Решение б/н по результатам рассмотрения жалобы от 11 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Заказчику:
Акционерное общество «Авиакомпания
«Полярные авиалинии»
Электронная площадка:
АО «ЕЭТП»
Заявителю:
Акционерное общество
«Страховое общество газовой промышленности»
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-2259/2021
г. Якутск «11» ноября 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
– Заместитель руководителя Якутского УФАС России, председатель Комиссии;
– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, член комиссии
– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, член Комиссии;
При участии:
– представителя АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» по доверенности № 02/21-юр от 21.01.2021 г.
– представителя АО «СОГАЗ» по доверенности № 1889/20 от 31.12.2020 г.
Рассмотрев жалобу АО «СОГАЗ» на действия (бездействие) заказчика АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» при проведении и организации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора страхования воздушного судна DHS-8 Q300 (315) MSN 556 RA-67261, для нужд АО «Авиакомпании «Полярные авиалинии»
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от АО «СОГАЗ» (вх. № 9471э от 27.10.2021 г.) на действие (бездействие заказчика АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» при проведении и организации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора страхования воздушного судна DHS-8 Q300 (315) MSN 556 RA-67261, для нужд АО «Авиакомпании «Полярные авиалинии» (Извещение № 32110730079 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru).
АО «СОГАЗ» в жалобе указывает следующие доводы:
«Настоящая жалоба подана в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ».
Обжалуемые действия.
Заказчиком при размещении закупки нарушены нормы ч. 5 ст. 3 Закона 223-ФЗ, а также утвержденное Положение о закупке.
Доводы в обоснование жалобы:
15.10.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) было размещено извещение о закупке № 32110730079, проводимой в рамках Закона 223-ФЗ в форме запроса предложений в электронной форме на право заключения договора страхования воздушного судна DHC-8 Q300 (315) MSN 556 RA-67261. Заказчиком закупки является Акционерное общество «Авиакомпания «Полярные авиалинии» (далее – Заказчик).
Руководствуясь Положением части 5 статьи 3 223-ФЗ Заявитель принял решение о подаче заявки с участием иных юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (далее – совместная заявка). В закупочной документации, размещенной Заказчиком, не определен порядок подачи и оценки нестоимостных показателей по совместным заявкам. В связи с этим Заявителем направлен запрос разъяснений от 20.10.2021 г. с предложением опубликовать разъяснения в отношении указанного порядка.
В ответ на данный запрос Заказчиком опубликованы разъяснения, в соответствии с которыми подача совместных заявок не допускается со ссылкой на п. 8 Информационной карты закупки, согласно которому привлечение соисполнителей допускается только по согласованию с Заказчиком.
Указанное разъяснение не позволяет Заявителю принять участие в закупке посредством совместной заявки и противоречит законодательству Российской Федерации в связи со следующим.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона 223-ФЗ, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки.
Положение о закупке Заказчика, утвержденное Решением Совета директоров Заказчика, Протокол № 7 от 26.12.2018 г. (ст. 1 и 9), также устанавливает, что участников закупки может являться юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки. При этом среди требований к участникам закупки, которые Заказчик может установить согласно статье 9 данного Положения, не указано требование о том, что на стороне участника должно выступать только одно юридическое лицо.
Таким образом, разъяснение положений закупочной документации от 20.10.2021 г. о том, что на стороне участника закупки может выступать только одно лицо, противоречит требованиям как закона 223-ФЗ, так и Положения о закупке ПО «АК «Полярные авиалинии»,
Запрет на привлечение соиполнителей без согласования Заказчика, на который Заказчик ссылается в своих разъяснениях, относится к привлечению соиполнителей победителем закупки после заключения договора, но не ограничивает подачу совместной заявки.
На основании вышеизложенного прошу,
- Приостановить проведение закупки до рассмотрения жалобы по существу.
- Признать жалобы АО «СОГАЗ» обоснованной.
- Признать Заказчика нарушившим ч. 5 ст. 3 Закона 223-ФЗ и Положение о закупке.
- Выдать Заказчику в результате действий которого были допущены нарушения законодательства РФ обязательное для исполнения предписание в соответствие с действующим законодательством.»
АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» выразило согласие с доводами Заявителя.
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения закупок, торгов и порядка заключения договоров, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
- осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, жалоба АО «СОГАЗ» рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.
При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 15 октября 2021 года опубликовано извещение о проведении закупки № 32110730079 – запрос предложений в электронной форме на право страхования воздушного судна DHC-8 Q300 (315) MSN 556 RA-67261, для нужд АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии».
Заказчиков рассматриваемого запроса предложений в электронной форме является Акционерное общество «Авиакомпания «Полярные авиалинии» (677014, Республика Саха (Якутия), город Якутск, ул. Жуковского, д. 10, ИНН/КПП: 1435229817/143501001)
Рассматриваемый запрос предложений в электронной форме проводился в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В информационной карте закупки установлены дата и время начала и окончания подачи заявок на участие в закупке – с 15.10.2021 (МСК+6) по 27.10.2021 в 12:00 (МСК +6).
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что настоящая жалоба была направлена по электронной почте в адрес Якутского УФАС России 26 октября 2021 года в 23:37 (время местное).
Таким образом, жалоба АО «СОГАЗ» была направлена в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 3 Закона о закупках.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, а также руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Якутского УФАС России установила следующее:
27 октября 2021 года на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110730079 о проведении запроса предложений в электронной форме на страхование воздушного судна DHC-8 Q300 (315) MSN 556 RA-67261, для нужд АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии».
Способ проведения: Запрос предложений в электронной форме.
Комиссия Якутского УФАС, изучив материалы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со частью 1 статьи 1 Закона о закупках – Целями регулирования настоящего Федерального закона является обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее – заказчики), в товарах, работ, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках – Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Пункт 1.1 статьи 1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Авиакомпания «Полярные авиалинии» (утв. Протоколом № 7 от 26.12.2018 г.) (далее – Положение о закупке) – При закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением о закупке и локальными актами Заказчика, регламентирующими правила закупки.
Согласно пункту 9.1 статьи 9 Положения о закупке – Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки подавшее заявку на участие в закупке (кроме случаев закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) которые соответствуют требованиям, установленных Заказчиком и соответствии с настоящим Положением о закупке.
Однако, Документация о закупке в статье 5 «Привлечение соисполнителей» содержит следующую информацию – Если иного не оговорено в Информационной карте, Исполнитель по договору обязан поставить товары лично. В процессе исполнения обязательств по договору он вправе привлекать к поставке товаров (выполнению работ/оказанию услуг) третьих лиц только по согласованию с Заказчиком.
Данное положение противоречит не только Положению о закупке, но и Закону о закупках. Также, Заявитель направил запрос разъяснений от 20.10.2021 г. с предложением опубликовать разъяснения в отношении указанного порядка.
В ответ на данный запрос Заказчиком опубликованы разъяснения, в соответствии с которыми подача совместных заявок не допускается со ссылкой на п. 8 Информационной карты закупки, согласно которому привлечение соисполнителей допускается только по согласованию с заказчиком.
На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что разъяснение положений закупочной документации от 20.10.2021 г. и сама Закупочная документация в статье 5 содержит нарушение части 5 статьи 3, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу АО «СОГАЗ» на действия (бездействия) заказчика АО «Авиакомпания «Полярные Авиалинии» при проведении и организации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора страхования воздушного судна DHS-8 Q300 (315) MSN 556 RA-67261 (извещение № 32110730079 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru) – обоснованной.
- Установить в действиях АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» нарушение части 5 статьи 3, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Выдать АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» обязательное для исполнения предписание о совершении действий направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.