Решение №б/н РЕШЕНИЕ № 014/07/3-3399/2020 по результатам рассмотрения жа... от 29 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-3399/2020

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск                                                                                          29 декабря 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее также – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «TrueConf»,

при участии:

от заявителя индивидуального предпринимателя <...> (далее – ИП <...>, Заявитель): <...> (представитель по доверенности),

от заказчика государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее – ГУП «ЖКХ РС(Я)», Заказчик, Закупочная комиссия заказчика): <....> (представители по доверенностям),

рассмотрев жалобу ИП <...> на действия (бездействие) заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку цемента (извещение № 32009717606), нарушающие Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

установила:

17.12.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России, антимонопольный орган) поступила жалоба ИП Петрова А.К. на действия (бездействие) на действия (бездействие) закупочной комиссии заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку цемента (извещение № 32009717606) (далее – Запрос котировок, Закупка).

Из сути поданной жалобы и выступления представителя Заявителя следует что решение Закупочной комиссии заказчика, Заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» об отклонении заявки Заявителя, как несоответствующей требованиям документации о закупке, является неправомерным.

Просят признать жалобу обоснованной.

Из сути выступления представителей Заказчика следует, что Заказчик с жалобой не согласился, представил письменные пояснения.

Просят признать жалобу необоснованной.

Комиссия антимонопольного органа, заслушав лиц, участвовавших в деле и изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», утвержденным приказом генерального директора ГУП «ЖКХ РС (Я)» № 1251-п от 30.12.2019.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколом рассмотрения заявок и подведения итогов, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлено следующее.

  1. Извещение о проведении открытого запроса предложений, документация о проводимой закупке (далее – Извещение, Документация) размещены в ЕИС 25.11.2020.
  2. Начальная (максимальная) цена договора: 1 298 148,78 рублей.
  3. Дата начала срока подачи заявок: 25.11.2020.
  4. Дата окончания подачи заявок: 10.12.2020.
  5. Дата рассмотрения заявок и дата подведения итогов закупки: 11.12.2020.
  6. На участие в запросе котировок в электронной форме подано 3 заявки из которых 1 заявка признана соответствующей требованиям документации о закупке.

Согласно протоколу № 32009717606 от 11.12.2020 Закупочной комиссии ГУП «ЖКХ РС (Я)», в отношении заявителя было принято решение: «отклонить заявку участника в связи с не предоставлением в составе заявки обязательного документа, согласно требованиям пп.7 п.15 извещения, а именно Копия Сертификата либо декларации соответствия товара или Декларация ТС».

Комиссия антимонопольного органа считает жалобу Заявителя необоснованной по следующим основаниям.

В поданной жалобе обжалуются действия Закупочной комиссии заказчика, Заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» в части неправомерного отклонения заявки ИП Петрова А.К. в допуске к участию в закупке.

По мнению Заявителя, требование Заказчика в части предоставления в составе прилагаемых к заявке документов копии сертификата либо декларации соответствия товара или декларации таможенного союза участником закупки Заявителем была выполнена.

Заказчик представил в антимонопольный орган необходимые для рассмотрения материалы и возражение по жалобе заявителя.

Из письменных возражений и выступления представителя Заказчика следует, что установленное требование о предоставлении копии сертификата соответствия, копии декларации соответствия или копии декларации таможенного союза на предлагаемый к поставке товар обусловлено тем, что являющийся предметом закупки товар (цемент) входит в раздел 2523 Цемент «Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.

По мнению представителя Заказчика, ГУП «ЖКХ РС(Я)» является одним из крупнейших заказчиков Республики Саха (Якутия) с широкой филиальной сетью по всей республике, для обеспечения нужд предприятия приобретение и доставка закупленных товаров осуществляется централизованно.

По мнению представителя заказчика, если не требовать сертификаты (декларации) соответствия товаров на этапе подачи заявок, но при поставке будет выявлено, что товары ненадлежащего качества, это повлечет огромный риск негативного влияния на непрерывность производственного процесса всего предприятия, так как товары закупаются большими партиями для всех филиалов и доставка ограничивается периодом действия автозимника.

По мнению Заказчика, в соответствии с подпунктом 14 пункта 5.3.3. Положения заявка на участие в запросе котировок должна включать в том числе <…> иные документы в соответствии с требованиями настоящего Положения и извещением о проведении запроса котировок.

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Закона о закупках, конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 Закона о закупках и с учетом требований, предусмотренных статьей.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Разделом 1.5 Положения определены полномочия Заказчика при подготовке и проведении закупки.

Согласно подпункту 4 пункта 1.5.2 раздела 1.5 Положения Заказчик устанавливает требования качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно подпункту 9 пункта 1.5.2 Положения Заказчик определяет требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, их количественных и качественных характеристик.

Согласно подпункту 14 пункта 1.5.2 Положения Заказчик определяет требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 5.3.3. Положения заказчик установил требования к составу заявки на участие в запросе котировок.

Пунктом 15 Извещения Заказчик установил «Перечень обязательных к представлению документов на участие в запросе котировок в электронной форме» (далее – Перечень), а также требование к участникам закупки о том, что «при не предоставлении одного из указанных документов, заявка данного участника будет отклонена».

Подпунктом 7 пункта 15 Извещения установлено, что согласно Перечню, участником должна быть представлена «Копия Сертификата либо декларации соответствия товара или Декларация ТС».

Согласно Приложению № 2 «Описание предмета закупки» к Извещению, предметом закупки является «Цемент ЦЕМ I 32,5 Б», в таре «МКР по 1,5 т», в количестве 114 тонн.

Якутское УФАС России направило запрос от 18.12.2020 № 03/5067 оператору электронной торговой площадке АО «Сбербанк-АСТ» о предоставлении получения копий заявок участников закупки (извещение № 32009717606).

При изучении Комиссией антимонопольного органа представленных оператором электронной площадки АО «Сбербанк-АСТ» заявок установлено, что участником закупки ИП Петров А.К. согласно описи документов, в составе заявки представлены следующие сведения и документы.

Документ 1 – Паспорт ПАК.pdf 09.12.2020

Документ 2 – Выписка Егрип.pdf 09.12.2020

Документ 3 – Декларация МСП.docx 09.12.2020

Документ 4 – Выписка СМСП.pdf 09.12.2020

Документ 5 – Письмо о совершение крупной сделки.docx 09.12.2020

Документ 6 – Заявки.docx 09.12.2020

Документ 7 – Сертификат Цемент.pdf 09.12.2020

Документ 8 – Ценовое предложение.docx 09.12.2020

Комиссией также было установлено, что представленный в составе заявки на участие в закупке электронный документ под названием «Документ 7 - Сертификат Цемент.pdf» копией отсканированного изображения документа «Документ о качестве № ЦЯС-20-007895» на продукцию «Портландцемент ЦЕМ I 32,5 Б», выданный АО ПО «Якутцемент» 17.11.2020 на партию товара «партия № 182», отгруженную на «а/м 449» в количестве 24 тонн.

При этом указанный Документ о качестве содержит ссылку на регистрационный номер сертификата соответствия продукции, включенной в Единый перечень продукции Российской Федерации (ГОСТ Р 56836-2016) РОСС RU С-RU.СЦ01.В.00165/20 со сроком действия с 10.01.2020 по 09.01.2021.

Согласно абзацу 4 Введения ГОСТ Р 56836-2016 установлено, что настоящий стандарт разработан для разъяснения процедур сертификации цементов на основе постановления Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

Пунктом 3.6 ГОСТ Р 56836-2016 установлено, что сертификат соответствия: документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 4.10 ГОСТ Р 56836-2016 копии сертификата соответствия при необходимости изготовляются заявителем, получившим сертификат соответствия, на белой бумаге формата A4 (210х297 мм), заверяются его подписью и печатью.

В силу пункта 4.11 ГОСТ Р 56836-2016 сертификат соответствия или его копия предъявляются органам государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам в соответствии с в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон №184-ФЗ).

Согласно абзаца 5 пункта 2 статьи 28 Закона № 184-ФЗ, получатель сертификата соответствия (в терминологии Закона № 184-ФЗ – заявитель) обязан предъявлять также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии).

В этой связи Заказчиком в материалы дела было направлено письмо АО ПО «Якутцемент» от 25.12.2020 № 178 в адрес ГУП «ЖКХ РС(Я)» следующего содержания.

«О предоставлении сертификата соответствия на цемент. <…>

АО ПО «Якутцемент» ежегодно производит сертификацию цементной продукции, обновляет Сертификаты соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

По условиям типового договора, заключаемого на поставку продукции между поставщиком и покупателем, качество поставляемой продукции должно соответствовать ГОСТам и техническим условиям производителя и сопровождаться паспортом качества на каждую отдельную партию продукции на основании лабораторного заключения Поставщика. Паспорт качества на цемент передается с водителем в момент оформления товарной накладной (при погрузке).

Сертификаты (сканы) на цемент размещены на сайте ООО «Востокцемент» –www.vostokcement.ru. Копии предоставляются клиентам при наличии запроса по электронной почте без каких-либо ограничений. Данная информация находится в открытом доступе.

Приложение: Сертификат соответствия».

Таким образом, Комиссией антимонопольного органа установлено, что направленный участником закупки ИП Петровым А.К. в составе поданной заявки на участие в закупке «Документ 7 – Сертификат Цемент.pdf 09.12.2020» является отсканированной копией паспорта качества продукции, выдаваемого лабораторией АО ПО «Якутцемент» при погрузке товара и, следовательно, не является копией сертификата соответствия РОСС RU С-RU.СЦ01.В.00165/20.

При этом также установлено, что электронная копия сертификата соответствия на предлагаемый к поставке товар «Портландцемент ЦЕМ I 32,5 Б» и производимый АО ПО «Якутцемент» находится в свободном для скачивания доступе по ссылке: https://vostokcement.ru/upload/iblock/c62/c62ea759c9f86920c302e1b3f35cd688.tif.

На вопрос Комиссии антимонопольного органа об объективных причинах, которые помешали ИП Петрову А.К. или его представителю самостоятельно скачать с сайта ООО «Востокцемент» «https://vostokcement.ru/» или запросить непосредственно у АО ПО «Якутцемент» копию сертификата соответствия на предлагаемый к поставке товар для последующего направления в составе прилагаемых к заявке документов, представитель Заявителя затруднился ответить.

В этой связи Комиссия отмечает, что паспорт качества со ссылкой на сертификат соответствия и сертификат соответствия продукции являются разными документами, и засчитывать предоставление одного документа взамен другого противоречит положениям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках в части принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, к которым относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

При таких обстоятельствах, Комиссия антимонопольного органа, исследовав документы, направленные участником закупки ИП Петровым А.К. в составе поданной заявки, пришла к выводу, что в составе поданной заявки соответствующий требованиям подпункта 7 пункта 15 Извещения документ «копия сертификата либо декларации соответствия товара или декларация ТС», не предоставлен.

Следовательно, решение закупочной комиссии заказчика, заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» об отклонении заявки участника закупки ИП ... в связи с не предоставлением в составе заявки обязательного документа, согласно требованиям подпункта 7 пункта 15 Извещения, как несоответствующую требованиям документации о закупке, является правомерным.

Таким образом, жалоба Заявителя о том, что решение закупочной комиссии заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» об отклонении заявки ИП ..., как несоответствующей требованиям документации о закупке, признается необоснованной.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что требования подпункта 7 пункта 15 Извещения о необходимости предоставления участниками закупки в составе своей заявки копии сертификата соответствия, копии декларации соответствия или копии декларации таможенного союза на предлагаемый к поставке товар неправомерно ограничивают количество участников закупки при подаче заявок на участие в закупке и противоречит требованиям части 1 статьи 1 Закона о закупках, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также подпункту 8 пункта 1.9.2 Положения о закупках, сужая возможности участия юридических и физических лиц в данной закупке и не способствует развитию добросовестной конкуренции, что указывает на наличие признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена  статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

  1. Признать жалобу ИП <...>. на действия (бездействие) заказчика ГУП «ЖКХ РС(Я)» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку цемента (извещение № 32009717606) необоснованной.
  2. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  3. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на предмет установления наличия или отсутствия признаков нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны