Решение б/н решение от 14 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 014/07/3-662/2024

о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

г. Якутск 14 мая 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:

... – начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,

... – старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,

... – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии.

при участии:

от заказчика Акционерного общества «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» (далее так же – АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)», заказчик): ... (представитель по доверенности),

от заявителя общества с ограниченной ответственностью «Глобалс Аудит» (далее также – ООО «Глобалс Аудит», заявитель): ... (представитель по доверенности),

рассмотрев, посредством web-видеоконференцсвязи, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Глобалс Аудит» на действия (бездействие) заказчика Акционерного общества «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по проведению финансового аудита (извещение № 1200500007824000001), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО «Глобалс Аудит» на действия (бездействие) заказчика.

Из сути жалобы ООО «Глобалс Аудит» с исх. № 076/2024 от 26.04.2024 года следует, что установленный заказчиком порядок оценки заявок не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии представитель заявителя ходатайствовал о рассмотрении жалобы № 080/2024 от 07.05.2024 года, из сути которой следует, что комиссия по осуществлению закупок неправомерно отстранила заявку ООО «Глобалс Аудит».

Просит признать жалобу обоснованной.

Из пояснений заказчика следует, что с доводами жалобы не согласен.

Просит признать жалобу необоснованной.

Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:

  1. извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 1200500007824000001 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также – ЕИС), также на сайте оператора электронной площадки ЭТП Газпромбанк – 11.04.2024 года;
  2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ);
  3. начальная (максимальная) цена контракта – 333 333,33 рублей;
  4. на участие в закупке подано 2 (две) заявки. Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок, на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 06.05.2024 №ПРОII1 обе заявки на участие отклонены.

На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.

В целях полного и всестороннего рассмотрения дела объявлен перерыв в заседании Комиссии на 14 мая 2024 года в 16:00часов.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя частично обоснованной по следующим основаниям:

1. Довод жалобы заявителя о том, что установленный заказчиком порядок оценки заявок не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, признан обоснованным на основании следующего:

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

Во-первых, извещением о проведении закупки установлен критерий оценки «Цена контракта»:

 

В соответствии с пунктом 1 Положения настоящее Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, согласно приложению № 1 (далее - Приложение № 1 к Положению).

Согласно разделу 1 Приложения № 1 к Положению установлена форма по заполнению информации о заказчике и закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Форма), из которого следует что по критерию «Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение)

Пункт 9 Положения, предусматривает установление заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке по указанному критерию оценки двух формул.

Однако заказчик в рассматриваемом случае не включил в свой порядок следующие формулы, подлежащие применению:

а) за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" настоящего пункта и пунктом 10 настоящего Положения, - по формуле:

 

где:

Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);

Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги";

б) в случае если по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" всем заявкам, подлежащим в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки (БЦi), определяется по формуле:

 

где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса).

Пункт 10 Положения, предусматривает установление заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке по указанному критерию оценки двух формул.

Однако заказчик в рассматриваемом случае не включил в свой порядок следующие формулы, подлежащие применению:

а) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:

 

б) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:

 

С учетом изложенного, заказчик, установив порядок оценки заявок по критерию «Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» без учета требований пунктов 9 и 10 Положения.

Во-вторых, согласно положений извещения о проведении закупки по критерию «Характеристика объекта закупки» установлен показатель «2.1. Количество успешно пройдённых плановых проверок внешнего контроля деятельности аудиторской организации (ВКД, ВККР) со стороны СРО, УФК (Росфиннадзор)».

Согласно положений извещения о проведении закупки по показателю «Качественные характеристики объекта закупки» критерия «квалификация участников закупки» установлен детализирующий показатель «2.1. Количество успешно пройдённых плановых проверок внешнего контроля деятельности аудиторской организации (ВКД, ВККР) со стороны СРО, УФК (Росфиннадзор)».

Согласно сведений Единой информационной системы в сфере закупок раздел III Порядка оценки заявок содержит следующее:

 

Согласно пункту 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) качественные характеристики объекта закупки;

б) функциональные характеристики объекта закупки;

в) экологические характеристики объекта закупки.

Согласно пункту 18 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением № 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.

Согласно пункту 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.

Для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" одновременно с количественным значением в соответствии пунктом 18 Положения, с в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: «Количество успешно пройденных плановых проверок внешнего контроля деятельности аудиторской организации (ВККР, ВКД) со стороны СРО аудиторов, Федерального казначейства (Росфиннадзора).

По данному критерию оценивается количество успешно пройденных аудиторской организацией внешних проверок. Успешно пройденными считаются:…».

Описание свойств объекта закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в описании объекта закупки и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в описании объекта закупки.

Описание свойств объекта закупки должно быть конкретным, однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований.

Следовательно, оценивают не только количество проверок, но и свойство, выражающееся в успешности и плановости проверок.

При этом установление количественного значения одновременно со свойством объекта закупки «Успешных» и «Плановых», подлежащих оценке ограничивает участников закупки ограничивает участников закупки.

В-третьих, согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 28 Положения следует, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;

в) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.

Согласно сведений Единой информационной системы в сфере закупок раздел III Порядка оценки заявок содержит следующее:

 

Комиссией Якутского УФАС России установлено, что порядок оценки заявок Извещения:

- не содержит условия об оценке гражданско-правовых договоров с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), что не соответствует подпункту "д" пункта 28 Положения;

- требование извещения об оценке исключительно договоров по которым заказчиком не применялись штрафные санкции не соответствуют подпункту «в» пункта 28 Положения;

- не содержит условия о том, что к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, при этом, установлено условие о том, что опись документов рекомендуется представить виде электронного документа из Приложения № 6, которая также служит Предложением участника закупки, что не соответствует требованиям подпункта «е» пункта 28 Положения.

С учетом изложенного Якутское УФАС России приходит к выводу, что требования Порядка оценки заявок не соответствуют требованиями Положения и не позволяют выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.

Установление требований положений извещения не соответствующий постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 ограничивают участников закупки.

Таким образом, заказчик, установив Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не соответствующий требованиям законодательства нарушил положения части 3 статьи 7, части 1 статьи 32, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.

В связи с тем, что нарушения заказчика могли повлиять на результаты закупки, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

2. По доводу жалобы о том, что комиссия по осуществлению закупок неправомерно отстранила заявку ООО «Глобалс Аудит», сообщает следующего:

Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Вместе с тем, настоящим решением Якутского УФАС России при рассмотрении жалобы № 076/2024 от 26.04.2024 года поданного в порядке пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе принято решение о выдаче обязательного для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Для чего поручено отменить все протоколы, составленные в ходе, внести изменения в извещение и электронные документы закупки, разместить извещение и электронные документы, продлить сроки подачи заявок на участие в закупке.

На основании изложенного, довод жалобы не подлежит рассмотрению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

р е ш и л а:

1) Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Глобалс Аудит» на действия (бездействие) заказчика Акционерного общества «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по проведению финансового аудита (извещение № 1200500007824000001) частично обоснованной.

2) Признать заказчика Акционерное общество «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» нарушившим часть 3 статьи 7, часть 1 статьи 32, пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3) Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.

Заместитель председателя комиссии

Члены комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны