Решение №014/07/3-362/2023 Решение №014/07-3362/2023 по результатам рассмотрения жалобы... от 4 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
 Решение.pdf (2983.11 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ 014/07/3-362/2023

по результатам рассмотрения жалобы

город Якутск                                                                                                   04 апреля 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – главного государственного инспектора отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – старшего специалиста 1-го разряда отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса видеоконференцсвязи при участии:

от заказчика, организатора закупки, публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее – ПАО «Якутскэнерго», заказчик, организатор закупки): <...> (представители по доверенности);

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Новоторг» (далее – ООО «Новоторг», заявитель), <...>

рассмотрев жалобу ООО «Новоторг» на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку по лоту 33101-ЭКСП ПРОД-2023-ЯЭ «Светотехника» (извещение №32312141945 на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Новоторг» на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку по лоту 33101-ЭКСП ПРОД-2023-ЯЭ «Светотехника» (извещение №32312141945 на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

«Заказчик разместил в Единой информационной системе (на официальном сайте http://zakupki.gov.ru) Конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32312141945 от «22» февраля 2023 г. «Лот 33101-ЭКСП ПРОД-2023-ЯЭ «Светотехника»».

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"(далее № 223-ФЗ) Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно ч. 8 ст. 4 № 223-ФЗ: «Извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке».

В п. 14 Извещения, размещенного в составе документации о закупке (далее - документация, Приложение №1) заказчик указал, что обеспечение заявки не требуется.

Также, в п. 14 Извещения о проведении конкурса от 22 февраля 2023 г. (Приложение №2), подписанного Заместителем Председателя закупочной комиссии 1-го уровня ПАО «Якутскэнерго» Кузаковой А.И., указано, что обеспечение заявки не требуется.

Вместе с тем, в Извещении, размещенном на сайте zakupki.gov.ru (печатая форма Извещения -Приложение №3), содержится информация о том, что требование к обеспечению заявки имеется, размер обеспечения составляет 155 183,85 ₽.

К тому же, в пп. 1.2.13 разделе 1 Документации о закупке обеспечение заявки требуется, размер обеспечения составляет 155 183,85 (сто пятьдесят пять тысяч сто восемьдесят три рубля 85 копеек, НДС не облагается.)

Противоречащие друг другу требования документации, извещения о проведении конкурса вводят участников конкурса в заблуждение. Действия заказчика нарушают ч. 8 ст. 4 № 223-ФЗ.

Общество с ограниченной ответственностью «Новоторг», являлось участником закупки, подало заявку на участие 21.03.2023 в 13:16:43. Обеспечение участник закупки не готовил, так как руководствовался Извещениями в пакете документации (Приложение №1, №2), в которых указано, что обеспечение не требуется. Заявка участника вернулась после окончания срока подачи заявок 22.03.2023 в 16:00 по причине отсутствия обеспечения заявки, что нарушает права и законные интересы ООО «Новоторг» на участие в закупке».

ПАО «Якутскэнерго» представило письменные возражения на жалобу, согласно которым просит признать жалобу необоснованной и требования, содержащиеся в жалобе, не подлежащими удовлетворению.

На рассмотрении жалобы по существу, представитель ООО «Кондор» поддержал доводы жалобы, представители ПАО «Якутскэнерго» поддержали доводы, указанные в своих возражениях.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 22 февраля 2023 года опубликованы извещение и документация о проведении закупки № 32312141945 – конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку по лоту 33101-ЭКСП ПРОД-2023-ЯЭ «Светотехника», начальная (максимальная) цена договора: 9 632 811,00 рублей; дата начала срока подачи заявок: 22.02.2023; дата окончания подачи заявок: 22.03.2023; дата рассмотрения первых частей заявок: 10.04.2023, дата рассмотрения вторых частей заявок: 26.04.2023, дата подведения итогов: 11.05.2023.

Заказчиком и организатором рассматриваемой закупки является публичное акционерное общество «Якутскэнерго» (677009, Саха /Якутия/, Якутск, Федора Попова, дом 14, Evseeva-YuA@yakutskenergo.ru, +7 (4112) 497396).

Рассматриваемая закупка проводилась на основании положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу требований части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется «Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро», утвержденным решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 29.09.2022 №349 и принятым в качестве внутреннего документа решением Совета директоров ПАО «Якутскэнерго» от 27.12.2019 № 23 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 7.3.8.2 Положения о закупке обеспечение заявок на участие в закупке (если требование об обеспечении заявок установлено в извещении и документации о закупке) может предоставляться Участниками путем внесения денежных средств или предоставления  независимой гарантии, оформленной с соблюдением требований части 14.1 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ. Выбор способа обеспечения заявки на участие в такой закупке осуществляется Участником. Размер такого обеспечения не может превышать 2 (два) % от НМЦ.

Пунктом 4.5.7.1 закупочной документации определено, что обязательства Участников, связанные с подачей заявок, обеспечиваются в форме, порядке и размере в соответствии с пунктом 1.2.13. Выбор формы (способа) обеспечения из числа предусмотренных в пункте 1.2.13 осуществляется Участником самостоятельно.

Согласно пункту 4.5.7.2 закупочной документации требование об обеспечении заявки в равной мере распространяется на всех Участников. Непредставление обеспечения заявки является основанием для отклонения такого Участника.

Пунктом 1.2.13 закупочной документации установлен размер обеспечения заявок и его формы (способы), согласно которому:

1.2.13

Обеспечение заявки на участие в закупке

Требуется

Размер обеспечения заявок:

155 183,85 (сто пятьдесят пять тысяч сто восемьдесят три рубля 85 копеек, НДС не облагается.

Допустимые формы обеспечения заявок:

‒              Внесение денежных средств на специальный банковский счет, открытый Участником в банке, включенном в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с Законом 44-ФЗ;

‒              Предоставление независимой гарантии, составленной с учетом требований и условий, указанных в подразделе 4.5.7.

Выбор формы (способа) обеспечения заявки из числа указанных выше осуществляется Участником самостоятельно.

Банковские реквизиты Заказчика (для перечисления Банком-гарантом суммы обеспечения заявок в случае нарушения Участником своих обязательств, связанных с участием в закупке):

Наименование получателя:

ПАО «Якутскэнерго»

ИНН 1435028701 КПП 144950001

Р/с 40702810076000002895 в Банке Якутское отделение № 8603 ПАО "Сбербанк" г. Якутск

К/с 30101810400000000609

БИК 049805609

 

ВНИМАНИЕ! Для того, чтобы иметь возможность подать заявку на участие в закупке, в соответствии с Регламентом ЭТП на счете Участника, открытом ему оператором ЭТП, дополнительно к обеспечению заявки должна быть внесена сумма в размере не менее установленной платы с лица, с которым заключается договор, в соответствии с тарифами оператора ЭТП.

 

В силу пункта 8.1 части 9 статьи 4 и пункта 15.1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении и в документации о конкурентной закупке должен быть указан размер обеспечения заявки на участие в закупке, порядок и срок его предоставления в случае установления требования обеспечения заявки на участие в закупке.

Между тем, в пункте 14 извещения о проведении закупки указано о том, что обеспечение заявок не требуется.

Согласно доводам жалобы, заявка заявителя была возвращена оператором электронной площадки, в связи с непредоставлением обеспечения.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Таким образом, действия (бездействие) заказчика, организатора закупки ПАО «Якутскэнерго» по неуказанию в извещении об осуществлении конкурентной закупки сведений о размере заявки на участие в закупке, порядке и сроках его предоставления, нарушают пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 8.1 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и повлекли за собой необоснованное ограничение числа участников конкурса в электронной форме.

На основании вышеизложенного, оценив доводы заявителя и лиц, участвующих в деле, рассмотрев всесторонне и полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы обоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

1. Признать жалобу ООО «Новоторг» на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки ПАО «Якутскэнерго» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку по лоту 33101-ЭКСП ПРОД-2023-ЯЭ «Светотехника» (извещение №32312141945 на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru/) обоснованной.  

2. Признать заказчика, организатора закупки – ПАО «Якутскэнерго», нарушившим пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 8.1 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчику, организатору закупки – ПАО «Якутскэнерго» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель комиссии                                                                                          <...>

 

 

 

Члены комиссии:                                                                                          <...>

 

 

 

                                                                                                                                      <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны