Решение б/н РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-1649/20... от 7 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-1649/2022

г. Якутск                                                                                          «07» декабря 2022 года                                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

<...> – временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

<...> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

<...> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

При участии (в дистанционном режиме с помощью систем видеоконференцсвязи):

<...> – представитель ГКУ РС (Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» по доверенности б/н от 19.09.2022;

<...> – представитель ГАУ РС (Я) «Республиканская больница №1 – Национальный центр медицины» по доверенности №52 от 19.10.2022;

Рассмотрев жалобу ООО «МЕДПРИБОР ПРО» на действия заказчика при организации и проведении аукциона в электронной форме

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от ООО «МЕДПРИБОР ПРО» на действия заказчика при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на предмет «Поставка системы мониторинга пациента для контроля основных показателей состояния организма пациентов во время процедур МРТ для нужд КСЦ» (закупка №32211871077 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

В ходе проведения закупочной деятельности заказчик допустил нарушение принципа недопустимости ограничения конкуренции при закупке, а именно: у участников закупки отсутствует возможность поставить аналогичный товар.

В настоящее время на рынке, в Российской Федерации, представлен товар двух производителей оборудования, характеристики которого соответствуют описанию предмета закупки, а именно: Philips и Schiller.

Вместе с тем заказчиком в таблице описания предмета закупки (приложение № 2) указаны технические характеристики, соответствующие исключительно конкретной модели, а именно Philips Invivo Expression MR400.

Технические характеристики товара, указанные в описании предмета закупки (приложение № 2), созданы под товар единственного, конкретного производителя, в связи с чем данная закупка является безальтернативной для других поставщиков аналогичных товаров, т.е. указанные заказчиком характеристики соответствуют единственному товару, что влечет за собой ограничение конкуренции.

Таким образом, заказчик нарушил принцип недопустимости ограничения конкуренции при закупке, установленный ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ч. 1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: у участников закупки отсутствует возможность поставить товар, аналогичный Philips Invivo Expression MR400, несмотря на описание объекта закупки: поставка системы мониторинга пациента для контроля основных показателей состояния организма пациентов во время процедур МРТ для нужд КСЦ и указанием конкретных характеристик товара, которому соответствует только Philips Invivo Expression MR400.

ГКУ РС (Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» и ГАУ РС (Я) «Республиканская больница №1 – Национальный центр медицины» представили письменные возражения на жалобу ООО «МЕДПРИБОР ПРО», согласно которым просят признать жалобу необоснованной и требования, содержащиеся в жалобе, не подлежащими удовлетворению.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 22 ноября 2022 года опубликовано извещение о проведении закупки № 32211871077 – запрос котировок в электронной форме, номер и дата заявки: зк-2022-11-1324, предмет закупки: поставка системы мониторинга пациента для контроля основных показателей состояния организма пациентов во время процедур МРТ для нужд КСЦ, начальная (максимальная) цена договора: 6 904 660,00 рублей (далее – Извещение о закупке).

Заказчиком рассматриваемой закупки является государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) «Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины» (677000, РС (Я), г. Якутск, ш. Сергеляхское, д. 4).

Организатором закупки выступает государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» (677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, проспект Ленина, 22).

Рассматриваемая закупка проводилась на основании положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Приложением №2 к Извещению о закупке установлено описание предмета закупки, а именно характеристики монитора пациента для МРТ, в частности требования к физическим характеристикам монитора, дисплею, питанию, батареи, рабочие характеристики при измерении ЭКГ, при измерении пульсоксиметрии, неинвазивного кровяного давления, требования к характеристикам мониторинга CO2.

Согласно доводам жалобы, указанные требования к поставляемому товару ограничивают возможность участникам предложить продукцию от других производителей (аналогичных товаров).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принятыми правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом наблюдательного совета ГАУ РС (Я) «РБ №1-НЦМ» от «29» сентября 2022 г. № 5 (2022) утверждена шестнадцатая редакция положения о закупке ГАУ РС (Я) «РБ №1-НЦМ» (далее – Положение о закупке ГАУ РС (Я) «РБ №1-НЦМ»).

Согласно подпункту 3 пункта 6.1 Положения о закупке ГАУ РС (Я) «РБ №1-НЦМ» в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ (при необходимости).

В контексте указанных положений Закона о закупках принцип равноправия означает, что настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами всем участникам закупки обеспечиваются равные, одинаковые права и юридические возможности на всех стадиях данного процесса. Предпочтительный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.

Заказчик самостоятельно определяет необходимость приобретения конкретного товара, а также качественные характеристики такого товара, позволяющие максимально удовлетворить имеющиеся у него потребности и достигнуть стоящие перед ним задачи.

Из пояснения Заказчика следует, что поставка монитора пациента для МРТ с указанными характеристиками необходимо заказчику для достижения при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимального исключения любых нежелательных реакций и последствий.

Таким образом, указанные характеристика товара являются принципиальными для заказчика, так как направлены на достижение наилучших клинических результатов.

Заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки в соответствии с собственными потребностями, то есть указать наилучший для него товар, обосновав необходимость именно в этом товаре. Указание в документации о закупке производителя товара без сопровождения словами «или эквивалент» не ограничивает количество участников заказа, поскольку указанный в документации о закупке товар может быть поставлен несколькими поставщиками.

Заявителем в составе своей жалобы не приложены доказательства, о том, что закупаемый заказчиком товар не находится в свободном обращении и поставить такой товар может только одно конкретное лицо.

Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться само по себе как ограничение доступа к участию в закупке.

Довод заявителя о том, что описание товара свидетельствует о возможной потребности заказчика в продукции единственного производителя и само по себе ограничивает круг участников закупки является безосновательным, поскольку предметом закупки является поставка, а не изготовление товара, в связи с чем отсутствие товара, запрашиваемого заказчиком, не свидетельствует о невозможности его приобретения в целях участия в закупке.

Возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.

В рассматриваемом случае, в рамках формирования закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата – обеспечение необходимым медицинским оборудованием, которое необходимо для осуществления профессиональной деятельности заказчика.

Необходимость отражения тех или иных требований к товару в извещении о закупке продиктована не одной лишь формализацией объекта закупки, а законными интересами заказчика как покупателя товара определенного качества, с определенными характеристиками.

Действующее законодательство о закупках не ограничивает право заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.

На основании изложенного, в действиях Заказчика Комиссией Якутского УФАС России не установлено нарушений, приводящих к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия Якутского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО «МЕДПРИБОР ПРО», приходит к выводу о том, что заказчик ГАУ РС (Я) «РБ №1-НЦМ» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на предмет «Поставка системы мониторинга пациента для контроля основных показателей состояния организма пациентов во время процедур МРТ для нужд КСЦ» (закупка №32211871077 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru), указав в описании предмета закупки характеристики товара, не нарушил требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и осуществления закупки, содержащегося в Положении о закупке ГАУ РС (Я) «РБ №1-НЦМ».

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «МЕДПРИБОР ПРО» на действия заказчика ГАУ РС (Я) «Республиканская больница №1 - Национальный центр медицины» (677010, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Сергеляхское ш., д. 4, ОГРН 1021401067632, ИНН 1435099188), при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на предмет «Поставка системы мониторинга пациента для контроля основных показателей состояния организма пациентов во время процедур МРТ для нужд КСЦ» (закупка №32211871077 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru) – необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны