Решение №014/05/28-179/2022 13.12.2021 г. в Управление Федеральной антимонопольной служб... от 10 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...>

ООО <...>

РЕШЕНИЕ

по делу № 014/05/28-179/2022 по признакам нарушения законодательства о рекламе

город Якутск                                                 резолютивная часть оглашена «10» марта 2022 года

изготовлено в полном объеме «17» марта 2022 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...> – председателя Комиссии;

<...> – члена Комиссии;

<...> –  члена Комиссии,

в присутствии:

лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

генерального директора ООО <...> (<...>) <...>.;

в отсутствие:

заявителя – Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (<...>) – не подключилось, направлено ходатайство о рассмотрении дела без их участия;

рассмотрев дело №014/05/28-179/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту обращения Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации №Т7-46-9/30593 от 09.12.2021(вх. №10640п от 13.12.2021) о факте распространения рекламы финансовых услуг по предоставлению потребительских займов в офисе ООО <...> по адресу: <...>в ТЦ «Норд», 2 этаж, с использованием рекламного плаката, с признаками нарушения части 13 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 №38-ФЗ «О рекламе» по существу,

УСТАНОВИЛ:

13.12.2021 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение Дальневосточного ГУ Банка России о факте распространения рекламы финансовых услуг по предоставлению потребительских займов ООО <...> (ОГРН<...>, ИНН <...>), адрес местонахождения: <...> с признаками нарушения части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Из содержания обращения следует, что по состоянию на 26.11.2021 по адресу: <...> в ТЦ «Норд», 2 этаж распространяется реклама с использованием рекламного плаката в офисе ООО МКК <...> (далее - ООО <...>), с текстом следующего содержания: «<...> без залога и поручителя от 2000 до 30 000 руб. наличные за 15 минут*ТЦ НОРД 2 этаж*Телефон для информации ***-***. ООО <...>, в подтверждение представлены фото.

В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов – деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме.

Исходя из содержания вышеуказанной рекламы, ООО <...> предоставляет услуги по предоставлению потребительских займов.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 21.12.2013 №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также не кредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Соответственно, действующим законодательством определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды.

Регулирование деятельности кредитных организаций и не кредитные финансовых организации (далее - профессиональные кредиторы) по предоставлению потребительских займов осуществляется Банком России, которые ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, государственные реестры микрофинансовых  организации, кредитных потребительских кооперативов, а также ломбардов и обеспечивает соответствие сведений о профессиональных кредиторах указанных реестрах сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц.

В соответствии с пункта 2 части 1 статьи 2, части 1, 2 , 3 статьи 5 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций (далее – ГРМФО) и учитывается статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.

Антимонопольным органом установлено, что ООО <...> (ОГРН <...> ИНН <...>) исключено из ГРМФО «Кооперативные финансы» №ОД-2140 от 22.10.2021.

Соответственно, ООО <...> с 22.10.2021 утратило статус микрофинансовой организации и право осуществлять микрофинансовую деятельность.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе) рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

В статье 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что под товаром как объектом рекламирования понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Плакат ООО <...> с информацией о предоставлении потребительских займов отвечает всем признакам рекламы: содержит объект рекламирования, обращает внимание к деятельности ООО <...>, адресован неопределенному кругу лиц, способствует продвижению данных услуг на товарном рынке. Следовательно, данная информация является рекламой.

Согласно статье 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, а также реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В силу части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» запрещена реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017 №378-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Таким образом, ООО <...> в силу указанных выше требований не вправе осуществлять деятельность по предоставлению потребительских займов, а также распространять рекламу об осуществлении такой деятельности, так как не имеет соответствующего разрешения.

10.03.2022 в ходе рассмотрения дела генеральный директор <...>пояснил, что с обстоятельствами, указанными в заявлении ДГУ ЦБ России ознакомлены, и, что сами писали письмо ДГУ ЦБ России об исключении из статуса микрофинансовых организаций. 25.10.2021 получили ответ на свое письмо, где ДГУ ЦБ России сообщил, что с 22.10.2021 ООО «Быстрый займ14» утратило статус микрофинансовой организации и право осуществлять микрофинансовую деятельность. В этот же день подписан приказ о прекращении по выдаче потребительских займов ООО <...>. Вывесили объявление внутри офиса, о том, что больше не выдают займы, и только осуществляют по приему платежей по раннее выданным займам.

Реклама о выдаче потребительских займов 26.11.2021 распространялась с использованием рекламного плаката в офисе ООО <...> по адресу: <...> в ТЦ «Норд», 2 этаж, о том, что общество с 22.10.2021 исключен с реестра микрофинансовых организаций и прекратили деятельность по выдаче потребительских займов знали, вину в нарушении части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» признал в полном объеме и сообщил, что 28.11.2021 убрали рекламный плакат в офисе, по адресу: <...> в ТЦ «Норд», 2 этаж,  01.12.2021 расторгнут договор аренды нежилого помещения находящегося по адресу:<...>. Копия договора расторжения приобщена в материалы дела.

Изучив имеющиеся в материалах дела документы, выслушав лицо, участвующее в деле, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) пришла к следующим выводам.

Антимонопольным органом установлен факт распространения ООО <...> рекламы о предоставлении потребительских займов с нарушением части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», данное обстоятельство подтверждается фотографиями.

Реклама привлекает внимание потребителей к услугам продавца с информацией, используемых в рекламе адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно к услугам по предоставлению потребительских займов, на формирование или поддержание интереса к нему способствует их реализации на рынке.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 №37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Совокупное восприятие информации, содержащейся в рекламе дает основание полагать, что объектом рекламирования, в данном случае, выступают услуги по предоставлению потребительских займов, осуществляемые ООО <...> ОГРН <...>.

Таким образом, рассматриваемая информация в плакате, распространённая 26.11.2021 по адресу:<...>, этаж 2, об услугах, предоставляемых ООО <...> ОГРН <...>, ИНН <...>, отвечает всем признакам рекламы: содержит объект рекламирования, обращает внимание к деятельности ООО <...>: а именно к услугам по предоставлению потребительских займов, адресована неопределенному кругу лиц, способствует продвижению данных услуг на товарном рынке.

Таким образом, изучив материалы дела, заслушав лицо, участвующего в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», ненадлежащая реклама -- реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что ООО <...> 26.11.2021 не имея соответствующего разрешения осуществляло распространение рекламы по предоставлению потребительских займов, по адресу: <...>, в ТЦ «Норд», 2 этаж.

Таким образом, реклама услуг по предоставлению потребительских займов, осуществляемая ООО <...>, распространяемая с использованием рекламного плаката, по адресу: <...>, 2 этаж, является ненадлежащей, поскольку нарушает требования части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 настоящего Федерального закона.

Материалами дела установлено, что рекламодателем ненадлежащей рекламы по предоставлению потребительских займов является ООО <...>, юридический адрес: <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, устными пояснениями генерального директора <...> Доказательств, подтверждающих обратное, ООО <...> не представлено, материалами дела не установлено.

Материалами дела установлено, что ненадлежащая реклама, нарушающая требования части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», распространялась 26.11.2021 с использованием рекламного плаката, по адресу:<...>, 2 этаж. Данные обстоятельства подтверждаются фотографиями, приложенными к обращению. На момент вынесения настоящего решения, нарушение требований части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» ООО <...> устранено, в связи с чем основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 14.3, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП – влечет наложение административного штрафа.

Руководствуясь   частью  1  статьи 36 Федерального  закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47, 54 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную 26.11.2021 по адресу:<...>, в ТЦ «Норд», 2 этаж, в офисе ООО <...> (<...>) с использованием рекламных плакатов о предоставлении потребительских займов, нарушающей требования части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
  2. Предписание не выдавать в связи с прекращением нарушения законодательства Российской Федерации «О рекламе»;
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня его оглашения.

Председатель комиссии                                                                                              <...>

Члены комиссии:                                                                                                         <...>                                                                                                                                          <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны