Решение №014/07/3-266/2020 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-266/2020 от 17 февраля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFГУП «ЖКХ РС(Я)»
677000, г. Якутск,
ул. Кирова, 18 блок «А»
uordok@jkhsakha.ru
ООО «Приоритет»
680052, г. Хабаровск,
ул. Семашко, д.20-168
ooo4212@yandex.ru
РЕШЕНИЕ № 014/07/3-266/2020
по результатам рассмотрения жалобы
г. Якутск 17 февраля 2020 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
<...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;
<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
в присутствии:
представителей заказчика государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» <...> по доверенности №664 от 11.12.2019 г., <...> по доверенности №89 от 11.02.2020,
в отсутствие:
общества с ограниченной ответственностью «Приоритет»,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» (далее – ООО «Приоритет», заявитель) на действия (бездействие) комиссии заказчика государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее – ГУП «ЖКХ РС(Я)», заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку осветительных приборов для нужд филиалов ГУП «ЖКХ РС (Я)» (извещение № 32008782811),
установила:
04 февраля 2020 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее- Якутское УФАС России) поступила жалоба ООО «Приоритет» на действия (бездействие) комиссии заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку осветительных приборов для нужд филиалов ГУП «ЖКХ РС (Я)» (извещение № 32008782811), нарушающие законодательство о закупках.
Согласно доводам жалобы заявителя следует, что требование заказчика о представлении в заявке копий сертификатов соответствия на поставляемый товар неправомерно, поскольку статьей 456 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Следовательно, исполнитель должен предоставлять данные сертификаты при непосредственной поставке требуемого товара, а не при подаче заявки на участие в закупке. Кроме того, комиссия заказчика неправомерно отклонила заявку ООО «Приоритет» по причине отсутствия указанных сертификатов соответствия.
На рассмотрении жалобы по существу представители заказчика не согласились с жалобой и поддержали представленные ранее письменные пояснения.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, изучив имеющиеся в деле документы, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
ГУП «ЖКХ РС(Я)» провело обжалуемую закупку в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГУП «ЖКХ РС(Я)», утвержденном Приказом №1091-П 28.11.2019 года (далее – Положение).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.
Как следует из материалов рассмотрения жалоб, 28.01.2020 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, документация запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку осветительных приборов для нужд филиалов ГУП «ЖКХ РС (Я)» с внесенными изменениями.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Так, пунктом 13 блока II. Информационная карта документации о закупке установлены следующие требования к составу заявки на участие в закупке.
13. |
Требования к составу заявки на участие в закупке |
Заявка на участие в закупке должна содержать документы, предусмотренные п.2.1.4. Раздела I «Общие условия проведения закупки» настоящей документации. |
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что вторая часть заявки на участие в запросе предложений в электронной форме, в числе прочего, должна содержать копии Сертификатов соответствия на товар либо Декларацию ТС.
Согласно части 14 статьи 3.2. Закона о закупках, протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) утратил силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
Согласно пункту 2.3.3 закупочной документации, комиссия по закупкам при рассмотрении вторых частей заявок на соответствие требованиям законодательства, документации о проведении запроса предложений в электронной форме обязана отказать участнику в допуске в следующих случаях:
- выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 1.2.1 настоящей документации;
- участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям настоящей документации;
- участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;
- в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) об услуге;
- отсутствие сведений об участнике закупки в едином реестре СМСП или непредставление таким участником декларации, указанной в п.п. 9) п. 2.1.4.2. настоящей документации;
- несоответствие сведений об участнике закупки в декларации, названной в п.п. 9) п. 2.1.4.2. настоящей документации, критериям отнесения к СМСП, установленным в статье 4 Закона № 209-ФЗ;
- содержания во второй части заявки сведений о ценовом предложении.
- участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке (п.25 Информационной карты).
Протоколом №32008782811-1 заседания постоянно действующей закупочной комиссии ГУП «ЖКХ РС(Я)» по процедуре рассмотрения вторых частей заявок участников запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку осветительных приборов для нужд филиалов ГУП «ЖКХ РС(Я)», заявка ООО «Приоритет» отклонена на основании подпункта 10 пункта 2.1.4.2, пункта 2.3.3 закупочной документации и подпункту 2 пункта 1.7.7 Положения о закупках от 30.12.2019 г.
Материалами дела установлено, что ООО «Приоритет» в составе второй части заявки предоставил сертификаты соответствия серии RU №0364838, RU №0641462 только на светодиодные светильники торговой марки Geniled. Заявка не содержит сертификатов соответствия на требуемые в составе части 6 «Описание объекта закупки» закупочной документации лампы, прожекторы, инфракрасный датчик и сумеречный выключатель.
В ходе рассмотрения дела представителями заказчика было пояснено, что комиссия по закупкам отклонила заявку правомерно, ссылаясь на положения закупочной документации и Положения о закупках. Довод заявителя на несоблюдение нормы статьи 456 Гражданского кодекса не может быть принят во внимание, поскольку в данной статье речь идет о договоре купли-продажи, а рассматриваемые правоотношения регулируются Законом о закупках, Положением о закупке, закупочной документацией. Кроме того, в своей жалобе заявитель ссылается на Закон №94-ФЗ, утративший силу с 01 января 2014 года, что не имеет отношения к закупке заказчика, проводимой в рамках Закона о закупках.
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что в составе вторых частей заявок участники закупки предоставляют сертификаты соответствия на поставляемый товар. Исходя из информации официальных сайтов производителей требуемой продукции, например, Mlight-group (https://mlight-group.ru/sertifikaty/), LED lighting technology (http://llt-lighting.ru/support/tech_suport/sert/), сертификаты соответствия на них размещены на сайтах в свободном доступе. Данный факт констатирует о том, что на этапе подачи заявок на участие в данной закупке, у участников необязательно иметь требуемую продукцию в наличии, поскольку сертификаты на соответствие не выдаются исключительно при покупке данного товара, а могут быть размешены на официальных сайтах производителей.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что заказчик в закупочной документации правомерно установил требование о наличии сертификатов соответствия и отклонил заявку ООО «Приоритет» на основании подпункта 10 пункта 2.1.4.2, пункта 2.3.3 закупочной документации и подпункту 2 пункта 1.7.7 Положения о закупках от 30.12.2019 г. Требование о наличии сертификатов соответствия в составе заявки на участие в закупке, а не при непосредственной поставке товара не может рассматриваться как необоснованное ограничение конкуренции в части возможности участвовать в данной закупке только тем лицам, которые имеют требуемый товар в наличии, поскольку данные сертификаты могут выдаваться как при непосредственной покупке товара, так и находиться в общем доступе на официальных сайтах производителей.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь частью 10 статьи 3 Закона о закупках, статьей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
р е ш и л а:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» (далее – ООО «Приоритет», заявитель) на действия (бездействие) комиссии заказчика государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку осветительных приборов для нужд филиалов ГУП «ЖКХ РС (Я)» (извещение № 32008782811) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня их вынесения.
Председатель комиссии |
<...> |
Члены комиссии: |
<...> <...> |