Решение №014/05/5-662/2022 12.05.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы п... от 23 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 014/05/5-662/2022 по признакам нарушения законодательства о рекламе

 

г. Якутск                                                                 резолютивная часть оглашена 23 июня 2022 года

 

                                                         изготовлено в полном объеме 07 июля 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (Далее – Комиссия):

К<...> –  председателя Комиссии;

<...> –  члена Комиссии;

<...>– члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «TrueConf»,

в отсутствие:                          

заявителя <...>. – направила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия;

в присутствии:

лиц, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО <...> (ИНН <...>, ОГРН <...>, юридический адрес:<...>) - генеральный директор <...>;

АО <...> (ИНН <...> ОГРНИП <...>, 677000, юридический адрес: <...>) – представитель по доверенности б/н от 24.05.2022 <...>,

рассмотрев дело № 014/05/5-662/2022 по признакам нарушения части 3.2 статьи 19 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

у с т а н о в и л а:

12.05.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение гр. <...> (вх.№ 95э от 12.05.2022) содержащее информацию о распространении звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, расположенного на внешней стене здания кинотеатра «Ц», по адресу: <...>, с признаками нарушения части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» следующего содержания: «… шерстеные носки, шапки … обувь* Ждем Вас в филиале ТРК «Туймаада» и на ул. Горького, 100* Все для супер холодной зимы».

Актом проверки от 16.05.2022, составленным сотрудником Якутского УФАС России с приложенной видеофиксацией, выявлен факт распространения звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, расположенного на внешней стене здания кинотеатра «Центральный» по адресу:<...>, в том числе следующего содержания:

- «Вы элегантны, гармоничны, обворожительны, ухожены вместе с Вами омолаживающая косметика* Nature republic* ТЦ «Оптимист» 1 этаж*»;

- «21 мая будет главная дискотека города* вместе с вами солистка группы «Краски* Оксана Коваленская* на самом большом танцполе Якутска* Билеты продаются в кинотеатр «Центральный», кинотеатр «Синема центр»* Танцы и море эмоций ждут Вас в клубе ТНТ*»;

- «Ваша реклама в самом центре города* на уличном экране в кинотеатре «Ц»* звоните ***-***»;

- «Новая аптека* Планета Здоровья в Якутске* низкие цены* выгодные предложения каждый день* ждем Вас по адресу: пр-кт Ленина, 11* в аптеке «Планета Здоровья»* аптечная сеть города по версии международной премии «Зеленый Крест» приглашает фармацевтов  стать частью … команды в Москве, Петербург, Сочи и 00 других городах России* мало подвижный образ жизни приводят гиподинамии - это ослабление мышечной деятельности, особо страдает сердечно-сосудистая  система, снижается обмен веществ и приводит к серьезным последствиям, особенности эро-профилактики гиподинамии физическая активность, прогулка на свежем воздухе, балансированное питание* берегите свое здоровье* введите активный образ жизни* весенняя акция на Биовестин* Биовестин 28 флаконов на месячный курс 1750 руб. вместо 2150 руб.*аптека «Планета Здоровья»*  оформи заказ прямо сейчас».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Совокупное восприятие вышеуказанной информации, содержащейся в рекламе дает основание полагать, что в данном случае распространяется звуковая реклама с указанием наименований организаций, которая способствует их продвижению на рынке.

Рассматриваемые звуковые рекламы товаров привлекают внимание потребителей, информация, используемая в рекламе адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, а именно к товарам, услугам, мероприятию, на формирование или поддержание интереса к нему, способствует их реализации на рынке.

Таким образом, рассматриваемая информация, распространенная с использованием звукотехнического оборудования, смонтированного и расположенного на внешней стене здания кинотеатра «Ц», по адресу: <...>, отвечает всем признакам рекламы: содержат объект рекламирования, обращает внимание к деятельности магазинов: к товарам, услугам, мероприятию, адресована неопределенному кругу лиц, способствует продвижению данных услуг и товаров на товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Согласно требованиям части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, не допускается.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 02.11.2021 № КТ/93622/21 «О распространении звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования», принятие Федерального закона от 26.05.2021 № 150-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и его последующее вступление в силу направлены на защиту интересов граждан в целях снижения на них нежелательной информационной нагрузки в виде звуковой рекламы в общественных местах.

Таким образом, с 25.08.2021 запрещается распространение звуковой рекламы, которая распространяется с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах любых зданий, строений, сооружений, в том числе не являющихся многоквартирными жилыми домами, и вне зависимости от того, на каком расстоянии от многоквартирных жилых домов расположено такое звукотехническое оборудование.

Как следствие, с 25.08.2021 распространение звуковой рекламы не допускается вне зависимости от заключенных гражданских-правовых договоров на распространение рекламы, а также вне зависимости от уровня громкости такой рекламы.

Из материалов настоящего дела, в том числе содержания видеоматериалов и сведений, предоставленных заявителем, на внешней стене здания АО <...>, по адресу: <...>, размещено звукотехническое оборудование, посредством которого в период с 10.03.2022 транслируется звуковая реклама товаров с указанием наименований организаций, в том числе: «… шерстеные носки, шапки … обувь…»; «… омолаживающая косметика* Nature republic…»; «…главная дискотека города…»; «…ваша реклама в самом центре города…»; «…новая аптека* Планета Здоровья в Якутске…».

30.05.2022 от АО <...> в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило пояснение и документы (вх. №3904).

В пояснении АО <...> сообщает, что оборудование, расположенное на внешней стене здания кинотеатра «Ц», по адресу: <...>, не является собственностью АО <...>. Согласно Договору от 01.03.2021 года АО <...> предоставляет ООО <...> место для установки и эксплуатации рекламной конструкции светодиодного экрана со звуковым сопровождением.

02.06.2022 в ходе рассмотрения представитель АО <...> сообщила, что все оборудование: светодиодный экран, расположенный на внешней стене здания АО <...> по адресу: <...>, колонки, расположенные на земле около входной двери АО <...> принадлежат ООО «<...>, ООО <...> транслирует рекламу с использованием звукотехнического оборудования, по адресу: <...>.

Выслушав лицо участвующего в деле, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) пришла к выводу о необходимости привлечения в качестве лица, в чьих действиях содержится признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО <...>.

09.06.2022 от ООО <...> в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило пояснение и документы (вх. №4267).

В пояснении ООО <...> сообщает, что является собственником рекламной конструкции (светодиодного экрана), размещенной на внешней стене здания АО <...>, имеется разрешение на установку и эксплуатацию от Окружной администрации «города Якутска», оплачена государственная пошлина. Так же сообщает, что рекламная конструкция не обладает функцией передача звука, звук распространяется из колонок, размещенных при входе в здание, которые стоят на земле, не закреплены к зданию. Колонки и рекламная конструкция (светодиодный экран) подключены к ноутбуку, от которого транслируются видеоролики с рекламой. Оформление отношений между ООО <...> рекламодателями носит смешенный характер. Для упрощения и быстрого оказания услуг не всегда, получается, подписать договоры оказания услуг, рекламодатели, которые ранее уже обращались за услугой, могут обратиться через приложение WhatsApp или телефонный звонок, который не фиксируется документально.

10.06.2022 от АО <...> в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило пояснение и копия договора аренды земельного участка, дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка №09-1/2012-0996 от 07.08.2012, акт приема-передачи земельного участка, обременение правами третьих лиц (вх. №4295э).

21.06.2022 от ООО <...> в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило пояснение и дополнительные документы (вх. №4600), согласно которым ООО <...> сообщает, что не может предоставить видеоролики коммерческих реклам, так как они носят ценность временного характера. А также не может предоставить некоторые договоры и акты, платежные поручения, поскольку оформление указанных документов, носит упрошенный характер.

23.06.2022 в ходе рассмотрения генеральный директор ООО <...> <...> сообщил о том, что рекламы, транслирующийся на светодиодном экране, установленном на внешней стене здания АО <...> со звуковым сопровождением от колонок, осуществляются в соответствии с приказом «О режиме работы уличных динамиков» от 28.05.2022 согласно которому ООО <...> приказывает: 1) в будние дни включать звук с 9:00 часов и выключать звук в 20:30 часов с перерывами на обед с 12:30 до 15:00; 2) в выходные дни включать с 10:00 часов и выключать 21:00 часов с перерывами на обед с 12:30 до 15:00. А также сообщил, что ООО <...> может убрать звуковое сопровождение от некоторых реклам (видеороликов), при этом транслировать рекламу. И сообщает, что на данный момент распространение реклам со звуковым сопровождением не прекращено, громкость звука 47 герц.

В соответствии с части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» запрещается распространение звуковой рекламы, транслируемой с использованием звукотехнического оборудования, которое монтируется и располагается на любых зданиях, строениях, сооружениях, с их внешней стороны. При этом законодатель не ограничивает действие нормы только зданиями, строениями или сооружениями, которые относятся к недвижимому имуществу. Соответственно, в случае размещения звукотехнического оборудования, транслирующего рекламу, на внешних стенах или конструктивных элементах строения или сооружения, которое не относится к недвижимому имуществу, такая реклама также будет нарушать положения части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

Так, например, по мнению ФАС России, под иными конструктивными элементами здания, строения, сооружения, указанными в статье 19 Федерального закона «О рекламе», могут пониматься представляющие собой часть такого объекта недвижимого имущества крыльцо, наружные лестницы, балконы, лоджии, террасы, веранды, отдельные стойки (колонны, столбы) для поддержки перекрытий, стен или крыши. При этом приведенный перечень не является исчерпывающим.

Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4 изд., дополненное.- М.: "А ТЕМП", 2004.- 944 стр. под редакцией О., Ш. содержит следующие словарные статьи:

- монтировать, -рую, - руешь, -анный; несов., что Собирать (отдельные части) в единое целое. II сов. смонтировать, - рую, -руешь, -анный II сущ. монтирование, -я, ср., монтаж, -а, м и монтировка, - и, ж. Монтаж кинофильма. II прил. Монтировочный, -ая, -ое. Монтажные работы;

- расположить, - ожу, - ожишь, - ожженный; сов. кого-что. Разместить, распределить. Р. отряд в деревне. Р. рисунки в тексте. II несов., располагать, -аю, -аешь II сущ. расположение, -я, ср.;

- разместить, -ещу, - естишь, - ещенный (-ен, -ена); сов. 1. кого-что Распределить, поместить, расположить по местам. Р.пассажиров. Р. товары по полкам. 2. что Распределить между многими. Р. лотерейные билеты. II несов. размещать, -аю, -аешь II сущ., размещение, -я, ср.

 Проанализировав материалы дела, Комиссия пришла к выводу, что в данном случае светодиодный экран транслирующий звуковую рекламу и колонки, воспроизводящие звук являются единым целым звукотехническим оборудованием, монтированным и расположенным на внешней стене здания АО <...> по адресу: <...>. Реклама, транслируемая на светодиодном экране воспринимается, слышится потребителем со звуком (синхронно), а, следовательно, является звуковой рекламой.

Таким образом, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемые звуковые рекламы товаров, услуг транслируемые на конструкции (светодиодном экране), установленном на внешней стене здания АО <...> по адресу: <...> распространенные ООО <...> являются ненадлежащими, нарушающими требования части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе».

Факт распространения звуковой рекламы подтверждается имеющимися в материалах видеозаписями, приказом ООО <...> «О режиме работы уличных динамиков» от 28.05.2022, пояснениями лиц, участвующих в деле, актом проверки от 16.05.2022 и другими материалами дела.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3.2 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Материалами дела установлено, что звукотехническое оборудование, в том числе рекламная конструкция (светодиодный экран), установленная на внешней стене здания АО <...> и (колонки) размещенные у входа кинотеатра «Ц», по адресу: <...> принадлежат ООО <...> (ОГРН <...> ИНН <...>) на основании договора б/н от 01.03.2022.

Таким образом, ООО <...> в силу пункта 3 статьи 3, части 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» является рекламораспространителем звуковой рекламы, нарушающей требования части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе». Документов, подтверждающих обратное в материалы дела не представлено.

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

На момент принятия решения, материалами дела установлено, что распространение звуковой рекламы по адресу: <...> не прекращено, доказательств прекращения распространения рассматриваемой рекламы в материалы дела не представлены, при отсутствии документальных доказательств, подтверждающих прекращение нарушение законодательства о рекламе, возникает необходимость в выдаче ООО <...> предписания о прекращении распространения звуковой рекламы.   

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия,

решила:

 

  1. Признать звуковые рекламы товаров, услуг следующего содержания: «… шерстеные носки, шапки … обувь* Ждем Вас в филиале ТРК «Туймаада» и на ул. Горького, 100* Все для супер холодной зимы»; «Вы элегантны, гармоничны, обворожительны, ухожены вместе с Вами омолаживающая косметика* Nature republic* ТЦ «Оптимист» 1 этаж* 21 мая будет главная дискотека города* вместе с вами солистка группы «Краски* Оксана Коваленская* на самом большом танцполе Якутска* Билеты продаются кинотеатр «Ц», кинотеатр «Синема центр»* Танцы и море эмоций ждут Вас в клубе ТНТ* Ваша реклама в самом центре города* на уличном экране в кинотеатре «Ц»* звоните 747-700* новая аптека* Планета Здоровья в Якутске* низкие цены* выгодные предложения каждый день* ждем Вас по адресу: пр-кт Ленина, 11* в аптеке «Планета Здоровья»* аптечная сеть города по версии международной премии «Зеленый Крест» приглашает фармацевтов  стать частью … команды в Москве, Петербург, Сочи и 00 других городах России* мало подвижный образ жизни приводят гиподинамии - это ослабление мышечной деятельности, особо страдает сердечно-сосудистая  система, снижается обмен веществ и приводит к серьезным последствиям, особенности эро-профилактики гиподинамии физическая активность, прогулка на свежем воздухе, балансированное питание* берегите свое здоровье* введите активный образ жизни* весенняя акция на Биовестин* Биовестин 28 флаконов на месячный курс 1750 руб. вместо 2150 руб.*аптека «Планета Здоровья»*  оформи заказ прямо сейчас», распространенные ООО <...> (ИНН <...>, ОГРН  <...>, адрес регистрации: <...>) с использованием рекламной конструкцией (светодиодного экрана) установленной на внешней стене кинотеатра «Ц» по адресу: <...>, ненадлежащей, нарушающей требования части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе»;
  2. Выдать предписание ООО <...> (ИНН <...>, ОГРН  <...>) о прекращении нарушения законодательства о рекламе;
  3. Материалы настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                       <...>

Члены Комиссии:                                                                                                   <...>

                                                                                                                                            <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны