Решение б/н Решение о прекращении от 10 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

       РЕШЕНИЕ

о прекращении производства по делу №014/01/10-1283/2021

 

г. Якутск                                          резолютивная часть оглашена «04» августа 2021 года                                                                                                   

                                            изготовлено в полном объеме «10» августа 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела №014/01/10-2316/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

***– руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

Членов комиссии:

***– заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

***– главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия);

При участии:

представителя акционерного общества «Авиакомпания АЛРОСА» (далее – АО «Авиакомпания АЛРОСА», Авиакомпания) (юридический адрес: 678170, Республика Саха (Якутия), город Мирный, Аэропорт, офис 24 ИНН 7805004321 ОГРН 1047866033626) *** по доверенности №124 от 29.03.2021 г.;

рассмотрев дело №014/01/10-1283/2020 возбужденного в отношении АО «Авиакомпания АЛРОСА» по признакам состава нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление, Якутское УФАС России) поступили обращения граждан (далее – заявители) (вх.№66 от 23.04.2021г.) указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях авиакомпаний осуществляющих регулярную перевозку пассажиров из города Якутск в центральные города России.

В рамках рассмотрения заявления Якутское УФАС России установило следующее.

Из содержания обращения следует, что по состоянию на 21.04.2021г. стоимость авиабилетов по направлению Якутск-Сочи-Якутск на даты 28.07-11.08.2021 на семью из четырех человек в эконом-классе самолета составляет 271600 рублей без учета стоимости багажа. Тем не менее, самая низкая стоимость одного билета на прямой рейс туда и обратно без учета стоимости багажа составляет 68300 рублей на указанные даты.

Заявители указывают, что в эти же даты в 2020 году билеты на 4 человек с багажом по вышеуказанному направлению стоили около 87 000 рублей. Таким образом, по мнению заявителей, цены на авиабилеты по сравнению с прошлым годом повысились более чем в 3 раза.

В обращении также указано, что по другим направлениям тоже наблюдается значительный рост цен. К примеру стоимость самых дешевых авиабилетов по маршруту Якутск-Москва-Якутск на 01.07. -30.07.2021 на 4 человек составляет 205800 рублей в эконом классе без учета багажа.

Заявители отмечают, что в 2021 году город Якутск не вошел в программу субсидирования авиабилетов для жителей Дальнего Востока. Субсидированных билетов для льготных категорий пассажиров на летний период на данный момент нет.

В доказательство своих доводов заявители представили скриншоты с сайта АО «Авиакомпания Якутия» https://booking.yakutia.aero.

По результатам мониторинга сайта международного аэропорта «Якутск» и данным представленным Якутскому УФАС России Федеральной антимонопольной службой России было установлено, что в центральные города России в 2021 году рейсы осуществляют: АО «Авиакомпания Якутия», АО «Авиакомпания «Сибирь», АО «Авиакомпания АЛРОСА», АО «Уральские авиалинии».

В целях объективного и всестороннего рассмотрения, поступивших обращений Якутским УФАС России были направлены соответствующие запросы в адрес перечисленных авиакомпаний.

Из пояснения АО «Авиакомпания АЛРОСА» (от 19.07.2021г.исх.№А/к-80.03/1012) следует, что авиакомпания до 2021 года не осуществляла регулярные перевозки по маршруту «Якутск-Москва-Якутск». В связи с тем, что в 2021 году в аэропорт у города Якутска ведутся работы по строительству и реконструкции взлетно-посадочной полосы и в связи с невозможностью эксплуатации всех типов дальне- и среднемагистральных воздушных судов без существенных ограничений часть авиаперевозчиков ушли с указанного маршрута или снизили количество рейсов. Ввиду этого, АО «Авиакомпания АЛРОСА» понимая, что потребность в перелетах имеется и идя на встречу населению республики и Министерству транспорта Республики Саха (Якутия) ввела дополнительные рейсы из по маршруту Якутск-Москва-Якутск.

Между тем, в связи с предоставлением неполной информации по количеству выполняемых авиакомпаниями рейсов по маршруту Якутск-Москва-Якутск, недостаточным документальным обоснованием АО «Авиакомпания АЛРОСА» формирования цены на авиабилеты с экономической и технологической стороны, а также с ограниченными сроками рассмотрения обращения граждан Якутское УФАС России приказом от 25.06.2021 №15 возбудило дело №014/01/10-1283/2021 по признакам состава нарушения предусмотренного ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке проведен в ходе рассмотрения дела №014/01/10-1283/2021.

Определением от 08.07.2021 рассмотрение дела №014/01/10-1283/2021 назначено на 04 августа 2021 года.

Комиссия Якутского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные АО «Авиакомпания АЛРОСА» сведения о рассматриваемых комиссией обстоятельствах дела, установила нижеследующее.

В соответствии со статьей 64 Воздушного Кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г №60-ФЗ и раздела I Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 года №82, перевозчик вправе устанавливать плату за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты.

Согласно методическим рекомендациям по определению себестоимости внутренних и международных рейсов для российских авиакомпаний, утвержденных ФСВТ России от 15.07.1999 г. №7.7-188 (далее – методические рекомендации) себестоимость рейсов воздушных судов (ВС) является основным показателем эффективности эксплуатации ВС на воздушных линиях. Себестоимость рейсов применяется для экономической оценки планируемых рейсов, для анализа эффективности эксплуатации ВС на освоенных маршрутах, для обоснования тарифов за авиационные перевозки, при определении целесообразности приобретения или получения в лизинг новых ВС, для решения других задач по анализу и планированию эксплуатации ВС.

Себестоимость рейсов представляет собой стоимостную оценку используемого авиационного топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, затрат на пролеты и обеспечение взлет-посадок, а также других затрат, необходимых для выполнения регулярных и нерегулярных рейсов ВС по внутренним или по международным воздушным линиям.

Уровень себестоимости рейсов зависит от характеристик маршрута, от летно-технических характеристик самолетов и вертолетов, от стоимости топлива, затрат на аэропортовое и аэронавигационное обслуживание в регионе выполнения рейсов, от цены ВС, затрат на поддержание исправности авиационной техники, уровня заработной платы и других составляющих затрат.

Из пояснений АО «Авиакомпания АЛРОСА» следует, что с учетом летно-технических характеристик воздушных судов, полеты на укороченную взлетно-посадочную полосу можно выполнять на Boeing-737-700. При выполнении полетов в условиях укороченной длины взлетно-посадочной полосы предельная коммерческая загрузка данного воздушного судна при компоновке салона 138 кресел в одну сторону по маршруту Якутск-Москва составит 2106 кг.

Учитывая приведенные данные, расчетное количество пассажиров составляет – 22 пассажира на рейс (2106 кг/95 кг (пасс)=22 пасс.), процент занятости кресел 16 %что приводит к отсутствию целесообразности таких полетов.

С целью решения задачи по перевозке пассажиров, Авиакомпанией разработана альтернативная схема выполнения полетов через аэропорт Мирный (промпосадка для дозаправки). Данный вариант позволяет выполнить рейс без ограничений по предельной коммерческой загрузки при вылете из аэропорта Якутск. При этом, АО «Авиакомпания АЛРОСА» указывает, что отрицательным фактором данной схемы является увеличение затрат на дополнительную взлет-посадку, повышенный расход топлива и продолжительность рейса.

Определение себестоимости рейсов авиакомпании осуществляется на основе методических рекомендаций.

Расстояние маршрута Якутска – Москва:  5150 км

Время в пути: 7 часов

Расстояние маршрута Якутск-Мирный: 816 км

Время пути: 01 ч.15 мин.

Себестоимость рейса авиакомпании сформирована с учетом стоимости топлива, расходов на аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, затрат на поддерживание летной годности, стоимости лизинга ВС, заработной платы летного и кабинного экипажа и других производственных, общехозяйственных и административных расходов. Из расчета стоимости рейса следует, что наибольшая доля расходов приходится на авиационное топливо и обеспечение заправки, и составляет 33,8% (1847,2), аэропортовое обслуживание 17,5 % (954,2тыс.руб), а также затраты на лизинг ВС составляют 26,8% (1463,9 тыс.руб.), оплата труда летного и кабинного экипажа со страховыми взносами – 9,7% (528,0 тыс.руб) СЛЧ, расходы на ремонт и поддержание летной годности ВС – 5,2% (282,2 тыс.руб), прочие расходы (страхование, сертификация, услуги по переработке и хранению ГСМ, услуги образования, командировочные расходы, услуги здравоохранения, АХР и пр.- 7% (387,3 тыс.руб) от стоимости рейса и входят в состав себестоимости летного часа.

Для подтверждения расчета себестоимости рейса авиакомпания предоставила следующие документы: Договора об оказании услуг в аэропорту городя Якутска, договора услуги хранения и переработки нефтепродуктов, договор на предоставление услуг складских операций по размещению ГСМ, договора лизинга воздушного судна, договор поставки питания, договор на выполнение технического обслуживания ВС и оказание услуг, договор авиационного страхования. Также АО «Авиакомпания АЛРОСА» предоставила следующие сведения:

- объемные показатели и летно-технические характеристики;

- количество запланированных рейсов 2021 год;

- плановая себестоимость «сухого» летного часа ВС Boeing-737-700;

- амортизация ОС 2021 год;

- коллективный договор;

- приказ, положение по текущему планированию;

- положение об оплате труда авиационного персонала, выполняющего летную работу;

- положение об оплате труда административно-управленческого персонала и работников наземных служб;

- положение об оплате труда авиационного персонал, занятого на техническом обслуживании ВС ИАС;

- совместное постановление о внесении изменений и дополнений в коллективный договор;

-приказ, штатное расписание АО «Авиакомпания АЛРОСА».

Все предоставленные документы надлежащим образом заверены и скреплены печатью.

Таким образом, на стоимость авиабилетов по маршруту Якутск-Москва-Якутск выполняемых АО «Авиакомпания АЛРОСА» влияют увеличение затрат на дополнительную взлет-посадку, повышенный расход топлива и продолжительность рейса.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей

При определении доминирующего положения антимонопольный орган обязан руководствоваться критериями, которые установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), включая финансовые организации, или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В целях оценки положения  АО «Авиакомпания АЛРОСА» на рынке услуг пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту «Якутск-Москва-Якутск» на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и  Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке Комиссией Якутского УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту Якутск-Москва-Якутск.

Исследование товарного рынка проводилась за период с 01.01.2019г. по 31.12.2019 и с 01.01.2021 по настоящее время.

В соответствии с Законом о защите конкуренции период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не может превышать трех лет.

Между тем, 2020 года — это период введения ограничений, в том числе и на воздушные перевозки внутри России, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» деятельность пассажирского воздушного транспорта включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Продуктовые границы рынка – услуги регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту «Якутск-Москва-Якутск»

По результатам анализа 01 июля 2021 года составлен аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту «Якутск-Москва-Якутск».

Якутским УФАС России установлено, что АО «Авиакомпания Алроса» не занимает доминирующее положение на рынке услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту «Якутск-Москва-Якутск».

Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту «Якутск-Москва-Якутск» приобщен к материалам дела.

Учитывая изложенное, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что в действиях АО «Авиакомпания АЛРОСА» при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по маршруту Якутск-Москва-Якутск, не усматриваются признаки нарушения пункта части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Якутского УФАС России,

 

 

 

РЕШИЛА:

Производство по делу № №014/01/10-1283/2021, возбужденному приказом №15 от 25.06.2021г. по признакам нарушения акционерным обществом «Авиакомпания АЛРОСА» (юридический адрес: 678170, Республика Саха (Якутия), город Мирный, Аэропорт, офис 24 ИНН 7805004321 ОГРН 1047866033626) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии:          

 

***

 

 

 

Члены Комиссии:                       

 

***

 

 

 

 

 

***

Связанные организации

Связанные организации не указаны