Решение №014/07/3-2707/2021 РЕШЕНИЕ №014/07/3-2707/2021 по результатам рассмотрения жало... от 17 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ №014/07/3-2707/2021
по результатам рассмотрения жалобы
г. Якутск 17 января 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;
<...> – главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
<...> – старшего специалиста 1 категории отдела естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,
проведя рассмотрение дела посредством сервиса web-видеоконференцсвязи по технологии «TrueConf»,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Новаторг» (далее – заявитель, ООО «Новаторг»): <...> <...> (представители по доверенностям);
от заказчика акционерного общества «Сахаэнерго» (далее – заказчик, АО «Сахаэнерго»): <...> <...> <...> (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу ООО «Новаторг» на действия (бездействие) заказчика и организатора закупки АО «Сахаэнерго» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на «Лот №66601 Электроматериалы (изоляторы, выключатели, предохранители) для аварийного запаса» (извещение №32110836732),
установила:
27.12.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Новаторг» от 24.12.2021 №211224 (вх.№11080э от 27.12.2021) на действия (бездействие) заказчика АО «Сахаэнерго» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на лот №66601 Электроматериалы (изоляторы, выключатели, предохранители) для аварийного запаса (извещение №32110836732).
Из сути поданной жалобы следует, что поданная ООО «Новаторг» заявка на участие в закупочной процедуре отклонена по основанию несоответствия техническим требованиям Извещения о закупке неправомерно.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из сути выступления представителей АО «Сахаэнерго» следует, что заказчик АО «Сахаэнерго» с жалобой не согласился, представил письменные пояснения.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, заслушав участвовавших в деле лиц и изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупочная деятельность заказчика регламентируется «Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро», утвержденным решением Совета директоров ПАО «РусГидро» от 26.06.2020 № 330 и принятым в качестве внутреннего документа решением Совета директоров АО «Сахаэнерго» от 30.10.2018 №18 (далее – Положение о закупке).
Из размещенных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «https://zakupki.gov.ru» сведений установлено следующее.
- Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, документация о проводимой закупке (далее – извещение, документация) размещены в ЕИС 19.11.2021.
- Начальная (максимальная) цена договора: 3 600 000.34 рублей.
- Дата начала срока подачи заявок: 19.11.2021.
- Дата окончания подачи заявок: 22.03.2021.
- Дата подведения итогов закупки: 06.12.2021.
- На участие закупке подано 12 заявок из которых 6 признаны соответствующими требованиям документации о закупке.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках, при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно размещенному 20.12.2021 в ЕИС протоколу от 20.12.2021 №32110836732-01 в отношении заявки ООО «Новаторг» заказчиком и организатором закупки АО «Сахаэнерго» было принято решение:
«Отклонить заявку участника ООО «Новоторг» от дальнейшего рассмотрения на основании п.4.9.6 «г» Документации о закупке, как несоответствующую следующим требованиям:
6. Основания для отклонения.
В техническом предложении Участника в п.10 предложен Изолятор натяжной ЛК 70/10 И3СС, который имеет размер проушин в диаметре 17 мм. В техническом предложении Заказчика в п.10 установлено: «Изолятор натяжной SDI90.150», который имеет размер проушин в диаметре 21±1 мм, что не соответствует п.1.3 технического задания, в котором указано: «В случае наличия в настоящих ТТ указания на конкретные марки, ТУ и наименование производителей допускается применение эквивалентного оборудования и материалов с характеристиками/параметрами не хуже, чем указанным в настоящих ТТ».
Из анализа, размещенного в ЕИС Извещения о закупке, Комиссия установила следующее.
Пунктом «г» 4.9.6 Извещения установлено, что по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки в том числе по основанию несоответствие предлагаемой продукции требованиям Документации о закупке, в том числе порядка описания такой продукции.
Приложением № 1 «Техническое задание» к Извещению установлено следующее.
«1. Технические требования
1.1. Участник должен представить техническое предложение (формат excel) в формате таблиц 1 и 2 настоящих Технических требований. В техническом предложении Участник должен заполнить:
– столбец 4 «Предложение Участника» Таблицы 1 в соответствии с рекомендациями Заказчика, указанными в столбце 3 Таблицы 1;
– столбцы 7, 8, 9, 10 «Предложение Участника» в Таблице 2 (приложенный файл excel) в соответствии с рекомендациями Заказчика, указанными в столбцах 2, 3, 4, 5 Таблицы 2.
Неисполнение данного требования будет служить основанием для отклонения заявки Участника.
1.2. Не допускается Участникам конкурентных процедур в предложении ограничиваться типовыми фразами («готовы выполнить все в соответствии с ТТ», «со всем согласны» и т.д.) или копированием конкретных требований из ТТ, необходимо самостоятельно заполнить все ячейки с описанием предлагаемых характеристик оборудования, технологий выполнения работ, значений, величин и т.д.
1.3. В случае наличия в настоящих ТТ указания на конкретные марки, ТУ и наименование производителей допускается применение эквивалентного оборудования и материалов с характеристиками/параметрами не хуже, чем указанным в настоящих ТТ».
В позиции 10 Таблицы 2 Технического задания Извещения заказчик установил значение «Изолятор натяжной SDI90.150», ГОСТ 28856-90.
Комиссия установила, что в Приложении №1 «Техническое задание» Извещения не содержится требований к товару «Изолятор натяжной SDI90.150», в части установления характеристики отверстий (проушин) в оконцевателе.
Также Комиссия установила, что указанный в описании товара «ГОСТ 28856-90. Изоляторы линейные подвесные стержневые полимерные. Общие технические требования» (утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 29.12.1990 №3665) не содержит требований к внутренним размерам отверстий в оконцевателях изоляторов натяжных, указываемых как диаметр отверстия в миллиметрах.
Из анализа представленных оператором АО «РАД» сведений о поданных участниками закупки заявках Комиссия установила, что в позиции 10 Технического предложения заявитель предложил поставку товара «Изолятор натяжной ЛК 70/10 И3СС», ГОСТ 28856-90, страна происхождения Россия, производитель ООО «ИНСТА».
В этой связи представителями заказчика было пояснено, что в наименовании требуемой Заказчиком продукции указан «Изолятор натяжной SDI90.150». При этом указанная марка изделия «SDI90.150» носит описательный характер и, по мнению заказчика, наименование марки содержит в себе всю необходимую техническую информацию, то есть указывает на конкретные размеры ширины отверстий в оконцевателях изолятора 21±1мм, так как подробная информация о конструкции и технических характеристиках имеется в свободном доступе на официальном сайте производителя данного товара «ENSTO» (https://www.ensto.com).
Так, по мнению представителей заказчика, если в поданной участником закупки ООО «Новоторг» заявке приложение «Техническое предложение. Таблица 2» по позиции 10 содержит значение «Изолятор натяжной ЛК 70/10 И3СС», то исходя из размещенных на официальном сайте производителя товара ООО «ИНСТА» (https://zaoinsta.ru) данных о продукции, диаметр отверстия в оконцевателе товара «Изолятор натяжной ЛК 70/10 И3СС» равен Ø17мм.
В виду чего, предложенный участником по позиции 10 «Изолятор натяжной ЛК 70/10 И3СС» имеет существенные отличия по внутреннему диаметру отверстий оконцевателей и не соответствует требованиям Технического задания Заказчика, так как не может быть смонтирован по месту применения при выполнении ремонтных работ из-за меньшего конструктивного диаметра Ø17мм проушины, чем наружный диаметр Ø21мм подвески типа «серьга-серьга», используемой АО «Сахаэнерго» для монтажа изоляторов такого типа.
Из пояснений представителей заявителя следует, что при подготовке раздела заявки «Техническое предложение. Таблица 2» участник закупки ООО «Новоторг» руководствовался в том числе разделом Извещения «Технические требования».
Пунктом 1.3 Технических требований установлено, что в случае наличия в настоящих технических требованиях указания на конкретные марки, ТУ и наименование производителей допускается применение эквивалентного оборудования и материалов с характеристиками/параметрами не хуже, чем указанным в настоящих технических требованиях».
Так, по мнению представителей заявителя, «Изолятор натяжной ЛК 70/10 И3СС» (изготовитель ООО «ИНСТА») по своим характеристикам не может быть хуже, чем «Изолятор натяжной SDI90.150» (изготовитель «ENSTO»), в связи с чем заявитель считает отклонение поданной ООО «Новоторг» заявки неправомерным.
Таким образом Комиссия установила, что используемые заказчиком при оценке заявок сведения о функциональных характеристиках товара и его конструктивных особенностях в описании предмета закупки в Извещении отсутствуют, могут быть получены на сайтах производителей товара марки «изолятор натяжной» и, следовательно, не могут являться частью Технических требований Извещения о закупке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках, запрос котировок в электронной форме является одним из способов проведения конкурентных закупок.
В силу части 20 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом котировок, понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчик устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Между тем, в Извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, в том числе в Приложении №1 «Техническое задание» описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики товара «Изолятор натяжной SDI90.150» в части требований заказчика к внутреннему диаметру (21±1 мм) на основании несоответствия которым была признана несоответствующей требованиям Извещения о закупке заявка участника ООО «Новаторг».
Потребности заказчика по данному товару не определены.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы.
Заказчик и организатор закупки АО «Сахаэнерго» признается нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 1 части 6.1 статьи 3, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
решила:
- Признать жалобу ООО «Новаторг» на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки АО «Сахаэнерго» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на лот №66601 Электроматериалы (изоляторы, выключатели, предохранители) для аварийного запаса (извещение №32110836732) обоснованной.
- Признать заказчика, организатора закупки АО «Сахаэнерго» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 6.1 статьи 3, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Выдать заказчику, организатору закупки АО «Сахаэнерго» предписание об устранении выявленных нарушений.
- Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель комиссии <...>
Члены комиссии: <...> <...>