договора должна быть снижена на 15 % и должна составить 300 773,33 руб.

30.12.2022 заказчик направил на ЭТП договор на подписание (приложение №2).

В соответствии с п. 4.1 договора: «Общая стоимость товара по договору составляет 250 644,44 руб, в т.ч. НДС-». Цена 250 644,44 руб. получена уменьшением предложенной цены без НДС (294 875,81 руб) на 15 %. При этом заказчиком вопреки положениям извещения и установленной им самим процедуре торгов предполагается выделение НДС из суммы 250 644,44 руб.

09.01.2023 участник закупки разместил на ЭТП протокол разногласий (приложение №3), которым предлагал верную редакцию п. 4.1 договора, а именно: «Общая стоимость товара по договору составляет 300 773,33 руб., в т.ч. НДС - 50 128,89 руб.».

10.01.2023 заказчик повторно направил на ЭТП проект договора на подписание (приложение №4). П. 4.1 изложен в редакции: «Общая стоимость товара по договору составляет 250 644,44 (Двести пятьдесят тысяч шестьсот сорок четыре рубля 44 копейки) в т.ч. НДС 20% - 41 774,07 руб». Протокол разногласий, направленный участником закупки проигнорирован.

Крайний срок подписания договора участником закупки: 12.01.2023 в 09:43 [GMT +7].

В соответствии ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц":

«Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

В силу п. 22.1 ПОЛОЖЕНИЯ о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская клиническая больница №3» (далее - Положение, приложение № 5) договор по итогам конкурентной закупки заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и окончательным предложением участника закупки, с которым заключается договор.

Вопреки установленным в Извещении положениям (о НМЦ без учёта НДС и проведении торгов по ценам без учёта НДС), заказчик фактически принуждает участника закупки заключить договор по цене на 50 128,89 руб. ниже его окончательного предложения. Исполнение такого договора по общей стоимости 250 644,44 руб. делает его убыточным для участника закупки. Действия заказчика являются нарушением п. 22.1 Положения, нарушают права и законные интересы участника закупки.

Более того, заключение договора по цене 250 644,44 руб. в том числе НДС 41 774,07 руб. влечёт недополучение бюджетом Российской Федерации суммы налога в размере 8 354,82 руб., поскольку при заключении договора по цене 300 773,33 руб., сумма НДС, уплаченная ООО "ЮНИОНИНВЕСТ" в бюджет составит 50 128,89 руб.

ГАУ РС (Я) «Республиканская клиническая больница №3» представило письменные возражения на жалобу ООО «Юнионинвест», согласно которым просит отказать в удовлетворении требований по жалобе.

ГКУ РС (Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» представило письменные возражения на жалобу ООО «Юнионинвест», согласно которым просит признать жалобу необоснованной, а требования, содержащиеся в ней, – не подлежащими удовлетворению.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 13 декабря 2022 года опубликовано извещение о проведении закупки № 32211895316 – аукцион в электронной форме на право заключения договора на предмет поставки канцелярских и бытовых товаров.

 К документам закупки приложена документация о проведении аукциона (в электронной форме), номер и дата заявки: эа-2022-11-1428, предмет закупки: поставка канцелярских и бытовых товаров, начальная (максимальная) цена договора: 693 824,70 рублей) (далее – Документация о закупке).

Заказчиком рассматриваемой закупки является государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканская клиническая больница №3» (677027, г. Якутск, ул. Горького, д. 94).

Организатором закупки выступает государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» (677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, проспект Ленина, 22).

Рассматриваемая закупка проводилась на основании положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с протоколом № 32211895316-2 рассмотрения вторых частей заявок от 29.12.2022 оператором электронной площадки направлены вторые части заявок на участие в аукционе в электронной форме следующих 2 участников:

- ООО ''ЮНИОНИНВЕСТ'' с ценовым предложением 294 875,81 рублей;

- ООО ''АКВАРЕЛЬ-ЦЕНТР'' с ценовым предложением 298 344,93 рублей.

Участник закупки ООО ''ЮНИОНИНВЕСТ'' признан победителем закупки в связи с подачей наименьшего ценового предложения.

Учитывая пункт 10 части 1 Документации о закупке к победителю закупки применены положения Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановление о приоритете товаров российского происхождения), а именно снижение цены заключаемого договора на 15 процентов от предложенной победителем закупки цены договора.

Согласно доводам жалобы, при заключении договора цена такого договора подлежала увеличению на 20 процентов – сумму налога на добавленную стоимость, что не было сделано заказчиком.

Частью 18 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона").

Согласно пункту 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом наблюдательного совета ГАУ PC (Я) «РКБ №3» № 6_1/2022 от 30 сентября 2022 года утверждена шестнадцатая редакция положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканская клиническая больница №3» (далее – Положение о закупке ГАУ РС (Я) «РКБ №3»).

Подпунктом 5 пункта 7.1 Положения о закупке ГАУ РС (Я) «РКБ №3» установлено, что документация о конкурентной закупке утверждается заказчиком и включает в себя сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Согласно пункту 23.4 Положения о закупке ГАУ РС (Я) «РКБ №3» договор заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (за исключением случая проведения запроса котировок), заявкой на участие в закупке (за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Положением заявка на участие в закупке не предусмотрена) и с учетом требований постановления № 925.

В соответствии с пунктом 17.61 Положения о закупке ГАУ РС (Я) «РКБ №3» участник аукциона, который предложил наиболее низкую цену договора, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Пунктом 2.51 части 2 Документации о закупке установлено, что участник аукциона, который предложил наиболее низкую цену договора, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Пунктом  4.1 проекта договора Документации о закупке установлено, что  цена договора включает в себя стоимость Товара, а также все расходы на транспортировку, погрузо-разгрузочные работы, страхование, уплату налогов, пошлины, сборы и другие обязательные платежи, которые Поставщик должен выплатить в связи с выполнением обязательств по договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, договор по результатам аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона (победителем).

В рассматриваемом случае установление какой-либо иной суммы договора, либо возможность ее повышения/снижения на сумму НДС, Документацией о закупке и Положением о закупке ГАУ РС (Я) «РКБ №3» не предусмотрена.

Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что при определении в закупочной документации начальной максимальной цены договора, Заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки независимо от применяемой ими системы налогообложения.

При этом, договор по результатам закупки заключается с победителем закупки по цене, предложенной таким участником закупки, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупке товаров, работ, услуг Заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо изменения в ценовых предложениях исходя из налогового режима, выбранного участником закупки.

В пункте 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018) разъяснено, что изменение договора, заключенного по правилам Закона о закупках, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается.

Закон о закупках не содержит специальных требований в отношении учета в структуре цены договора или исключения/включения налога на добавленную стоимость.

Указание в документации и проекте договора цены, включающей либо исключающей  НДС, не противоречит действующему законодательству и не является дискриминационным условием, поскольку любой участник закупки вне зависимости от применяемой системы налогообложения вправе участвовать в закупках на условиях, определенных в соответствии с законодательством о закупках.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определить необходимость учета НДС при формировании цены договора. В свою очередь, участник закупки самостоятельно определяет сумму ценового предложения, в том числе с учетом процента снижения.

Договор по результатам закупки заключается на условиях, указанных в извещении и документации о проведении закупки. При этом, отношения, связанные с исчислением и уплатой НДС при получении оплаты по договору лицами, применяющими общую систему налогообложения, а также лицами, освобожденными от уплаты НДС, регулируются налоговым законодательством, и не могут влиять на сформированную по результатам конкурентных процедур цену договора.

На основании изложенного, заказчик ГАУ РС (Я) «Республиканская клиническая больница №3» при заключении договора на поставку канцелярских и бытовых товаров по результатам закупки №32211895316 обоснованно не стал поднимать цену договора, предложенную победителем закупки по результатам аукциона, на сумму НДС (20%).

Комиссия Якутского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО ''ЮНИОНИНВЕСТ'', приходит к выводу о том, что заказчик ГАУ РС (Я) «Республиканская клиническая больница №3» при заключении договора по результатам проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на предмет поставки канцелярских и бытовых товаров (закупка №32211895316 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru), установив цену договора в размере 250 644,44 рублей, не нарушил требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и осуществления закупки, содержащегося в Положении о закупке ГАУ РС (Я) «РКБ №3».

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «ЮНИОНИНВЕСТ» (108811, г. Москва, вн.тер.г. поселение Московский, Киевское ш. 22-й км, двлд. 4, стр. 2, этаж 6, помещ. 646, ОГРН 1217700306922, ИНН 9704075305) на действия заказчика ГАУ РС (Я) «Республиканская клиническая больница №3» (677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Горького, д. 94, ОГРН 1021401064057, ИНН 1435024023) при заключении договора по результатам проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на предмет поставки канцелярских и бытовых товаров (закупка №32211895316 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru) – необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны