Решение №014/07/3-777/2024 РЕШЕНИЕ № 014/07/3-777/2024 от 4 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 014/07/3-777/2024

по результатам рассмотрения жалобы

г. Якутск 30 мая 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона Российской Федерации «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

<...> председателя Комиссии;

<...> члена Комиссии;

<...> члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса видеоконференции, при участии:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Афиша Мобил» (ИНН 1658093782, ОГРН 1071690063840) (далее – Заявитель, ООО «Афиша Мобил»), <...> (представитель по доверенности);

от организатора закупки, государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» (ИНН 1435335477, ОГРН 1181447012086) (далее – Организатор закупки, ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)»), <...> (представитель по доверенности);

от заказчика, государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Чурапчинский аграрно-технический колледж» (ИНН 1430008388, ОГРН 1051401387102) (далее – Заказчик, ГБПОУ PC(Я) «ЧАТК»), <...> (представитель по доверенности),

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ООО «Афиша Мобил» на действия (бездействие) заказчика ГБПОУ РС(Я) «ЧАТК» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку тренажера «Отработка навыков ортопедической обработки копытец КРС» (извещение № 32413587748),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Афиша Мобил» №379.1 от 21.05.2024 (вход. №6466-ЭП/24 от 29.05.2024) на действия (бездействие) заказчика ГБПОУ РС(Я) «ЧАТК» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку тренажера «Отработка навыков ортопедической обработки копытец КРС» (извещение № 32413587748).

Доводы жалобы:

«Заявитель считает, что при составлении технического задания, которое является неотъемлемой частью конкурсной документации заказчик допустил нарушение норм закона, а именно согласно подпункту 2, п.6.1. статьи 3 ФЗ-223, при описании в документации о конкурентной закупке предмета (объекта) закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

- в описание предмета (объекта) закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета (объекта) закупки; (в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ).

При составлении технического задания, которое является неотъемлемой частью документации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства заказчик допустил нарушение норм закона, а именно согласно подпункту 1, п.1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Заказчик в случаях, предусмотренных Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно п.3 указанной статьи: Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Однако, при описании предмета (объекта) закупки (Описание объекта закупки), содержащемся в Часть 3. Описание предмета закупки «ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА ЗАКУПКИ На поставку тренажёра «Отработка навыков ортопедической обработки копытец КРС» В разделе «Наименование показателя характеристики товара» пункте 1.5, Заказчиком допущены нарушения, выразившиеся в необъективном описании предмета (объекта) закупки и установлении требований к товарам, работам, услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В описании характеристик товара Заказчик указывает:

№ п/п

Наименование показателя характеристики товара

Значения показателя характеристики товара

Единица измерения значения

Min

Max

Не подлежащие изменению

1.

Станок для фиксации симулятора конечности КРС.

     

наличие

 

   

1.5.

Интерактивный атлас для модулей

     

наличие

 

1.5.1.

Интерактивный атлас представляет собой компьютерную программу, содержащую учебный материал в виде модулей.

     

наличие

 

1.5.2.

Интерактивный атлас совместим с ОС Windows версии 10

     

соответствие

 

1.5.3.

Интерактивный атлас содержит меню, при помощи которого осуществляется навигация по загруженным в атлас модулям

     

наличие

 

1.5.4.

Управление атласом на ПК осуществляется при помощи таких средств ввода, как манипулятор «мышь» и клавиатура

     

соответствие

 

1.5.5.

Информация в каждом модуле интерактивного атласа скомпонована и представлена в виде единого законченного презентационного блока.

     

соответствие

 

1.5.5.1.

Возможность масштабирования (увеличения, уменьшения) изображения модуля

     

наличие

 

1.5.5.2.

Содержание модуля «Патологии вымени коровы»:

- строение вымени коровы – тема содержит изображение вымени коровы, отображающее его строение, на котором представлены и обозначены следующие элементы (обозначенные элементы сведены в спецификацию): глубокие артерии, соединительный остов (строма) вымени, железистые ткани вымени, поверхностные подкожные вены, молочная цистерна, сосковая цистерна, отверстие соскового канала, сосковый канал, сфинктер соска, молочные ходы, гроздь альвеол, глубокие вены;

- мастит (воспаление);

- молочные камни в вымени;

- трещины кожи сосков;

- ушиб вымени;

- ящур;

- абсцесс;

- недержание молока;

- дерматит;

- сужение соскового канала;

- оспа.

Текстовая информация имеет сопровождение в виде иллюстраций.

     

наличие

 

1.5.5.3.

Содержание модуля «Ботулизм животных»:

- информация о ботулизме животных;

- этиология (с наличием сопровождения в виде иллюстрации);

- патогенез;

- признаки ботулизма;

- диагностика;

- лечение и меры борьбы с болезнью.

     

наличие

 

1.5.5.4.

Содержание модуля «Грипп животных»:

- информация о гриппе животных;

- этиология (с наличием сопровождения в виде иллюстрации);

- патогенез;

- клинические признаки;

- диагностика, лечение и профилактика гриппа (в том числе схема лабораторной диагностики

     

наличие

 

1.5.5.5.

Содержание модуля «Ящур»:

- информация о ящуре;

- этиология;

- патогенез;

- лечение;

- меры борьбы с ящуром (с наличием сопровождения в виде иллюстрации).

     

наличие

 

1.5.6.

Интерактивный атлас предоставляется в пользование, что подтверждается Лицензией

     

наличие

 

1.5.7.

Срок действия Лицензии на интерактивный атлас

12

     

месяц

   

1.7.

Объем поставки тренажера

1

     

шт

1.7.9.

Съемный носитель цифровых данных с дистрибутивом интерактивного атласа

     

наличие

 

1.7.10.

USB-ключ защиты интерактивного атласа

     

наличие

 

Считаем, что Заказчиком необоснованно и с целью ограничения конкуренции включен в состав объекта закупки тренажер «Отработка навыков ортопедической обработки копытец КРС» Интерактивный атлас для модулей, содержащий в себе модули «Патологии вымени коровы», «Ботулизм животных», «Грипп животных», «Ящур».

Данные модули не имеют никакого отношения к отработке навыков очищения копытец крупного рогатого скота, следовательно, указанный интерактивный атлас не может быть включен в объект закупки Тренажера.

В связи с включением интерактивного атласа Заказчик в п.9 Информационной карты необоснованно включил ограничение для участников закупки:

 

Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки в соответствии с п.п.«и» п.12.1 Положения о закупке

1) В соответствии с положениями статей 1229, 1233 Гражданского кодекса РФ участник закупки должен являться правообладателем исключительного права или обладать правом на использование объекта интеллектуальной собственности. Участник закупки должен документально подтвердить наличие прав на использование программного обеспечения в соответствии с описанием предмета закупки (далее - ПО) являющемся автором, иным правообладателем, что должно быть подтверждено одним из перечисленных документов:

- документом, подтверждающим наличие у участника закупки исключительных прав на ПО (для правообладателя);

- лицензионным договором (лицензионным соглашением) с правообладателем, предоставляющий участнику закупки полномочия, необходимые и достаточные для исполнения обязательств по контракту;

- сублицензионным договором с лицом, с которым правообладатель ПО, заключил лицензионный договор и предоставил этому лицу права на использование ПО и которое, в свою очередь, предоставило соответствующие права участнику закупки в объеме, необходимом и достаточном для исполнения обязательств по контракту.

Соответствие требованию подтверждается предоставлением электронных оригиналов или копий вышеуказанных документов.

2) В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 №281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 №851 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. №252», в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные п.п.«а» п.2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 г. № 252, либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц.

Представление информации или документов, подтверждающих о соответствии участника закупки вышеуказанному требованию, не требуются.

Следовательно, для участия в закупке по поставке Тренажера отработки навыков очистки копытец, потенциальные участники закупки ограничены в подаче заявок в связи с указанными ограничениями.

Согласно п.2 статьи 3 ФЗ-223, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах, обеспечивающих равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии п.10 статьи 3 ФЗ-223, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Считаем, что контролирующий антимонопольный орган в ходе рассмотрения данной жалобы вправе провести внеплановую проверку конкурсной документации Заказчика. Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки».

Из сути жалобы следует, что по мнению Заявителя, закупочная документация была составлена с нарушениями положений действующего законодательства в сфере закупок.

Жалоба отвечает требованиям статьи 18.1 Закона о защите о конкуренции, так как в своей жалобе Заявитель оспаривает действия (бездействия) Заказчика, связанные с описанием предмета закупки ограничивающего конкуренцию, то есть, Заявителем в жалобе указаны сведения, предусмотренные частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Поскольку Заявитель направил жалобу на положения документации в адрес антимонопольного органа 22.05.2024 в 01:07, то есть до истечения срока подачи заявок 22.05.2024 в 11:00, антимонопольному органу подлежит выяснению вопрос действительности нарушения прав и законных интересов подателя жалобы оспариваемыми действиями в порядке статьи 18.1 Закона о защите о конкуренции.

Так как в жалобе Заявителя содержатся ссылки на нарушение Заказчиком Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия разъяснила Заявителю о том, что настоящая жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

При этом разъяснено, что подпунктом 3 части 4 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (также – Закон о закупках) прямо предусмотрено, что этот Закон о закупках не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о контрактной системе, кроме отдельных исключений, прямо им обозначенных.

В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Следовательно, антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб.

До начала рассмотрения Заказчиком направлены письменные возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает жалобу необоснованной.

Организатор закупки с жалобой не согласился, представил письменные возражения на жалобу. Просит признать жалобу необоснованной, а требования, содержащиеся в ней, не подлежащими удовлетворению.

Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения Заказчика и Организатора торгов, представленные документы, установила следующее.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье – заявитель).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Закупочную деятельность Заказчика регламентирует Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГБОУ РС(Я) «Чурапчинский колледж», утвержденное приказом Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) (Минобрнауки РС(Я)) № 01-03/3361 от 29.12.2022 и приказом ГБОУ РС(Я) «ЧАТК» № 03/02-15 от 06.02.2023.

Распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 04.10.2021 №480-РГ, с 01.01.2022 полномочия по организации и проведению конкурентных закупок государственных бюджетных учреждений, казенных предприятий и государственных унитарных предприятий переданы ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС (Я)».

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.12.2021 №512 утвержден Порядок взаимодействия государственных бюджетных учреждений, казенных предприятий и государственных унитарных предприятий Республики Саха (Якутия) с государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Порядок взаимодействия).

Согласно подпункту 8 пункта 5.1 Порядка взаимодействия, Организатор закупок формирует состав комиссии по осуществлению конкурентной закупки в электронной форме. Состав комиссии утверждается руководителем организатора закупок. Порядок работы комиссии регламентируется положениями о закупках заказчиков, законодательством Российской Федерации о закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, Положением о комиссии, утвержденным руководителем организатора закупок.

Согласно подпунктам 2, 3, 16 пункта 5.2 Порядка взаимодействия, заказчик разрабатывает описание предмета закупки, определяет в соответствии с положениями о закупках заказчиков и законодательством о закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц критерии оценки, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и утверждает извещение и (или) документацию о закупке.

Из размещенных в ЕИС сведений установлено следующее:

13.05.2024 Организатор закупки разместил в ЕИС извещение и документацию о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. на право заключения договора на поставку тренажера «Отработка навыков ортопедической обработки копытец КРС» (далее – Извещение, Документация) (извещение № 32413587748).

Начальная (максимальная) цена договора: 549 226.67 рублей; дата начала срока подачи заявок: 13.05.2024; дата и время окончания подачи заявок: 22.05.2024 11:00; дата подведения итогов: 31.05.2024.

На участие в аукционе поданы 2 заявки, признанных соответствующими требованиям аукционной документации.

Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно первому доводу жалобы, Заявитель считает, что Заказчиком необоснованно и с целью ограничения конкуренции включен в состав объекта закупки тренажер «Отработка навыков ортопедической обработки копытец КРС» Интерактивный атлас для модулей, содержащий в себе модули «Патологии вымени коровы», «Ботулизм животных», «Грипп животных», «Ящур».

Представитель Заказчика пояснил, что тренажер и атлас с указанными в Документации модулями необходимы для обучения по образовательной программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 36.02.01 Ветеринария, разработанной в ГБПОУ Республики Саха (Якутия) «Чурапчинский аграрно-технический колледж» по компетенции «Ветеринарный фельдшер» по базовой подготовке. Атлас так же, как и тренажер, предназначен для учебных целей. Атлас содержит теоретическую базу по теме, относящейся к сельскохозяйственной отрасли.

Данные товары и интерактивный атлас являются технологически и функционально связанными между собой, поскольку закупаются для организации образовательного процесса в части обучения студентов работе с КРС.

В качестве обоснования своей позиции Заказчик направил в материалы дела копию Учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 36.02.01 Ветеринария (согласован Минобрнауки РС(Я) 06.05.2024) (далее – Учебный план), копию экспертного заключения о соответствии Учебного плана требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минпросвещения России № 657 от 23.11.2020, а также документы о выделении ГБОУ РС(Я) «ЧАТК» целевого Гранта Главы РС(Я), предусматривающий в том числе материально-техническое обеспечение образовательного процесса по Программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 36.02.01 Ветеринария (далее – Программа подготовки).

По первому доводу Заявителя, касающегося описания предмета закупки, Комиссия отмечает следующее.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечение закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчик самостоятельно устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно подпункта 1 пункта 8.1 Положения о закупке, при описании в документации о конкурентной закупке в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Пунктом 8.2 Положения о закупке, описание предмета закупки в соответствии с требованиями, указанными в пункте 8.1 настоящего раздела, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктами 32, 33 Извещения и Информационной карты установлено, что описание предмета закупки, информация о количестве товара, объеме работ и услуг установлены в соответствии с частью 3 Описание предмета закупки Документации о закупке.

Наименование и количество поставляемого товара, а также требования к его качественным характеристикам установлено частью 3 Описание предмета закупки Документации о закупке.

Так, закупаемый товар «Тренажер «Отработка навыков ортопедической обработки копытец КРС» содержит конструктивные элементы: рама, станок для фиксации конечности КРС, имитация конечности КРС, а также входящим в комплект поставки элементом «Интерактивный атлас для модулей», оснащаемый модулями «Патологии вымени коровы», «Ботулизм животных», «Грипп животных», «Ящур». Закупаемое оборудование приобретается для оснащения учебного кабинета по специальности 36.02.01 Ветеринария.

Как следует из Учебного плана представленной Программы подготовки, раздел «Профессиональный цикл» содержит в том числе образовательные предметы (компетенции):

ПМ.01 – Проведение ветеринарно-санитарных и зоогигиенических мероприятий.

МДК.01.01 – Контроль санитарного и зоогигиенического состояния объектов животноводства и кормов.

МДК.01.02 – Проведение ветеринарно-санитарных мероприятий для предупреждения болезней животных.

ПМ.02 – Проведение профилактических, диагностических и лечебных мероприятий.

МДК.02.01 – Предупреждение заболеваний животных, проведение санитарно-просветительской деятельности.

МДК.02.02 – Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных манипуляций.

Комиссия установила, что Программа обучения и Учебный план предусматривают обучение студентов общей теоретической части относительно заболеваний КРС, отработке практических навыков по обрезке копытного рога КРС и лечению абсцесса мягких тканей конечностей КРС.

Так, закупаемый товар «Тренажер «Отработка навыков ортопедической обработки копытец КРС» должен быть оснащен в том числе интерактивным атласом, который представляет собой компьютерную программу, содержащую учебный материал в виде модулей, в состав которых входят:

Модуль «Патологии вымени коровы»:

- строение вымени коровы – тема содержит изображение вымени коровы, отображающее его строение, на котором представлены и обозначены следующие элементы (обозначенные элементы сведены в спецификацию): глубокие артерии, соединительный остов (строма) вымени, железистые ткани вымени, поверхностные подкожные вены, молочная цистерна, сосковая цистерна, отверстие соскового канала, сосковый канал, сфинктер соска, молочные ходы, гроздь альвеол, глубокие вены;

- мастит (воспаление);

- молочные камни в вымени;

- трещины кожи сосков;

- ушиб вымени;

- ящур;

- абсцесс;

- недержание молока;

- дерматит;

- сужение соскового канала;

- оспа.

Модуль «Ботулизм животных»:

- информация о ботулизме животных;

- этиология (с наличием сопровождения в виде иллюстрации);

- патогенез;

- признаки ботулизма;

- диагностика;

- лечение и меры борьбы с болезнью.

Модуль «Грипп животных»:

- информация о гриппе животных;

- этиология (с наличием сопровождения в виде иллюстрации);

- патогенез;

- клинические признаки;

- диагностика, лечение и профилактика гриппа (в том числе схема лабораторной диагностики

Модуль «Ящур»:

- информация о ящуре;

- этиология;

- патогенез;

- лечение;

- меры борьбы с ящуром (с наличием сопровождения в виде иллюстрации).

В этой связи Комиссия приходит к выводу о том, что описание товара «Интерактивный атлас для модулей» содержит в своем составе модули со справочной информацией, относящейся исключительно к образовательным предметам (компетенциям) Учебного плана Программы подготовки по специальности 36.02.01 Ветеринария, что отвечает потребностям Заказчика, а также целевому назначению Гранта Главы РС(Я), выделенного Заказчику.

В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан его определить и описать в соответствии с нормами Закона о закупках таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую обоснованным требованиям Заказчика.

При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, поскольку Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Согласно правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики от 16.05.2018 по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Таким образом требование в документации о закупке к поставке учебного тренажера и оборудования с определенным характеристиками установлено в целях создания своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика учитывая специфику его деятельности, потребностью в совместимости поставляемого товара с разработанной Заказчиком программой подготовки специалистов среднего звена по специальности 36.02.01 Ветеринария и направлено на обеспечение эффективности его деятельности в этой сфере.

Кроме того, необходимо учитывать, что возможность поставить требуемый товар имеется не только у производителей, но и у поставщиков. В соответствии с документацией о закупке потенциальным участникам закупки необходимо поставить товар, а не изготовить его.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. В закупке может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации о закупке и требованиям Заказчика.

Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

Заявителем не доказано, что товары, планируемые к закупке, находятся в ограниченном обращении.

Учитывая, что Организатором торгов обеспечен равный доступ к участию в торгах, установлены единые требования к участникам торгов и к поставляемому товару, дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки не имеется, поскольку все поданные заявки допущены к участию.

Установленные Заказчиком в документации требования не препятствуют участию в закупке нескольким поставщикам, в равной мере применяются ко всем участникам закупки. Доказательств обратного Заявителем не представлено.

Таким образом, Комиссией в действиях (бездействии) Заказчика нарушений Закона о закупках не выявлено, в связи с чем первый довод жалобы признается необоснованным.

Согласно второму доводу жалобы, Заказчиком в пункте 9 Информационной карты необоснованно включил ограничение для участников закупки, поскольку потенциальные участники закупки ограничены в подаче заявок в связи с указанными ограничениями.

По второму доводу Заявителя, касающегося требования о наличии лицензионного договора (лицензионного соглашения), Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 9 Извещения и пунктом 9 Информационной карты, Заказчиком установлены следующие ограничения:

9.

Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки в соответствии с п.п. «и» п.12.1 Положения о закупке

1) В соответствии с положениями статей 1229, 1233 Гражданского кодекса РФ участник закупки должен являться правообладателем исключительного права или обладать правом на использование объекта интеллектуальной собственности. Участник закупки должен документально подтвердить наличие прав на использование программного обеспечения в соответствии с описанием предмета закупки (далее – ПО) являющемся автором, иным правообладателем, что должно быть подтверждено одним из перечисленных документов:

- документом, подтверждающим наличие у участника закупки исключительных прав на ПО (для правообладателя);

- лицензионным договором (лицензионным соглашением) с правообладателем, предоставляющий участнику закупки полномочия, необходимые и достаточные для исполнения обязательств по контракту;

- сублицензионным договором с лицом, с которым правообладатель ПО, заключил лицензионный договор и предоставил этому лицу права на использование ПО и которое, в свою очередь, предоставило соответствующие права участнику закупки в объеме, необходимом и достаточном для исполнения обязательств по контракту.

Соответствие требованию подтверждается предоставлением электронных оригиналов или копий вышеуказанных документов.

2) В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 №281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 №851 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. №252», в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные п.п. «а» п. 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 г. № 252, либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц.

Представление информации или документов, подтверждающих о соответствии участника закупки вышеуказанному требованию, не требуются.

Подпунктом «и» пункта 12.1. Положения о закупке установлено, что при осуществлении конкурентной закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки на соответствие участника конкурентной закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.

Как следует из описания предмета закупки, поставляемым товаром является «Тренажер «Отработка навыков ортопедической обработки копытец КРС», который содержит конструктивные элементы: рама, станок для фиксации конечности КРС, имитация конечности КРС, а также входящий в комплект поставки элемент «Интерактивный атлас для модулей», оснащаемый модулями «Патологии вымени коровы», «Ботулизм животных», «Грипп животных», «Ящур».

При этом поставляемый «Интерактивный атлас для модулей» и входящие в комплект поставки модули «Патологии вымени коровы», «Ботулизм животных», «Грипп животных», «Ящур» являются программным продуктом (обеспечением), то есть результатом интеллектуальной деятельности.

Таким образом, участнику при поставке необходимо документально подтвердить наличие прав на использование программного продукта (обеспечения) в соответствии с описанием предмета закупки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233 ГК РФ), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.

Комиссия отмечает, что требуемые Заказчиком документы позволяют определить законность владения программой, что исключает споры о принадлежности прав на созданную программу, а также исключает возможность купли-продажи контрафактной продукции.

Поскольку оспариваемое требование установлено исходя из соответствующей потребности Заказчика, с учетом положений статей 1229, 1233 ГК РФ, второй довод жалобы не может быть признан обоснованным.

На основании вышеизложенного, оценив доводы Заявителя, возражения представителей Заказчика и Организатора закупки, рассмотрев всесторонне и полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

признать жалобу ООО «Афиша Мобил» (ИНН 1658093782) на действия (бездействие) заказчика ГБПОУ РС(Я) «Чурапчинский аграрно-технический колледж» (ИНН 1430008388) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку тренажера «Отработка навыков ортопедической обработки копытец КРС» (извещение № 32413587748) необоснованной.

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны