Решение б/н по результатам рассмотрения жалобы от 11 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заказчику:

Акционерное общество «Авиакомпания

«Полярные авиалинии»

 

 

Электронная площадка:

АО «ЕЭТП»

 

  

Заявителю:

Акционерное общество

«Страховое общество газовой промышленности»

  

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы №014/07/3-2259/2021

г. Якутск                                                                                               «11» ноября 2021 года

                                    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Якутское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

 – Заместитель руководителя Якутского УФАС России, председатель Комиссии;

 – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, член комиссии

– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Якутского УФАС России, член Комиссии;

При участии:

– представителя АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» по доверенности № 02/21-юр от 21.01.2021 г.

 – представителя АО «СОГАЗ» по доверенности № 1889/20 от 31.12.2020 г.

Рассмотрев жалобу АО «СОГАЗ» на действия (бездействие) заказчика АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» при проведении и организации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора страхования воздушного судна DHS-8 Q300 (315) MSN 556 RA-67261, для нужд АО «Авиакомпании «Полярные авиалинии»

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба от АО «СОГАЗ» (вх. № 9471э от 27.10.2021 г.) на действие (бездействие заказчика АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» при проведении и организации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора страхования воздушного судна DHS-8 Q300 (315) MSN 556 RA-67261, для нужд АО «Авиакомпании «Полярные авиалинии» (Извещение № 32110730079 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru).

АО «СОГАЗ» в жалобе указывает следующие доводы:

«Настоящая жалоба подана в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ».

Обжалуемые действия.

Заказчиком при размещении закупки нарушены нормы ч. 5 ст. 3 Закона 223-ФЗ, а также утвержденное Положение о закупке.

Доводы в обоснование жалобы:

15.10.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) было размещено извещение о закупке № 32110730079, проводимой в рамках Закона 223-ФЗ в форме запроса предложений в электронной форме на право заключения договора страхования воздушного судна DHC-8 Q300 (315) MSN 556 RA-67261. Заказчиком закупки является Акционерное общество «Авиакомпания «Полярные авиалинии» (далее – Заказчик).

Руководствуясь Положением части 5 статьи 3 223-ФЗ Заявитель принял решение о подаче заявки с участием иных юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (далее – совместная заявка). В закупочной документации, размещенной Заказчиком, не определен порядок подачи и оценки нестоимостных показателей по совместным заявкам. В связи с этим Заявителем направлен запрос разъяснений от 20.10.2021 г. с предложением опубликовать разъяснения в отношении указанного порядка.

В ответ на данный запрос Заказчиком опубликованы разъяснения, в соответствии с которыми подача совместных заявок не допускается со ссылкой на п. 8 Информационной карты закупки, согласно которому привлечение соисполнителей допускается только по согласованию с Заказчиком.

Указанное разъяснение не позволяет Заявителю принять участие в закупке посредством совместной заявки и противоречит законодательству Российской Федерации в связи со следующим.

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона 223-ФЗ, участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки.

Положение о закупке Заказчика, утвержденное Решением Совета директоров Заказчика, Протокол № 7 от 26.12.2018 г. (ст. 1 и 9), также устанавливает, что участников закупки может являться юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки. При этом среди требований к участникам закупки, которые Заказчик может установить согласно статье 9 данного Положения, не указано требование о том, что на стороне участника должно выступать только одно юридическое лицо.

Таким образом, разъяснение положений закупочной документации от 20.10.2021 г. о том, что на стороне участника закупки может выступать только одно лицо, противоречит требованиям как закона 223-ФЗ, так и Положения о закупке ПО «АК «Полярные авиалинии»,

Запрет на привлечение соиполнителей без согласования Заказчика, на который Заказчик ссылается в своих разъяснениях, относится к привлечению соиполнителей победителем закупки после заключения договора, но не ограничивает подачу совместной заявки. 

На основании вышеизложенного прошу,

  1. Приостановить проведение закупки до рассмотрения жалобы по существу.
  2. Признать жалобы АО «СОГАЗ» обоснованной.
  3. Признать Заказчика нарушившим ч. 5 ст. 3 Закона 223-ФЗ и Положение о закупке.
  4. Выдать Заказчику в результате действий которого были допущены нарушения законодательства РФ обязательное для исполнения предписание в соответствие с действующим законодательством.»

АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» выразило согласие с доводами Заявителя.

            Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения закупок, торгов и порядка заключения договоров, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

  1. осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, жалоба АО «СОГАЗ» рассматривалась в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 15 октября 2021 года опубликовано извещение о проведении закупки № 32110730079 – запрос предложений в электронной форме на право страхования воздушного судна DHC-8 Q300 (315) MSN 556 RA-67261, для нужд АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии».

Заказчиков рассматриваемого запроса предложений в электронной форме является Акционерное общество «Авиакомпания «Полярные авиалинии» (677014, Республика Саха (Якутия), город Якутск, ул. Жуковского, д. 10, ИНН/КПП: 1435229817/143501001)

Рассматриваемый запрос предложений в электронной форме проводился в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В информационной карте закупки установлены дата и время начала и окончания подачи заявок на участие в закупке – с 15.10.2021 (МСК+6) по 27.10.2021 в 12:00 (МСК +6).

Комиссией Якутского УФАС России установлено, что настоящая жалоба была направлена по электронной почте в адрес Якутского УФАС России 26 октября 2021 года в 23:37 (время местное).

Таким образом, жалоба АО «СОГАЗ» была направлена в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 3 Закона о закупках.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, а также руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Якутского УФАС России установила следующее:

27 октября 2021 года на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32110730079 о проведении запроса предложений в электронной форме на страхование воздушного судна DHC-8 Q300 (315) MSN 556 RA-67261, для нужд АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии».

Способ проведения: Запрос предложений в электронной форме.

          Комиссия Якутского УФАС, изучив материалы жалобы, пришла к следующим выводам.

В соответствии со частью 1 статьи 1 Закона о закупках – Целями регулирования настоящего Федерального закона является обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее – заказчики), в товарах, работ, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках – Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Пункт 1.1 статьи 1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества «Авиакомпания «Полярные авиалинии» (утв. Протоколом № 7 от 26.12.2018 г.) (далее – Положение о закупке) – При закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением о закупке и локальными актами Заказчика, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 9.1 статьи 9 Положения о закупке – Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки подавшее заявку на участие в закупке (кроме случаев закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) которые соответствуют требованиям, установленных Заказчиком и соответствии с настоящим Положением о закупке.

Однако, Документация о закупке в статье 5 «Привлечение соисполнителей» содержит следующую информацию – Если иного не оговорено в Информационной карте, Исполнитель по договору обязан поставить товары лично. В процессе исполнения обязательств по договору он вправе привлекать к поставке товаров (выполнению работ/оказанию услуг) третьих лиц только по согласованию с Заказчиком.

Данное положение противоречит не только Положению о закупке, но и Закону о закупках. Также, Заявитель направил запрос разъяснений от 20.10.2021 г. с предложением опубликовать разъяснения в отношении указанного порядка.

В ответ на данный запрос Заказчиком опубликованы разъяснения, в соответствии с которыми подача совместных заявок не допускается со ссылкой на п. 8 Информационной карты закупки, согласно которому привлечение соисполнителей допускается только по согласованию с заказчиком.

На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что разъяснение положений закупочной документации от 20.10.2021 г. и сама Закупочная документация в статье 5 содержит нарушение части 5 статьи 3, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)

 

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу АО «СОГАЗ»  на действия (бездействия) заказчика АО «Авиакомпания «Полярные Авиалинии»  при проведении и организации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора страхования воздушного судна DHS-8 Q300 (315) MSN 556 RA-67261 (извещение № 32110730079 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru) – обоснованной.

  1. Установить в действиях АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» нарушение части 5 статьи 3, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  2. Выдать АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» обязательное для исполнения предписание о совершении действий направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.


                                             

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны