Решение б/н см. приложение от 17 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №014/07/3-2744/2021

 

г. Якутск                                                                                                    «17» января 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

***– заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

***. – главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;

** – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии,

При участии в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции:

** – генерального директора ООО «ГазCпаcCервис» (приказ №9/21 от 19.02.2021 г.)

**. – представителя Заявителя по доверенности б/н от 27.05.2021;

** – представителя Заказчика по доверенности №Юр-5433 от 22.11.2021 г.;

** – представителя Заказчика по доверенности №Юр от 07.12.2021 г.

Рассмотрев жалобу №014/07/3-2744/2021 ООО «Газспассервис» (далее – Заявитель) на действия Акционерного общества «Саханефтегазсбыт» (далее – Заказчик) на проведение и организацию запроса предложений в электронной форме,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) 30 декабря 2021 года поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Газспассервис» на действия (бездействие) Акционерного общества «Саханефтегазсбыт» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право оказания услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2022-2025 годах (далее – Запрос предложений) (извещение №32110832391 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), в которой содержится следующее.

Доводы жалобы:

«Заказчик АО «Саханефтегазсбыт» разместил запрос предложений в электронной форме на следующие виды услуг: «Оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2022- 2025 годах».

ООО «ГазСпасСервис», являясь участником запроса предложений, что подтверждается извещением о получении заявки (Номер извещения 4568535) от ЭТП «OTC.ru», полагает, что документация - техническое задание не соответствует требованиям действующего законодательства по следующем основаниям:

Согласно п.2.1.8, закупочной документации 2.1.8. Обязательные требования к Участнику: Участник закупки должен: Иметь Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданное отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно- энергетического комплекса (ОАК ТЭК) или иными комиссиями по аттестации аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей согласно Постановлению Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», которое содержит следующие виды работ:

- газоспасательных работ;

- поисково-спасательных работ;

- работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ.

Также п.2.1.9 закупочной документации установлено дополнительное (необязательное) требование к Участнику: Участник закупки желательно должен иметь в наличие силы и средства (спасатели, техника) на территории Республики Саха (Якутия), для выполнения аварийно-спасательных работ по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов и газоспасательных работ на объектах Заказчика.

Между тем, предметом рассматриваемого конкурса в электронной форме является обслуживание опасных объектов на которых осуществляется транспортировка, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, газораспределения и газопотребления профессиональным аварийно-спасательным формированием или аварийно-спасательной службой.

Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей» устанавливает в качестве обязательного условия для осуществления аварийно-спасательными службами (формированиями) основного вида деятельности (проведения аварийно-спасательных работ) их аттестацию. Обязательной аттестации подлежат все без исключения аварийно-спасательные службы независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности и их возможности ограничиваются видами работ, на которые они аттестованы. Аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб, являются постоянно действующие аттестационные комиссии. Полномочия названных комиссий установлены Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным Приказом МЧС России от 20.02.2013 №102, в соответствии с подпунктом «в» пункта 6.1 части 6 которого аттестация аварийно-спасательной службы, обслуживающей объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, как в рассматриваемом споре, должна осуществляться аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти.

Объекты, перечисленные Заказчиком ОПО внесены в перечень объектов топливно- энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно организацией Минэнерго России, утвержденный приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 592. В соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.1997 № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты ПАО Якутскэнерго» относятся к опасным производственным объектам и находятся в ведении Минэнерго России. Таким образом, услуги, являющиеся предметом закупки, подлежат оказанию на опасных промышленных объектах, входящих в сферу деятельности федерального органа государственной власти — Минэнерго России, и Документация о закупке содержит аттестационные требования к участнику такой закупки.

При таких обстоятельствах. Заказчиком должны быть установлены конкретные требования о наличии у участника закупки Свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, выданное отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) на право ведения аварийно-спасательных работ, является правомерным и законным.

В силу положения пункта1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия(бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки путем осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Требование в документации о закупке, в части наличия Свидетельства Минэнерго России на право ведения газоспасательных работ обусловлено тем, что объекты, представленные в закупочной документации, являются опасными производственными объектами, подконтрольны Ростехнадзору и в соответствии с п.9, ст.2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О безопасности объектов топливно - энергетического комплекса» относятся к объектам топливно-энергетического комплекса. Объекты топливно-энергетического комплекса согласно Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 (ред. от 10.08.2021) «О Министерстве энергетики Российской Федерации» находятся в ведении Министерства энергетики Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), эксплуатирующие объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно- спасательных работ.

Полномочия, права и обязанности постоянно действующих комиссий, осуществляющих аттестацию АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения аварийно-спасательных работ (далее - аттестационные комиссии), установлены Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным приказом МЧС России от 20.02.2013 № 102 (зарегистрирован Минюстом России 04.04.2013, регистрационный № 27993) (далее — Положение о комиссиях). В соответствии с п/п. в), п 6.1 данного Положения проведение аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, эксплуатирующими и (или) обслуживающими объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, относится к полномочиям аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти.

Исходя из изложенного следует, что объекты, представленные в закупочной документации, являются опасными производственными объектами, относятся к объектам топливно-энергетического комплекса и находятся в ведении Министерства энергетики Российской Федерации, которые должна обслуживать профессиональная аварийно- спасательная служба, аттестованная аттестационной комиссией Минэнерго России. Порядок прохождения аттестации данных служб изложен в Приказе Министерства энергетики РФ от 20 августа 2020 г. № 680 «О постоянно действующих комиссиях Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».

Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Служба спасения Республики Саха (Якутия) (ГБУ PC (Я) «Служба спасения» PC (Я)) имеет Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданное Территориальной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия), то есть аттестация произведена аттестационной комиссией субъекта Российской Федерации.

Согласно п/п а)., п. 8 Приказа МЧС РФ от 20 февраля 2013 г. № 102 «Обутверждении положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» к полномочиям аттестационных комиссий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся: проведение аттестации:

а) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, находящимися в сфере их ведения (за исключением организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты <1>), и органами местного самоуправления^ подтверждается судебной практикой Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 декабря 2016 г. № Ф01-5365/16 по делу № А28-315/2016).

Имеется вступившее в силу и не оспоренное Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) РЕШЕНИЕ №014/07/3- 924/2021 от 4 июня 2021г., №014/07/3-2110/2021 от 13 октября 2021 г. и Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) дело №А58-4519/2021, которые также поддерживают данный вывод.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение закупке). В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктами 1, 2, 9 части 10 статьи 4 Закона закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1); 2) требования содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие закупке (пункт2); 9) требования участникам такой закупки (пункт9).

С учетом вышеизложенного, полагаем, что требования технического задания запроса предложений в электронной форме на следующие виды услуг: «Оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2022-2025 годах» не содержат развернутой информации о документации необходимой к предоставлению и не позволяют достоверно установить критерии к участникам.

На основании изложенного,

ПРОСИМ:

• рассмотреть жалобу по существу в установленный Законом срок;

• дать оценку правомерности действий Заказчика;

• признать жалобу обоснованной;

• выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.»

17.01.2022 года в адрес Якутского УФАС России поступили дополнения к жалобе (вх. №221э от 17.01.2022) со следующим содержанием.

«Сравнительный анализ.

Федеральные органы исполнительной власти

Органы государственной власти

субъектов

ФЗ от 21.12.1994 г. №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Статья 3 Цели настоящего Федерального закона

- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  1. Федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения, и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

 

Постановление Правительства РФ от 30 декабр 2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

  1. Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочиях которых входит решение вопросов по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  2. Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовых уровнях.

 

  1. Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями согласно приложению для организации работы, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и государственных корпораций

Приложение

Минэнерго России создает

Функциональную подсистему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России

  1. Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

 

Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса

Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Министерства энергетики Российской Федерации – (утв. Приказом Минэнерго от 24 сентября 2018 года №792)

  1. Функциональная подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях.
  1. Силами функциональной подсистемы являются:

б) силы, осуществляющие аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и восстановительные работы на объектах электроэнергетики, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, угольной, сланцевой и торфяной отраслей промышленности:

профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования, осуществляющие обслуживание объектов ТЭК в соответствии с заключенными договорами;

Положение о Якутской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЯТП РСЧС) (утв. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2006 г. №393)

  1. ЯТП РСЧС состоит из территориальных звеньев и имеет три уровня: региональный, муниципальный и объектовый.
  2. Территориальные звенья ЯТП РТП РСЧС создаются:

- территориальными органами федеральных органов исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов;

- органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов;

11. В состав сил и средств каждого уровня ЯТП РСЧС входят силы и средства постоянной готовности. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования,

Приложение №2

Перечень функций звеньев Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

  1. АО «Саханефтегазсбыт» (по согласованию)

4. Руководство созданием и деятельностью следующих территориальных звеньев ЯТП РСЧС:

- силы и средства предупреждения и ликвидации последствий аварий на объектах топливно-энергетического комплекса;

- предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах.

Федеральный закон от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

Статья 12 Аттестация аварийно-спасательных служб

1. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

 

Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. №1091)

  1. Аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются следующие постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - аттестационные комиссии):

- Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - Межведомственная аттестационная комиссия), образуемая совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

- аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти), образуемые этими органами;

- аттестационные комиссии уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - аттестационные комиссии уполномоченных организаций), образуемые этими организациями;

- аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемые этими органами.

7. Аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений  этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), эксплуатирующие объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.

 

 

Положение о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (утв. Приказом МЧС РФ от 20 февраля 2013 г. №102)

Настоящее Положение определяет полномочия, права и обязанности постоянно действующих комиссий, осуществляющих аттестацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (далее - аварийно-спасательные службы (формирования)), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя на право ведения аварийно-спасательных работ,

  1. Аттестационные комиссии в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях создаются с учетом специфики их деятельности, в том числе по отраслевому, территориальному или объектовому принципам.

6. К полномочиям аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти относятся:

6.1. Аттестационных комиссий, за исключением аттестационных комиссий, создаваемых по объектовому принципу:

в) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, эксплуатирующими и (или) обслуживающими объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

 

8. К полномочиям аттестационных комиссий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся:

проведение аттестации:

а) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, находящимися в сфере их ведения (за исключением организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты*(3)), и органами местного самоуправления;

 

Приказ Министерства энергетики РФ от 20 августа 2020 г. №680 «О постоянно действующих комиссиях Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»

Приложение №8

Положение об отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса

11. Комиссия проводит аттестацию:

2) аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, эксплуатирующими и (или) обслуживающими объекты, входящие в сферу деятельности Минэнерго России;

Положение о территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей республики Саха (Якутия) (утв. Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2014 г. №1548-р)

II. основные задачи Комиссии

2.1. Поведение аттестации осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия): а) аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, созданных органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), организациями, находящимися в сфере их ведения (за исключением организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты), и органами местного самоуправления.

Кроме того, причиной разграничения является утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794 единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в рамках которой каждое министерство обеспечивает функционирование своей функциональной подсистемы, а также необходимость учета при поведении аттестации особенностей функционирования объектов данной отраслевой промышленности.

В соответствии с пунктом 4 Приказа МЧС России от 20.02.2013 №102 «Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», аттестационные комиссии в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях создаются с учетом специфики их деятельности, в том числе по отраслевому, территориальному или объектовому принципам.

Из вышеизложенного следует, что Аттестационная комиссия органа исполнительной власти субъекта РФ не вправе аттестовать аварийно-спасательную службу или организацию, на право ведения работ на опасных производственных объектах.

Настоящий вывод подтверждается судебной практикой:

- Решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-31531/2016 от 13.04.2017., оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции – Арбитражного суда Поволжского округа от 29.09.2017 г., в котором сделан однозначный вывод, что заключение договора по предмету закупки, с организацией, имеющей свидетельство об аттестации, выданное Аттестационной комиссией органа исполнительной власти, в ведении которого не находится опасный производственный объект, является нарушением пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» и пункта 4 Приказа МЧС России от 20.02.2013 №102 «Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей, и граждан, приобретающих статус спасателя»;

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-15151/2019 от 06.08.2019 г., оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции – Арбитражного суда Поволжского округа от 06.02.2020 г. в котором сделан однозначный вывод, что так как на официальном сайте МЧС России https://www.mchs.gov.ru опубликован отчет обо всех спасательных формированиях в субъекте РФ: Республика Татарстан по состоянию на 01.04.2019 в списке аварийно-спасательных формирований в промышленности АСФ химической отрасли (ОАК №5-6) под номером 30 представлено ПАСФ ООО «Регион Спас»; под номером 39 представлено АСФ Управления по ПФО ЦООП (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии. ПАСФ ООО «ОДС РТ» нет в вышеуказанном Отчете в списке аварийно-спасательных формирований в промышленности АСФ химической отрасли (ОАК №5-6) то есть, ООО «ОДС РТ» не может осуществлять работы спасателей химической промышленности.

- Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05 декабря 2016 года №Ф01-5365/16 по делу №А28-315/2016, которым сделаны следующие выводы: Объекты заказчика в соответствии со свидетельством о регистрации А02-91244 от 11.11.2015 серии АВ №056631 – Кировской ТЭЦ-3, Кировской ТЭЦ-4, Кировской ТЭЦ-5, включены в реестр опасных производственных объектов. Как видно из материалов дела и установили суды, в техническом задании к закупке, помимо прочего, были установлены следующие требования: профессиональные аварийно-спасательное формирование исполнителя должно быть аттестовано уполномоченной аттестационной комиссией согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1091, приказу МЧС России от 20.02.2013 №102 и иметь действительное свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях (пункт 1.4.6 Технического задания). Суды установили, что энергетические производственно-технологические комплексы тепловых электрических станций, являющихся ОПО, следовательно, входят в сферу деятельности Минэнерго России. В Положении №102, в том числе, установлены требования, предъявляемые к порядку формирования составу аттестационных комиссий, к порядку принятия ими решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя (пункт 1 Положения №102). В соответствии с подпунктом «в» пункта 6.1. части 6 Положения №102 проведение аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, эксплуатирующими и (или) обслуживающими объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, относится к полномочиям аттестационных федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, аттестация аварийно-спасательной службы, обслуживающей объекты ответчика, должна осуществляется аттестационной комиссией федерального органа исполнительной власти - Минэнерго России.

- Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от по делу №А65-5191/2020, оставленное без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 г. в которых сделан вывод, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 6.1. части 6 Положения №102 проведение аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, эксплуатирующими и (или) обслуживающими объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Относится к полномочиям аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти. Как следует из материалов дела и установили суды, свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ  выдано Учреждению Территориальной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных (формирований) и спасателей на территории Кировской области от 14.11.2014 серия 408 №2345, то есть аттестация истца произведена аттестационной комиссией субъекта Российской Федерации. Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Учреждение не имеет аттестации, осуществленной федеральным органом исполнительной власти, что свидетельствует о несоответствии истца требованиям закупочной документации, предъявлявшимся к участникам закупки, следовательно, ПАО «Т Плюс» правомерно приняло решение от отмене итогов закупочной процедуры, оформленных протоколом от 15.01.2016 г.)»

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с правилами статьи 18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) (далее – Закон о защите конкуренции) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в иных случаях.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а жалоба ООО «ГазСпасСервис» рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Саханефтегазсбыт» Утвержденное Советом директоров АО «Саханефтегазсбыт» от «25» июня 2021 г. № 7-21.

На официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru 18 ноября 2021 года (в редакции от 22 декабря 2021) акционерным обществом «Саханефтегазсбыт» опубликовано извещение №32110832391 о проведении запроса предложений в электронной форме, на право оказания услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2022-2025 годах и Документация по закупке.

Заказчик: Акционерное общество «Саханефтегазсбыт» (677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Чиряева, дом 3);

Номер извещения: 32110832391;

Предмет договора: Оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2022-2025 годах;

Дата публикации извещения: 18.11.2021 (в текущей редакции 22.12.2021);

Дата начала срока подачи заявок – 18.11.2021 (МСК+6);

Дата и время окончания подачи заявок: 10.01.2022 в 09:00 (МСК+6);

Дата подведения итогов -10.01.2022 (МСК+6).

Заявитель полагает, что документация – техническое задание не соответствует требованиям действующего законодательства.

Заказчик представил возражение, в котором указал, что условия документации запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания не нарушает принцип добросовестной конкуренции, в том числе не нарушает права и законные интересы заявителя жалобы, и просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

30.12.2021 в Якутское УФАС России поступила жалоба ООО «ГазСпасСервис» (вх. №11267э от 30.12.2021).

10.01.2022 Якутским УФАС России направлено в адрес заявителя и Заказчика Уведомление о поступлении жалобы №014/07/3-2744/2021 (исх. №02/5 от 10.01.2022).

13.01.2022 в Якутское УФАС России поступило возражение от Заказчика (вх. 186э от 13.01.2022).

17.01.2022 поступило дополнение к жалобе (вх. №221э от 17.1.2022).

17.01.2022 в 11:00 рассмотрена жалоба, по существу.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, изучив имеющиеся доказательства и материалы жалобы, приходит к следующему.

Согласно пункту 2.1.8 Документации о закупке Участник закупки должен иметь Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданное отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса (ОАК ТЭК) или иными комиссиями по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей согласно Постановлению Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», которое содержит следующие виды работ:

- газоспасательных работ;

- поисково-спасательных работ;

- работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» установлено требование об аттестации всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (вместе с «Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»).

Заявитель в жалобе указывает, что объекты перечисленные Заказчиком ОПО внесены в перечень объектов топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно организацией Минэнерго России, утвержденный приказом Минэнерго России от 13.12.2011 №592, однако Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что Приказом Минэнерго России от 1 августа 2012 г. № 362 «Об отмене Приказа Минэнерго России от 13 декабря 2011 г. №592 «Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно организацией Минэнерго России», Приказ Минэнерго России №592 отменен, и не может быть использован при рассмотрении жалобы.

Согласно постановлению Правительства РФ от 22.11.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (вместе с «Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя») (далее – Постановление Правительства РФ № 1091) – аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ № 1091 определены аттестационные органы, осуществляющие аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, ими являются следующие постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее – аттестационные комиссии):

- межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее – Межведомственная аттестационная комиссия), образуемая совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

- аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образуемые этими органами;

- аттестационные комиссии уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образуемые этими организациями;

- аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемые этими органами.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства № 1091 аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

Форма и описание бланка свидетельства об аттестации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Изготовление и выдача бланков свидетельства об аттестации осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по заявкам аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти, аттестационных комиссий уполномоченных организаций и аттестационных комиссий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 6.1 части 6 Приказа МЧС России от 20 февраля 2013 г. № 102 «Об утверждении положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» к полномочиям аттестационных комиссий, за исключением аттестационных комиссий, создаваемых по объектовому принципу, относится проведение аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, эксплуатирующими и (или) обслуживающими объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

В свою очередь распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2014 г. № 1548-р «О территориальной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Республики Саха (Якутия)» утверждены задачи Комиссии, одной из которых является проведение аттестации осуществляющих свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия) аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, созданных органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), организациями, находящимися в сфере их ведения (за исключением организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты), и органами местного самоуправления.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации (далее – Минэнерго России) № 680 от 20.08.2020 г. утверждено положение о центральной ведомственной комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), согласно которому комиссия проводит аттестацию:

аварийно-спасательных служб (формирований), созданных Минэнерго России;

аварийно-спасательных служб (формирований), находящихся в ведении Минэнерго России, а также аварийно-спасательных служб (формирований) созданных организациями, находящимися в ведении Минэнерго России;

аварийно-спасательных служб (формирований), созданных организациями, осуществляющими (предполагающими осуществлять) противофонтанное обслуживание объектов нефтедобывающей и газовой промышленности;

профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), созданных ПАО «ЛУКОЙЛ» и ПАО «Газпром», предназначенных для ведения аварийно-спасательных работ на нефтегазодобывающих объектах указанных организаций.

Таким образом, аварийно-спасательные службы (формирования), управомоченные на ведение работ, указанных заказчиком в документации, равны в своих правах, при условии, что виды деятельности, указанные в свидетельстве об аттестации, удовлетворяют требованиям заказчика. Соответственно, свидетельство, выданное уполномоченным на то органом (комиссией), позволяющее аварийно-спасательной службе (формированию) осуществлять деятельность (выполнять определенную работу) указанную заказчиком в документации о закупке, является правомерным.

В составе дополнения к жалобе (вх. №221э от 17.01.2022) было приложено письмо Департамента нефтегазового комплекса Министерства энергетики РФ от 29.12.2021 исх. №09-5279 (по запросу АО «Сахатранснефтегаз») из содержания которого не следует, что опасные производственные объекты структурных подразделений АО «Саханефтегазсбыт» относятся к ведению Министерства энергетики РФ, иных доказательств своим доводам представителями заявителя, в материалы рассмотрения жалобы дела не представлено, Комиссией не установлено.

На основании вышеизложенного, довод заявителя, по мнению Комиссии Якутского УФАС России считается необоснованным.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ГазСпасСервис» на действия (бездействие) АО «Саханефтегазсбыт» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право оказания услуг по организации аварийно-спасательного обслуживания на объектах транспортировки, хранения и использования нефтепродуктов, объектов газопотребления и газораспределения АО «Саханефтегазсбыт» профессиональным аварийно-спасательным формированием в 2022-2025 годах (извещение №32110832391 на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru), необоснованной.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

Председатель Комиссии:                                                                              ***

Члены Комиссии:                                                                                        ***

                                                                                                                            ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны