Решение №014/07/3-24/2023 Решение №014/07/3-24/2023 по жалобе ООО "Сибирский тендер" н... от 20 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
 Решение.pdf (7072.07 Кб)

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ 014/07/3-24/2023

по результатам рассмотрения жалобы

город Якутск                                                                                                        20 января 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> – заместителя руководителя-начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;

<...> – главного государственного инспектора отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,

проведя рассмотрение дела посредством сервиса видеоконференцсвязи при участии:

от заказчика, государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство РС(Я)» (далее – ГУП «ЖКХ РС(Я)», заказчик): <...> (представители по доверенности);

от организатора закупки, государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия) (далее – ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)», организатор закупки): <...> (представитель по доверенности);

от заинтересованного лица, общества с ограниченной ответственностью «Новаком» (далее – ООО «Новаком»): <...>(представитель по доверенности);

в отсутствие:

представителя заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Сибирский тендер» (далее – ООО «Сибирский тендер», заявитель)

рассмотрев жалобу ООО «Сибирский тендер» на действия (бездействие) заказчика ГУП ЖКХ РС(Я), организатора закупки ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)» при проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство котельной и тепловых сетей взамен котельной "Школа" для подключения потребителей в с. Боробул Таттинского улуса Республики Caxа (Якутия) (извещение №32211962270)

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Сибирский тендер» на действия (бездействие) заказчика ГУП ЖКХ РС(Я), организатора закупки ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)» при проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство котельной и тепловых сетей взамен котельной "Школа" для подключения потребителей в с. Боробул Таттинскоrо улуса Республики Caxа (Якутия) (извещение №32211962270).

Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:

«I.

В Информационной карте Документации Заказчиком установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО, при этом подтверждением соответствия такому требованию установлена необходимость предоставления Выписки из реестра членов СРО:

9.

Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки в соответствии с п.п. «и» п. 12.1 Положения о закупке

1. Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, а также случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ при снижении участником закупки ценового предложения до 10 млн. рублей включительно и менее), с правом выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта:

 

а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);

 

Соответствие требованиям:

- подтверждается предоставлением выписки из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме либо уведомлением о принятом решении с приложением копии такого решения согласно ч.10 ст.55.6 Градостроительного кодекса РФ, или копией таких документов;

- проверяется в реестре либо в едином реестре членов саморегулируемой организации (за исключением случаев невозможности доступа членов комиссии к указанному реестру).

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 55.17 Градостроительного кодекса изложена в новой редакции, из которой исключено понятие «выписка из реестра членов саморегулируемой организации», а так же исключен порядок и форма предоставления такой выписки. Указанная норма вступила в законную силу с 01.09.2022. Таким образом, у участника закупки отсутствует возможность получить и предоставить в составе заявки Выписку СРО Строителей.

Подтверждением обоснованности данного довода жалобы является Решение и Предписание УФАС по делу № 072/07/18.1-95/2022 (Приложение 5 и 6 к настоящей жалобе).

Заказчиком нарушены положения Градостроительного Кодекса РФ, а также ФЗ-223.

 

II.

В Извещении Заказчиком установлено: Дата подведения итогов 19.01.2023 (МСК+6)

Согласно положениям Документации, ближайшая дата заключения Договора – 30.01.2023г.

Заказчиком в п.3.1 Договора установлен следующий срок выполнения работ:

Срок выполнения работ, согласно (Приложению №3) к Договору:

Начало работ – с даты подписания договора.

Окончание работ – 30 ноября 2023 года.

В Обосновании НМЦК Заказчиком установлено:

РАСЧЕТ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ ДОГОВОРА

при осуществлении закупки на выполнение подрядных работ по строительству объектов:

Строительство котельной и тепловых сетей взамен котельной "Школа" для подключения потребителей в с.Боробул
Таттинского улуса Республики Саха (Якутия)

 

 

 

 

 

 

 

 

Основание для расчета:
   1. Приказ об утверждении проектно-сметной документации: 1. №855-п от 03.11.2022г.
   2. Положительное заключение государственной экспертизы: 1. №14-1-1-3-075098-2022 от 25.10.2022г.
   3. Утвержденные сводные сметные расчеты в ценах 4 квартала 2021 года

 

Номер по порядку

Номера сметных расчетов и смет, Обоснование

Наименование глав, объектов, работ и затрат

Общая сметная стоимость, руб. 4 кв 2021, руб. без НДС

Индекс-дефлятор*

Стоимость работ в ценах на дату формирования начальной (максимальной) цены договора 4 квартал 2022 г., руб. без НДС

Индекс прогнозной инфляции на период выполнения работ

Начальная (максимальная) цена договора с учетом прогнозного индекса инфляции на период выполнения работ, руб без НДС

 
 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

1

ОСР №ОС-01-01.

подготовительные работы

492 300,00

1,0837

533 505,51

1,0276

548 230,26

 

2

ОСР №ОС-02-01.

Котельная

78 034 320,00

1,0837

84 565 792,58

1,0276

86 899 808,46

 

3

ОСР №ОС-04-01.

ДЭС

2 625 640,00

1,0837

2 845 406,07

1,0276

2 923 939,28

 

4

ОСР №ОС-04-02.

наружные сети электроснабжения

69 190,00

1,0837

74 981,20

1,0276

77 050,68

 

5

ОСР №ОС-05-01.

наружные сети связи

180 270,00

1,0837

195 358,60

1,0276

200 750,50

 

6

ОСР №ОС-06-01.

пожарные резервуары V=2х100м3 с насосной

8 121 880,00

1,0837

8 801 681,36

1,0276

9 044 607,77

 

7

ОСР №ОС-06-02.

наружная канализация

837 150,00

1,0837

907 219,46

1,0276

932 258,72

 

8

ОСР №ОС-06-03.

Тепловые сети

4 429 690,00

1,0837

4 800 455,05

1,0276

4 932 947,61

 

9

ОСР №ОС-07-01.

планировка земельного участка

6 546 650,00

1,0837

7 094 604,61

1,0276

7 290 415,70

 

10

Приказ №332/пр от 19.06.2020 г. П.55

Временные здания и сооружения (3,1%)

2 084 577,02

1,0837

2 259 056,12

1,0276

2 321 406,07

 

11

Приказ  №325/пр от 25.05.2021 г. Прил1п.85

Зимнее удорожание работ (0,9*6,5%)

4 055 746,33

1,0837

4 395 212,29

1,0276

4 516 520,15

 

12

ЛСР №09-01-01.

Пуско-наладочные работы

1 285 300,00

1,0837

1 392 879,61

1,0276

1 431 323,09

 

13

Приказ №421/пр от 4.08.2020 п.179

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты (%=2)

2 371 221,14

1,0837

2 569 692,35

1,0276

2 640 615,86

 

 

 

Стоимость без учета НДС

111 133 934,49

 

120 435 844,81

 

123 759 874,15

 

Уровень цен утвержденной сметы:

4 квартал 2021 года (декабрь 2021 года)

 

 

Дата формирования НМЦД:

Октябрь 2022 года

 

 

Начало строительства:

Декабрь 2022 года

 

 

Окончание строительства:

Ноябрь 2023 года

 

 

Продолжительность строительства:

365 дней (12 месяцев)

 

 
                   

 

Согласно дате заключения договора, начало строительство будет осуществлено не ранее 31.01.2023г. и продолжительность строительства составит 10 месяцев, а не 12 месяцев.

Заказчиком неверно рассчитан Индекс прогнозной инфляции на период выполнения работ и Начальная (максимальная) цена договора с учетом прогнозного индекса инфляции на период выполнения работ – 10 месяцев, обоснована неправильно, что приводит к увеличению расходования денежных средств.

 

III.

 Заказчиком установлен следующий порядок обеспечения заявки:

38.

Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе (в случае установления такого требования в пункте 27 части 1 «Информационная карта» документации)

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии или иным способом, предусмотренным документацией о закупке. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.

               

Обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе, аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном пунктом 27 части 1 «Информационная карты» документации, либо путем предоставления независимой гарантии.

Подачей заявки на участие в открытом конкурсе, аукционе участник закупки выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае наличия в реестрах независимой гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона №44-ФЗ, информации о независимой гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в соответствующем открытом конкурсе, аукционе, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения соответствующей заявки не осуществляется

 

Прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

1) размещение в ЕИС и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса, аукциона. При этом прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому блокирование таких денежных средств прекращается в случае заключения договора;

2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

3) отклонение заявки участника закупки;

4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;

…..

Однако в Извещении на Электронной Площадке РТС Тендер установлено: Обеспечение денежные средства с внесением д.с. на электронную площадку.

Также при подаче заявок в Личном кабинете участника на электронной площадке оператор электронной площадки позволяет предоставить денежные средства в качестве обеспечения заявки исключительно на счет оператора электронной площадки.

Таким образом, Заказчиком в Документации и в Извещении, размещенном на РТС Тендер установлена противоречивая информация по предоставлению денежных средств в качестве обеспечения заявки – на Спец.Счет Участника или на счет Оператора электронной площадки. Данная противоречивая информация приводит к тому, что участник конкурса, перечисливший обеспечение заявки не на тот счет, не сможет подать заявку.

 

IV.

В описании объекта закупки установлены следующие климатические условия, в которых будет эксплуатироваться котельная:

 

-Расчетная температура наружного воздуха наиболее холодной пятидневки минус 56С.-СП 131.13330.2020

 -Расчетная температура наружного воздуха наиболее холодной суток минус 59С.-СП 131.13330.2020

 

Единицы измерения температуры «С» не существует, что не позволяет определить, расчетную температуру окружающего воздуха – 56 секунд в течении которых замерзает птица в полёте или минус 56 градусов Цельсия или минус 56 градусов Фаренгейта.

Наличие данного факта не позволяет идентифицировать объект закупки.

 

V.

В описании объекта закупки установлено следующее требование к котельной:

Котельная: Ригели, стойки дверные из уголков ГОСТ 8500- 93.

ГОСТ 8500- 93 не существует. Наличие данного факта не позволяет определить, из каких уголков должны быть ригели и стойки дверные.

 

VI.

В описании объекта закупки установлено следующее требование к котельной:

Пожарные резервуары V=2х100мЗ

Конструкция металла резервуара емк. 100 куб.м. заводского изготовления. Резервуар представляет собой стальную цилиндрическую емкость диаметром 2,95 м и высотой стенки 5,96 м.

Объем цилиндра определяется по формуле: V=π·r²·h (π - константа равная (3.14); r - радиус основания; h - высота цилиндра). Согласно установленным размерам, объем резервуара будет 40.741м3 (h = 5.96(м); r = 1.475(м); V = 40.741(м³)).

Исходя из данного факта, не представляется возможным определить – Заказчику необходим резервуар объемом 100м3 или, согласно установленным размерам, резервуар объемом 40,741м3.

 

VII.

В описании объекта закупки установлено следующее требование к котельной:

Канализационный сборник на 5 м3

Подземный канализационный сборник емкостью 5 м3 имеет габаритные размеры 1700х3700х2000(h).

Согласно установленным размерам, объем канализационного сборника составляет 12,58 м3 (1,7х3,7х2=12,58).

Исходя из данного факта, не представляется возможным определить – Заказчику необходим канализационный сборник объемом 5м3 или, согласно установленным размерам, сборник объемом 12,58 м3».

 

ГУП «ЖКХ РС(Я)» представило письменные возражения на жалобу ООО «Сибирский тендер», согласно которым просит отказать в удовлетворении требований по жалобе.

ГКУ РС (Я) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» представило письменные возражения на жалобу ООО «Сибирский тендер», согласно которым просит признать жалобу необоснованной, а требования, содержащиеся в ней, – не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица ООО «Новаком» возразила по доводам жалобы, просила признать жалобу необоснованной.

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 16 декабря 2022 года опубликованы извещение и документация о проведении закупки № 32211962270 – конкурса в электронной форме на право заключения договора на строительство котельной и тепловых сетей взамен котельной "Школа" для подключения потребителей в с. Боробул Таттинскоrо улуса Республики Caxа (Якутия), дата начала срока подачи заявок: 16.12.2022, дата окончания подачи заявок: 09.01.2023, начальная (максимальная) цена договора: 123 759 874,15 рублей.

Заказчиком рассматриваемой закупки является государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (677027, г. Якутск, ул. Кирова, 18, блок «А»).

Организатором закупки выступает государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Центр закупок Республики Саха (Якутия)» (677000, Саха /Якутия/ Респ, Якутск г, проспект Ленина, 22).

Рассматриваемая закупка проводилась на основании положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с протоколом № 32211962270-1 рассмотрения первых частей заявок от 12.01.2023 Комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, приняла решение о допуске и признании участниками конкурса в электронной форме трех хозяйствующих субъектов.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 32211962270-2 от 17.01.2023 Комиссией проведена оценка заявок участников ООО «Стройкомплект», ООО «Новаком», ООО «СК Легион» по критериям, установленным конкурсной документацией.

В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме № 32211962270-3 от 19.01.2023 победителем закупки признан участник с наибольшим количеством баллов - ООО «Новаком».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)», утвержденным приказом генерального директора ГУП «ЖКХ РС (Я)» В.С. Чикачева от 30.12.2019 г. № 1251-п (в ред. от 09.09.2022 г., приказ № 725-п) (далее – Положение о закупке).

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком разработана и утверждена закупочная документация с существенными нарушениями действующего законодательства, что не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупке.

В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к участникам такой закупки.

Пунктом 1.2.3 (6) части 2 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке. Инструкция по заполнению заявки участниками закупки. Порядок проведения открытого конкурса в электронной форме» закупочной документации определено, что в случае установления требования в пункте 9 части 1 «Информационная карта» документации вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки.

Согласно пункту 9 Информационной карты (часть 1 закупочной документации) участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, а также случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ при снижении участником закупки ценового предложения до 10 млн. рублей включительно и менее), с правом выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта:

а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).

Соответствие участника данным требованиям подтверждается предоставлением выписки из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме либо уведомлением о принятом решении с приложением копии такого решения согласно ч.10 ст.55.6 Градостроительного кодекса РФ, или копией таких документов.

С 1 сентября 2022 г. вступили в силу изменения, внесенные в статью 55.17 Градостроительного кодекса РФ, Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ, в соответствии с которой:

в единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах включается информация о членах саморегулируемой организации, о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации, а также сведения об их обязательствах соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным такими лицами с использованием конкурентных способов заключения договоров. Состав сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядок формирования указанного реестра, порядок ведения указанного реестра, в том числе порядок включения в указанный реестр сведений, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций. Саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Проанализировав вышеуказанную норму, Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что информация о членстве участников закупки в саморегулируемых организациях размещена в сети «Интернет» и доступна к ознакомлению для неограниченного круга лиц.

Таким образом, требование о предоставлении в составе заявки выписки из единого реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме является незаконным, довод жалобы – обоснованным.

В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В части 4 закупочной документации (Обоснование НМЦД) приведен расчет начальной максимальной цены договора, которая составила 123 759 874,15 руб. без учета НДС. Уровень цен утвержденной сметы: 4 квартал 2021 года (декабрь 2021 года),             дата формирования НМЦД: октябрь 2022 года, начало строительства: декабрь 2022 года, окончание строительства: ноябрь 2023 года, продолжительность строительства: 365 дней (12 месяцев).

При расчете начальной максимальной цены договора Заказчиком применен предусмотренный пунктом 11.5 Положения о закупке, проектно-сметный метод.

Заказчик руководствовался приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр (ред. от 14.06.2022) «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства».

Расчет НМЦД на выполнение подрядных работ по строительству производится в следующем порядке:

а) пересчет сметной стоимости подрядных работ из уровня цен на дату утверждения проектной документации в текущий уровень цен на дату определения НМЦД на выполнение подрядных работ с применением индексов фактической инфляции за соответствующий период;

б) показатели сметной стоимости подрядных работ по главам сводного сметного расчета стоимости строительства в текущем уровне цен умножаются на индекс прогнозной инфляции на период строительства. Индекс прогнозной инфляции на период строительства рассчитывается как среднее арифметическое между индексами прогнозной инфляции на даты начала и окончания работ с учетом срока выполнения работ в соответствии с проектной документацией.

В соответствии с пунктом 3.1. проекта договора (часть 5 закупочной документации) срок выполнения работ, согласно (Приложению №3) к Договору: начало работ – с даты подписания договора, окончание работ – 30 ноября 2023 года.

Таким образом, довод заявителя о том, что начало строительных работ определен договором 31 января 2023 г. и продолжительность строительства составит 10 месяцев, а не 12 месяцев, в связи с чем индекс прогнозной инфляции должен быть рассчитан исходя из данного срока, не находит своего подтверждения. Кроме того, данное обстоятельство не нарушает прав участников, так как привело к увеличению начальной максимальной цены договора, договор заключается по цене, предложенной участниками закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке).

Пунктом 5.1 Положения о закупке определено, что размещение информации о закупке, в том числе плана закупки, информации о внесении в него изменений, осуществляется заказчиком в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке».

Следовательно, Заказчик, в соответствии с законодательством в сфере закупок и в соответствии со своим Положением о закупке, обязан разместить информацию о закупке на сайте ЕИС.

В соответствии с частью 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением случая проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона, при котором обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется в соответствии с частью 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Пунктами 9.1, 9.2 Положения о закупке определено, что заказчик вправе установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурентных закупках при условии, что начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей. Обеспечение заявки может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, или иным способом, предусмотренным документацией о закупке. Выбор способа обеспечения заявки осуществляется участником закупки.

Пунктом 27 части 1 «Информационная карта» закупочной документации и пунктом 25 извещения определен размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе: 1.00% от начальной (максимальной) цены договора: 1237598.74 рублей.

Пунктом 38 части 1 «Информационная карта» закупочной документации и пунктом 35 извещения о закупке определен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе (в случае установления такого требования в пункте 27 части 1 «Информационная карта» документации), согласно которому Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии или иным способом, предусмотренным документацией о закупке. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке осуществляется участником закупки. Независимая гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона №44-ФЗ. Срок действия независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок. Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном пунктом 25 Извещения, либо путем предоставления независимой гарантии.

В силу части 1 статьи 6 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется, в том числе, путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет), для их перевода в случаях, предусмотренных настоящей статьей, на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р утвержден Перечень банков в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 20.12.2021 № 2369 установлены Требования к банкам и фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 № 626 установлены Требования к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком.

Проанализировав вышеуказанные нормы, закупочную документацию, Комиссия отмечает, что для участия в настоящей закупке заказчиком предусмотрены два способа обеспечения заявки:

- путем внесения денежных средств на специальный счет, открытый участником в банке из перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р, в соответствии с требованиями к таким договорам специального счета, установленными Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 № 626;

- независимой гарантии.

Иных способов обеспечения заявки, в том числе путем внесения денежных средств на электронную площадку, закупочной документацией не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик

В пункте 1 части 3 «Описание объекта закупки» закупочной документации установлены следующие климатические условия, в которых будет эксплуатироваться котельная (объект закупки):  

- Расчетная температура наружного воздуха наиболее холодной пятидневки минус 56С.-СП 131.13330.2020;

 - Расчетная температура наружного воздуха наиболее холодной суток минус 59С.-СП 131.13330.2020.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. № 859/пр утвержден Свод правил «Строительная климатология. СНиП 23-01-99. СП 131.13330.2020», который устанавливает климатические параметры, которые применяют при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, при планировке и застройке городских и сельских поселений территории Российской Федерации.

В соответствии с данным сводом правил, обозначение температуры воздуха наиболее холодных суток и наиболее холодной пятидневки приведено в виде значения °C.

Таким образом, заказчик при описании объекта закупки нарушил требования пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, указав не те обозначения климатических параметров объекта закупки.

В пункте 2 части 3 «Описание объекта закупки» закупочной документации установлены следующие требования к котельной:

ригели, стойки дверные из уголков ГОСТ 8500- 93.

Между тем, ГОСТ 8500-93 не существует.

Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 20.02.1996 №85 с 01 января 1997 г. введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 8509-93 «Уголки стальные горячекатанные равнополочные», принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол №3-93 от 17.02.93).

Следовательно, к стальным уголкам применяется вышеуказанный ГОСТ 8509-93.

Таким образом, заказчик при описании объекта закупки нарушил требования пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, указав на несуществующий ГОСТ.

В пункте 2 части 3 «Описание объекта закупки» закупочной документации установлены следующие требования к пожарным резервуарам:

пожарные резервуары V=2х100мЗ. Конструкция металла резервуара емк. 100 куб.м. заводского изготовления. Резервуар представляет собой стальную цилиндрическую емкость диаметром 2,95 м и высотой стенки 5,96 м.

Объем цилиндра определяется по формуле: V=π·r²·h (π - константа равная (3.14); r - радиус основания; h - высота цилиндра).

Исходя из данной формулы, при вычислении объем резервуара будет равен 40.741м3 (h = 5.96(м); r = 1.475(м); V = 40.741(м³)).

Таким образом, заказчик нарушил требования пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, поскольку в описании объекта закупки не определил необходимые объемы пожарных резервуаров.

В пункте 2 части 3 «Описание объекта закупки» закупочной документации установлены следующие требования к канализационному сборнику:

канализационный сборник на 5 м3. Подземный канализационный сборник емкостью 5 м3 имеет габаритные размеры 1700х3700х2000(h).

Исходя из установленных размеров, его объем составит 12,58 м3 (1,7*3,7*2).

Таким образом, заказчик нарушил требования пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, поскольку в описании объекта закупки не определил необходимый объем канализационного сборника.  

Между тем, вышеуказанные нарушения не повлияли на итоги закупки, поскольку участники закупки в заявках указали те параметры объекта закупки, которые необходимы заказчику на самом деле.

На основании вышеизложенного, оценив доводы заявителя и лиц, участвующих в деле, рассмотрев всесторонне и полно обстоятельства по настоящей жалобе, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы обоснованной.

Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,

решила:

1. Признать жалобу ООО «Сибирский тендер» на действия (бездействие) заказчика ГУП ЖКХ РС(Я), организатора закупки ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)» при проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство котельной и тепловых сетей взамен котельной "Школа" для подключения потребителей в с. Боробул Таттинскоrо улуса Республики Caxа (Якутия) (извещение №32211962270) обоснованной.  

2. Признать заказчика – ГУП ЖКХ РС(Я), организатора закупки – ГКУ РС(Я) «Центр закупок РС(Я)» нарушившими часть 1 статьи 2, пункт 1 части 10 статьи 4, пункт 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений не выдавать.

4. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель комиссии                                                                                         <...>

 

 

 

Члены комиссии:                                                                                                      <...>

 

 

 

                                                                                                                                    <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны